Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №12 (46) → Верою возрос Урал. Семинар «Урал ХХI век: на стыке эпох»

Верою возрос Урал. Семинар «Урал ХХI век: на стыке эпох»

№12 (46) / 12 января ‘96

Екатеринбургская епархия

В этой теме:

Екатеринбургская епархия
Ревда — городок небольшой…

В Верхотурье журналисты газет северных и восточных районов области провели семинар по краеведению «Урал-ХХI век: на стыке эпох». На семинаре широко обсуждались в связи с предстоящим 400-летием города Верхотурья проблемы сохранения исторической памяти, продолжения лучших традиций нашего края. На круглом столе «Русский путь» по благословению епископа Екатеринбургского и Верхотурского Никона выступил священник Константин Туренков, настоятель храма во имя Всемилостивого Спаса г. Туринска. Его выступление мы предлагаем нашим читателям.

Мы привыкли говорить об уральском характере, то есть об особом складе людей пытливых, мастеровитых людей, которые не боятся риска и трудностей. Думаю, что во время празднования 400-летия на эту тему также немало будет сказано. Однако журналисты, как и священнослужители имеют дело с душами и сердцами человеческими и потому призваны идти вглубь не останавливаться за расхожими общими местами.

Что же сформировало этот уральский характер, его положительные качества? Я думаю, что никто нынче не дерзнет отрицать вклад в формирование этого характера Русского Православия.

История нашего края начинается не с того момента, когда его посещают не отдельные пытливые охотники, рудознатцы торговцы, а когда все больше православных россиян начинают жить здесь постоянно, когда рудники, заводы, солеварни крепости меняют лицо этой глухомани. И одновременно здесь начинают расти множество храмов. Вы, конечно, знаете такое пренебрежительное обращение: «Ну ты деревня!» А задумались ли вы что здесь в основе не хамство горожанина по отношению к крестьянину, а насмешка сельчанина над деревенскими. Ведь деревня — это любой населенный пункт пусть даже с многотысячным населением, но где нет храма Божия, а село там — где благочестивые жители, какой-нибудь десяток семей, но срубили уже дом Божий и вознесли над ним Крест Христов. Так что, забегая вперед, скажу: великое множество деревень выстроено за годы индустриализации, некоторые из них всему миру известны, но, с точки зрения человека православного, они деревнями и остаются.

В этом отношении Верхотурье являет нам благой пример того, как понимали свой путь наши предки. В 1598 году основан форпост на реке Туре, и уже через 6 лет, в 1604 году, государь Борис Годунов удовлетворяет челобитную иеромонаха Ионы о создании Николаевского мужского монастыря. А ведь монастырь — это особое служение, это место, куда приносят свою боль и скорбь миряне, чтобы услышать вразумление людей опытных в духовном делании. И дерзновение иеромонаха Ионы показывает, что такие люди, посвятившие себя истовому служению Святому Православию, уже были в этом крае.

Конечно, надо говорить, что основа духовной жизни в нашем крае заложена сомолитвенником и современником преподобного Сергия Радонежского — святителем Стефаном Великопермским. Но очень важно, что эта традиция, раз возникнув, никогда не прерывалась. Имена праведного Симеона Верхотурского и всея Сибири чудотворца, преподобного Долмата Исетского, блаженных Косьмы и Иоанна Верхотурских, святителя Иоанна Тобольского и уж совсем близко к нашему времени — преподобного Арефы Верхотурского, преподобных Зосимы и Василиска Туринских известны сегодня даже людям далеким от Церкви. Дерзаю утверждать, что таких подвижников благочестия было гораздо больше, ибо не зря сложена в народе пословица «Не стоит село без праведника».

На этих праведников равнялись в повседневности крестьяне и купцы, рабочие и солдаты, даже представители высших сословий уральского общества, в среду которых уже тогда начинали проникать идеи безверия.

Я не буду говорить здесь общих мест о том, что вера во многом определяет повседневное поведение человека, а значит, и историю страны или края. Я думаю, что смелость и готовность к риску прямо связаны с твердым упованием наших предков на волю Божию. В молитве они учились упорству и неспешному, но неуклонному движению к намеченной цели. А их честность и ответственность нельзя отделить от труда покаяния.

Поэтому вся история нашего края представляется мне тонким металлическим кружевом, как это бывает в каслинском литье, например, когда узор выстроен из незатейливых деталей, а в целом он прекрасен, гармоничен и изменить его нельзя, можно только уничтожить (что потом и попытались сделать). Давайте взглянем без предвзятости, как начинался на Урале церковный год, который, как известно, открывается 1 сентября. Крестьянин подводил итоги своих трудов, пусть малые, но излишки, продавал на осенней ярмарке, с тем, чтобы приобретя необходимое, отложить малую копейку на паломничество в Верхотурский или иной монастырь, к святыням, о которых был наслышан. Купец, собрав воедино многое и многое, от настоящего уже барыша закладывал Церковь, возносил благодарность Богу и от себя и от тех, чьими трудами начиналось его богатство. Уникальные мастера — камнерезы, кузнецы, плотники, каменщики находили пропитание и духовное удовлетворение в труде ради Церкви и ради ближних сестер и братьев своих.

Я не собираюсь отрицать, что эта сословная схема — некий идеальный чертеж, а конкретные люди, как и мы с вами, несли на себе массу грехов, но основа жизни края была именно такова. Потому что величественный Крестовоздвиженский собор, к которому принадлежит третье по величине место в России после храма Христа Спасителя (ныне восстанавливаемого) в Москве и Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге. Храм строили «миром, потому что, несмотря на то, что монастырская казна постройкой совсем опустошилась, этого было совершенно недостаточно. Все приходящие паломники считали для себя долгом потрудиться на строительстве нового храма. Оно продолжалось 8 лет. Также всем миром — кто по копейке, кто по рублю, а кто и по сотне — жертвовали православным средства на изготовление серебряной раки для мощей святого праведного Симеона, также шло и строительство большинства храмов.

Мы можем только предполагать, каким был наш край прежде, если богомольцы ходили пешком из Сибири в Верхотурье. Конечно, это был подвиг духовный, но странникам ведь не приходилось ночевать в чистом поле: каждое село или деревня формировалось по принципу житейской целесообразности — на самое дальнее поле или покос можно было добраться в течение дня, крестьянин лошадь берег, не гонял рысью, она шла шагом, хотя и везла тяжело груженный воз. Значит, от одного села до другого было два таких перехода, и выйдя рано поутру, к вечеру вы добирались до ночлега. Задумаемся о том, какие были люди, что странник со слов других или по личному опыту был уверен, что крыша и кусок хлеба ему где-нибудь да найдутся всегда.

Где теперь эта деревня? Когда вы ехали сюда, вы видели в чистом поле или в окружении нескольких сохранившихся домиков остовы внушительных церквей. А ведь церковь никто не строил ради величины: подрастало село, в праздники и воскресные дни прежний храм уже не вмещал всех, и тогда мир начинал строить новую церковь с трезвым крестьянским расчетом, чтобы входили все и пусто не было. По этим храмам мы можем предположить какие были села, от которых и следа не осталось…

Так строилась вся Россия, так строился наш край, так строился уральский характер. И разрушать их стали в свое время с первоосновы — с уничтожения тех самых храмов, с гонений на веру православную. Однако благодатные, духовные корни, проникшие в души людские за столетия, выкорчевать не удалось. Господь не допустил поругания на Церковь Свою. И ныне Он сподобил нас стать свидетелями серьезных перемен в России. Однако, если мы упустим шанс, данный нам свыше, и если в самоуверенности и самомнении начнем строить по своим сценариям, пренебрежем тем опытом, который оставили нам предки, выстроившие и русский путь и великую Россию. Поэтому, я надеюсь, что дальнейший разговор пойдет о том, как в сегодняшних иных условиях возродить то, что знали наши предки. Повторить по-своему пройденное ими.

 

В других номерах:

№11 (85) / 11 января ‘98

Екатеринбургская епархия

Визит архиепископа Ионафана

 

Екатеринбургская епархия

Защитник Отечества немыслим без веры

 
 
Екатеринбургская епархия

Ревда — городок небольшой…

Ревда — городок небольшой, лежащий близ Екатеринбурга и воспетый местными поэтами в песнях и стихах.Есть и церковь в Ревде, хотя невысокая, приземистая, но люди довольны тем, что есть где окрестить детей, отпеть умерших родителей, исповедаться и просто помолиться Богу!Вечная память Марии Павловне, благодаря стараниям которой была выстроена эта церковь.

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс