Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №42 (987) → Протоиерей Алексий Ладыгин: Псалтирь всегда являлась утешением. Псалом 118

Протоиерей Алексий Ладыгин: Псалтирь всегда являлась утешением. Псалом 118

№42 (987) / 6 ноября ‘18

Читаем Псалтирь

Продолжение. Начало в №8 (857)–№11 (860), №16 (865) 2016–№5 (902) 2017, №7 (904)–№29 (926), №33 (930)–№48 (945) 2017, №1 (946)–№17 (962) 2018, №20 (965)–№41 (986) 2018

– Дорогие братья и сестры, мы сегодня продолжим изучать 118-й псалом – он имеет огромное количество стихов, занимает целую кафизму, и поэтому мы делим его, как с вами и договорились, на несколько частей. По величине и глубине этот псалом превосходит все остальные, и об этом мы тоже говорили. Святые отцы с трепетом подходят к каждому слову, поэтому и мы стараемся быть близки к тексту толкования святых отцов.

Итак, продолжим толковать Псалтирь с 49-го стиха 118-го псалма. «Помяни словеса Твоя рабу Твоему, ихже упование дал ми еси. То мя утеши во смирении моем, яко слово Твое живи мя». Господь, говорят святые отцы, дает возможность Давиду просить, «чтобы Бог вспомнил Свои обещания, на которые повелевал возлагать упование». Именно «упование… то (мя) утешило» во всех бедствиях. В какой мере возрастает Божие слово в душе человека, постигаемое и приемлемое ею, в такой же мере возрастает и то, чтобы жить добродетельно.

Господь обещает милость Свою всем любящим Его и угрожает тем, кто не исполняет Закона Божия: каждый получает согласно своим поступкам – мы должны соизмерять жизнь свою земную и помышлять, как надо поступать. Ведь не случайно Священное Писание нам говорит через святого апостола Павла, что мы должны жить не своим умом, а иметь ум Христов: пропускать все свои действия через призму Священного Писания.

И когда мы хотим как-то поступить в том или ином случае, мы всегда должны себе задать вопрос: «А как нам в этом случае повелевает поступить слово Божие?» – и, если мы до конца не знаем слова Божия, то приходим в храм Божий и просим, чтобы священник сказал нам, как правильно поступить. Ведь если мы поступаем неправильно, то Господь посылает нам те испытания, которые мы заслуживаем своими поступками. А ежели мы поступаем правильно, то, как здесь и говорит Псалмопевец, «Господь утешает Своих во всех бедствиях».

«Гордии законопреступоваху до зела: от закона же Твоего не уклонихся. Помянух судьбы Твоя от века, Господи, и утешихся». Гордии не только сами согрешают против Господа. Они законопреступоваху, то есть нарушают Закон – от Закона Божия уклоняются и становятся соблазном для других. Более того, они имеют психологическое воздействие на других и как бы говорят: «Ну, вот вы – слабые люди, ведь вы не можете жить так, как мы живем. А мы смелые и поэтому выступаем против Бога».

Если разбирать их жизнь и говорить их словами, то смелость и сила, оказывается, не в том, чтобы исполнить Закон. По их разумению, сила заключается в нарушении Закона. Но мы понимаем, что в духовной жизни сильный – не тот, кто нарушает Закон, а тот, кто исполняет его, а грешники и гордые становятся соблазном и подстрекают нас нарушать Закон.

Но чем утешается человек праведный, который не идет за гордыми, не ловится на ухищрения их и врага рода человеческого? Как говорит Псалмопевец, помянух судьбы Твоя от века, Господи, и утешихся: он помянул Закон Твой, Господи, и через него получил утешение, ведь знает верующий человек – через исполнение заповеди Божией (путь даже над ним будут смеяться, пусть даже его будут принимать в этом мире слабым) он все равно будет сильным, ибо Господь даст ему благодать и даст утверждение в этой жизни, да еще вознаградит и в будущей.

«Печаль прият мя от грешник, оставляющих закон Твой». Конечно, печалиться надо – печалиться о нарушающих Закон Твой! Когда праведный согрешает, он плачет о своих грехах, а когда он видит, как согрешает брат его, то, говорят святые отцы, ничего невозможно сделать, чтобы исправить его. И тогда праведник оставляет печаль о своих грехах и начинает плакать и молиться об исправлении своего брата, плачет о грехах ближнего своего.

«Пета бяху мне оправдания Твоя, на месте пришельствия моего». Пришельствия моего – это значит в настоящей жизни. Псалмопевец прославляет Бога, он поет об оправданиях Его, то есть о Законе, который Господь дал, ведь не может не ликовать душа, когда знает, насколько велико исполнение заповеди Божией, насколько Господь дает благодать от общения с Ним через слово Божие, через внутреннюю молитву. И когда человек не обременен грехом, то он в полете своей души прославляет имя Божие.

«Помянух в нощи Имя Твое, Господи, и сохраних закон Твой». Очень важную вещь говорит Псалмопевец: ночь – особое состояние человека, состояние расслабления, отдыха, когда человек не занят делом. В это время враг рода человеческого очень сильно его искушает, и только через память о заповедях Божиих, через память о законе Божием, через рассуждение о Нем, можно победить это испытание – ночной страх.

«Сей бысть мне, яко оправданий Твоих взысках». Здесь опять говорится, что память о Боге укрепилась в пророке от ночных бдений и она содействовала ему исполнить Божественные оправдания. Ночное бдение, ночная молитва имеют огромную силу.

«Часть моя еси, Господи, рех сохранити закон Твой. Помолихся лицу Твоему всем сердцем моим: помилуй мя по словеси Твоему». Через молитву – «помолихся лицу Твоему»: помолившись Господу непосредственно, от всего сердца, человек получает оправдание, то есть помилование от Господа в своих грехах.

«Помыслих пути Твоя, и возвратих нозе мои во свидения Твоя»: пророк вспоминает, как он поступал, и дает урок, как и нам надлежит размышлять о путях Божиих, которые Господь дал человеку. А пути эти – идти за Христом. И тогда Господь посылает нам благодать, и ноги наши возвращаются к исполнению заповедей Божиих.

«Уготовихся и не смутихся сохранити заповеди Твоя». При любых скорбях не нужно смущаться – уготовихся и не смутихся. Разные бывают испытания, они могут увести человека от исполнения заповедей Божиих – и гнев бывает, и неправда, но человек должен не смущаться, а всегда стремиться исполнить заповеди Божии.

«Ужя грешник обязашася мне, и закона Твоего не забых». Ужя есть цепь лукавых помыслов, которыми демоны пытаются низринуть с ликостояния по Богу. Вся жизнь – борьба, и если человек пребывает в Законе Божием, то он может победить врага рода человеческого, ведь здесь и благодать, и молитва, и обращение к Богу, о чем говорит Псалмопевец. Если всего этого не будет, то враг рода человеческого легко побеждает человека, и тогда он остается в пустоте, которая следует за грехом.

«Полунощи востах исповедатися Тебе о судьбах правды Твоея». Вот здесь Псалмопевец говорит о важности ночной молитвы как более сокровенной, когда вся суета и попечения этой жизни отходят, когда тебя никто не может отвлечь от серьезной молитвы, от серьезного бдения, когда ты в чистоте своих помыслов можешь обратиться к Богу: тогда ты и приобретаешь особую благодать и можешь исповедовать Господу и свою веру, и каяться в своих грехах, и достигать высокого состояния, и побеждать врага рода человеческого, который особенно сильно в это время тебя искушает.

По важности ночной молитвы мы видим, насколько человек, предстоя ночью на молитве, достигает высот. Неслучайно мы знаем, что и в афонских монастырях, и в других обителях любят ночное бдение, любят молиться ночью, и ночью проходит у них служба, молитва, а днем послушание. В таком состоянии они не оставляют место врагу рода человеческого, чтобы он их искушал и причинял им духовные бедствия и страдания.

«Причастник аз есмь всем боящымся Тебе, и хранящым заповеди Твоя» – очень глубокие слова! Что такое «причастник»? Причастник – это соучастник я всем, боящимся Тебя и хранящим заповеди Твои. Я отношусь к тем и живу вместе с теми, которые стремятся исполнить Закон Твой, стремятся заповеди Твои сохранить, имеют внутренний страх потери любви. И я отношусь именно к ним, и я вместе с ними стремлюсь исполнить и сохранить заповеди Твои.

«Милости Твоея, Господи, исполнь земля: оправданием Твоим научи мя». Действительно, без милости и долготерпения Божия ничего невозможно совершить человеку. Если Господь посылает милости, то Он и учит человека «оправданиям Твоим» – заповедям Своим: без познания заповедей (мы уже не раз говорили с вами об этом), невозможно исполнить Закон Божий, а без исполнения заповедей Божиих невозможно войти в Царствие Небесное.

«Благость сотворил еси с рабом Твоим, Господи, по словеси Твоему». «Наставленному в Божественных заповедях, – говорит святой Афанасий, – преподается урок быть не бесчувственным к благодеяниям Божиим, так как он не освободился бы от греха и не был бы сопричислен к рабам Господним, если бы не была тому виною Божественная некая благодать»; здесь очень четко говорится про этот стих, что мы не должны с вами гордиться и не должны ничего приписывать себе в своей жизни, что мы вот такие высокие, что мы сами по себе можем достигнуть очень многого: «Без Мене не можете творити ничесоже».

Без Бога не до порога! Если не будет благодати Божией, то ничего мы не сможем достигнуть – ни в личной, ни в земной, ни в духовной жизни. Так что всегда нужно уповать на неизреченное милосердие Божие.

«Благости, и наказанию и разуму научи мя, яко заповедем Твоим веровах». Все здесь ссылается на Закон Божий, – если же мы сопричастны Закону Божиему, то Господь непременно управит наш жизненный путь. Но этот жизненный путь будет самым различным. Вот здесь три составляющих выделяет Псалмопевец: «…благости и наказанию, и разуму научи меня». Без благодати Божией ничего невозможно – мы с вами в предыдущем стихе о благости говорили, и все указывает на то, что без благости – благодати Божией – действительно ничего невозможно: так растение не растет без воды, без солнца – без этих составляющих невозможно подняться растению на этой земле. Без благодати Божией, без обильного орошения Божественными токами Духа Святого человеку ничего невозможно достигнуть на земле, но если Господь будет давать ему благодать, тогда он сможет многого достигнуть.

В жизни человека обязательно будут наказания, некие жизненные испытания. Но для чего? Мы с вами не раз говорили: не будь испытаний, не было бы скорбей и болезней – и человек захлебнулся бы в своей гордыне, в уверенности, что он – властелин этого мира. Но когда Господь посылает наказания, для человека открывается путь разумения и смысл этой жизни. В чем он? Она временна… «Неужели все, к чему я стремился в течение этой жизни, можно взять с собой? Нет, конечно, я ничего с собой не возьму…» И тогда перед тобой открывается перспектива духовной жизни. Здесь Псалмопевец и говорит, что вера в заповеди появляется у человека тогда, когда, во-первых, есть у него присутствие благодати Божией, во-вторых, когда Господь посылает испытания, от которых открывается духовный разум.

«Прежде даже не смирити ми ся, аз прегреших: сего ради слово Твое сохраних». Сначала человек согрешает, и только потом Господь посылает ему испытания, а через испытания он приобщается к смирению – сего ради слово Твое сохраних. А уже потом у человека появляется бережное отношение к слову Божию, и он стремится его сохранить.

«Благ еси Ты, Господи, и благостию Твоею научи мя оправданием Твоим»: опять он обращается к благодати, которую Господь посылает и через которую человек получает оправдание. «Благ еси Ты, Господи, и благостию Твоею научи мя…». Важно, чтобы мы учились от Господа Его милосердию, Его долготерпению о каждом из нас и так же относились к ближним.

«Умножися на мя неправда гордых, аз же всем сердцем моим испытаю заповеди Твоя». Да, немало человек получает всякого искушения в этой жизни, но «аще укоряеми бываете о имени Христове, блажени есте: яко Слава и Божий Дух на вас почивает», – говорит святой апостол Петр. Мы должны стремиться хранить заповеди Божии, невзирая на то, что мы получаем за свою веру какое-то поношение. Но когда мы переносим его, уповая на заповеди Божии, тогда получаем благодать.

Не раз Псалмопевец обращается к этой мысли, и каждый из нас понимает, что за веру надо потерпеть. Когда нас гонят, когда нам посылаются испытания от ближних и дальних, от единоверцев и неверных, что мы должны сойти с этого пути, смешаться в общей толпе и жить общими ценностями, не зная своего места в этой жизни, то ни в коем случае не нужно ловиться на это. Но надо терпеть, смиряться и, конечно, испытывать заповеди Божии и размышлять, рассуждать, углубляться в Закон Божий и понимать, что через это Господь дает благодать.

И если Он дает испытания и поношения какие-то, то они даются не ради того, чтобы мы пришли в уныние, отчаяние и отошли от Господа, а ради того, чтобы мы укрепились в вере, исправили свой путь и более крепко прильнули к самой Церкви как к Телу Христову.

«Усырися яко млеко сердце их, аз же закону Твоему поучихся». Молоко, когда становится сыром, делается твердым, и усырися означает, что люди гордые утвердились – стали твердыми в своих беззакониях. Но и это не должно смущать нас. Мы должны все равно «закону Твоему поучихся»: невзирая на происходящее вокруг меня, я все равно буду уповать на Твой Закон, буду утверждаться в Законе Божием, невзирая на все искушения, на всю жесткость той ситуации, в которую я сегодня впал.

«Благо мне, яко смирил мя еси, яко да научуся оправданием Твоим». «Благоденствие не полезно нам: от него леность, гордость и диавол сильнее нападает. Оно производит больше зла, нежели бедствия. Поэтому пророк и воздает благодарность суровым мерам Врача, как принесшим ему здоровье. Ибо нет ничего хуже гордости. Для того-то и бывают искушения и скорби, для того страдания и болезни, и посылаются многие несчастные обстоятельства, чтобы обуздать душу, которая легко надмевается и доходит до гордости. Если даже теперь, когда лежат на нас такие труды, мы грешим непрестанно, то на что не дерзнули бы, если бы Бог оставил нас при удовольствиях еще и в бездействии?», – вот как глубоко святые отцы говорят нам.

Никогда не надо бояться испытаний, скорбей: только от них рождается очень важная добродетель (я бы сказал, матерь добродетелей) – смирение. И когда мы в Законе утверждаемся, тогда сердце смиренно. Очень важно нам прийти смиренными. Если мы придем с гордыней человеческой, то ничто нам не поможет.

Как-то подошел ко мне один человек и сказал: «Батюшка, я болен раком, у меня IV степень, поэтому мне очень тяжело, боли мучают, и я очень сурово и грубо отношусь к своим близким – я их гоняю, и с ними ругаюсь, я с ними ссорюсь; они от меня просто летают, все боятся даже по дому ходить». Я ему говорю: «Как же ты так? Стоишь почти на пороге смерти и так себя ведешь… Тебя же Господь не возьмет в Царствие Божие, невзирая на твои физические страдания?». Он говорит: «Почему не возьмет меня Господь?» Я ему ответил: «Потому что ты в раю со своим характером и со своим нетерпением и ангелов всех разгонишь». И тогда у него такое просветление наступило – он, помню, улыбался, стоял и смотрел всю службу на меня с пониманием того, что только смирение дает нам возможность войти в Царство Небесное. А всякое нетерпение, всякая гордыня станут большим препятствием, чтобы войти в Царство Небесное. Поэтому «благо еси, Господи, яко смирил еси мя до зела» – Господь через все испытания и сокрушения дал мне возможность приобщиться к глубочайшему смирению, которое становится и наградой в этой жизни, и поводом, чтобы мы стали причастниками жизни вечной.

«Благ мне закон уст Твоих, паче тысящ злата и сребра». Вот как высоко оценил Псалмопевец Закон: паче золота и серебра – высшим стремлением земной жизни. Он не стремился к золоту и серебру, самое большое богатство его – это Закон Божий, вот что составляло сущность его жизни, и к этому он стремился в течение всей своей жизни, к чему и призывает каждого из нас.

«Руце Твои сотвористе мя, и создасте мя: вразуми мя, и научуся заповедем Твоим». Господи, Ты сотворил меня! Я не просто для Тебя чужой человек, но Твои руки меня создали меня, поэтому ты Сам вразуми меня и научи меня заповедям Твоим: Ты Сам участвовал в творении моем, настолько ценен я Тебе, поэтому дай мне и ценность духовную, чтобы я не был потерян для Тебя и для вечности.

«Боящиися Тебе узрят мя и возвеселятся, яко на словеса Твоя уповах». Праведник стремится к праведнику – боящиеся Тебя узрят и возвеселятся. Каждый праведник радуется о праведном человеке и тот, кто в Законе Божием, видит другого человека, который его исполняет, и будет радоваться о правильном пути его, благочестивой его жизни.

«Разумех Господи, яко правда судьбы Твоя, и воистинну смирил мя еси». Ну, здесь опять-таки «разумех, яко правда судьбы Твоя», то есть то, что с нами происходит, неслучайно. Господь посылает нам разного рода испытания, и они, конечно, за грехи наши. Господь по правде Своей поучает нас – Он дает нам это, чтобы мы исправились – «и воистинну смирил мя еси», то есть Ты дал мне эти испытания за мои грехи, за мои неправды, чтобы я обрел смирение в этой жизни».

«Буди же милость Твоя, да утешит мя по словеси Твоему рабу Твоему». Всякое испытание для нас – трудное состояние души, поэтому Псалмопевец просит о милости, которая станет спасением для человека, ибо он так будет видеть любовь Божию и прощение своих грехов.

«Да приидут мне щедроты Твоя, и жив буду, яко закон Твой поучение мое есть». Будучи лишен Божественного благоволения, пророк представляет себя трупом и умоляет, чтобы оживило его человеколюбие Божие, чтобы ожить ему в чувстве сердца. «Да приидут мне щедроты Твоя, и жив буду» – Господи, дай мне Свое человеколюбие и оживи меня через исполнение Закона Твоего.

«Да постыдятся гордии, яко неправедно беззаконноваша на мя, аз же поглумлюся в заповедех Твоих». «Да постыдятся гордии» – те, кто неправедно относился к нам. Но и это испытание Псалмопевец как врачевство воспринимает, и это испытание не отведет его от правильного спасительного пути, но он углубится в изучение заповедей Божиих, которые принесут ему огромную пользу, как принесут огромную пользу каждому из нас.

«Да обратят мя боящиися Тебе, и ведящии свидения Твоя. Буди сердце мое непорочно во оправданиих Твоих, яко да не постыжуся». Псалмопевец говорит: «Буди сердце мое непорочно» – он имеет огромное желание истребить в сердце своем грех и делом, и мыслью; как говорят святые отцы, все, «желающие сподобиться сыноположения, должны иметь не тело только непорочное, но и непорочную душу» (Макарий Великий): надо стремиться к чистоте, как духовной, так и телесной.

«Исчезает во спасение Твое душа моя, на словеса Твоя уповах». Исчезает, т.е. сильно вожделевает спасения через изучение Божественных словес.

«Исчезоша очи мои в слово Твое, глаголюще: когда утешиши мя». «Все тайны Божии открыты в слове Божием, но постигаются только тогда, когда благодать дает их постигнуть. Внезапно узревает ум в слове то, чего прежде не видел в нем, хотя несколько раз читал и обдумывал его», – пишет святитель Феофан Затворник. Эта глубина достигается в познании слова Божия, если Господь посылает Свою благодать.

«Зане бых яко мех на слане: оправданий Твоих не забых». «Зане бых яко мех на слане», – здесь святые отцы говорят, что мех в теплую погоду при попадании на него лучей разбухает и делается таким вместительным, что в него вмещается все и вся. А вот когда мех на слане – на инее, на морозе, – тогда он сжимается и не остается места для греха.

«Колико есть дней раба Твоего; когда сотвориши ми от гонящих мя суд». «Немного дней жизни моей, – говорит Псалмопевец, – аще семьдесят, аще восемьдесят». «Когда сотвориши ми от гонящих мя суд», – то есть те, кто причинял мне зло и обиду: и враг рода человеческого, и видимые мои враги. Уже и жизнь моя исходит, а врагов остается так много – дай, Господи, мне возможность пожить без врагов, чтобы я мог в правде исполнить заповеди Твои. «Избави меня, Господи, – говорит Псалмопевец, – от клеветы человеческой, и сохраню заповеди Твои»: враги, нас окружающие, требуют внимания к себе и борьбы с ними, – и он говорит: «Я не хочу видеть это время. Уже проходит моя жизнь – пусть наступит время, когда не будет их, чтобы я в чистоте и правде мог послужить тебе».

«Поведаша мне законопреступницы глумления, но не яко закон Твой, Господи». Глумление, говорят святые отцы, есть многословие; многие хотели бы говорить и пустословить, многие усиливаются изъяснять Божественное Писание, но не все хорошо это делают. Здесь святые отцы говорят больше о еретиках, о тех, кто пытается свернуть человека с пути истинного.

Еретиками сегодня мы можем назвать тех сектантов, которые искушают человека, которые уводят его от Церкви Христовой, от истинного богопознания – от благодати, через которую человеку и открывается Царствие Небесное. «Кому Церковь не мать, тому Бог не Отец», «вне Церкви нет спасения»… Здесь Псалмопевец очень четко сказал, чтобы мы держались Церкви Божией. На этом стихе, дорогие братья и сестры, мы с вами закончим сегодня говорить о 118-м псалме. Продолжим уже в следующей нашей беседе. (Продолжение в следующем номере)

Записала:
Ольга Баталова

 

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс