Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №44 (989) → Отец Александр Салтыков. Церковь Воскресения Христова в Кадашах

Отец Александр Салтыков. Церковь Воскресения Христова в Кадашах

№44 (989) / 19 ноября ‘18

Хранители памяти

– У нас верхний и нижний храмы: верхний посвящен Воскресению Христову, нижний – Успению Божией Матери. Он в настоящем виде относится к XVII в. Вообще, по документам, здесь должна была быть церковь в конце XV в. – видимо, сначала был деревянный храм, в XVII в. перестроенный в каменный, а в конце XVII в. еще раз перестроенный в стиле нарышкинского барокко – тогда он приобрел почти современный вид. В XIX в. после пожара Москвы был произведен грандиозный ремонт, храм был несколько расширен. Алтарь в современном виде относится уже к XIX в., но нужно сказать, что архитекторы XIX в. удачно вписались в стилистику храма, и сейчас он имеет стилистически вполне единый вид. Несколько выпадают из общей стилистики пристройки на уровне колокольни, поскольку строились отдельно, чтобы расширить помещения.

Храм был таким, в общем-то, придворным храмом, он обслуживал нужды царицынского двора, тут жили люди довольно зажиточные (сохранились некоторые изображения того времени) – в общем, была так называемая Кадашёвская слобода (к сожалению, сейчас она уже не существует). Он был знаменит еще своим колокольным звоном. Уникальные колокола были отлиты известным мастером Слизовым в конце XVIII в. – 2 именных колокола. В советское время они были отняты у храма после его закрытия и временно помещены в Большой театр (временно, но театр почему-то до сих пор их не отдает, – мы неоднократно поднимали этот вопрос).

В советское время все имущество храма было ликвидировано, осталось несколько совершенно разного уровня икон, которые находятся в разных музеях. Иконостасов не было, остались фотографии; в храме был иконостас замечательной художественной резьбы, относящийся к XVIII в. В 2009 г. произошло некоторое чудо: я тогда болел, меня не было, и в мое отсутствие в храм пришла некая девушка, которая сказала, что она работник одного музея, и, что у них в музее лежит иконостас нашего храма и мы можем его забрать. Представляете? После революции специалисты не сразу все были посажены в тюрьмы, их сажали постепенно, они что-то успевали сделать, и какие-то честные люди, понимая большую ценность этого иконостаса, разобрали его, сложили в ящики и отправили некоторому учреждению, где эти ящики положили в подвал. Осталось довольно много – примерно треть. У нас при храме музей, и сейчас часть этого иконостаса мы просто выставляем в музее – мы, конечно, думаем попытаться восстановить иконостас, по возможности, но это очень сложная работа и требует больших материальных затрат. Если кто-нибудь из наших зрителей откликнется на этот вопрос и захочет поучаствовать в судьбе такого уникального иконостаса, мы, конечно, можем это только приветствовать. Это одна из главных задач на сегодня.

Что касается росписей, во время пожара Москвы Замоскворечье горело, горели близлежащие дома, и есть предание, что французы, убегая из Москвы, якобы сложили в этом храме какие-то деревянные вещи и хотели поджечь. Так или иначе, храм пострадал во время французского нашествия, он был очень сильно разворован; его настоятели в последующее время очень долго занимались восстановлением, в частности, росписей, но в те времена не умели ценить древние росписи, их заменяли новыми: ныне остались только небольшие фрагменты XVIII в., а вся остальная роспись выполнена в 60-е годы XIX в. Конечно, мы живем в XXI веке и должны с уважением относиться ко всякому более раннему периоду.

Уже прошло около полутораста лет с тех пор, как были выполнены росписи, но ввиду большой утраты храмового искусства они приобретают определенную ценность. Как специалист, могу сказать, что у нас есть претензии к этому периоду в целом, к требованиям, которые необходимо предъявлять церковному искусству, но были выбраны опытные мастера академической выучки.

В XX в. эти росписи пострадали уже не от французов, а от своих – здесь была весьма сложная история: в этом храме были клубы, склад, реставрационные мастерские, что-то еще; утраты весьма значительные. Восстанавливать все это непросто, тут много вопросов: древнерусская стилистика все-таки гораздо больше соответствует духу православного богослужения, литургическому духу, чем академические росписи. Тут много нерешенного, многое предстоит еще сделать.

Ремонт храма находится на заключительном этапе – мы очень благодарны Министерству культуры и лично господину министру: он живет здесь рядом и заходит к нам иногда, проявляет определенный интерес, поддерживает нас. Это очень хорошо.

Мы находимся в нижнем храме – Успения Пресвятой Богородицы. Два маленьких боковые придела посвящены Тихвинской Иконе Божией Матери и Святителю Николаю. Они были сооружены уже в XVIII в. Основной престол – Успенский. От росписи раннего времени у нас практически ничего не сохранилось, храм сильно пострадал.

Реставрация храма продолжалась очень долго – до 60-х годов XIX в., были расширены боковые приделы и апсидная часть, роспись была заново проведена в 60-х годах XIX в. В то время господствовала, конечно, академическая живопись, потому что средневековое искусство только-только начинали изучать, и, соответственно, здесь привлекались художники, окончившие Академию художеств.

Наши отечественные художники, которые расписывали этот храм в 60-х годах XIXв., интересовались раннехристианским искусством и использовали раннехристианские мотивы в росписи, особенно в центральной части храма. Очевидно, их привлекло то, что здесь низкое сводчатое помещение на 4-х опорах, напоминающее раннехристианские храмы: и подземные катакомбы, и наземные. Здесь использована крестовидная композиция (по нервюрам сводов, которые образуют крест). В центре помещено изображение Богоявления, или Крещения Господня. Такую же композицию – в общих чертах, конечно – мы видим в знаменитых равеннских баптистериях, известных как Баптистерий православных, Баптистерий ариан (разница между ними примерно 100 лет, V–VI вв.); они выполнены в технике мозаики. Здесь же – роспись масляными красками, но использован принцип размещения в центре на пересечении креста именно Богоявления Господня, что связывает живописные изображения с декорациями Равенны. А сама крестовидная композиция связывается с катакомбными росписями. Стилистика, естественно, здесь господствует академическая, середины XIX в.

Записала:
Елена Чурина

 

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс