Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №45 (990) → Протоиерей Димитрий Смирнов: Смирение не дает возможности мыслить о себе высоко

Протоиерей Димитрий Смирнов: Смирение не дает возможности мыслить о себе высоко

№45 (990) / 1 декабря ‘18

Беседы с батюшкой

Батюшка, хочу начать с вопроса по Евангелию: Истинно, истинно говорю вам: слушающий слово Мое и верующий в Пославшего Меня имеет жизнь вечную, и на суд не приходит, но перешел от смерти в жизнь – почему же мы, уверовавшие в Христа, боимся смерти и последующего суда?

– Нет в нас еще полноты христианской веры. Господь говорит про полноту.

Когда человек входит именно в полноту жизни христианской, для него уже смерти не существует?

– Нет, конечно.

А что человек уверовал во Христа, этого еще недостаточно...

– Это значит, что он откликнулся на зов, но это не значит, что он взял крест и последовал за Ним на Голгофу.

Но мы даже у святых отцов встречаем страх перед смертью – казалось бы, человек прожил всю жизнь для Христа и, по мнению других, достиг совершенства христианского, и все равно...

– Оградительное смирение не дает возможности мыслить о себе высоко.

Все равно человек считает себя недостойным

– Рабом неключимым.

Вопрос телезрительницы: «Можно ли православным девушкам, которые ходят в церковь, ехать отдыхать на море – в Турцию, Египет? Или лучше ездить на море в паломническую поездку?».

– «Нам все позволено, – говорит апостол Павел, – но не все полезно». Поэтому нужно посоветоваться со сведущими людьми, с теми, кто там бывал неоднократно. Это очень индивидуально. Некоторым людям я бы категорически не советовал, для некоторых – ничего. И лучше всего ездить с кем-то из родственников, тогда это будет не так опасно (всякий отъезд от дома сопряжен с разными опасностями).

А в чем опасности, когда человек действительно хочет сменить обстановку для отдыха?

– Во всяком случае, в Турции зачастую убивают наших туристов – прямо в отеле, например. Это считать опасностью можно?

Вполне.

– Потом, среди соотечественников встречаются такие персонажи, с которыми лучше не встречаться не только в Турции, но и даже на горе Килиманджаро. Ну и так далее... Есть такой лозунг: «Все включено» – такая страшная штука, и совсем не все могут в голову включить размышления об опасности. У того, кто звонил, голос молодой – это значит, опыта жизненного нет. И сам вопрос очень интересный – он говорит, что эта юная дама не совсем уверена, что можно; значит, у нее есть опасения, они совершенно справедливы – в этой ситуации лучше, чтобы такие мысли даже не приходили в голову: чтобы одной куда-то ехать. Просто при перечне разных летних удовольствий чтобы даже не звучала строчка под номером 7. А что-то выбирать из другого...

Вопрос телезрительницы Людмилы из Пензы: «Мне скоро будет 73 года. Я очень часто обижаюсь и раздумываю, почему поступили так... Я одинока, уже давно вдова, сын живет не со мной. Батюшка, как с этим бороться?».

– Тут есть два пути. Вам изменять свой обычай уже немножко поздновато. Есть такой диагноз, называется «старческая депрессия»… Поэтому сходите к доктору, поговорите – если попадется такой, который что-то соображает (что не всегда бывает), то вам на самом деле очень легко помочь. И нужно чаще причащаться и иметь посильное дело – можно вокруг храма, и так далее: нужно заниматься не тем, как обычно пожилые женщины у подъезда сидят на лавочке и мысленно очищают кости всем входящим – это дело бесплодное и для души разорительное, а делать что-то действительно хорошее, например убирать свой подъезд (и денежки заработаете, и люди будут радоваться) или украшать его цветами в горшочках, а потом их поливать. Много таких занятий, которые будут радовать людей – и вас в том числе.

Бездействие оказывает угнетающее действие на человека.

– Это двояко. Может сама депрессия рождать бездействие, ведь руки опускаются.

Вопрос: «Почему после смерти человек уже не может покаяться, когда увидит всю ошибочность своей земной жизни?».

– Ну как – «почему»? Покаяние есть изменение человека. А человек уже умер, его дело завершилось.

Но жизнь-то продолжается...

– Почему после смерти человек не может стать хотя бы серебряным призером Олимпийских игр? Уже нет тела. «Ты земля еси и в землю отыдеши...» Он вот немножко не дотянул при жизни до золотой медали, но хоть серебряную ему дать надо? Он так хотел! Для многих хотеть – это святое. Особенно если это мой сынок...

Все только во временных пределах земной жизни?

– Ну да... Вот эта замечательная женщина, что нам звонила, разве не знает, что нельзя осуждать? Или не слышала, что «не судите, да не судимы будете»? Но она этим пренебрегает? Пренебрегает. Я тут при чем?

Вопрос: «Апостол Павел призывает не себе угождать, но ближнему во благое к созиданию – поясните, что это такое и как это исполнить».

– Созидание – это надо из самого себя строить обитель Святого Духа; это есть высшее благо для души, для которой мы это созидаем. Поэтому спасение у святых называлось домостроительством.

Но здесь речь идет об угождении ближним?

– Конечно: спасение – через ближнего. «Истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне», – говорит Христос.

Вопрос телезрительницы: «Я хотела бы спросить у вас о детских садах: у нас не хотят глубоко задуматься, что детей отдавать в детский сад, в общем-то, губительно для их душ. А мы хотим воспитать ребенка христианином, чтобы он выполнял волю Божию, а здесь отлучение от матери губительно сказывается и на душе ребенка, и на душе матери, и на семье».

– Их так воспитали, понимаете? Им главное – комфорт и свободное время, когда можно отдохнуть, чем-то заняться, куда-то сходить, потрепаться по телефону, а ребенка там социализируют и кормят – и очень все довольны. Это же ваши дети, вы их так воспитали.

Но у меня еще есть возможность, они еще не отдали в детский сад, только думают об этом.

– Вы можете высказывать свое мнение.

Я его высказываю.

– Но вы должны в их глазах иметь такой авторитет, что им даже в голову не придет сделать что-то поперек вашего совета, – вот как надо было воспитать.

Я понимаю.

– Молодец. Редко я встречаю такое понимание.

Они будут слушать, если я смогу действительно ясно рассказать, что происходит с душой ребенка, когда он далеко от матери?

– А они вам скажут, что вы сгущаете краски, а это очень хороший детский сад.

Но хороших детских садов нет.

– Ну почему? Есть хорошие, есть похуже, а есть совсем дрянь.

Главное же, чтобы воспитательница была хорошая, даже не детский сад.

– Воспитательница-то хорошая, а в детском саду воспитывает кто? Не знаете? Так я вам скажу – детский коллектив: вот это чудовище будет портить вам внуков. Я в детском саду прожил всю жизнь: я в детском саду даже работал – и дворником, и оформителем, и Дедом Морозом. Под Новый год было хорошо. Я это все очень хорошо знаю и помню. Бывал и на пятидневке, все хорошо знаю.

В любом случае такой детский коллектив для ребенка вреден.

– Ведь это искусственное – это как ГМО.

А если это частный детский сад, небольшая группа?

– Если известно, что за педагог будет с ними заниматься... Это – подобие семьи, это все-таки гораздо лучше. И подбор детей – яблочки от яблоньки недалече падают. Нужно обязательно познакомиться с родителями этих детей: какими духами они руководимы в своей жизни? Может быть, духами тьмы?

Если уж нет никакой возможности сделать по-другому (как у моей мамы – ну буквально никакой возможности выкормить своих детенышей не было, кроме как детский сад и даже пойти туда работать), то надо искать именно таких благоприятных условий. Собрать 5 мамочек своих друзей и знакомых, может быть, прихожан одного и того же храма, собраться, и тогда будет подобие семьи. Детки будут, может быть, и с охотой ходить.

Вопрос телезрительницы: «Человек эмоциональный испытывает радость от участия в Божественной литургии, потом выходит, но поскольку очень эмоциональный, как-то очень бурно это проявляет и хочет этой радостью делиться. Грех ли это? Или человек впадает в печаль – и в силу повышенной эмоциональности может уйти в уныние... Я просто на себе это чувствую, но не понимаю вообще, что происходит. Помогите разобраться».

– А разобраться с кем, с вами? Мы говорим о вас – вы эмоциональная.

Да.

– Могу дать бесплатный совет: научитесь управлять своей эмоциональностью. Это вам очень поможет. В Африке, когда люди-прихожане отслужат Божественную литургию, причастятся, потом начинают танцевать – они все очень эмоциональные: и руки воздевают, и ножками притопывают, и крутятся вокруг своей оси – это очень мило и очень хорошо, очень эмоционально и даже красиво. У них так принято, и они никого этим не смущают. А если человек стоит посреди плаца с воздетыми к небу руками, мне хочется покрутить указательным пальцем рядом с виском. У нас совершенно другие традиции – мы, русские, очень сдержанны (когда не выпьем, конечно, а когда выпьем, у нас тоже со дна вздымается наша эмоциональность, вплоть до драки и до ножа). Поэтому я бы вам советовал это держать в себе, и сразу уходить, и эту эмоцию сохранить как энергию для благодарственных молитв: сразу возьмите молитвослов – еще раз и еще прочитайте благодатные молитвы или, может, тихонечко, где-нибудь в уголке садика, который часто бывает при церкви, взять и спеть Песнь Богородицы, пропеть «Отче наш»… И потихонечку ваша эмоция плавно перейдут к устроению вашей обычной жизни.

Но порой человек, переполненный радостью после храма или посещения святого места, хочет поделиться с домашними, хочется, чтобы и они эту радость испытали?

– Христианин всегда думает о людях. Вот опять – «хочу». «Хочу» – это не аргумент вообще. Что значит «хочет»? Надо уловить желание домашних: а они-то хотят?

Что нужно, чтобы раскаяние перешло в покаяние?

– Раскаяние и покаяние – это одно и то же: корень один. Человек раскаялся в своих грехах, он покаялся в своих грехах – это одно и то же.

Чувство раскаяния приводит человека на Исповедь, и он кается.

– На Исповедь человек, бывает, приходит потому, что хочет держать свою душу в чистоте и внимателен к своей духовной жизни; приходит, священник свидетельствует, что «ты вот за эту седмицу согрешил тем же и тем же»… «Прошу у Спасителя моего и Бога прощения и помочь мне впредь этого избежать».

То есть желание впредь избегать этого греха говорит о покаянии?

– Да.

Вопрос телезрителя: «Почему у нас в Православии так сильно почитаются иконы, например, перед иконой «Неупиваемая Чаша» молятся об избавлении от пьянства, перед «Всецарицей» – от онкологических заболеваний? Ведь Божия Матерь одна».

– Ну как «почему?» – было много случаев, когда люди молились перед иконой и избавлялись от тяжелого заболевания. Людей натолкнуло на эту мысль, и они стали собираться по этому поводу – в основном те, которые молились за своих родственников. У нас тоже на приходе образовалась группа таких людей, и в этой группе прямо чудеса исцеления от алкоголизма происходили – даже не у самих участников, а у родственников, у тех, за кого они молились. А что в этом такого плохого?

Молитвенный опыт людей привел к почитанию тех или иных икон?

– Да. И это Богородица Сама явила Свою милость. И тем указала, что – да, Ей это угодно, чтобы перед этой иконой люди молились. Ну и что такого? Этот раб Божий же сказал – Богородица же одна? Но Она указала Сама. Мы же не брали икону «Спорительница хлебов», чтобы она участвовала в коронации государя императора. Это народная молитвенная интуиция. Но все равно среди всех икон наш народ выделил «Казанскую» – больше всего списков, а одна из самых молодых икон...

Вопрос телезрительницы Ирины из Беларуси: «Как Церковь рассматривает: выкидыш у женщины считается абортом или это Божия воля? И еще вопрос: как найти разницу и грань между передачей информации, рассказом – и осуждением?».

– Всегда, когда вы рассказываете, есть осуждение: как только рот открыли, так пошло осуждение. Лучше рот не открывать, тогда не будет осуждения. А о выкидыше – есть такой медицинский термин «непроизвольный аборт»: это не значит, что женщина так хотела, а так случилось по разным причинам – генетически или еще какие-то обстоятельства. Поэтому молитва… Потеря дитя всегда, если женщина психически нормальная, событие трудное, горестное, надо с ним в церковь приходить и понимать: раз Господь не дал дитя, значит, у Него такие были соображения, и нам надо смиряться и просить на дальнейшую жизнь помощи Божией.

Вопрос телезрительницы: «Объясните, пожалуйста, что значат слова из Второго Послания святого апостола Иоанна Богослова: Если кто видит брата своего согрешающего грехом не к смерти, то пусть молится, и Бог даст ему жизнь, то есть согрешающему грехом не к смерти. Есть грех к смерти: не о том говорю, чтобы он молился. Всякая неправда есть грех; но есть грех не к смерти. Как это: грех не к смерти?».

– Есть грехи смертные – например, то же сребролюбие грех смертный. Почему? Он убивает душу. А есть грех не к смерти. Это осуждение: каким судом судите, таким будете судимы – ты душу свою не убил, но подверг себя суду; это не смертный грех. Один грех к смерти: человека оклеветал, и это грех смертный. А если подумал о человеке, но никому не сказал, это грех не к смерти – иди на Исповедь, покайся.

Батюшка, есть грехи, а есть прегрешение – между ними какая разница? Это по тяжести совершенного?

– Да, конечно. Одно дело – украл, другое дело: «Эх, плохо лежит» – но отвернулся и пошел дальше. Это прегрешение.

Пожелал.

– Да.

Господь говорит: «Нет ничего тайного, что не сделалось бы явным» – о чем здесь речь? О тайнах Божиих, которые постепенно нам открываются, или о злых делах человека?

– Принято считать, что о злых делах человека.

Что бы человек ни прятал, глубоко и далеко от всех, это рано или поздно...

– ...хоть в Англии, хоть во Франции, а потом вылезает.

Вопрос: «Почему мы просим Бога об одном и том же много раз, ведь Он и с первого раза слышит? Не навязываем ли мы Ему собственное решение?».

– Попробуй, навяжи. Это человек с очень большим самомнением: думает, что он что-то Отцу Небесному может навязать.

Он усматривает это в таком постоянном прошении об одном...

– Этот человек не знает Бога, поэтому приписывает Ему свои немощи.

Ну да, когда ко мне с одним и тем же – у меня раздражение.

– Да на, только отстань, отвяжись.

Вопрос телезрительницы: «Соседи, которые над нами живут, громко включают музыку и очень сильно шумят. Мы разговаривали с ними по-хорошему, обращались в полицию – после полиции стало хуже… И дети у них специально бьют ногами по полу. У меня мама на инвалидности, все тяжело настолько, что не хочется идти домой. И вопрос, как с этим жить, нет возможности переехать».

– А зачем с этим жить? Я не пойму. Продала квартиру – купила другую, или пойди к соседке с 1-го этажа и скажи: «Давай поменяемся, я поеду на первый – это считается непрестижно – а ты в мою квартиру?», предложить им поменяться.

Но эти люди… Когда мы пришли к ним впервые попросить, чтобы они себя вели потише, и я сказала, что мама на инвалидности, они предложили мне маму сдать в дом престарелых… И смерти нам желали...

– Так надо из этого дома уехать – какие проблемы-то? Я не пойму. В Америке все так делают, если соседи невозможные; там соседи друг с другом только через адвокатов общаются. А тут что терпеть? Даже и не представляю, зачем это… Потратить силы, конечно (может, будут какие-то небольшие денежные потери), и купить квартирку.

Особенно если квартира городская, то переехать в пригород вообще не проблема.

– Да вообще нет проблем! Это просто мы, советские люди, как правило, абсолютно беспомощны: у нас застряло в голове, что «это моя квартира», но если бомба упадет – поедешь же в другую? А пока в санатории поживешь. Тоже мне проблема – квартира. Брюки сносились, новые же покупаем? А что такое квартира? Это такие же брюки – даже называют квартиру «распашонка», это просто большая одежда, но она подороже...

Спасибо, батюшка, за передачу, за ответы.

– Всего доброго, дорогие братья и сестры, будем живы-здоровы… До следующего воскресенья!

Записала:
Татьяна Муравьева

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс