Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №46 (991) → Протоиерей Алексий Ладыгин: Псалтирь всегда являлась утешением. Псалом 120

Протоиерей Алексий Ладыгин: Псалтирь всегда являлась утешением. Псалом 120

№46 (991) / 3 декабря ‘18

Читаем Псалтирь

Продолжение. Начало в №8 (857)–№11 (860), №16 (865) 2016–№5 (902) 2017, №7 (904)–№29 (926), №33 (930)–№48 (945) 2017, №1 (946)–№17 (962) 2018, №20 (965)–№45 (990) 2018

– Дорогие братья и сестры, сегодня будем говорить о 120-м псалме.

120-й псалом имеет преднаписание «Песнь степеней 120». Вторая степень, говорят святые отцы, богомыслия. Мы говорили о ступенях как о восхождении израильского народа из вавилонского пленения в Иерусалим. Ну и в духовном смысле мы понимаем, что такое ступени, что такое восхождение. Восхождение от земли к Небу, восхождение от греховной жизни к жизни благочестивой, к жизни духовной. Псалмы имеют огромное значение, ведь они говорят о нашем жизненном пути, о нашем духовном пути, связывая его с духовным восхождением евреев, вышедших из вавилонского пленения. Каждое пленение, любое страдание в жизни возвышает человека, дает ему возможность подумать о духовном, оценить свою жизнь и вернуться от греховной жизни к благочестивой.

«Возведох очи мои в горы, отнюдуже приидет помощь моя». Горами здесь называются Небеса – человек, обращаясь к Богу, смотрит на Небо. И когда он обращается к Богу за помощью, Господь помогает ему. Невозможно совершить никакое доброе дело без молитвы. Недаром святые отцы призывают нас молиться прежде всякого нашего дела. Тем паче невозможно вернуться домой, невозможно совершить путь без Божия благословения. Наши предки не случайно говорили: «Без Бога не до порога». Если ты начинаешь какое-то великое дело, то должен обязательно обращаться к Богу, возводить очи свои на небо или возводить очи свои в гору, просить Бога о помощи, и тогда Господь нис-пошлет эту помощь. Некоторые святые отцы говорят, что горы – это еще и ангелы, к которым мы также обращаемся, чтобы они сохраняли нас на нашем жизненном пути. В жизни необходимо, чтобы Господь посылал Свое благословение, укреплял, давал нам возможность пройти жизненный путь, преодолевая все испытания, и, конечно же, необходим ангел-хранитель. Некоторые отцы говорят, что «возведох очи мои в горы» означает, что мы должны обращать внимание на свою жизнь: она же связана с исполнением заповедей Божиих – если мы сохраняем заповеди Божии в течение всей своей жизни, то и Господь помогает нам, не отворачивает Своего Лица от нас, но всегда сопутствует нам Своею благодатью и всесильной помощью.

«Помощь моя от Господа, сотворшаго небо и землю» – удивительно глубокие слова, и сам по себе псалом замечательный: он всегда дает человеку утешение. Встречаясь на жизненном пути с большими препятствиями и трудностями, очень часто мы не знаем, как с ними справиться, и от этого нас посещает уныние, отчаяние. Но человек не должен забывать, что есть Тот, Кто может помочь. Мы, правда, часто думаем, что в той или иной ситуации нам поможет наше богатство или сильные мира сего. Но верующий человек понимает, что «всяк человек ложь» и «не надейтеся на князи, на сыны человеческия, в нихже несть спасения»: невозможно человеку надеяться на средства – мы видим, сколько владеющих громадными богатствами, а при трудных заболеваниях и они не могут себе помочь. Или бывают обстоятельства, когда деньги не спасают от преследований, которые могут совершаться на них в этом мире. И мы понимаем, что все ложно, и все это не является спасительным для нас, но Господь, конечно, выведет человека из любой сложной ситуации.

«Помощь моя от Господа, сотворшаго небо и землю». Показана и сила Божия, и истинность нашего богопочитания. Мы кланяемся не тому богу, говорят святые отцы, что сделан из дерева или камня руками человеческими, мы не являемся идолопоклонниками – мы поклонники Бога истинного, Творца Неба и земли. А если Он Творец Неба и земли, то какими же Он обладает силой и человеколюбием, ведь Он сотворил этот замечательный, удивительный, прекрасный мир для человека: сколько блага Он вложил в него, сколько логики, чтобы мы жили согласно с Божественным творением и в то же время понимали, что происходит в этом мире – Господь сотворил мир не изменчивый, а сделал его понятным, логичным, и эта логика рассматривается, и покоряется нашим разумом, поэтому мы можем идти в ногу с этим миром, даже можем предвидеть, какая будет погода, какие будут события. Мы подстраиваем сельское хозяйство и даже всю нашу жизнь согласно тем событиям, которые могут совершиться в нашей природе – как бы предопределяем, что будет, от чего нужно уберечься, как можно рассчитать свое время, ибо Господь так сотворил мир: не потому, что мы стали такими великими, – мы просто начинаем понимать Божие творение. Бог вложил в этот мир свои законы, они действуют, не нарушаются, поэтому мы и почитаем Бога, и обращаемся к Нему – к великому истинному Богу, Который не только Творец и Создатель, но Который любит Свое создание и любит Свое творение, и поэтому Он никогда нас не оставит. Он сам сказал: «Просите и дастся вам, ищите и обрящете, стучите и отверзется вам». И поэтому Псалмопевец так глубоко говорит: «Помощь моя от Господа, сотворшаго небо и землю».

«Не даждь во смятение ноги твоея, ниже воздремлет храняй тя». Действительно, Господь никогда не оставляет человека, но он сам должен стремится сохранить свою ногу: здесь говорится и о братолюбии, и о молитве о ближних, и, конечно же, наставление каждому, чтобы он думал, каким путем ходит в своей жизни. Можно идти скольз-ким путем, говорят святые отцы, где грех беззакония и неправда, но тогда ты не сможешь удержаться, тогда ты причинишь себе сильную боль своим падением. Не нужно идти и путем поиска жизненных богатств, удовольствий. Все это временное, все очень быстро проходит. А самое главное, оно не дает тебе опоры в вечности. Поэтому иди путем добродетельной жизни, исполняй заповеди Его, и тогда Господь действительно тебя сохранит. Мы знаем, если человек задремал, то значит он проспал что-то очень важное, что может произойти в его доме или с ним. Дремлющий человек лишен способности и видеть, и иметь бдительность. А Господь говорит нам, чтобы мы и были бдительными, и молились, и тогда мы «не вниде в напасть». И Сам Господь того, кто идет по заповеди Божией, постоянно хранит, се не воздремлет, ниже уснет храняй Израиля. Очень глубокое суждение Псалмопевца, как Господь хранил Древний Израиль.

Ты, имеющий разум, должен иметь и рассуждение, и читать Священное Писание. Когда мы читаем Священное Писание, в том числе, и Ветхий Завет, то глубина наполняет наше сердце. Мы начинаем понимать, что Господь Древний Израиль сохранял тогда, когда он шел путем исполнения заповедей Божиих, когда он не прекословил Господу, когда он шел тем путем, который Господь указывал ему. Хранил его везде и всюду, от выхода из Египта до обретения Обетованной Земли – какие там были испытания, и как Господь заботился: как детей сохраняют родители свои, так и Господь оберегал Древний Израиль. Так Господь оберегает и Новый Израиль – весь христианский мир, – сохраняет Своей любовью. И вот здесь Псалмопевец указывает именно: смотрите, как Господь не дремлет – ниже уснет храняй Израиля. Никогда Господь не оставит верных Своих: «Если мать забудет отроча свое, то Аз никогда не забуду вас», – говорит Он.

«Господь сохранит тя, Господь покров твой на руку десную твою» – Псалмопевец опять усугубляет, он говорит: «Господь сохранит тя!», Господь будет покровом – но не просто так, опять-таки, на руку десную твою. Если говорится о десной (правой) руке, то Господь будет всегда по правую сторону с тобой, то есть когда ты будешь идти правильным путем – не только стремиться исполнить заповеди Божии, но и проводить жизнь добродетельную: для Бога очень важно, чтобы человек жил деятельною жизнью, говорят святые отцы. Не только имел глубокую веру, не только сохранял себя, но через это еще и находил в себе силы творить добрые дела.

Господь говорит, насколько важна наша деятельность и наша деятельная вера, которая будет привлекать великое милосердие Божие. Он никогда не оставит человека праведного без хлеба, без попечения и без заботы, Он будет заботиться и о его душе. Вот Псалмопевец и говорит, чтобы мы не вступали на путь скользкий, чтобы ноги наши не пошатнулись, чтобы мы через это не уничтожили и не убили себя – и духовно, и физически.

«Во дни солнце не ожжет тебе, ниже луна нощию» – опять-таки говорится о таком попечении, что даже яркое солнце и луна не принесут тебе никакого вреда: ни днем, ни ночью Господь не оставит тебя. Святые отцы говорят, что солнце освещает путь, солнце согревает, но грешного человека оно обжигает. Поэтому здесь снова – стремление к исполнению заповедей Божий, жить в согласии с Господом и со своей совестью. Тогда Господь тебя не оставит и никто никогда не сможет причинить тебе абсолютно никакого вреда – ни днем, ни ночью, ни в другие дни, и светила, что есть в этой вселенной, также будут служить тебе, освещая твой путь и согревая тебя, не будут жечь, не будут расслаблять тебя.

«Господь сохранит тя от всякаго зла, сохранит душу твою Господь». Очень важно помнить, что Господь сохранит тебя от всякого зла, не попустит тебе искушений, которые просто могут или сломать тебя, или причинить зло. Господь будет сохранять душу твою, заботиться о твоем духовном совершенствовании и духовном восхождении. Но мы должны понимать, что искушения, что совершаются с нами, необходимы, чтобы мы отошли от пути греховного, уводящего нас от Господа. И мы сами понимаем, что мы приходим в себя только тогда, когда встречаемся с трудностями, которые невозможно преодолеть, и которые находятся только в руках Божиих: особенно когда посещает серьезная болезнь, ты начинаешь понимать, что жизнь твоя в руках Божиих. И только тогда к тебе приходит мысль: «Да, я живу неправильной жизнью – мне нужно ее исправить». Начинаем вспоминать о Господе, вспоминать, что есть здесь, на земле, Церковь Христова, что мы давно не были в храме, а сколько грехов уже накопилось, – и тогда начинает пробуждаться в нас желание пойти в храм Божий покаяться, обязательно причаститься.

Вот и думаешь: для чего же посылаются испытания, искушения в нашей жизни? Чтобы мы приблизились к Богу, чтобы мы примирились с Богом, чтобы начали жизнь духовную, что и Господь заботится о нас, чтобы имели награду в вечности, чтобы каждый из нас имел обитель: «В доме Отца Моего обителей много» – каждый будет иметь свой уголочек в Царствии Небесном. Но не может войти человек туда без желания и без очищения, без покаяния. Господь посылает испытания, чтобы мы пришли в себя. Но если человек живет правильным путем? Тогда, отвечает Псалмопевец, Господь сохранит тя от всякаго зла, сохранит Господь душу твою: такому человеку не нужны испытания и трудности. Конечно, идет борьба за такого человека с врагом рода человеческого – он ничего не терпит святого, ничего не терпит такого, которое само бы по себе вошло в Царствие Небесное. Так что на пути праведного враг рода человеческого устанавливает сети – чтобы поймать его, искусить. Поэтому, пока мы живем, мы не должны забывать, что враг рода человеческого может уловить нас в свои сети в самый даже последний момент нашей жизни, когда может из сердца вырваться отчаяние, какая-то хула, которая перечеркнет нашу жизнь. Вот Псалмопевец и говорит: Господь не дремлет, но храняй праведного – хранит праведного: Господь сохранит вхождение твое и исхождение твое, отныне и до века.

Удивительно теплый псалом! Какими же глубокими словами он заканчивается: Господь сохранит вхождение твое и исхождение твое, отныне и до века. Конечно, мы можем говорить о исхождении и вхождении – это и вхождение в эту жизнь, и исход из этой жизни, и вхождение в дом, и исхождение из него, и наше пребывание в доме… И всегда Господь сохранит тебя. Это очень важно: здесь просматривается и один день нашей жизни на земле, и целая жизнь. Конечно, мы не знаем, выходя из дома, что может произойти с нами. И родители здесь всегда заботятся о своих детях, стараются осенить их крестным знамением, чтобы с ними было все хорошо, или сказать им: «С Богом, дети мои», ибо только Господь может сохранить. Что ждет нас этим днем? Мы не знаем. Дом, конечно, прибежище наше: там и стены помогают, и иконочки окружают нас, но мы выходим в мир, который чем только не исполнен, – это котел бурлящий и кипящий не только добром, но и всякими гадами, как духовными, так и земными. И здесь мы начинаем понимать, что без Божией помощи невозможно прожить даже день, который может либо подарить нам жизнь и счастье, либо уничтожит нас. Поэтому Господь сохранит вхождение твое и исхождение твое, отныне и до века. Это очень глубокие слова, которые показывают, как важно нам быть с Богом, чтобы Господь сохранял нас. Ведь жизнь настолько жестока, что мы не сможем себя сберечь: нас может подстеречь какое-то испытание, какое-то искушение в любую минуту нашей жизни. Почему Священное Писание и говорит: «Прежде смерти никого не называй блаженным: при кончине человека открываются дела его и участь его». И в то же время блаженным мужем может стать тот, кто в последнюю минуту принес покаяние Господу. Мы не можем судить о человеческой жизни, и Господь нас призывает полагать суд только во власти Божией. Бог знает, что с человеком: сегодня он грешил, сегодня он был разбойником, а завтра он становится благоразумным разбойником, который во едином часе становится участником райской жизни. Это великое чудо и милосердие Божие. А в то же время мы читаем жития святых угодников Божиих и старцев, которые могли согрешить в последние годы своей жизни, когда уже и страсти-то, казалось бы, не могут подступить к ним – они подступали, и враг рода человеческого стремился через это украсть их душу. Поэтому Священное Писание и говорит вам: «Прежде смерти никого не называй блаженным».

Глубочайший псалом: по глубине, красоте, утешительной силе мы найдем таких псалмов в Псалтири немного. Я думаю, что он приличествует для утешения каждому христианину, который стремится благочестиво прожить свою жизнь. И когда встречается с искушениями, он должен петь этот псалом, и тогда перед ним откроются удивительные, глубокие слова: помощь моя от Господа, сотворшаго небо и землю. (Продолжение в следующем номере)

Записала:
Татьяна Муравьева

 

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс