Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №42 (987) → Священник Димитрий Дмитриев: Деньги в жизни христианина

Священник Димитрий Дмитриев: Деньги в жизни христианина

№42 (987) / 6 ноября ‘18

Беседы с батюшкой

Тема сегодняшней передачи сложная, но нужная и интересная – «Деньги и вера, деньги и жизнь христианина».

Как правило, в Церкви не бывает людей очень уж богатых. Люди приходят в церковь и жертвуют свои копейки, потому что не могут больше. Или, наоборот, мы знаем храмы, где и свечи, и требы абсолютно бесплатны, потому что есть люди, которые содержат приход. Платят зарплату священникам. И коммунальные услуги оплачивают конкретные люди. Как Вам кажется, тема денег в жизни людей, которые ходят в церковь, насколько сложна и обсуждаема? Мы знаем, что неприлично спрашивать о том, сколько человек получает.

– Действительно, тема насущная, жизненная. Получается, есть деньги или нет их, вокруг вроде то же самое (и природные условия те же, и погода, и отношения с близкими, друзьями). Но если их нет, что-то уходит. Уходит спокойствие. Мне кажется, это связано с тем, что значение денег в жизни не только христианина, но и вообще человека, живущего в этом мире, очень сильно переоценивается. Привязываемся мы к ним, и привязываемся настолько сильно, что даже появляется какой-то материальный эквивалент. В сознании современного обывателя количество этого эквивалента является эталоном определенного состояния. Если отсутствуют подобного рода бенефиции, это воспринимается как личное оскорбление. Поскольку я очень люблю играть в шахматы, мне вспоминаются слова одного из прошлых чемпионов мира Роберта Фишера, который говорил: «Деньги – это уважение». И он прямо требовал денег, воспринимая отношение к себе через призму этих знаков.

Мы как люди верующие, как мне кажется, все-таки должны более спокойно относиться к деньгам. Иначе эта привязанность может нас довести до состояния перманентной тревоги и вывести из спокойствия в бесконечно тревожное, нервозное состояние. Конечно, скажете вы, хотелось бы иметь определенный уровень, хочется стабильности, но никто же не говорил, что будет легко. Очень легко быть христианином в комфортных условиях. Но жизнь меняется, меняются условия, даже если смотреть на положение в нашей стране сейчас, сравнивая с тем, что было, когда наша страна называлась по-другому. Кто постарше, помнит лихие 90-е, потом и нулевые. Мы видим, как все потихоньку меняется. Здесь важно, мне кажется, эту тему не замалчивать, потому что деньги – часть нашей жизни, и серьезная часть. Поэтому, мне кажется, нужно просто о ней спокойно поговорить, не делать так, чтобы это была запретная тема. Если сделать какую-то тему запретной, она станет самой обсуждаемой. Если мы будем ее замалчивать или затушевывать. Нет, нужно просто спокойно об этом поговорить со своей позиции и не бояться этих рассуждений.

Если мы вспомним Ветхий Завет, то человек неуспешный считался грешным, потому что Господь якобы не дает ему успешности. Сейчас я, к сожалению, тоже встречаю эту позицию: если человек неуспешен, значит, что-то не так в его жизни, потому что иначе Господь позаботился бы о том, чтобы ему хватало денег.

– Было такое понимание. Насколько мне известно по преподаванию сравнительной теологии, это понимание постепенно распространилось и в современных западных странах – конечно, за счет протестантских миссионеров кальвинистского направления. Об этом мы можем прочитать в знаменитой книге Вебера «Протестантская этика и дух капитализма», что как раз и получается возвращением к ветхозаветным принципам: если ты обладаешь определенным материальным уровнем, если ты здоров, счастлив, успешен, то с тобой Бог. Позиция эта, конечно, дискуссионна. По тому же Ветхому Завету мы видим: Книга Иова не совсем вписывается в этот контекст. Мы видим, что Иов, несмотря на всю свою изначальную успешность, терпит скорби и бедствия. Если кто не знает, посмотрите, почитайте обязательно, очень хорошая книга, очень насущная для нас. Причем, когда читаешь, видишь, что когда кому-то хуже, тебе почему-то не так плохо. Видишь, что и праведники тоже страдают, и надо тоже как-то пострадать в свою меру. Поэтому, мне кажется, нужно ориентироваться больше на нашу православную традицию и не зацикливаться на другом понимании.

Вопрос телезрителя: «Мы, конечно, коммунизма не построили, без денег обойтись пока не можем. Но все ли деньги можно принимать как подаяние? Те, что на крови или нечестно заработаны, можно ли принимать?».

– Вопрос не в бровь, а в глаз. Действительно, деньги-то – они и есть деньги, но способы их зарабатывания разные. Здесь вопрос: а можно ли купить себе прощение? Мне кажется, таким образом купить свое спасение невозможно. Бог видит наше сердце и знает наши мотивы, а, зная наши мотивы, Он понимает, что мы на самом деле хотим. От Бога не откупиться, как в известном анекдоте: человек, который очень много жертвовал, но не менял своей жизни, попадает на тот свет, и ему возвращают деньги. От Бога не откупиться. Нужно Ему прежде всего сердце человеческое, поэтому нужно изменить сердце. Соответственно, не каждые деньги можно принимать. Даже с точки зрения взаимоотношений. У меня маленький пастырский опыт как священника, всего пять лет, но даже с небольшой высоты того, что есть, мне кажется, если происходит такое снисхождение, то не будет роста человека. Он может подумать, что есть священник – и прощение себе можно купить. Ну и получится тогда очень нехорошо, и пастырь тоже проходит искушение. И получается, он здесь его не проходит. То есть надо выстраивать взаимоотношения на приходе, в общении с точки зрения Евангелия и пытаться быть честным с самим собой, с Богом и ближними. Иначе это будет не очень хорошо.

Мы знаем фразу «бедность не порок», но знаем еще и о том, что когда денег явно не хватает, в особенности часто у пенсионеров, то начинается ропот: как же так? Получается, я живу, не имея достаточно средств, а рядом со мной священник, у него крест, ряса, он должен же в принципе жертвовать, помогать. И часто мы видим, что люди подходят именно к священникам и просят помочь материально. Вы с этим сталкиваетесь в своей практике?

– Сталкивался неоднократно и, чувствую, буду сталкиваться с каждым днем все больше. Что здесь сказать? Раньше работал в отделе по взаимодействию с молодежью, мы также взаимодействовали с социальным отделом. Мне кажется, работа потихоньку сейчас выстраивается, идет на епархиальном уровне, распространяется по приходам. Известно, что и центры есть, появляются ночлежки, центры первичной материальной помощи. Помню, когда диаконом занимался в храме Богоявления социальным служением, мы даже отправляли некоторых людей в Казахстан без документов, даже такая возможна функция.

Тут надо идти договариваться, но это возможно. Да, такие случаи есть. Понятно, что подходят к священнику, к кому же еще им подойти? Но мне кажется, здесь важно, чтобы весь приход в этом участвовал. Должен быть человек, отвечающий за социальное служение, священноначалие это благословляет. То есть должны быть взаимодействие и помощь.

К сожалению, бывают и злоупотребления. Но здесь, мне кажется, как по Писанию, мы тоже проверяемся этими людьми, насколько мы к деньгам привязаны. Можно внести небольшие пожертвования, это людям помогает на самом деле. Конечно, все ситуативно решается. Это надо не так просто – отдать. Милостыня – это же не чтобы откупиться, надо выяснять, спрашивать, временем своим жертвовать, чтобы разбираться, для чего это и надо ли это человеку, а потом уже по ситуации смотреть.

Я представитель молодежного отдела Санкт-Петербургской епархии. Как относиться к поступкам людей, которые, когда просишь помолиться, под просьбой пишут тебе не „спаси, Господи, раба Твоего Виктора“, а „давайте соберем деньги на поездку в молодежный лагерь“? Мне кажется, это очень безнравственно».

– Вы хороший вопрос поднимаете. Мне кажется, это другая огромная тема – способ поведения христианина в интернете. Зачастую многие воспринимают интернет как продолжение своего внутреннего пространства. А на самом деле ты находишься в чужом, виртуальном пространстве, и здесь ты должен не просто самовыражаться, а, как мы видим в вашем случае, определенные требования тоже исполнять. Это виртуальная этика. Понимаю, когда ты пишешь о своем горе и вдруг получаешь сообщение, которое направлено в совершенно иную плоскость, мне кажется, не стоит обижаться, потому что это специфика социальных сетей.

Конечно, может быть, если человек читал чат или группу, в которой вы находитесь, ему следовало бы сначала как-то отреагировать на ваше сообщение, высказать свое к этому снисхождение, соболезнование, а после этого как-то аккуратно, деликатно написать о своем. Жизнь-то идет, соответственно, событийность тоже возрастает и изменяется. Надо как-то на это реагировать. Может быть, человек зашел не со стационарного компьютера, а с телефона. Может быть, более снисходительно к этому отнестись, может быть, не увидел все, что было написано до этого, или он был добавлен в эту группу позже и не видел вашего сообщения. Мне кажется, даже если вы на кого-то обиделись, можно написать ему, как сейчас молодежь говорит, «в личку», аккуратно так, по Писанию: если согрешил кто против тебя, один на один надо пообщаться. А потом уже с другом, потом перед всей Церковью. Резюмируя все сказанное, хочу сказать: специфика социальных сетей имеет место.

Мы знаем, что существует рекомендованное пожертвование, что называется. Но если у человека нет денег, а нужно Крещение, отпевание? Священник может, не получив денег, совершить требу спустя рукава? Такое может быть?

– Знаете, какой поп, такой и приход… Если мы интересуемся историей духовенства, его появления, распространения, то увидим разные примеры. Мне кажется, даже если, не дай Бог, было у кого-то такое отношение, не нужно становиться в позицию судьи. Если священник так сделал, я не назвал бы это должностным преступлением, но назвал бы это даже с этической точки зрения непорядочным поступком. Все равно же мы понимаем, что будет все в конце концов судить Господь. Недаром тем людям, которые готовятся к рукоположению, заранее рекомендуется читать «Шесть слов о священстве» святителя Иоанна Златоуста. В них встречается фраза, что из священников мало кто спасается, потому что такое поведение зачастую имеет место.

Повторюсь: не стоит осуждать. Но если мы возвращаемся к теме денег и если есть такое горе, если человек трудится при храме, а у него нет материальной возможности, то священник должен делать свое дело достойно... У меня были такие случаи. Я помню, освятил квартиру бесплатно. Но потом все равно получается, что как-то по-другому все приходит. Или вот пришел к нам один молодой человек креститься, но денег нет. Ну что, сделали так, как есть. И ничего, ходит тоже, помогает. Грядки нам копал, пол помыл. Просто он решил помочь таким образом. Ну и что? Не надо в рабов денег переходить.

Хотя, если мы читаем Священное Писание, в Первом послании к Коринфянам (9-я глава, 13-й стих), видим: Разве не знаете, что священнодействующий питается от святилища, что служащие жертвеннику берут долю от жертвенника? Так и Господь повелел проповедующим Евангелие жить от благовествования. Конечно же, батюшка тоже на что-то рассчитывает. Но если не получилось, значит, так...

Приведу один пример из моей жизни. Я был алтарником в большом известном храме, и зарплату все священники получали из церковной кружки, потому что не придет никакой фининспектор и не принесет тебе зарплату. В конце месяца мы вскрываем кружку, специальная ревизионная комиссия прихожан проверяет, сколько денег. В результате за месяц работы на восемь человек было собрано семь тысяч рублей. Понятно, что у священников есть дети… В принципе невозможно жить на эти деньги. Как Вы относитесь к тому, что в таком случае священник вынужден работать еще где-либо? В особенности это есть в сельских церквях.

– В свое время был снят замечательный фильм, снят теми людьми, которые трудились на телеканале «Союз». Четырехсерийный фильм «У Бога в огороде», по-моему, Даша Завьялова снимала. Фильм о священниках из Ярославской области, как они живут, выживают на сельских приходах. Как говорят французские христиане, се ля ви. Такое тоже имеет место. На Западе (я ездил в свое время и в Канаду) священники работают электриками, сантехниками, бухгалтерами. И вместе с тем служат. В одном приходе такое было (не буду говорить в каком, потому что там мало православных приходов, и сразу все поймут, о каком речь, нас смотрят за пределами Российской Федерации). Пришел, а там табличка: сегодня службы не будет, потому что батюшка на работе. Так получилось, что вызвали его на работу. Что ж, такое бывает. Как мне кажется, такое состояние, когда священник еще где-то трудится, постепенно будет переходить и в Россию тоже.

Есть, конечно, разные взаимоотношения Церкви и государства. Они касаются и экономической сферы. Конечно, было бы очень удобно, если бы священник получал зарплату от государства. Есть распространенный миф, многие мои знакомые были абсолютно уверены, что (цитирую): у батюшки «бабки не влазят в карман»; «поднял бабла – твори добрые дела». «Да что вы мне рассказываете, – говорят они, – у вас там денег куры не клюют, потому что вам государство платит зарплату». Я говорю: мон ами, все гораздо прозаичнее...

Тут разные моменты. С одной стороны, например, Англиканская церковь, где есть Высокая и Низкая церковь. Допустим, Высокая церковь получает зарплату фактически от государства, и священник может (не как у нас батюшка) зарабатывать где-то на стороне или ходить по требам. Но есть и сложности. Наступают, как в средствах массовой информации говорят, либеральные западные ценности. И если парламент (а в Англии Церковь зависит от парламента) принимает какое-то решение, связанное, например, с сексуальными меньшинствами, которых становится уже большинство, Церковь соглашается с этим, потому что она получает зарплату от государства.

В России, как мы видим, по Конституции Церковь отделена от государства. Соответственно, у нас нет такого положения. И слава Богу, что у нас есть определенная свобода, пока еще есть. Получается, уже каждый – кто как смог. Смог наладить взаимоотношения с сильными мира сего – одно положение дел. Кто не смог – у того другое. Я могу сказать, что, когда в свое время служил диаконом на Гутуевском, мне приходилось работать ночным сторожем в автосервисе, три через три. Всю ночь сидишь, смотришь, а потом идешь на службу и помогаешь батюшке совершать богослужение с квадратной головой, потому что уже очень устал. Так или иначе, это был опыт. Потом как-то все наладилось более или менее.

То есть каждый для себя этот вопрос решает сам. Мне кажется, многое зависит от взаимоотношений в каждой конкретной общине. Хочется, чтобы был не просто зарегистрированный приход Московского Патриархата, а чтобы была община, где верующие помогают, батюшку поддерживают. Но все ситуативно решается на приходе.

Меня поражает один серьезный момент. Когда я смотрю на количество поступающих в семинарию, в духовную академию, то вижу, сколько молодежи приходит. Далеко не всех берут, потому что не хватает учебных мест. Но очень много молодых людей идет с тем, чтобы потом стать священниками. Я понимаю, что они идут туда не для того, чтобы быть уверенными, что у них будет стабильный заработок. Более того, им, наверное, объясняют, что не будет никакого заработка, чтобы можно было прокормить молодую семью. Как Вы думаете, что заставляет сейчас молодежь идти в духовные школы?

– Вопрос хороший, потому что я окончил духовную школу тринадцать лет назад, некоторое время в них преподавал. Сейчас преподаю на курсах Иоанна Кронштадтского. Тоже замечаю, что много людей приходит. В духовной семинарии мы недавно проводили (поскольку я еще в другом отделе, – отделе по взаимодействию со спортивными организациями) шахматный матч с семинаристами. И заметили действительно много новых лиц. Сейчас и ректор сменился, Владыка Серафим, который раньше возглавлял Синодальный молодежный отдел, теперь он стал ректором Санкт-петербургских духовных школ. Я замечаю (это личное наблюдение) обновление, много новых ребят – искренних, верующих, даже немножко шебутных, харизматичных, где-то неуправляемых. Но это и хорошо. Почему они идут? Хочется надеяться: потому, что хотят служить Господу.

Когда мы говорим о деньгах, возникает и этот вопрос. Не роскошествует ли Церковь? Нет, не роскошествует, потому что стоит вспомнить любой сельский храм… Я совсем недавно был в одном далеком сельском храме, и там, к сожалению, все настолько бедно, что зимой храм закрывается, потому что топить нечем...

– Смотрите, какой еще момент. Если хочет человек прийти в храм, он должен побороть собственную гордость, должен понять, что он не автономен: ему нужен Бог. Соответственно, раз в Писании сказано, что Господь создал Церковь и врата ада ее не одолеют, то РПЦ и другие Православные Поместные Церкви являются в какой-то мере наследниками апостолов. Соответственно, мы должны стараться своему священноначалию доверять и воспринимать приход, который нам послан, как маленькое испытание. Здесь вопрос, хочу в храм прийти или не хочу. Можно найти повод, чтобы не заниматься своей духовной жизнью, не прийти в храм. Сказать: чего я к ним пойду, они там вон какие все богатые. Это найти повод не прийти в храм. А если где-то смириться и попытаться войти в положение, не просто воспринимать это через призму каких-то комедийных роликов в сети (батюшку православного выставляют в комичном образе, что им нужны только деньги, ритуальные услуги совершают), а разобраться вместе с батюшкой и помочь. Узнать, чем помочь, что надо, конкретный вопрос задать – и лично все вопросы решать. Мне кажется, мы тогда сможем говорить об общинной жизни. Не просто как я пришел в магазин духовных услуг, деньги дали или не дали, еще с меня взяли столько… Прийти, доверительно пообщаться – мне кажется, многое можно будет решить. На каждом отдельном приходе.

Подведем итоги передачи… Мы понимаем, что не от количества денег зависит счастье человека, поиск Бога и связь его с Богом, совсем не от этого, а от чистого сердца. Так, наверное, и закончим нашу передачу.

– Всех благодарим, очень интересная у нас сложилась сегодня передача, тем, кто дозвонился, спасибо за вопросы.

Записала:
Маргарита Попова

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс