Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №46 (991) → Протоиерей Евгений Попиченко: Самое важное в нашей жизни происходит внутри Церкви

Протоиерей Евгений Попиченко: Самое важное в нашей жизни происходит внутри Церкви

№46 (991) / 3 декабря ‘18

Беседы с батюшкой

Батюшка, 21 ноября, оказывается, отмечается Всемирный день телевидения – эта тема в нашем эфире немножко прошла мимо. Хочется Вас поздравить с профессиональным праздником как много потрудившегося над просвещением зрителей, ведущего передачи на телеканале «Союз» и сейчас продолжающего свою телепроповедь в программе «Благая часть», которая систематически публикуется на приходской странице собора Успения на медиахостинге YouTube. Ну и, конечно же, с днем ангела, который сегодня все мы отмечаем.

– Дорогие мои друзья, искренне поздравляю всех с именинами: Сегодня Святая Церковь прославляет Архистратига Божия Михаила со всеми Небесными Силами – следовательно, сегодня память каждого ангела-хранителя всех христиан. Так что с днем ангела; радости, мира! И не теряйте связи со своим Небесным покровителем. Спасибо, Дмитрий, за поздравление с профессиональным праздником… Это хорошо, что есть возможность говорить о Христе с экранов телевизоров, доходить до каждого, от сердца к сердцу. И дай Бог, чтобы сегодняшний вечер тоже был проведен с пользой.

Скажите, пожалуйста, буквально в нескольких словах, раз уж Вы сказали о важности почитания своего Небесного покровителя. Есть небольшая путаница: есть день ангела и день именин; именины – это день памяти твоего Небесного покровителя, а день ангела – день святых ангелов, Собора Архистратига Михаила и день Крещения человека. Так ли это? Не ошибка ли называть день памяти своего Небесного покровителя днем ангела?

– Путаница немножечко есть, но она не критичная: действительно есть два молитвенника за нас. Первый – ангел-хранитель. Он дается Богом в день Крещения, когда человек духовно рождается и соединяется с Церковью, рождается во Христа. И поскольку обычно раньше этот день выбирали по святцам (ребеночка приносили в определенный день), то родители и священники особо не привередничали: смотрели святых, празднуемых в этот день, выбирали подходящее имя (благо, что каждый день бывает память до нескольких тысяч святых) и крестили в честь святого, в день которого таинство духовного рождения совершалось. И так получалось, что одновременно человеку приставляли от Небес ангела-хранителя, а от земли – святого человека, который прожил жизнь, – и им двоим, как в две руки, вверяли младенца, чтобы они его довели до Царствия Небесного. Ну а потом, когда это стало происходить в разное время (например, Крещение было в один день, а нарекли младенца в честь святого, который празднуется через полгода), то получилось, что день ангела – это день Крещения, а именины – день памяти Небесного покровителя.

Спасибо за это разъяснение. Возвращаясь к теме Всемирного дня телевидения и Вашей передачи «Благая часть», я поинтересуюсь у Вас, какой отклик получает эта программа. Она публикуется в интернете, то есть адресована всем – или все-таки «своим» (знакомым, друзьям, прихожанам)? Это местечковая вещь или все-таки возможность обширной проповеди?

– Для меня это разговор с нашими прихожанами, который не ограничивается приходом: у нас близкие мысли, мы сроднились еще с передачи «Церковный календарь» на телеканале «Союз» и сохранилась инерция еженедельно записывать передачи, какие-то мысли и наблюдения. Для меня это – как упражнение: когда теряешь навык, теряется сноровка – ты становишься размазанным, невнимательным, живешь только насущным, а жизненные, исторические сюжеты уже не замечаются. Это не очень приятно, поэтому я стараюсь все-таки что-то наблюдать и тем, что откликается в душе, делиться с нашими дорогими телезрителями. Поэтому я, конечно, хотел бы, чтобы эти кратенькие передачи «С добрым утром!» расходились как можно шире и чтобы на них обязательно был отклик обратной связи в виде вопросов, комментариев, замечаний. Гораздо интереснее на них отвечать. Мы иногда практикуем: собираем вопросы и отвечаем на них в прямом эфире – и передача получается гораздо живее, как будто ты говоришь с живым человеком и отвечаешь на его насущное, нежели просто размышляешь на тему...

...которая, может быть, волнует сейчас только Вас. Как Вы считаете, насколько современным священникам необходимо выходить в современные СМИ, социальные сети, на ту же площадку YouTube? Стоит ли гнаться за подписчиками, пытаться говорить на языке своей потенциальной аудитории – молодежи, людей среднего возраста, более зрелых? Или это все по талантам, по возможностям, в зависимости от того, может ли человек в этом поле себя найти?

– Я бы сказал, что надо стремиться говорить на языке Духа Святого – от сердца к сердцу. Чтобы, как говорил апостол Павел, совершались и слово мое и проповедь моя не в убедительных словах человеческой мудрости, но в явлении духа и силы, чтобы вера ваша утверждалась не на мудрости человеческой, но на силе Божией. Слово священника должно быть с силой, с Духом, и обязательно связано с его внутренней жизнью: недостаточно научиться красиво «калякать» на разных жаргонах или стилизоваться под тот или иной образ или возраст, – важно, чтобы священник всегда сохранял свою живую связь с Христом, стремился к Нему и был Его проводником: не сам от себя вещал, был не собственной радиостанцией, а проводником, антенной, которая принимает сигналы Небесной радиостанции и передает их дальше.

И в этом смысле надо использовать любые возможности для слова Божия. Но, мне кажется, священник должен увлекаться не этим, а Божественной литургией, служением Богу и людям, церковной жизнью, благочестием, вниманием к себе, трезвением, духовным чтением, молитвой, и то, что рождается в этом труде, передавать своей пастве, реальной или виртуальной. Он не должен фанатеть от самого себя, не должен сходить с ума, подсчитывая лайки и голоса. Опасно, если священник увлекается самим процессом. Мне кажется, должно быть так – священник делает свое дело, служит, проповедует, а у него есть помощники: не он сам сидит по нескольку часов в день за компьютером, что-то пишет – это не полезно, а есть помощники, которые несут добровольное служение, – что-то снимают, монтируют, куда-то отправляют... Все-таки время священника – золотое.

Безусловно. Я о том, что современные площадки – возможность для массовой проповеди, и это необязательно должно восприниматься как впустую потраченное время, написание каких-то текстов и постов: по количеству лайков, понятно, ты не сможешь определить, насколько этот материал и вообще тема веры и Бога интересны людям (хотя это тоже можно сделать). Но это огромный пласт для проповеди, где среди рекламы, вирусных роликов, каких-то бессмысленных наборов слов ты вставляешь веское слово о Боге.

– Веское слово о Боге нужно вырастить в своем сердце. В любом случае, это служение должно быть сбалансировано и не перевешивать совершение Божественной литургии. Если возникает крен, то какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? Все-таки священник – служитель Бога, сослужитель в таинствах Церкви. И хорошо бы, чтобы это не нарушалось.

Вопрос телезрителя Евгения: «Могут ли представители Церкви участвовать в государственных политических мероприятиях, тем более принимать чью-то сторону? Все-таки кесарю кесарево, а Богу Богово. Тем более у нас уже есть опыт: когда Церковь занималась всеми этими делами, кончилось 1917-м годом».

– Мне кажется, Евгений сам ответил на свой вопрос – вопрос задал, на вопрос ответил: кесарю кесарево, а Богу Богово. Конечно, Церковь должна участвовать в жизни страны – обязательно, без вопросов: молиться и за президента, и за депутатов, и за всех представителей власти, влиять на умы и сердца тех, от кого зависит внешняя, материальная жизнь нашего Отечества, обязательно призывать к святости. На самом деле, самое сильное влияние – не политическое, не экономическое, не социальное, а духовническое. Церковь все время этим и занимается. А выдвигаться в депутаты, идти во власть, создавать партию – конечно, это ерунда; Церковь в своих священнослужителях этим заниматься не должна.

Дело священников – совершать службы Божии и молиться за народ. Но Церковь – это не только епископат, Церковь – это каждый крещеный человек. В этом смысле Владимир Владимирович тоже является частью Церкви, к тому же он непосредственно влияет на судьбу России. Любой человек, осознающий себя православным, должен стремиться к святости. Это должно быть во всех сферах жизни – начиная от кухонных разговоров и кончая выступлением в Государственной Думе. Каждый должен этот идеал воплощать – в своих отношениях с коллегами, в расчетах со своими сотрудниками, тогда все будет на своих местах. Церковь – живой организм, каждый православный – клеточка этого организма, и мы все должны трудиться ради Царствия Небесного на тех местах, куда нас Господь поставил, добросовестно и во славу Божию.

Вопрос телезрительницы: «По преданию, Архангел Михаил в 12 часов ночи (21 ноября, 19 сентября его даты) находится на берегу долины огненной, опускает в нее свое правое крыло – и она гаснет. Называем усопших по имени, и Архангел Михаил выводит их души из ада. А еще обязательно читать эту молитву в Страстную неделю Великого поста: “Cвятый Архангеле Божий Михаиле, выведи из вечного огня своим благословенным крылом и приведи их ко Престолу Божию и умоли Господа нашего Иисуса Христа, чтобы простил им их грехи” (называя имена усопших). Как Вы относитесь к этому преданию? Действительно ли нужно читать эту молитву именно в 12 часов ночи? Спасибо большое».

– Я не очень хорошо отношусь к таким преданиям и вообще к условиям, которые нужно соблюсти, чтобы заставить, убедить, вынудить Бога совершить какие-то действия, – это называется магия: совершение определенных действий, которые приведут к определенным результатам. Это магия, пусть и облеченная в православный антураж.

Наши отношения с Богом выражаются в нашей любви к Нему, в нашей свободе и в сердечном к Нему устремлении, в деятельной жизни по Его святым заповедям, поэтому какую молитву читать, каким святым молиться и можно ли молиться по соглашению – тут, мне кажется, эти условия создают для нашего сознания определенные трудности: нам кажется, что если мы эти условия соблюдем, то будет счастье – и за соблюдением условий мы забываем, что не выполнить что-то в какое-то время или в каком-то количестве не столь важно, как качество – как нужно встать перед Богом. Перед Богом нужно вставать так, как пророк Божий Давид. Для этого нужно почитать его историю и историю рождения 50-го псалма – мне кажется, это классический вариант того, что Бог слышит. Жертва Богу дух сокрушен, сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит.

Давида настолько пронзила эта мысль пророка Нафана, что он согрешил пред Богом, что виновен в грехе убийства и прелюбодеяния, которое родило убийство, настолько это пронзило его сердце, что он просто упал пред Богом, упал в песок, и три дня лежал, стеная и взывая к Богу. И затем из сердца родилась вот эта молитва: Помилуй мя, Боже, по велицей милости Твоей, и по множеству щедрот Твоих очисти беззаконие мое. Наипаче омый мя от беззакония моего, и от греха моего очисти мя; яко беззаконие мое аз знаю, и грех мой предо мною есть выну. Тебе единому согреших и лукавое пред Тобою сотворих; яко да оправдишися во словесех Твоих, и победиши внегда судити Ти. Се бо, в беззакониих зачат есмь, и во гресех роди мя мати моя. Он Богу обещает: Господи, если простишь, то научу беззаконныя путем Твоим, и нечестивии к Тебе обратятся. Если эту молитву внимательно читать, как от себя, с сочувствием, к Богу, то произойдет чудо – то же, что произошло с Давидом: Бог простил его, помиловал. И нас Господь помилует, и наших родных, близких по великой милости Своей. Что будет с адом? Наверное, все-таки нужно подождать до Страшного Суда: по учению Церкви, будет Богом определено, кто пойдет в жизнь вечную, кто пойдет в муку вечную. Не нужно предвосхищать Суд Божий – молиться нужно с сердцем сокрушенным.

Вопрос телезрителя Андрея: «Объясните, пожалуйста, что происходит, когда бывает пик веры – постоянно ходишь в церковь, постоянно причащаешься, исповедуешься, а потом это все уходит, наступает забвение и тишина. Через какое-то время повторение: снова частые посещения храма, исповеди, причастия – потом снова период какой-то слабой веры. Поясните, пожалуйста, с чем это связано. Спасибо за ответ».

– Дорогой Андрей, когда меня спрашивают, как у меня дела, я иногда отвечаю: «То взлет, то посадка, то снег, то дожди» – вот такая у нас жизнь непостоянная. То солнышко выглянет, то тучка, то солнышко, то ураганный ветер, и так вся жизнь до конца… Претерпевший до конца спасется. Наше дело – зажечь светильник от Христа в таинстве Крещения и сквозь ветры и бури пронести этот огонек, не забывая доливать масло в елей; а масло нужно запасать в сосудах, чтобы светильники не выгорели.

Разные периоды бывают. Первый – самый яркий, конечно, – период влюбленности, когда человек влюбился в Церковь, влюбился в Христа – и Господь ему идет навстречу, раскрывает Свои объятия, как блудному сыну, и награждает его, устраивает пир. Начальный период продолжается какое-то время (может быть, года 3), а потом младенчество заканчивается, отец ставит нас на ножки и говорит: «Сыночек, а теперь давай учиться ходить». И начинается период взросления – период искушений, испытаний, пустыни. Помните, как Христос после крещения был введен Духом в пустыню, постился 40 дней и преодолевал искушения от дьявола? И этот период – самый большой, фактически вся наша жизнь, когда человек идет и трудится. Это называется деятельным периодом. Преодолеваются страсти, а вместо страстей взращиваются противоположные им добродетели.

Недостаточно просто не делать греха. Пророк говорит: уклонися от зла и сотвори благо (Пс. 33, 15) – не только не кради, но еще и раздай бедным то, что имеешь; не злословь, но научись оправдывать; не завидуй, но приучи себя к бескорыстию, благородству. И этот трудовой период занимает бóльшую часть жизни… Потом, где-то ближе к концу, если не ослабеем, Господь дает утешение (кому-то, может быть, и на смертном одре): Ему важно видеть воинов – мужественных, выносливых, закаленных. Периодически Господь дает утешение, чтобы мы, преодолевая искушение, не впали в отчаяние: Он дает испытания, не превышающие нашей силы, а потом даст вдохновение, утешение, глоток воздуха. Только так становятся воинами – не в кабинетах, а получая раны на поле битвы и одерживая победы. И как сказал один мудрый человек, обычно у христианина периоды его жизни, подвига – не от победы к победе, а от поражения к поражению: упал – вставай, ползи – снова вставай; опять тебе враг подножку подставил – снова вставай, и так до конца. Но претерпевший же до конца спасется.

Правильно я понимаю, что в Крещальной литургии таинство Крещения непосредственно входит в ход богослужения, Божественной литургии – не как-то отдельно совершается, а прямо внутри самой службы?

– Совершенно верно: в теле Литургии. Но это по замыслу Церкви: и Крещение, и Венчание – все должно быть внутри...

А почему тогда складывается, что таинства Венчания и Крещения – личные таинства? Если Крещение, то это – отдельное помещение, где есть купель, либо время, когда в храме практически никого нет, а приходят сами крещаемые, их родные и близкие?

– Это говорит о нашей разобщенности и нашем расцерковлении. Мы не воспринимаем себя как часть Церкви: для нас это институт религиозных услуг – мы пришли, получили какое-то религиозное действие, услугу, и пошли по своим делам. Для нас посетить церковь – как в магазин сходить.

Конечно, надо менять сознание, отношение, надо глубоко воцерковляться. Надо полюбить Церковь и понять, что самое важное в нашей жизни происходит там, внутри Церкви.

Сегодня пришли два мужчины. Один говорит: «Батюшка, вот часто человек говорит так: „Бог у меня в душе – зачем мне Церковь? Главное, чтобы у меня в душе все правильно было”». А если Бог в душе, то место встречи неизбежно: оно будет около Чаши – Бог, Который в Чаше, и Тот, Который должен быть в душе, это один и Тот же Бог. И, как магнитик к магнитику, душа с Христом тянется к Чаше с Христом. А если человек «с Богом в душе» к Чаше не тянется, то, значит, у него там какой-то другой бог: в лучшем случае там Бога вообще нет, а в худшем, поскольку свято место пусто не бывает, человек уже насобирал в свою душу каких-то божков, которые его оттягивают от Чаши и создают миф, что можно без Церкви спастись и можно быть с Богом без Церкви. Это миф, это ложь.

Вопрос телезрителя: «Молитва матери за детей со дна моря поднимает. А молитва отца?».

– Молитва отца до Небес возносит. Вообще, Бог говорит с отцом. Если уж разобраться, то Бог говорил с Адамом, Адам говорил с Евой, а Ева уже дальше в своих детей это транслировала. И, конечно, мужчина предстоит перед Богом.

Это великое сокровище, когда отец, муж осознает эту честь, эту ответственность – предстоять перед Богом, молиться. Молитва отца защищает благодатным куполом всю семью, поддерживает и мать, и детей. Поэтому молитесь и не лишайте детей возможности общения с собой. Это хочется сказать всем отцам: заинтересуйтесь общением со своими детьми, полюбите это, делайте с ними уроки, читайте с ними книжки, дарите им свое время – не ленитесь, не жалейте себя. И что с того, что вы работаете? Женщина, которая сидит дома, втрое больше физически работает и устает, чем мужчина, стоящий у станка.

Это бесценное время, когда дети рядом и в нас нуждаются, очень кратко. Думайте, творите, созидайте. Составляйте план воспитания детей.

Недавно услышал такую историю. Гуляли отец с сыном вечером по Плотинке у нас в Екатеринбурге и купили воздушный шарик. Ребенок с ним побежал, и какой-то человек спросил, сколько стоит шарик. Ребенок говорит: «Я не знаю». Тот: «Ну, на 200 рублей». Ребенок приходит и говорит: «Папа, я 100 рублей заработал» – они за 100 купили, за 200 отдали. – «А давай попробуем». Вот так у них этот бизнес родился. Отец собрал детей, говорит: «Такой порядок: вместе вступаем, договор заключаем». И так два месяца они работали. Под конец, на День города, уже «ГАЗель» шариков продали, заработали 100 000 рублей на троих. Правда, все вечера они ходили с шариками. И отец сказал: «Ну все! Смотрите, это наш с вами капитал». А младший говорит: «Отец, дай мне положенную часть моего имения – я не готов дальше участвовать в бизнесе». Они посоветовались, 40 000 ему отдали, пошли компьютер купили – по запчастям, а потом вместе его собирали. А со старшим купили старенькую машину и стали ее ремонтировать, готовить к ралли.

Для понимания: старший – это какой возраст?

– Младшему 10, старшему 15. И меня потрясает, что отец включен в этот процесс – это все не самотеком: он заинтересован, он думает о своих детях, они вместе что-то созидают. Я уверен, что у него все получится в передаче детям веры: вера – не от книжек, не от «Закона Божия», а от живого общения и совместного проживания, отношений родителя с Богом, что передается и детям, от совместного чтения книг и их проговаривания и чувств, которые рождаются в сердце взрослого и которые он передает детям: дети не мозгом понимают – дети понимают сердцем. И очень здорово, Андрей, что у вас такой вопрос про молитву. Я вам желаю, чтобы все получилось и в вашей семье, и в семьях всех наших телезрителей.

Спасибо, батюшка, что сегодня пришли в нашу студию. Время нашей программы подошло к концу, – а сколько разных тем и вопросов мы успели поднять! Напомню: программа «Благая часть» выходит систематически на канале прихода собора Успения Пресвятой Богородицы г. Екатеринбурга на YouTube и публикуется и в группе собора в социальной сети «ВКонтакте».

Записал:
Александр Воронцов

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс: 32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс