Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №43 (988) → Иерей Даниил Рябинин: О гордости

Иерей Даниил Рябинин: О гордости

№43 (988) / 12 ноября ‘18

Беседы с батюшкой

Отец Даниил, начать нашу программу хотелось бы со слов святителя Иоанна Златоуста, который писал: «Гордость – начало греха. С нее начинается всякий грех и в ней находит свою опору». Начало нашей программы давайте посвятим теме гордости, поговорим о том, что это такое, как опознать в себе гордость и как с ней бороться.

– Действительно, тема гордости всегда актуальна. Когда мы говорим о гордости и ее преодолении в самом себе и даже в целом в обществе, в странах, то подобные разговоры должны иметь практическое применение.

Гордость – это такое противненькое состояние человека, в котором он находится всегда, и избавиться, абсолютно излечиться от этой вредной вещи представляется практически невозможным, как и от многих других страстей, что находятся в сердце человека. Более того, мне кажется, что сегодня тема гордости звучит особо актуально на фоне событий во всем мире. Думаю, что сегодня (наверное, как и всегда в принципе) мир живет в состоянии гордости, и из-за этого страдает отчасти и наша церковная жизнь, отчасти страдаем все мы с вами. И с этим вредным состоянием, с этой вредной и пагубной страстью, безусловно, нужно бороться.

Вы в начале нашей беседы привели цитату святителя Иоанна Златоуста, величайшего деятеля Церкви. Он говорит, что гордость является началом всякого греха. Раньше я всегда задумывался: а как гордость может быть началом всякого греха? Ну что такого – человек гордый? Гордый и гордый, ну и наплевать. Ведь есть состояния и проявления страстей, которые выглядят намного хуже, чем гордость. И многие об этом так же думают. Например, люди приходят к священнику с какой-то своей заботой или проблемой духовного состояния, пытаясь найти ответ на свой вопрос «как быть?», вовсе не замечая, что причиной этого является как раз то, что человек живет гордостью и в ней просто утопает. Яркий пример – огромный пласт семейных вопросов и проблем (недопонимание и прочее).

Все это в конечном счете, как мне видится, упирается в то, что люди (один и другой) пребывают в гордости и не хотят друг другу уступить. Это состояние, наверное, можно обозначить как гипертрофированное чувство собственного достоинства и собственного «я». С одной стороны, собственное достоинство (понимание и осознание себя личностью) у каждого человека должно быть. Но с другой стороны, эти чувства могут быть гипертрофированными, извращенными...

Когда «я» возвышается.

– Да. Эгоизм – это, наверное, нечто синонимичное с понятием гордости, здесь можно поставить знак равенства отчасти. Потому что гордость многолика и многогранна, проявляется в разных категориях по-разному и становится общим фундаментом многих и многих грехов.

В общем-то, когда мы говорим о гордости в целом в теоретической форме, то у отцов Церкви находим эту страсть как одну из основных среди тех, которые называют смертными грехами или самыми основными страстями в жизни человека. Их семь или восемь, это неважно – все они, так или иначе, базируются на этом нехорошем чувстве, они все гипертрофированны. Понятно, что человеческая природа повреждена грехом, и в силу этого человеческие чувства приобретают иные качества: любовь превращается в эгоизм, эгоизм становится следствием греховной и горделивой жизни человека. Вот такая здесь причинно-следственная связь.

Безусловно, мы будем говорить о том, как что-то победить или не победить, но в целом христианское учение говорит нам: для того чтобы преодолеть в себе страсти, нужно научиться жить с Богом, вместить Божественные истины, и, возможно, это сделает тебя человеком совершенным. Опять же, всегда мы должны учитывать и уделять внимание принципиальной мысли, которая заключается в том, что мы различаем понятие страсти и понятие греха. Грех – это уже некое совершившееся событие или действие, имеющее явно негативный окрас. Например, у человека горделивого следствием гордости может быть конкретный грех – тщеславие или гнев на другого человека. Когда мы отделяем понятие страсти от понятия греха, тогда становится понятным, что грех – это то, что совершается в нашей жизни, страсти – это то, что в нашей жизни живет.

Так вот, когда мы говорим о борьбе или христианском деле как таковом, очень глубокомысленно рассуждаем об Исповеди или готовимся к Исповеди, мы должны понимать, что одно дело перечислять совершенные поступки: «Господи, я вот это сделал». А другой момент – направить свои усилия к тому, чтобы преодолеть свои страсти, в зависимости от которых все мы находимся. И первичной страстью является гордыня. Надо над этим работать. Я думаю, что это вполне возможно, но, опять же, с пониманием того, что эта страсть является главенствующей в развитии и существовании других страстей внутри меня, проявляющихся в конечном счете в явных грехах. Вот этот момент нужно учитывать. Поэтому, когда человек приходит с ворохом своих несовершенств к Богу, нужно начать именно с самого себя. Когда существует огромный ворох проблем не только со мной, но и с теми, кто меня окружает, нужно начать с самого себя, и это будет правильный путь, с одной стороны, к преодолению этой пагубной страсти. С другой стороны, это дает возможность идти к нашему некоторому духовному совершенствованию в преодолении гордости.

Вопрос телезрителя из Воронежа: – Я очень гордый человек, высказываю свое мнение иногда даже тогда, когда меня не просят. Собственно, я хотел бы, чтобы батюшка мне на примере рассказал, как можно различить, когда гордость, а когда честь свою и достоинство беречь надо. Например, когда бьют твоих родственников, понятно – надо ответить. Когда бьют тебя, надо, как Серафим Саровский, смириться и ничего не делать (это монашеская традиция). А вот как понять, например, такое, когда звонишь куда-то и слышишь: “Ох, опять позвонили...”?».

– Понятен вопрос. О блаженном уделе хотелось бы сказать. Все священные места священны в принципе. Безусловно, в местах паломничества особое действие Божией благодати. Это и Троице-Сергиева лавра, и Дивеево, и многие-многие другие святыни нашей страны. Например, город Верхотурье – место духовного подвига. Также урочище Ганина Яма возле Екатеринбурга, где были уничтожены останки Царской Семьи. Все это места духовного подвига, и в этих местах мы должны в своей жизни постараться побывать. Паломничество сопряжено с молитвенным трудом, и я думаю (мне кажется так), не надо выделять более или менее духовное место, потому что Божественная благодать действует своим особенным образом в любом случае, и особенно она действует там, где нет гордости, о чем говорит нам Священное Писание: «Гордым Господь противится, а смиренным дает благодать». Удел монашества – это, безусловно, стяжание величайшей добродетели смирения, о которой, я надеюсь, мы сегодня поговорим, поэтому там и присутствует Божественная благодать.

Что касается вопроса о том, как это все различить и понять... Знаете, для этого требуется, как и в любом деле, жизненный опыт. Какого-то алгоритма действий («вот здесь манипуляции происходят по гордости, а здесь – нет»), мне кажется, нет.

Универсального средства...

– Вообще, универсальные средства существуют – это молитва и пост. Но для нашей личной жизни такой последовательный алгоритм может выстраиваться тогда, когда мы уже имеем багаж духовного знания, сопряженного с опытом своей христианской жизни. Часто спрашивают: «Как мне это выстроить, как понять?». Надо это прожить, над этим поработать, и тогда поймешь.

Для того чтобы Писание было хорошо воспринято и осуществлялось в нашей жизни, нужно понимать Писание. Недаром существуют толкования Писания на протяжении всего существования жизни Церкви. В этих толкованиях (святоотеческих или толкователей) мы находим то, как открывается духовный опыт. Каждый в большей или меньшей степени знает и понимает, где в его сердце рождается чувство гордости или иных страстей, а где это вещи, к этому не относящиеся. Вот телезритель спросил, как относиться к тому, если есть некая внешняя агрессия в нашу сторону: нужно ли противопоставлять злу силу или не нужно? Все это вещи очень частные, с одной стороны. С другой стороны, мне кажется, об этом уже очень много сказано и написано, и Священное Писание тоже дает ответ на эти вопросы. А то, что наша гордыня и наши страсти очень сильно возбуждаются, когда мы сталкиваемся с внешними сложностями и трудностями и людьми грешными, то, может быть, это для нас хороший повод, чтобы заметить в себе недостатки и попытаться быть более бдительным.

Само слово «борьба»... Очень много об этом говорится в святоотеческой литературе: «борьба со страстями», «бороться»... Что значит бороться? Как надо бороться постоянно? То есть это бесконечный внутренний процесс, где есть бдительность и трезвение, о чем говорит Господь в Писании. Своим ученикам в Гефсимании Он говорит: «Бодрствуйте и трезвитесь, чтобы не впасть в искушения и соблазн». Мы знаем, что лукавый, как хитрый вор, придет ночью, когда ты спишь, когда твои очи закрыты, когда ты расслабился. Поэтому должно быть постоянное некое трезвое состояние, оно вмещает в себя разные компоненты, это тоже важно понимать, это и понимание страха Божия. В принципе, это целый многогранный комплекс широкого понятия «вера». Надо быть человеком верующим.

Я думаю, что с этими моментами мы справляемся в том числе тогда, когда приобретаем опыт духовной жизни. Никто же не говорит: «Ты приди в церковь, мы тебе выдадим алгоритмы и принципы, как надо жить, ты ими пользуйся, и в твоей жизни все будет супер, круто и отлично». Человек ходит в храм, а потом говорит: «Я исповедую одно и то же»...

«Я ждал чуда, а ничего не происходит».

– «Что-то не работает». Да, не работает, потому что эти алгоритмы, эти принципы, эта последовательность (в том числе борьбы, о которой мы говорим) – это нечто такое, что пережили люди как свой личный опыт, и они его нам предлагают. И сейчас мы должны приложить максимум своих усилий, чтобы это принесло нам пользу и благо, в том числе чтобы помогло нам немножко свое эго, свое «я», свою гордость или самость, как говорят святые отцы, поставить в нужное русло.

Вопрос телезрителя из Белгорода: «У меня вопрос практический. Человек гордится своей страной. Человек гордится и работой. Человек гордится своей семьей, наконец. Как ему бороться с этой гордостью? Он же все-таки считает, что тут и его заслуга есть».
– Это, кстати, разные виды гордости: гордость как проявление самого себя и эго и гордость за свою страну, футбольную команду?..

– Мне кажется, это довольно-таки распространенный вопрос. Гордость как явление негативное, с негативным окрасом (то, с чего мы начали), как начало всякого греха. И гордость как то, что мотивирует нас к высоким чувствам ответственности, патриотизма. Но даже и в этом мы можем встретить некое извращение. То есть гордость за свою страну – это вполне хорошее чувство, когда она находится в понятных (мне лично кажется) рамках. Гордость за свою нацию, гордость о каких-то достижениях, но не в плане презрения к другим. Потому что одно дело, когда мы гордимся своей страной, нацией, а другое дело, когда появляется такая поганая вещь, как национализм, ненависть и презрение к другим нациям или культурам. Это уже крайняя, извращенная форма гордости.

То же самое мы можем найти, например, в отношении гнева. Понятно, что это состояние еще более сложное для человека в плане того, чтобы из него вычленить что-то положительное. В Священном Писании (а мы должны к нему постоянно обращаться, поэтому я о нем так часто говорю) есть такой эпизод, когда Иисус Христос прогоняет торговцев из храма. Он разломал столы, всех выгнал, и все были от этого очень возбуждены и вошли в состояние страха и ненависти к Иисусу Христу. Но толкователи Писания называют это праведным гневом Божиим.

Для любого человека (а все мы подвержены разным страстям, повторяю эту мысль постоянно) праведный гнев – вещь вряд ли реализуемая, это даже сложно как-то понять, сами два этих слова друг другу противоречат. Но для Бога это становится естественно. Мы, например, говорим, что Бог мир судит праведным судом. Суд человеческий – это суд человеческий, в котором есть человеческие законы, но не всегда этот суд может быть объективен и праведен. Поэтому слова Христа «не суди – и не будешь осужден» очень ярко подчеркивают эту мысль. Так вот, праведного гнева у нас, людей страстных, быть не может, потому что он все равно выльется в страстную и злую вещь (через гнев проявляется злоба и ненависть).

То же самое и в гордости. Одно дело, мы можем гордиться или радоваться своим успехам. Радость – чувство, с одной стороны, позитивное, с другой стороны, может содержать в себе негативный окрас – можно радоваться своим успехам, но при этом в радости найти гордость и тщеславие, чтобы возвысить себя, ощутить себя человекм, который достигает каких-то результатов, и увидеть недостатки, несовершенства других людей и над ними посмеяться. Такое злорадство: «Ха-ха-ха, у тебя ничего не получается, потому что ты недоразвитый интеллектуально человек, а я, наоборот, достиг совершенства».

То есть это очень тонкая грань. Поэтому я не думаю, что здесь возникают проблемы, но они возникают. Не должны возникать проблемы у здравомыслящего человека. Гордиться своими детьми надо, потому что они преуспевают, трудятся. И потому, что мы в это вкладываем свои силы, эмоции и талант в том числе. Но считать своих детей умнее всех, трястись над ними, а на остальных плевать и думать, что они все идиоты, – это, конечно, неправильно, это самое явное и страстное проявление гордости.

Телезритель, который звонил нам из Воронежа, начал свой вопрос с фразы: «Я гордый». Как осознать, что гордость внутри нас есть? Ведь зачастую такое греховное проявление создает некую иллюзию: «Я же не могу гордиться! Я же не гордец какой-то, я не тщеславен, я не горд». Даже по этим словам можно уже сказать, что у человека есть такие проявления.

– Мне кажется, когда мы говорим о некоем здравомыслии, то те негативные качества, которые в нас присутствуют, в общем-то, должны быть понятны нам. Так ведь? Когда мы начали говорить о гордости, Вы привели слова святителя Иоанна Златоуста о том, что гордость есть начало всякого греха. Когда человек пытается в себе разобраться, он не находит ответа на вопрос, почему он, например, гневливый. Вот во мне есть страсть гнева, она очевидна: я хожу и ору на всех или вспыхиваю, как спичка, от любого лишнего движения в свой адрес. С гневом ясно: я ору, я раздражителен – значит, страсть гнева во мне есть. Но, наверное, такой человек должен еще задуматься, что страсть гнева в нем развита активно потому, что он человек гордый и не воспринимает окружающих. Или не всегда готов немножко потерпеть или смириться в тех ситуациях, которые в его жизни происходят. Здесь действительно человек вряд ли скажет о себе, что он гордый, он скажет: «Я гневливый, я раздражительный, это черта моего характера. Я такой, у меня такая национальная черта. Вот я такой весь бравый и одновременно с этим очень вспыльчивый». Да нет, ты просто гордый. Гордость – это не проявление силы духа или еще чего-то, это как раз попытка свои слабости скрасить этими вещами, это просто духовная слабость человека.

Мы живем в век, когда состояние гордости культивируется в принципе: нужно чего-то добиваться. Чтобы чего-то добиться, можно не гнушаться тем, чтобы идти по головам. Или гордиться своими успехами, потому что этого достиг ты, а другой этого достигнуть не может. На фоне поражения другого ты можешь выглядеть сильным, ты, в принципе, можешь это в себе культивировать, чтобы мотивировать себя на дальнейшие приобретения (под словом «приобретение» я разумею разные моменты – духовные, физические, социальные (карьера и так далее). Сегодня культивируется личный рост, развитие собственного «я». Говорят, что не надо ничего терпеть, надо сразу друг другу высказывать все и везде в лицо, и это позволит тебе быть духовно сильным человеком. Но это не так, как оказывается. Гордость делает человека слабым и легкоуязвимым.

Когда мы говорим о свободе во Христе, мы понимаем это как свободу от страстей и грехов как таковых. Потому что через страсть и грех человек становится очень уязвимым. Но внешняя напыщенность, эта очень хитрая дьявольская уловка, в конечном счете делает человека очень смешным, в том числе в его горделивом сознании.

Как понять, гордый я или нет? Ты просто гордый в любом случае, и говоришь ты «я гордый», может быть, из-за гордости своей, не отдавая отчета этому состоянию. Просто странно... Смотрите, есть страсть гордости, есть страсть гнева, есть страсть блуда, есть страсть чревоугодия. Но я думаю, не надо об этом говорить: «Я гордый»; или: «Я блудник». Это тебя не красит, нехорошо так говорить. Как нехорошо говорить: «Я человек смиренный, борюсь со своей гордостью». Что-то мне в таких выражениях не нравится.

Но понять, что ты гордый, очень легко: ты просто гордый, вот и все. Любой человек гордый. И любые грехи, которые в твоей жизни совершаются, совершаются из-за твоей гордости. Ты гордый – прими это как данность и начни над этим трудиться. Так трудиться, чтобы какие-то высокие добродетели стали для тебя привлекательными. Например, смирение: иногда надо немножко потерпеть или смириться.

А смирение, к слову сказать, – это очень многогранное понятие. Как гордость многогранна и многолика, так и смирение тоже понятие многогранное, и не всегда это понятие, это слово воспринимают адекватно. У нас смирение означает, что человек должен быть забитый, зашуганный, зачуханный. И нам говорят: «Ваше христианство воспитывает в человеке слабую личность, провоцирует в человеке чувство постоянной вины, тем самым вы просто делаете из человека забитое существо, пропагандируя какое-то смирение». Вы такое слышали? Я слышал. Но это ведь не так. Христианство говорит о другом. Как раз в смирении ты обретаешь силу духа. В победе над страстью ты обретаешь действительно настоящий фундамент для достижения великих и больших целей. Но не наоборот. А в этом-то и уловка дьявола. Человек сильный – это необязательно человек, который орет на всех и агрессивен. Скорее над ним можно посмеяться, и скорее он, наоборот, не сильный, а слабый.

Увидеть в себе страсти очень легко, потому что Господь всегда делает так, чтобы мы их в себе видели, и создает для нас самые неблагоприятные условия и все наши страсти вываливаются наружу. И здесь нужно себя в этом поймать и предпринять действия к тому, чтобы разрешиться от этого.

Записала:
Нина Кирсанова

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс