Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №46 (991) → Иромонах Макарий (Маркиш): Жизнь по заповедям

Иромонах Макарий (Маркиш): Жизнь по заповедям

№46 (991) / 3 декабря ‘18

Беседы с батюшкой

«Жизнь по заповедям» – мы часто слышим это выражение. Очень важно представлять конкретно, что оно значит.

– Я думаю, надо прямо ответить, что за словом «заповеди» (очень емкое, широкое слово) скрывается Личность Самого Спасителя. Мы знаем, что образы нам помогают восходить к первообразу – так вот, заповеди суть словесные образы Господа и Спасителя Иисуса Христа и всей Пресвятой Троицы. Сын Божий был явлен Своим Воплощением на Земле, потому мы и называемся христианами. А заповеди – дело очень важное: просто крайне существенно помнить, что Спаситель за всю Свою жизнь не оставил нам ни одного письменного слова. Писал Он или не писал, неизвестно, но то, что Он не оставил нам ни одного письменного слова, – это принципиально важно. Почему? Он оставил Себя. А личность больше, чем слово, и жизнь больше, чем слово. Жизнь по заповедям – это прежде всего жизнь христианская, жизнь по Христу, со Христом и за Христом. Заповеди – те средства, что дают нам возможность идти этим путем. Вот так.

Внешние предписания жизни христианской – это заповеди; как они должны сочетаться с внутренней жизнью христианина?

– Понятно, что они идут к нам извне. Пусть даже это необязательно материальный мир. Это может быть мир духовный. Спаситель Сам по Себе первоначально, в отправной точке, находится вне нас. Наша задача – воссоединение с Ним, обожение. Значит, Он зовет нас извне… Наши поступки, труд, семья, богослужение – наши внешние дела: каждый шаг, который мы совершаем по этой земле, это внешний шаг.

А есть внутренние заповеди. Ведь сплошь и рядом такое происходит, что какая-то заповедь (в широком смысле этого слова), какой-то элемент Евангелия Христова, элемент церковного христианского наследия руководит нами – причем не только в наших практических делах, но и в направлении нашей воли. Вот человек задумался о чем-то, просто думает, а потом улавливает себя: «Не в ту сторону я мысль-то направляю, помыслы мои неточны – они не соответствуют Евангелию Христа, Его воле, не соответствуют тому, что Церковь устанавливает в качестве нормы церковной жизни», – и корректирует себя. А если он не корректирует себя, может уйти в опасную спираль, которую называют прелестью, или самообманом, или фантазией, или мечтой. Примеров много можно привести – что-нибудь элементарное взять, понятное всем. Молодой человек, например, задумывается о лицах противоположного пола. В какой-то момент он себя остановит, скажет: «Нет, не годится, это не нужно – это лишнее. Женюсь – тогда дело пойдет по-другому». Вот вам жизнь по заповедям. Собственно, не жизнь, а именно внутренний мыслительный процесс ориентации своей мысли по заповедям. Хотя человек, может, и с места не сдвигается, все внутри его происходит.

То есть жизнь по заповедям – это внутренняя коррекция своих мыслей и чувств?

– В том числе и внешнего тоже, разумеется. Человек едет в автобусе, решил не заплатить – очевидно нарушает заповедь Христа. Здесь уже внешний процесс. Это вся наша жизнь, понимаете? Надо стараться не отделять одно от другого. Есть такое замечательное русское слово, которое очень часто интерпретируют совершенно неправильно (по-моему, мы как-то говорили о нем), «целомудрие». У нас его часто не очень разумные люди воспринимают как сексуальное воздержание. Где-то, может, и есть общее с этим, но в целом целомудрие – это собранное сознание, собранное внимание, направление разума, рассудка, воли, а по возможности и чувств к одной цели.

Это понятие очень хорошо связывает разные стороны нашего христианского жительства, образа жизни. Не может быть так, как говорят: на богослужение пришел христианин, а вышел из церкви – уже не христианин. А иной раз такое происходит. Говорят: с точки зрения Православия это так, а с другой точки зрения – эдак. Тут мы должны поставить сразу вопросительный знак: а вы что, хотите разделить эти две точки зрения? Если, конечно, у нас есть человек антихристианского направления – Бог с ним, пусть он уже ориентирует себя как желает, но если мы христиане, значит, мы должны быть христианами всегда. Что-нибудь элементарное возьмите – вообще, лучше всегда ориентироваться на конкретные жизненные примеры (когда вы будете писать учебник по нравственному богословию, там будут общие рассуждения, но сегодня гораздо надежнее ориентироваться на конкретные житейские, жизненные, понятные всем ситуации). Вот человек перешел улицу в неположенном месте. Подошел полицейский: с вас штраф 1000 рублей. Тот человек отвечает: «Ну, я понимаю, конечно, с точки зрения закона вы правы, но по-христиански вы бы меня лучше отпустили, чтобы мне этот штраф не платить». Полицейский должен ответить: «С христианской точки зрения (она же и есть точка зрения закона), я обязан вас сейчас оштрафовать». И он будет совершенно прав.

Как, исполняя заповеди, не впасть в формализм?

– Тут мы подходим к очень серьезному пункту. Понятно, Господь дает нам Свои заповеди, Свое Евангелие – Благую весть, которая содержит заповеди, и ждет от нас, чтобы мы их соблюдали. Мы стремимся их соблюдать, и, как это часто бывает, можем перекрутить баранку в другую сторону и что-то упустить: как в простой поговорке, за деревьями не увидеть леса – за отдельными «деревьями» требований или положений христианского откровения, церковного наследия не увидеть «леса» – задачи, которую мы решаем с их помощью.

Надо сказать вам, друзья (вы, наверное, и сами это понимаете), что в самом Священном Писании Нового Завета об этом сказано Самим Спасителем – и апостолами в посланиях, в определенной мере, особенно апостолом Павлом в Посланиях к Римлянам, к Галатам. Речь идет об уклонении в фарисейство. Этот термин для нас сегодня в каком-то смысле устарел – он исторический, а для тех времен это было нечто живое, понятное, особенно слушателям Самого Спасителя. У апостола Павла это в меньшей мере – он писал больше для людей, уже приходящих в Церковь, Спаситель же обращался к людям еще до установления на земле Его Святой Церкви: фарисейский грех, фарисейское умонастроение были очень ясным свидетельством чего-то вполне реального, конкретного, наблюдаемого в жизни.

Надо серьезнее поинтересоваться, кто же такие были фарисеи, как они себя вели, чем зарекомендовали себя с хорошей и с плохой стороны, тогда мы сумеем разобраться, как бы нам себя сегодня не зарекомендовать с плохой стороны. Об этом очень много сказано и в самом Евангелии, повторяю, и во многих книжках вы можете это прочитать и понять, в какой кювет мы можем съехать, если будем следовать фарисейскому образу мысли

Каковы связь и разница между ветхозаветными 10-ю заповедями и новозаветными заповедями блаженств?

– Прежде всего, надо вспомнить, что 10 ветхозаветных заповедей не существуют в отрыве от остального ветхозаветного Закона. Прочитайте в Книге Исход, 20-я глава, и посмотрите. Вот Господь говорит Моисею: «Аз есмь Господь Бог твой: да не будут тебе бози инии, разве Мене…». Дальше Он произносит эти 10 пунктов, а потом продолжается прямая речь Бога к Моисею – речь, о которой большинство из наших зрителей и слушателей, может быть, совершенно не знают (знают, что Господь что-то говорил ему на горе Синай)… Но как-нибудь откройте и посмотрите, что Он говорил, и увидите, что Он говорил вещи, которые вам покажутся весьма сомнительными – например, злословящий отца или мать смертью да умрет, и в таком духе достаточно много – там сотни стихов Пятикнижия представляют собой прямую речь Бога к Моисею, то есть это заповеди Самого Бога. Из них 10 заповедей были сказаны первыми – они наиболее емкие, но отнюдь не единственные.

Отсюда и соответствующие выводы в связи с новозаветной Церковью, в связи с тем, что мы читаем в Деяниях апостолов, об апостольском Соборе в Иерусалиме и вообще о проповеди слова Божия к другим народам (помимо еврейского) – о том, что Закон Ветхий не распространяется в полной мере на людей новых, Нового Завета. Помните само понятие Нового Завета? Фраза «Новый Завет» изобретена не в Евангельские времена. Она сказана пророком Иеремией: «Вот наступают дни, говорит Господь, когда Я заключу с домом Израиля и с домом Иуды новый завет». Во всяком случае, это понятие еще ветхозаветное: новый завет будет заключен – новый союз, новый принцип человеческого бытия перед Лицом Бога. Он основан уже на других нормах – прежде всего, на норме всеобщности, всемирности: если ветхозаветный Закон дан древним евреям, Моисею и израильскому племени, то Новый Завет – это новый Закон жизни всему человечеству.

Тут и приходится очень разу-мно и скрупулезно отделять одно от другого, ибо нас спрашивают: так, значит, верность в браке, брачный союз нельзя нарушать, а свинину есть можно? Да вроде можно. Почему же нет? «А как же, вот написано: если вы соблюдаете завет Господа о хранении верности в браке, так почему нарушаете завет Господа, что свинья – животное нечистое?». В таких вопросах мы опираемся на апостольское слово, на определение святых апостолов и всей Церкви о восстановлении нормального образа жизни всех людей – не на следование формальным, иногда связанным с едой, иногда с одеждой, образом жизни, с ветхозаветным богослужением, правилам и установлениям, ритуальным установлениям Ветхого Завета… Они уже не распространяются на другие народы, принявшие Христа.

Когда Господь говорит: заповедь новую даю вам, да лю´бите друг друга, – неужели подобной заповеди не было до этих слов?

– У Иоанна Богослова в Первом Послании это почти игра слов: заповедь ветхая, она же новая (пишу вам не новую заповедь, но заповедь древнюю, которую вы имели от начала. Заповедь древняя есть слово, которое вы слышали от начала). Заповедь о любви существовала и существует, но она же и обновляется, возобновляется, проясняется. А чем она проясняется? Основным фундаментальным принципом и признаком любви (признаком – не очень хорошее слово, именно принципом любви), – принципом самопожертвования, самоотдачи. «Любовь познали мы в том, что Он положил за нас душу Свою: и мы должны полагать души свои за братьев», – говорит апостол Иоанн Богослов.

Вот что такое любовь. В том же Десятисловии: «Возлюби Господа своего всем сердцем твоим, всем помышлением твоим, всею мыслью твоею, всею волею твоею…». А что это такое – возлюбить? А вот что такое: тот самый крест, который мы так любим, так почитаем, и есть знамение любви, самоотдачи, самопожертвования. Не просто человека за человека, а Бога за человека – Бога, ставшего Человеком и принявшего смерть за нас. Этот элемент любви, принцип любви не был явлен в ветхозаветные времена, но был явлен Христом.

Блаженны нищие духом – по-разному понимают это выражение. Как правильно понимать его и как воплотить в жизнь?

– Разночтения, по-моему, там нет, просто у нас тут может быть небольшое заблуждение. По-гречески πτωχός («птохоз») – «бедный человек, лишенный материального благосостояния»; по тем временам человек, лишенный материального благосостояния, был вынужден протягивать руку, это синонимы: «собиратель милостыни» – и «лишенный материальных средств». Сегодня по-русски слово «нищий» означает того, кто побирается. Я, например, небогатый, ты, наверное, тоже не очень; я думаю, что большинство наших зрителей могут смело отнести себя к недостаточно обеспеченному сословию, – это нормально: мы хоть и недостаточно обеспечены, но большинство из нас по помойкам не ходит и подаяние не собирает. Это разделение между бедностью и нищетой произошло уже в исторические времена.

Это легко проследить по переводам на иностранные языки. Читаем по-английски эту фразу: blessed are poor in spirit. По-английски «нищий» будет однозначно beggar – тот, кто просит (begs). А poor означает «небогатый, бедный, необеспеченный». В сознание всех нас, кто мыслит по-русски, кто читает Священное Писание по-русски или по-славянски («нищие духом» совершенно одинаково звучит), это вносит незаметную, но очень важную, иногда даже принципиальную девиацию – уклонение от смысла.

Не в том проблема, что мы нищие, чего-то выпрашиваем у кого-то, а в том, что мы – естественно, добровольно, τω πνεύματι («в духе своем») ставим себя в смиренное положение. На мой взгляд, Нагорная проповедь, которую мы постоянно читаем, вспоминаем, вполне однозначно содержательно уравнивает эту характеристику со смирением. Можно было бы сказать одним словом, что значит «нищий духом»: смиренный. Что такое смирение? Разные стороны смирения существуют, но смысл более-менее ясен: смиренный человек – тот, кто ставит себя ниже по сравнению с другими. Иными словами, смирение очень хорошо характеризуется противоположностью гордости. Если мы уничтожаем, устраняем гордость во всех ее проявлениях, мы тем самым воспроизводим, укрепляем наше качество смирения, которое так важно и которое действительно иной раз ускользает от нашего понимания.

Блаженны плачущие. Казалось бы, есть противоречие: с одной стороны, блаженны – счастливы, наивысшая форма счастья; с другой стороны – плачущие.

– Плачущие утешатся – вот вам продолжение.

Это другой важный принцип, который мы еще не упоминали. Когда мы читаем Священное Писание, другие литургические наши памятники или памятники церковного обихода, стараемся воспринимать их в контексте: когда, по какому поводу они сказаны, в какой среде, что сказано помимо слов, которые мы цитируем.

Блаженны плачущие, ибо они утешатся. Значит, идея тут тоже весьма проста: если человек испытывает страдания, скорбь, он тем самым готовит себя, готовит почву к устранению скорби, к восприятию даров и к их правильному оцениванию. Действительно, к восприятию дара утешения, который дает Господь.

Я сейчас этой фразе приведу аналогию – современную русскую пословицу (сравнительно современную): за одного битого двух небитых дают. То же самое: битый – это плачущий. Солдат разбитой армии будет огорчаться такому печальному событию. Но еще Суворов эту пословицу использовал не только как фактор религиозной жизни, о чем говорили последующие авторы ( и преподобный Амвросий Оптинский ее цитировал в своих письмах), но и в условиях военной жизни. Двух небитых дают (и еще и не берут – прибавлял, по-моему, преподобный Амвросий). Почему такой спрос на битых? Почему такое доброе дело – быть битым? Казалось бы, наоборот. Но военный человек понимает, что побитый солдат приобрел опыт – он знает, как сражаться, знает цену победы и горечь поражения. Вот ровно то же мы видим из слов Спасителя (точнее, наверное, наоборот: слова Спасителя идут впереди, а потом люди их интерпретируют уже применительно к земной повседневной жизни).

Блаженны изгнанные правды ради. Мы в своей повседневной жизни не гонимы, не притесняемы по-крупному – в крайнем случае, какое-то непонимание существует. Если мы не гонимы за правду, не значит ли это, что мы ненастоящие, нерадивые христиане?

– Если мы не плачем каждый день, то тоже, в общем-то, благодарим Господа за это. Видите, замечание-то верное, но я мог бы сказать: мы с вами сегодня не гонимы за правду, но наши ближайшие предки (земляки, сограждане, те, кто жил на этой земле, наши родители, предыдущие 2–3 поколения) были гонимы за правду. Это и есть новомученики и исповедники Церкви, которые сами по себе причислены к лику святых и нам дают способность оставаться христианами...

Гонение за правду, испытание большевистской эпохой, что новомученики и исповедники пронесли, имеет глубокую логику в себе исправления тех перекосов, ошибок, заблуждений, грехов, которые Россия, Русская Церковь на себя взяли в течение предыдущих двух столетий. Они оказывались изгнанными за правду в разных формах гонения, вплоть до смерти, до крови своей, жизнь отдали свою, и Церковь сохранилась и выжила. Вот так.

С чего начать жизнь по заповедям?

– Я почти уверен, что все слушатели это уже начали: каждый человек, который желает именовать себя христианином, начал жизнь по заповедям, он идет, стремится ко Христу. Очень опасно (и не на мой взгляд, а на общецерковный) измерять меру своего успеха: «Я вот уже столько прошел, я уже не новоначальный, я уже такой…». Иногда этому способствуют вещи совершенно очевидные. Знаменитая «Лествица» Иоанна Лествичника устроена так: 30 глав – будто 30 ступеней… «А вот на какую ступеньку я поднялся: на 3-ю, 5-ю или 7-ю?». Избави вас Бог от таких неразумных мыслей!

Каждый из нас каждый день поднимается на все 30 ступеней, может быть, – и с них и сползает: где как придется. Это не арифметическая последовательность – это последовательность логическая, общежитийная, когда мы видим разные стороны жизни, где разные высоты, которые нужно брать. Мы стараемся брать их в разной последовательности – кому как придется, но, безусловно, не одну за другой. И никогда, ни в какой момент мы не можем сказать: «Я уже живу по заповедям, все со мной уже в порядке!». Не нужно этого допускать, поверьте мне: надо и себя, и друг друга, и всю жизнь свою предать Христу, как мы и заканчиваем каждую малую ектенью – это и есть движение к исполнению заповедей: движение к Самому Христу.

Записала:
Маргарита Попова

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс