Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №46 (991) → Священник Александр Ионов. Новомученики и исповедники Российские: их значение в современной церковной жизни

Священник Александр Ионов. Новомученики и исповедники Российские: их значение в современной церковной жизни

№46 (991) / 3 декабря ‘18

Беседы с батюшкой

Тема нашей передачи – «Новомученики и исповедники Российские и их значение в современной церковной жизни». Почему эта тема актуальна сегодня?

– Дело в том, что в XX веке наша Церковь и христианское общество претерпели жесточайшие гонения, во многом традиция была прервана, общество было расцерковлено. Мы знаем, что в конце 80-х годов (как раз в этом году тридцатилетие этих событий), когда мы праздновали тысячелетие Крещения Руси, началось возрождение веры, Православия. И чтобы не потерять связь поколений, традиции, церковные предания, мы должны изучать наследие предшественников, тем более тех, кто совершил мученические подвиги. Как мы знаем, древний христианский церковный писатель Тертуллиан говорил, что кровь мучеников – это семя Церкви.

Я знаю, что совсем недавно (буквально вчера) Вы совершили паломническую поездку на Бутовский полигон, где было расстреляно множество новомучеников. Расскажите, пожалуйста, об этой поездке.

– Вчера в нашем городе был большой праздник – день мученической кончины преподобномученика и монаха Гавриила (Гура) Лыткаринского. Петропавловский храм города Лыткарино, где я ранее служил, был последним местом его служения, он провел здесь последние три месяца и уже оттуда пошел на свою Голгофу: сначала в тюрьму, потом на Бутовский полигон.

Вчера утром соборным служением духовенства Люберецкого церковного округа во главе с благочинным (почти все настоятели присутствовали) была совершена Божественная литургия. После этого группа паломников во главе с представителями духовенства отправилась на Бутовский полигон, где как раз и принял мученическую кончину преподобномученик Гавриил. Это удивительное место – трагическое и в то же время место славы русской святости. Другого такого места на земле, наверное, нет, где сразу лежат 332 человека, причисленные к лику святых. Есть те, о ком мы не знаем. По документам, в этом месте было расстреляно свыше двадцати тысяч человек.

Поездка была очень содержательная. Глава паломническо-экскурсионной службы Патриаршего подворья на Бутовском полигоне Анатолий Викторович Мордашев провел для нас экскурсию, мы совершили краткий молебен, посетили новый главный храм Бутовского полигона. И сегодня мы продолжили празднование памяти преподобномученика Гавриила в городе. У нас уже седьмой раз была конференция (она проходит каждый год), и в сам день памяти или на следующий день проходят специальные Гаврииловские чтения. На чтения приезжают гости с докладами, не только местные и не только из Люберецкого благочиния. В этом году был докладчик из Свято-Тихоновского университета – Константин Владимирович Ковырзин. Приезжают к нам и другие гости. Очень содержательная конференция, большую часть дня провели там, потом уже к вам поехал.

Расскажите, пожалуйста, об истории канонизации новомучеников.

– В Русской Православной Церкви канонизация новомучеников началась после исторического Собора в год тысячелетия Крещения Руси. В 1989 году, первым в лике новомученика был канонизирован святитель исповедник Патриарх Тихон.

Память его недавно совершалась.

– Да, память совершалась вместе с отцами Поместного Собора в этот воскресный день, когда 101 год назад произошло его избрание на патриарший престол. В 90-е годы были отдельные канонизации: это священномученик митрополит Петроградский Вениамин, священномученик митрополит Киевский Владимир, преподобномученица Елисавета Феодоровна, другие новомученики.

Самая грандиозная канонизация была в 2000 году на Архиерейском соборе, когда канонизировали поименно 1097 человек. Была проведена огромная работа. Тогда председателем Комиссии по канонизации был Правящий архиерей Московской епархии – митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий. После этого канонизации продолжались, в послесоборный период канонизировано 632 человека. В последние годы канонизаций было достаточно мало, что связано с государственной политикой в отношении архивов... Если не ошибаюсь, в 2018 году было даже больше канонизаций по сравнению с прошлыми годами (я посмотрел статистику). Если в последние годы было по две, в этом году, кажется, восемь святых канонизировано. Теперь к лику святых, как известно, причисляет по благословению Архиерейского собора Священный Синод. Синод заседает каждые три месяца, и каждые три месяца могут быть причисления к лику святых.

Интересно, какую часть из всех почитаемых святых составляют новомученики?

– Сейчас поименно можем назвать 1784 новомученика и исповедника Русской Церкви. С чем сравнивать? Всего в нашем православном календаре чуть больше пяти тысяч святых (это и святые Вселенской Церкви), русских святых – около 2600. То есть где-то две трети русских святых именно новомученики.

Удивительно. Получается, начало XX века дало такие скорбные, с одной стороны, плоды, а с другой стороны – такие весомые.

– И это практически весь XX век, потому что мы говорим не только о новомучениках (то есть непосредственно о тех, кто скончался в заключении либо был расстрелян в первые годы гонений), но и о тех исповедниках веры, которые закончили свой путь уже гораздо позже, после Великой Отечественной войны.

В воскресенье праздновали память отцов Собора 1917–1918 годов, на котором как раз избрали Патриарха Тихона на патриарший престол. Например, один из членов Собора – священноисповедник протоиерей Петр Чельцов. В последние годы он служил в селе Пятница Владимирской епархии, дожил до 1972 года. И вот он очень интересно, через пятьдесят лет после Собора, свидетельствовал. К нему приехал молодой священник, они пили в церковном доме чай, и он рассказал: «Я был на Соборе в 1918 году, начались гонения на Церковь, убивали духовенство, мирян, оскверняли храмы, святыни выбрасывали на улицу. Собор собрал комиссию, делегацию из нескольких архиереев, которые должны были перед Советской властью, перед народными комиссарами защищать церкви. В этой группе были юристы, пытались попасть на прием к тогдашнему главе нашего правительства Владимиру Ильичу Ленину. Конечно, он не принял. А тогдашний управляющий делами Совнаркома Владимир Дмитриевич Бонч-Бруевич, известный писатель, литератор, основатель Литературного музея в будущем, принял делегацию и сказал: “Владимир Ильич Ленин занят более серьезными делами, но вообще зря вы тут ходатайствуете, мы строим атеистическое общество, атеистическое государство, через пять лет вашей религии уже не будет”».

И вот отец Петр говорил (это был, наверное, 1968 год): «Прошло пятьдесят лет, и вот мы с тобой сидим: я – старый священник, ты – молодой. И дело Христово продолжается».

Вопрос телезрителя: «Известно про классических мучеников (и в книгах описывается), что эти христиане не отреклись от Христа. Их пытали, но они стойко держались веры. А их могли пощадить, если бы они отреклись. Но непонятно, по каким критериям новомученики определяются. Большевики же расстреливали не просто за веру, они расстреливали по разнарядке. Все равно бы их расстреляли, если бы они даже трижды отреклись от Христа. Как определяется новомученичество?».

– Главный критерий определения новомученика – его поведение в дни страданий, когда он был в тюрьме на допросах. Не все священнослужители, которые были расстреляны и не отреклись, были канонизированы. Потому что стойкость на допросе предполагала, что человек не оговорил никого из своего окружения (они не были подвергнуты преследованиям) и в последние годы достойно проходил свое служение. Было много священнослужителей, которые сняли сан и даже стали атеистическими лекторами, атеистическими пропагандистами или просто ушли на светскую работу. Их гонения не коснулись.

И поражает, что среди новомучеников очень много таких, кто принял сан именно тогда, когда уже начались гонения (в 20-х годах, например), они приняли монашество и священнический сан, когда это было уже абсолютно непрестижно, это был уже повод к гонениям, повод к преследованиям. Многие из них пострадали и не отреклись от веры, хотя им и предлагали, и остались достойными своего служения.

Как же так получилось, что в православной России, православном государстве, православной монархии зародилось такое мощное богоборческое движение?

– Вот об этом мы как раз рассуждали сегодня на конференции. Сотрудник отдела новейшей церковной истории Свято-Тихоновского университета Константин Владимирович Ковырзин, кандидат исторических наук, делал доклад. И он сказал, что был расцвет Русской Церкви конца Синодального периода: это и значительное количество канонизаций святых при Николае II, и работа русских духовных миссий за рубежом и наших зарубежных епархий. Например, мы знаем, что на рубеже веков очень плодотворным миссионером на Североамериканском континенте был будущий Святейший Патриарх Тихон, открывались школы, храмы, даже монастыри. То есть был численный рост паствы.

Но, что интересно, народ был достаточно индифферентен к вере, очень многие слои населения расцерковлялись в этот период, хотя внешне, может быть, все и продолжали соблюдать церковные установления и ходить к Исповеди и святому Причастию. Парадокс, когда в 1917 году отменили обязательность Исповеди и Причастия в действующей армии, что было раньше обязательно (и в период Первой мировой войны тоже), количество причастников упало в четыре или даже в пять раз.

То есть все делали формально?

– Да, к сожалению. И в то же время сельскому духовенству (страна была аграрная, большинство населения сельское) было сложно справляться при большом демографическом росте. Потому что один священник был в среднем на две тысячи населения в тот момент. Сейчас духовенства меньше, но у нас и народа, постоянно ходящего в храм, меньше, чем тогда. И, конечно, бытовое положение сельского духовенства, когда священник был вынужден не только в храме трудиться, но и вне храма, чтобы прокормить свою семью, тоже сказывалось на просвещении паствы. Вот такой сложный клубок проблем. Первая мировая война, когда значительная часть крестьянского населения попала на фронт, а потом вернулась с совершенно новыми взглядами (потому что уклад был разрушен), тоже очень сильно ударила по духовному состоянию.

То есть подрыв внутренних основ был причиной. Как нам не повторить ошибки прошлого, как набраться мудрости и из прошлого извлечь уроки?

– Об этом нам говорили новомученики, отцы Собора 1917–1918 годов, которых мы сегодня уже упоминали: о том, что мало восстановить внешние установления. На Соборе был написан прекрасный приходской устав: духовенство и миряне должны взаимодействовать для укрепления веры в народе, для просвещения христианского народа. Но один из отцов Собора сказал: «Устав прекрасный (это был самый крупный по величине документ тогдашнего Собора), но нужно быть наивным школьником, чтобы полагать, что можно только внешне его исполнять… нужно гореть верой, нужны пастыри, горящие верой, миряне, которые готовы им помогать, которые понимают, что спасение себя, своих близких – это не только дело священника, который молится за мирян, наставляет их духовно. Дело просвещения – это дело каждого из нас, каждого христианина».

Как это горение в себе возгреть? Что является его источником?

– Сложный вопрос, но главный источник – Христос. Потому что это невозможно без Христа, Который является Главой Церкви. Господь сказал: «Если кто не пребудет со Мной, он иссохнет – как ветвь, которая оторвется от лозы». Так же и здесь: если человек не призывает постоянно имя Христово, не взирает на Его подвиг и не пытается Ему подражать… А как Ему подражать? А вот как раз мы видим Христа через призму тех угодников Божиих, особенно мучеников, которые нам в конкретных жизненных обстоятельствах показывают, как подражать Христу.

Сейчас у нас период существенно отличается, мы видим внешнюю свободу, даже, может быть, чрезмерную. Мы думаем, что мы в других условиях находимся, но мы не знаем, что может произойти завтра. Поэтому должны быть готовы ко всему. А новомученики в самых экстремальных условиях исповедовали Христа. Да и вообще, мученики Вселенской Церкви для нас первый пример.

Чем мы схожи с новомучениками и что нас, сегодняшних христиан, отличает от христиан начала XX века?

– Мы дети той же великой русской культуры. Я знаю, что многие новомученики не только читали, но и цитировали Пушкина, других наших великих писателей, поэтов. И не только новомученики, вообще иерархи нашей Церкви. Митрополит Антоний (Храповицкий), один из членов Собора, хотя он не причислен к лику святых, очень любил русскую литературу, Достоевского. Принадлежность к великой русской культуре нас объединяет.

С другой стороны, нам кажется, что мы в совершенно другой период живем, когда внешняя свобода. Но мы не должны искушаться. У святителя Иоанна Златоуста есть знаменитое изречение: самое худшее гонение для христиан – отсутствие гонений. Может быть, хорошо сейчас с чисто мирской точки зрения. Как апостол Павел говорит: «Слово о Кресте Христовом, о страданиях – для иудеев соблазн, а для эллинов безумие». Эта фраза очень важна для христианина.

Среди новомучеников есть и миряне, простые люди. Каков путь святости мирянина?

– Пути разные, поскольку пострадали миряне, которые принадлежали к совершенно разным социальным слоям, имели разное образование, по-разному послужили Церкви. И мы можем в разных социальных слоях найти святых мирян, начиная от профессоров духовных академий. Как, например, мученик Иоанн Попов, профессор Московской духовной академии, мировое светило патристики, патрологии. Кстати, он связан с нашей люберецкой землей. Одним из последних мест его проживания был поселок Люберецкого района, ныне входящий в черту города Люберцы. Поэтому его изображение написано на иконе Собора Люберецких новомучеников. У нас сейчас десять человек поименно известны, связанные с нашими храмами, с нашей землей. Из них девять написаны на иконе, одного позже открыли по житиям, он служил псаломщиком в одном из храмов благочиния.

Или, например, мученик Николай Варжанский был очень большой противосектантский миссионер Московской епархии до революции. На Соборе 1917–1918 годов он был одним из сотрудников канцелярии Собора, это один из первых новомучеников (он принял мученическую кончину). Он был кандидат богословия. С другой стороны, мы видим и совершенно простых людей, псаломщиков. Псаломщика можно и к духовному сословию отнести. Но после революции многие миряне, которые не принадлежали к духовному сословию, крестьяне в деревнях брали на себя обязанности псаломщиков при храмах, старосты храма.

К примеру, у нас в Московской епархии (в Ступинском районе) есть мученик Иоанн Булатов, который защищал храм в 30-е годы и принял мученическую кончину, есть мученик Василий Архипов. Я знаком с одним из его потомков, он служит священником в нашем благочинии. Мученик Василий был крестьянином, псаломщиком в одном из храмов в селе Горетово (ныне Луховицкого района), тогда это была Рязанская епархия.

Одна из мучениц – Анна Остроглазова – прославилась в Калужской земле, была дочерью протоиерея. Ее обвинили в том, что она поддерживала гонимого калужского Владыку Августина, а впоследствии, работая на светской работе, когда была перепись населения, убеждала тех верующих людей, с которыми общалась и вместе работала, записать свою религиозную принадлежность, не стыдиться, потому что это была последняя перепись, которая совершенно посрамила государство. Думали, что общество целиком атеистическое. И она убеждала вахтершу, чтобы та не стыдилась и написала, что она православная. Это сочли за контрреволюционную пропаганду – это одно из главных ее обвинений.

В чем заключается урок новомучеников-мирян для сегодняшних мирян? Как нам приблизиться к их святости?

– Каждый на своем месте должен, несмотря на то, что выпадает на его долю, во всех обстоятельствах оставаться христианином, помнить о том, что он образ и подобие Божие, что мы, как говорит апостол, искуплены дорогой ценой – кровью Христовой. И всегда поступать в соответствии с этим.

Предлагаю в качестве итога еще немного поговорить о новомучениках и исповедниках Российских, еще раз, может быть, повториться, но все-таки сказать об их значении в нашей современной жизни, о том, как нам подражать тем исповедникам и новомученикам, которых мы сегодня вспоминаем.

– У разных новомучеников был разный жизненный путь и разное духовное возрастание. Некоторые, например, читая жития древних святых, мучеников Древней Церкви, поражались их подвигам. Например, будущий священномученик митрополит Петроградский Вениамин читал и думал: как же так, сейчас нет гонений, а я бы мог совершить подвиг. Но до революции, когда речь о гонениях еще не шла, он принял на себя такое служение, настолько любил людей, будучи викарным архиереем крупной Петроградской епархии! Не забывал о том, что он в первую очередь священнослужитель. Его можно было встретить в рабочих районах Петрограда, он со Святыми Дарами один шел в рясе, клобуке, причащал людей, общался с ними, пытался в каждом увидеть образ и подобие Божие. Это же касается и православных мирян.

Например, мученица Татиана Гримблит, которая свое служение начинала на Сибирской земле, была медицинской сестрой, помогала многим мученикам, узнавала в специальных тюрьмах, есть ли заключенные, кому не передают передачи. Так она познакомилась со многими новомучениками архиереями, потом сама получила свой первый срок. Впоследствии попала в Москву, здесь продолжала свое тюремное служение страждущим, пока в тридцать седьмом году не была расстреляна на Бутовском полигоне. Понимала, что есть люди, которым тяжелее, чем ей (хотя, может, не такая легкая у нее была жизнь), и она шла к ним.

Записала:
Елена Кузоро

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс: 32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс