Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №43 (988) → Протоиерей Димитрий Кувырталов: Благодарить Бога – благодарить, благодарить

Протоиерей Димитрий Кувырталов: Благодарить Бога – благодарить, благодарить

№43 (988) / 12 ноября ‘18

Беседы с батюшкой

Вопрос телезрительницы: «Я хожу на Исповедь (самое редкое – раз в месяц, обычно чаще). Но каждый раз такое ощущение, что не все грехи можешь высказать на Исповеди – что-то забудешь, что-то не считаешь важным (может быть, не знаешь, что это грех). И каждый раз как-то вскрываешь в себе просто какие-то пласты – все глубже, глубже и глубже – грехов забытых или мелких, еще чего-то. Я слышала, есть генеральная Исповедь: человек готовится, конечно, к ней, всю свою жизнь рассказывает. Скажите, пожалуйста, есть ли необходимость в такой Исповеди? Если есть, то какой батюшка согласится на нее? Это, наверное, часа на 2 или 3, не меньше».

– Да, действительно, подвиг для батюшки, который отважится на генеральную Исповедь. Но скажу просто: конечно, Исповедь нужна. И чем она будет глубже, обстоятельнее, тем полезнее и спасительнее будет для сердца кающегося.

Есть здесь некоторый тонкий соблазн. Дело в том, что человек не сможет никогда исповедовать все свои грехи. Грех – это онтологическое, бытийное понятие, которое проникло так глубоко в сердце человека и смешалось с его нутром, что, к сожалению, исторгнуть его, как сорняк, как это часто нам хочется, не получится. Это смешение уже нашего естества с грехом: конечно, он примешался, он нам чужд, не должно было быть так изначала, но так есть, и нам придется смиряться и принимать покаяние как состояние сердца, а не от Исповеди к Исповеди его в себе всячески инициировать и поддерживать. Нам кажется, что вот мы поисповедовались, и все – теперь безгрешные. Это не так.

И наоборот: если мы идем к Исповеди, написали целую тетрадку своих грехов и что вот сегодня я грешник – это тоже не так: я сегодня предызбран Богом – именно тогда, когда я каюсь, то есть осуждаю себя, я становлюсь человеком и радую Бога, и ангелы приклоняются ко мне и обнимают, ведь это для них самое драгоценное состояние человеческого сердца – покаяние. Господь с этого начал Свою проповедь: «Покайтесь, приблизилось Царство Небесное!». Покаяние меняет наш ум, наши мысли, преображает человеческое сердце, – это единственное, что приближает нас к Богу. Поэтому покаяние – праздник для сердца человеческого. И мне кажется, не надо избегать покаяния после генеральной Исповеди, предполагать, что раз уж мы поисповедовались окончательно и бесповоротно, то больше в этом нет никакой нужды...

Но такое явление – генеральная Исповедь – существует?

– Да, существует; это должно быть, конечно, – думаю, в каких-то исключительных случаях, обстоятельствах, во время тяжелой болезни: бывает, что человек физически истощен и понимает, что, может быть, ему уже скоро пред Богом надо предстать, и тогда он ревностно просит этой Исповеди. Но уверяю, что в эти минуты не нужно говорить много и обстоятельно. Часто нам кажется, что даже исповеданный грех не до конца прощен. Это, к сожалению, тоже смущение, соблазн помысла – не от Бога этот помысел.

Какое-то самоедство?

– Да. К сожалению, мы не можем точно сказать, насколько прощен нам грех или нет, мы можем просто довериться Богу – окончательно. И, как дитя, вложить свое произволение в руки Божии, чтобы Господь Сам решил: осудить нас, наказать или простить, прижать к Своему сердцу или отвергнуть. Это дело Божие. Но часто бывает, что когда уже исповедан грех, мы начинаем рассуждать: а вот я не все рассказал, вот я что-то забыл, а там было еще такое обстоятельство. Все это часто бывает состоянием духовной прелести или духовной болезнью.

Надо быть проще: надо называть грех как он есть – только именовать его, ни в коем случае не рассказывать обстоятельства греха. Почему? Тогда мы оправдываем себя, вводим батюшку в пространство обстоятельств: «Батюшка, вы же поймите: я же не сам – тут и это, и это сложилось. Правда, были еще отягчающие (или смягчающие) обстоятельства». И тут уже получается немножко нездоровый разговор с самим собой.

И время батюшки? Вы не одни...

– Какой батюшка отважится на двухчасовую Исповедь? Думаю, что в современных условиях уже мало таких батюшек осталось. Вообще, батюшки не все могут исповедовать. По древнему церковному уставу, только тот батюшка, кто получил палицу (такая богослужебная награда есть), в древности получал грамоту исповедника – мог исповедовать. Сейчас в основном все приходские священники принимают Исповедь, и это общая практика для Русской Церкви, в ней нет никакой предосудительности, это нормально.

Единственное, надо постараться к Исповеди готовиться тщательно, но называть грехи очень емко и кратко – именно называть грехи: сколько бы мы грехов ни совершили, тем более если Исповедь регулярная, она займет не больше минуты или полутора минут – тогда это будет необременительно ни для вас, ни для батюшки, а сама исповедальная работа будет накануне Исповеди. Батюшка только читает разрешительную молитву, допускает человека, свидетельствуя искренность намерения, к Чаше Святого Причастия.

Вопрос телезрителя: «Скажите, пожалуйста, когда при разговоре о Боге у меня дрожит голос и текут слезы, это нормально?».

– Если мы задаемся этим вопросом, то думаю, что ненормально: для подвижников, для молитвенников, исихастов, монахов как? Они не говорят о Боге – они говорят с Богом, и тогда у них и текут слезы, и дрожит голос. Такое возможно – это духовные тонкие состояния для подвижников, они описаны у многих, и есть даже духовные дары: слез, поучения, слова, языков, умение толковать или говорить на разных языках, и дар слез – это один из самых высоких и удивительных духовных даров. А когда мы (часто в праздной беседе или в случайной беседе с кем-то) говорим с людьми о Боге и начинает дрожать голос – с одной стороны, это показатель того, что это непростой разговор. Уже само имя «Бог» приводит в трепет человеческое сердце – должно было бы приводить. Так ли это? Судить вам: мне кажется, вы лучше знаете и свое сердце, и свое состояние. Но на вашем месте я просто поостерегся бы говорить о Боге часто, в случайных разговорах и встречах: наше сокровенное чувство богоприсутствия пусть останется с нами неразвлекаемо и нерасточаемо.

Вопрос телезрительницы: «У меня вопрос об обиде. У меня в душе обида на одного человека, не могу простить, отпустить, хотя человек мне ничего не обещал. Я надеялась, что у нас будет с ним семья, дети, но получилось, что только я этого хочу, и я хожу с этой обидой уже много времени, не могу пережить и простить. Как бороться со своими обидами? Как это отпустить, как простить?».

– Замечательный вопрос задан. Как бороться? Мы должны понимать, что это нездоровое состояние души – обида: во-первых, это проявление нашей собственной слабости, во-вторых – некой несвободы. И в эту несвободу мы еще ввязываем другого человека, который, как вы сказали, ничего не обещал. Были какие-то расчеты, планы – в этом нет ничего плохого, ведь человеческое сердце все-таки уповает, ищет опоры – и не находя опоры огорчается. Это состояние, наверное, лучше назвать не обидой, а именно огорчением или расстройством человеческих сил, которое может быть приведено в норму.

Но, уверяю вас, как верующие люди мы никогда не полагаемся на какие-то психотехники. Допустим, надо три раза глубоко вздохнуть, успокоиться, попить чайку, сходить в кино, почитать интересную книжку и так далее – нет, тут нужна благодатная помощь: нужен Господь, Который смягчит наше сердце. И Господь Сам вразумит нас – нужна ли нам перспектива этих отношений, будущее супружество, брак, нужны ли нам вообще эти отношения, и вообще – что нам нужно.

Человек иногда сам решает, что он хочет, а что не хочет, а Господь настолько мудро ведет его по жизненному пути, что оставляет человеку некий простор даже для его обиды или для других эмоций, когда он чего-то не получает, чтобы человек лучше узнал себя самого: он на Бога полагается или на самого себя? В конце концов, если уж говорить откровенно, от сердца к сердцу, надо понимать, что Господь есть абсолютная сладость и абсолютная радость: только Бог может человека утешить и возвеселить, дать ему полноту счастья. Никакой человек, никакие средства, богатства, никакие житейские обстоятельства этого сделать не могут.

Вопрос телезрителя: «У меня вопрос по Евангелию. В Евангелии от Иоанна (Ин. 5, 24) Господь говорит: истинно, истинно говорю вам: слушающий слово Мое и верующий в Пославшего Меня имеет жизнь вечную и на суд не приходит, но перешел от смерти в жизнь. Как на суд не приходит?».

– Принятие Христа – на самом деле, уже суд для человеческого сердца. Человек переступает порог собственного эгоизма, когда он встречается со Христом, – так апостол Павел однажды увидел Христа: будучи гонителем и остервенелым ненавистником Церкви, он вдруг становится самым ревностным христианином. Как перемена в нем произошла? В момент его встречи со Христом: такое мистическое Откровение свыше – он озарен был светом не только вовне, хотя и ослеп, не только внешне было такое освещение –преображение, Фаворский свет, – но был и внутренний свет: он увидел ужас того, что совершал.

Каждый человек, встающий перед Христом, ужасается от своего состояния, пребывает не просто в покаянном чувстве, а в чувстве сокрушения глубочайшего – это и есть Страшный Суд для человека. Если человек искренне обратился ко Христу, то Страшный Суд миновал для него: отныне он друг Христов, поэтому на суд не придет, но придет от смерти в живот. Смерть не есть суд, смерть – это порог, и порог не единственный в нашей жизни: мы знаем, что будет воскресение из мертвых, то есть вновь все человечество обретет свой телесный облик, и душа найдет свое тело, и снова соединится состав телесный, и встанут все перед Богом. Это удивительная тайна будущего человечества, вообще всего мира, всей вселенной, но для многих людей, которые не приняли Христа, или приняли Его не до конца, или приняли Его лукаво (корыстно, с расчетом для своей пользы, выгоды – такое, к сожалению, тоже встречается, и нередко), – Суд будет. Поэтому разговор идет только о тех, кого Христос признает Своими, кто обладает или наполнен Духом Святым. Как апостол Павел сказал: кто Духа Христова не имеет, тот и не Его – Дух Христов, Дух Святой и есть признак святости, признак избранничества, признак изъятия из-под суда (в буквальном смысле слова), которым должны обладать все христиане. Но, к сожалению, это не так.

Есть несколько вопросов, их нам прислали телезрители. Давайте на некоторые ответим. Я перефразирую несколько вопросов, суть такова: девушка очень хочет, чтобы ее молодой человек крестился, и спрашивает, сколько нужно молиться…И вообще, для Бога важно количество молитв или нет?

– Важно качество. То есть важно помолиться так, как сказал Феофан Затворник, – один вздох: «Господи! Согрешил, не буду!». Но этот вздох должен пройти Небеса. То есть это порыв, или, так скажем, ревностное возлагание всего, что мы хотим, на Бога – такое действительно немногие могут, это искусство, это тоже дар Божий. Но когда мы молимся о человеке, чтобы он крестился, это добрая молитва, мы рады, что человек будет призван Богом, и мы тут понимаем, что это не в нашей власти, не в наших силах – человека призывает Господь. Так дайте место Богу, чтобы действовал Господь: не надо события торопить, как будто вы заключаете договор с Богом: «Я 40 раз прочитаю или 40 дней потружусь, а теперь, Господи, Ты уж будь добр, – я свой билетик оплатила: вот у меня квитанция». Чтобы не получилось таких отношений с Богом, Иоанн Златоуст говорит, что конец молитвы – получение просимого: когда мы получаем от Бога то, что желаем, о чем просили, можно прекратить молиться, но тогда необходимо, опять же, Бога благодарить.

Замечательный случай был в Японской Церкви, только что народившейся (это вторая половина ХIХ века). Будущий святитель, равноапостольный Владыка Николай, тогда еще архимандрит Николай (Касаткин), в японской миссии, в Российском консульстве, повстречал одного самурая, который ненавидел не только европейцев, но особенно отца Николая, так как тот проповедовал чужую ему и вообще всем японцам веру. Говорит: «Вы пришли разорить наш народ». – «Ну что ж ты меня ругаешь, ни разу даже меня не выслушав?». Тогда у них завязался очень интересный разговор. Самурай был честным человеком, он выслушал его и через некоторое время перешел снова на беседу, а через какое-то время принял решение креститься. Но когда он крестился, то пропал, его не видели больше месяца. Когда он вернулся, абсолютно изможденный, истощенный, что называется – кожа да кости, его спросили: «Где ты был?». Он говорит: «Я 40 дней постился за скорейшее просвещение японского народа» – сам крестившись, неожиданно для всех он еще и молился 40 дней, чтобы крестился весь японский народ. Вот в таком, мне кажется, благочестивом порыве и надо рассуждать: молиться надо столько, сколько необходимо, то есть хоть всю жизнь, если мы просим доброго и благого, но после получения благодарить Бога – благодарить, благодарить.

Вопрос телезрительницы: «В Евангелии ученики спросили Господа: “Так кто же может спастись”. А Иисус, воззрев, сказал им: человекам это невозможно, Богу же все возможно. Что же нам, грешным, делать? Как это понять, разъясните».

– Вопрос понятный. Это была беседа Христа с апостолами. Петр, как обычно, выступил от лица других апостолов, и было сказано, что человекам невозможно спастись, а только Бог может спасать: это в Его власти. И это настолько просто и естественно, – такая мысль почему-то апостолам не приходила в голову: на самом деле ведь разговор-то шел о супружестве, можно разводиться или нельзя, стоит ли вообще жениться, раз такая вина для человека. Это на самом деле вопрос непростой, ведь, как ни парадоксально, в супружестве двое становятся одним целым, и так легко замкнуться в этом «целом» и посчитать, что в моей власти управить мой дом, мой жизненный уклад так, как я этого хочу. Это повод для множества скандалов, неразберихи, дальнейших разводов, катастрофических разных событий, когда мы делим в доме у себя полномочия: «Я сказал!» – «Нет, я сказала: будет по-моему!» – «Нет, по-моему!». Где в этом во всем Господь?

Очень важно спросить в момент перепалки или самого бурного выяснения отношений: «А Бог здесь есть? И для чего все это, если среди нас нет Бога?». Апостолы, естественно, размышляли о супружестве как об испытании: о трудностях разного рода, конфликтах, скандалах, непреодолимых испытаниях – естественно, еще законнически думали, что если они избегнут трудностей семейной жизни, то спасутся, а если не избегнут, то постараются как-то помириться или еще что-то – и тогда они, наверное, спасутся.

Но даже в этом еще Бога нет, нет благодатного присутствия Божия: человек рассчитывает на себя, на свои силы. Очень часто церковные люди полагаются на строгость поста, на вычитывание молитвенного правила – обязательно вот в этих рамках, в этом регламенте, в это время, в этом месте (особенно молитва по соглашению: «Ой, батюшка, мы в 10 часов все читаем молитву! А я не успеваю, я ребенка укладываю, что мне делать? Я только в 12 ночи могу почитать. Что же теперь, не читать? Или, значит, я подвела всех?»). Это ощущение как бы законнического регламента не сказать, что «богопротивно», –но там нет Бога: есть человеческое упование на собственные человеческие силы. И апостол Петр спрашивал Христа: «Господи, ну а кто же может тогда спастись? Если так трудно все в супружестве, то как же? Ты скажи, научи…». И Господь очень просто отвечает: «Человекам это вообще невозможно». Если мы будем так рассуждать и полагаться на внешние обстоятельства, никто из нас не спасется. Может спасти Бог – поэтому поворачиваемся лицом к Богу: «Господи, благослови!».

Вопрос телезрителя: «Начинаю в этом году впервые соблюдать Рождественский пост, никогда не соблюдала. С чего начать и как быть в дальнейшие дни поста? Духовника у меня нет, обратиться не к кому».

– Конкретный совет дать сложно: непонятно – если Рождественский пост человек постится впервые, то постился ли он раньше (в Великий, или Успенский, или другой пост), знает ли, что такое пост.

По всей видимости, впервые.

– Да, надеемся, что это действительно доброе намерение! Намерение поста можно сравнить с шагом в сторону распахнутых объятий любящего Отца, Который, конечно, поддержит.

Пост – удивительное духовное делание. Одна моя знакомая признавалась, что, когда впервые начала поститься (это был именно Рождественский пост), ощутила, как в сердце воспламенилась лампадка и как бы тихо озарила ее внутри. И эта лампадка теплилась в течение всего Рождественского поста, а потом уже не угасала: потом наступил Великий пост и было удивительное, тихое, благодатное состояние. Во-первых, я желаю этого состояния, такого тихого, благодатного созревания этого семечка, согревания Божественным веянием – благодатной теплотой и нежностью.

Пост – это труд; безусловно, труд самоотверженный. Надо себе самому поставить некий регламент в пище. У древних христиан пост был временем воздержания, – а сейчас пост время смены рациона питания: мы можем теперь есть, но только пища животного происхождения исключается, соответственно, можно пищу растительного происхождения. Рождественский пост – не очень строгий, разрешается рыба во многие дни (в праздничные особенно) и морепродукты: сейчас такое поветрие, что можем, Москва – порт пяти морей, и у нас в стране все это доступно, – пожалуйста, можно морепродукты употреблять. Думаю, что проблем с рационом питания не будет.

Самая главная проблема – в работе над собой: пост – это духовное делание. А это значит, что мы больше внимания уделяем молитве, за Рождественский пост постараемся прочитать Священное Писание – определенную Книгу или несколько Книг Ветхого Завета, обязательно – прочитать Евангелия, желательно все, дать себе зарок молитвенного правила, посильное, конечно, но оно должно быть: утро и вечер, попозже или пораньше, может, в течение дня – когда удобно, тут сам человек решит. И побороть хотя бы одну свою дурную привычку: у одного – раздражительность, у другого – с языка слетают бранные слова, третий вечером приходит и автоматом включает телевизор и на 2–3 часа пропадает вообще из жизни, забывает, кто он и что он. Третий, четвертый на работе много времени транжирят, пятый играет в компьютерные игры или праздную литературу читает, не может без новостей, неважно – каких. Какую-то одну привычку искоренить...

Отец Димитрий, мы благодарим Вас за эфир: к сожалению, пришло время прощаться. Я надеюсь, мы еще много раз встретимся в этой студии, пообщаемся, ответим на вопросы телезрителей.

– Будем надеяться, что с пользой и действительно с духовным потенциалом.

Записала:
Татьяна Муравьева

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс