Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №46 (991) → Священник Игорь Лысенко: Семья как источник раздора и единения

Священник Игорь Лысенко: Семья как источник раздора и единения

№46 (991) / 3 декабря ‘18

Беседы с батюшкой

Каждый, кто уже не совсем молод, знает, что такое семья. Говоря о семье как об источнике разделения, вспоминается очень много примеров: каждый человек в своей жизни, в своей семье может назвать невероятное множество примеров, когда жене хочется упрекнуть мужа, мужу – жену, вечные битвы между зятем и тещей или с невесткой и свекровью, и так далее. Конечно, одна из самых страдающих сторон – дети, если они уже есть в семье. Поговорим обо всем этом, но прежде всего: что такое семья?

– Я думаю, это настолько важное понятие, что о нем практически никто не думал и не говорил – всем казалось, что это само собой, естественно… Еще 100 лет назад употребляли фразу: «Ничего, пусть солдаты гибнут – бабы еще нарожают». Казалось, что это вечно, незыблемо, и особо разбираться, что такое собственно семья, всем казалось слишком банальным. И вот мы в результате дошли до состояния, когда, к сожалению, у нас есть люди, которые не понимают, зачем семья, нужна ли она, или считают семьей суррогаты отношений. Для этого даже названия придумывают («неполная семья» или «семья по договоренности») – у социологов есть (я как-то смотрел) больше 10-ти научных терминов, которые обозначают отношения между людьми: «партнерская семья», «гражданский брак», и так далее.

Но ведь всегда надо смотреть от начала (как говорили латиняне, ab ovo – «от яйца») и обращаться к первоисточнику – Библии, где сказано: «сотворим человека по образу Нашему и по подобию Нашему» и «мужчину и женщину сотворил их» – творя человека, Господь сотворил сразу семью; именно потому это мужчина и женщина, чтобы они сразу могли исполнять заповедь, которую Господь им дал (в 1-й главе Книги Бытие она указана): плодитесь и размножайтесь.

Вы правильно сказали о детях. К сожалению, в современной семье мысль о детях иногда пугает, особенно когда люди видят по телевизору, слышат от своих друзей, что нельзя рожать. Я не буду повторять те гадости и те глупости, которыми сопровождаются слова о рождении детей, о будущем жены и мужа, если у них появятся дети, а особенно если несколько детей. Тем самым сам смысл создания семьи теряется. Современному человеку стараются внушить мысль о семье, его жизни и цели жизни, которая была очень емко и наглядно продемонстрирована в начале 1990-х гг. в знаменитой рекламе: «Бери от жизни все!». К чему приводит следование этому лозунгу, этому девизу жизни, мы можем увидеть на кладбищах того времени: если посмотреть, кто в начале 1990-х гг. похоронен, – это гигантские аллеи могил молодых людей, которые в погоне за материальными ценностями, самоудовлетворением отдавали свои жизни. Это страшно. И они не оставили после себя никого.

Кроме шикарных могил.

– Ну, у кого-то; к сожалению, у большинства не очень шикарно. А мы сейчас имеем демографический провал – те, кто должен был родиться в начале 1990-х гг., сейчас должны были уже рожать детей, а их нет. И поэтому сейчас перед государством стоит серьезный вызов. И президент Владимир Путин говорит и в своих обращениях, и в своих программных заявлениях, что сейчас понятие человеческого капитала – понятие того, кто же будет созидать страну, – встало во главу угла. А это все лежит в семье.

Как 100 лет назад наша страна взорвалась, когда брат пошел на брата, когда раскол прошел по земле!.. Помните у Достоевского: «Тут дьявол с богом борется, а поле битвы – сердца людей»? К сожалению, полем битвы стала и семья, когда кто-то, как Алексей Карамазов, считал, что главное – это найти Бога и воплотить то, что Бог через тебя хочет дать этому миру, а кто-то считал, что надо жить только для себя, как отец того же Алексея Карамазова.

И что из этого получилось? Трагедия человека, который хочет жить только для себя и «брать от жизни все», выразилась в русском обществе 100 лет назад – и сейчас она повторяется, сейчас мы видим, к чему может привести планирование семьи как некоей возможности чего-то привычного и модного: привычно сыграть красивую свадьбу, поэтому большие деньги берутся в кредит, у знакомых – лишь бы сделать фотосессию, которой потом можно будет гордиться. А что потом, не думают, – и дальше семьи рассыпаются.

Вы перед эфиром цитировали – «любовная лодка разбилась о быт». К сожалению, она разбивается даже не о быт, а о невоспитанность, неумение осознать, что счастье – процесс служения, отдачи себя другому: когда ты отдаешь себя другому, ты от него получаешь с избытком. Это как воспитание ребенка – родители (те несколько процентов, которые они физически могут дать) – по времени, по ресурсам, по вниманию – отдали все без остатка. Вот тогда все остальное добавляет Господь. А если они где-то думали больше о себе, уставая, отгораживались, заменяли себя компьютером или телевизором, то мы получаем те события, которые видели в Керчи и видим из сводок информации, как наши дети уходят из жизни. И это трагедия.

Вопрос телезрителя из Санкт-Петербурга: «Как Вы определяете понятие семьи? Мы помним, что в советские времена это была «ячейка общества». Есть замечательное определение семьи как малой Церкви. Это сообщество, связанное родственными, кровными узами, где старшее поколение передает духовные ценности младшему, и все это идет из поколения в поколение. Я юрист, а в Семейном кодексе, хоть он и называется семейным, нет определения семьи – это удивительно. Как бы Вы могли определить семью, с точки зрения православного священника?».

– Чтобы ответить точнее на этот очень правильный и важный вопрос, я сейчас как раз занимаюсь научной работой. У меня уже есть кандидатские диссертации, а докторской пока не было. Моя докторская диссертация называется «Антропология семьи» (это рабочее название). И в ней как раз я и пытаюсь привлечь из разных областей знания (из социологии, истории, юриспруденции) понятия о семье, как это воспринимается людьми.

Но почему я, священник, этим занялся? Для меня первоисточник – Священное Писание. И в нем сказано: «…сотворим человека по образу Нашему [и] по подобию Нашему… И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их». Человек – это мужчина и женщина, а значит, в потенции, ребенок. Для меня полноценная семья, изначально созданная, – это и есть полноценный Человек с большой буквы. Все, что разрушает полноценного Человека, – это против общества, против семьи и в конечном итоге – против Бога, Творца, Его замысла.

У Серафима Саровского спросили: «Батюшка Серафим, расскажите нам о тайне Святой Троицы». Он сказал: «Не могу рассказать, могу показать». То же самое – тайна семьи.

Для меня эталон семьи – это Царская Семья: семья Императора Николая Александровича Романова – это муж, глава семьи, несущий на себе самую большую ответственность, какая только возможна, ведь он был не только главой государства, но и на тот момент, по российскому законодательству, главой Церкви. И он же – отец четырех замечательных целомудреннейших дочек и сына с серьезным заболеванием, которого он готовил в наследники великой империи.

И жена – Александра Феодоровна… Она обладала некоторыми заболеваниями (об этом мало пишут), которые не позволяли ей быть активной и буквально заставляли быть прикованной к постели, но она отдавала всю себя мужу, своим детям и, насколько могла, тоже несла груз государственного служения. Эта семья пронесла бремя и славы, и клеветы, и преследований – и стала святой, и была воспринята как святая.

Мы празднуем память Петра и Февронии – это замечательные святые. Но мне все-таки кажется, что День семьи для нас был бы гораздо более понятен, гораздо более имел бы прикладное значение… Ведь самый понятный принцип – как в армии, «делай, как я»: чтобы молодым объяснить, что такое настоящая семья, как в ней надо себя вести, надо показать пример. Семья Императора Николая II – эталонный пример настоящей семьи. Если каждый из нас в своей жизни попытается этот пример повторить применительно к своим условиям, обстоятельствам, – я думаю, он осознает, что такое семья. А уже более точное определение – это чтобы государство могло в своей деятельности больше этому уделять внимание.

Например, у нас налогообложение индивидуально, то есть каждый платит за себя лично, а вот в Германии платит домохозяйство и, например, если тратятся средства в этом домохозяйстве (то есть фактически в семье) на обучение, на лечение, то все это изымается из налогооблагаемой базы. У нас вроде тоже стали сейчас об этом говорить, но там настолько микроскопические суммы возвращаются за обучение, за лечение и так далее, что серьезно об этом говорить нельзя. Можно говорить о тренде – о направлении в эту сторону (как в свое время был момент, когда были микроскопические пособия по рождению, которые даже нельзя было серьезно рассматривать, и слава Богу, что появился материнский капитал, который все-таки увеличивается)...

Я только что был в Белгородской области (читал там лекции для священства), и там губернатор в своем регионе создал программу, где каждая семья может получить участок земли (по-моему, 15 соток), и семья может построить дом. Если она строит дом, получив еще и кредит (не федеральный, а в своем регионе), то через 7 лет, мне говорили, за этот участок земли с подведенными коммуникациями, с построенным домом надо будет отдать государству то ли 100, то ли 150 000 рублей. В результате там население растет, люди имеют среднюю зарплату выше, насколько я понимаю, чем во многих других регионах. И это показатель.

Для меня это был реальный показатель хозяйственного отношения к людям, которые там живут (и, кстати, Император Николай II определял годность губернаторов к службе по очень простому показателю – по приросту коренного населения за время правления данного генерал-губернатора; я думаю, это очень правильно и очень полезно для нас сейчас).

Вопрос телезрителя из Белгорода: «Когда саддукеи, искушая Христа, рассказали ему притчу, с кем будет жена семи мужей в Царствии Небесном, Христос сказал, что чада века сего женятся и выходят замуж; а сподобившиеся достигнуть того века и воскресения из мертвых ни женятся, ни замуж не выходят, и умереть уже не могут, ибо они равны Ангелам и суть сыны Божии, будучи сынами воскресения. Получается, семья имеет ценность только в земной жизни, а там она теряет все свойства? А это сочетается с 1-й главой Книги Бытие?».

– 1-я глава Бытие рассказывает о земной жизни: там нет рассказа о таинствах Царства Небесного и о законах Царства Небесного. Об этом уже больше говорится в Евангелии, в Новом Завете, поэтому мы и говорим сейчас о семье, которая сейчас у нас есть в нашем практическом варианте, для наших земных слушателей, земных зрителей. И чтобы оказаться в Царстве Небесном, чтобы не быть уже никому ни женой, ни мужем, надо сначала все-таки родиться в обычной земной жизни, в обычной земной семье, пройти достойно свой путь и умножиться в своих детях, внуках, правнуках. И тогда ты станешь достойным членом Царства Небесного, в котором тебе уже не нужны будут половые различия, где ты будешь полноценным творцом, соединенным с Господом. Ведь чтобы мы с вами (изгнанные за решение наших родителей не слышать Господа, а бороться с Ним) могли вернуться в Царство Небесное, нам надо пройти весь земной путь.

Разные законы Царства Небесного и земной жизни, – но разные не принципиально, а в особенностях и деталях, присущих предварительной стадии и окончательной стадии. Почему и Церковь у нас есть земная – борющаяся, и Церковь уже победившая: чтобы войти в Церковь победившую, Церковь Небесную, сначала надо пройти Церковь воинствующую, которая здесь, на земле.

Когда Вы говорили о любви и о том, какую ценность имеют невоцерковленные люди, я вспомнил Антония Сурожского, к которому приходили уличить во лжи атеисты (и даже воинствующие) – и становились сами верующими людьми.

Вопрос телезрительницы из Покрова: «Разговор о семье: семья по воле Божией, и это обязательно. А апостол Павел говорит, что лучше человеку остаться одному, и в посланиях к Тимофею есть, что воин (а каждый христианин воин, в моем понимании) не должен обременять себя заботами житейскими, – как бы батюшка это истолковал? Два места – как бы против семьи, ведь самая основная наша деятельность – апостольско-миссионерская. Может быть, я что-то не так понимаю?».

– Я только что хотел ответить на слова об апостоле Павле (вы же его цитировали), и сразу апостола Павла мы и приводим. Вы закончили свою мысль об отношении Антония Сурожского к атеистам. Давайте вспомним, кем был апостол Павел?

Савлом, гонящим христиан.

– В современном варианте – он был борителем. Ведь что такое атеист в XX веке? Это приверженец идеи коммунизма в нашей стране – это верующий в других богов, как и Савл, который считал Бога неким другим: он не понимал, что Бог – это любящий Отец, пославший Своего Сына. Когда он встречается с Сыном, представляете, что было бы, если бы его отогнали? Не было бы у нас ни апостола Павла, ни посланий, о которых нам сейчас задали вопрос.

Теперь давайте по сути вопроса. Господь сказал, что враги человеку домашние его, то есть когда мы в семье отделены от Бога, когда мы заменяем Его куплями житейскими («никтоже бо воин бывая обязуется куплями житейскими, да воеводе угоден будет»)... Помните очень наглядный, но более простой, чем апостольские послания (это такие высокие уровни) пример – сказка о рыбаке и рыбке? Там есть семья: старик и старуха. Старик поймал рыбку, а старуха стала пытаться эту рыбку эксплуатировать для себя: сначала корыто, которое еще можно было использовать и для старика, а дальше изба (это, так сказать, уже более личное), ну а личное дворянство и свое царство – это уже разделение и разрушение семьи. Когда человек вместо служения другому заботится о себе, он действительно занят куплями житейскими. И вот жизнь в служении и прохождении к Царству Небесному, в борьбе за детей, за их воспитание, за их напитывание любовью – это самое важное, что может быть, если уж так говорить.

Давайте рассмотрим опыт всей Церкви. В таинстве Венчания, когда трижды мы проходим вокруг аналоя, уже в венцах, мы поем: «Святые мученицы…», – то есть «святые свидетели». Чтобы войти в Царство Небесное, чтобы свидетельствовать о Господе, надо полностью отдать себя, а это без Бога невозможно. Чтобы быть подлинными супругами, чтобы родить святых детей (а иначе нет смысла в браке), надо выстоять во всех битвах, быть настолько целомудренными, настолько богодухновенными, чтобы это свидетельствовать… Такими были Император Николай II и его жена Александра Феодоровна. Не надо всем бегать на войну – не надо так плоско воспринимать, что «давайте бросим наши семьи, наших детей, а сами пойдем других воспитывать». Извините, это ересь. Сначала – свое.

Помните I Послание к Тимофею: кто может быть епископом? Но епископ должен быть непорочен, одной жены муж, трезв, целомудрен, благочинен, честен, страннолюбив, учителей, не пьяница, не бийца, не сварлив, не корыстолюбив, но тих, миролюбив, не сребролюбив, хорошо управляющий домом своим, детей содержащий в послушании со всякою честностью – у кого в доме порядок. Вы знаете, что первые епископы были в том числе и семейными, как апостол Петр. Конечно, апостол Павел был холостой, поэтому, наверное, есть определенный «крен» в его посланиях, – но это не единственное мнение о семье, сложившееся в Церкви, иначе бы не было таинства Венчания и первого чуда Господа: именно во время таинства Брака, когда Он претворяет воду в вино – это же тоже благословение Брака, ведь Господь родился в семье – Он пришел через семью, через Иосифа, который охранял Богородицу, и через Пречистую Деву, Которая Сама родилась у Иоакима и Анны. Семья – это лоно человека, это лоно праведника. И недооценка семьи в прозвучавшем вопросе, к сожалению, еще раз показывает, что даже в нашей церковной среде мы имеем недостаточно уважительное отношение и недостаточное понимание важности семьи.

К счастью, большинство священников это понимают. Именно поэтому большинство многодетных счастливых семей, которые я знаю, – это именно семьи священников. И это здорово и замечательно: это как раз показатель, что, может быть, даже неосознанно, без теории, без точного юридического определения семьи, но сердце человеческое, напитанное Господом, понимает, что радость и счастье – в детях.

Например, я разговаривал с некоторыми матушками, которые даже по государственным законам уже многодетны. Они говорят: «Главная радость и понимание материнства у нас начинались с четвертого, пятого ребенка, а не раньше. Ведь с первым ребенком еще ничего не знаешь – это сплошной страх, это как последняя кукла, как говорят. Вот только бабушки и дедушки – они уже относятся к детям более полноценно, почему так важны бабушки и дедушки в воспитании». Поэтому полноценная семья – это я (как ребенок) и у меня две бабушки, два дедушки, мама с папой – тогда в меня можно вложить много любви, много заботы и, главное, я буду не покорежен в воспитании: родители заняты, родители на работе, родители устали, родители чего-то не понимают – и приходит на помощь опыт бабушки, пример дедушки. Это очень важно поддержать: к сожалению, если мы не будем этому уделять максимальное внимание, нас ждет очень невеселое ближайшее будущее.

Тем более что в Послании апостола Павла не просто так говорится, что лучше человеку быть одному, но сказано: пусть каждый сам решает.

– Во-первых, само Послание направлено к тем, кто выбирает строго монашеский подход. Если ты созрел до такой степени, что принимаешь уникальное служение монаха, «иное существование», тогда да – ты один служишь: отдаешь себя всего молитве, всей семье – всем, кто рядом. Но в большинстве случаев все-таки Господь дает нам другое предназначение и другое служение.

Заканчивая нашу передачу, я бы даже не хотел подводить итоги. У меня возникла мысль, что в каждой семье может быть свой праздник – как было бы здорово, если бы в каждой семье был просто свой семейный праздник раз в году. Отмечаем не «папин день», не «мамин день», не дни пенсионера, защиты детей...

– Например, день Венчания.

А может быть, День семьи, – чтобы еще и дети в нем участвовали. Но когда мы приходим на Литургию, это и есть семейный праздник?

– Дай Бог тогда, чтобы в каждой семье этот день прихода на Литургию, совместного служения был как можно чаще – лучше всего как в молитве «Отче наш»: «Хлеб наш насущный даждь нам днесь» – ежедневно.

Записала:
Елена Кузоро

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс