Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №39 (984) → Протоиерей Димитрий Беженарь: Духовное сокровище, которое мы не ценим

Протоиерей Димитрий Беженарь: Духовное сокровище, которое мы не ценим

№39 (984) / 9 октября ‘18

Беседы с батюшкой

Что же это за духовное сокровище, которое мы не ценим и которое должны ценить?

– Сокровище, которое, к сожалению, недостаточно ценят современные люди (даже считающие себя православными), – это таинства Церкви, в первую очередь таинство Покаяния. Святые отцы говорят, что таинство Покаяния – это дверь ко всем остальным таинствам Церкви. Ведь не случайно Господь наш Иисус Христос, как мы читаем в Евангелии, выходя на Свое общественное служение, говорил (Его первые слова, первый призыв): Покайтесь и веруйте во Евангелие. Покаяние – это как раз самая главная основа духовной жизни.

К сожалению, многие подвижники благочестия нашего времени (например, преподобный Паисий Святогорец, преподобный Порфирий Кавсокаливит и многие другие) обращали внимание, что проблема современных людей состоит в том, что они не до конца ценят это драгоценное сокровище. Дана возможность каяться в своих грехах. Когда мы грешим и не каемся, мы предоставляем дьяволу права на нас, а когда мы предоставляем дьяволу много прав на нас, он лишает человека свободы ума и воли – и человек даже не может правильно сориентироваться в разных ситуациях. Мы видим, что трудности полностью выбивают его из колеи, человек сразу впадает в уныние, отчаяние, пытается какие-то сложности решать земными, мирскими путями, хотя есть духовные ключи для решения тех или иных проблем.

Вот почему преподобный Паисий Святогорец (который очень любим мною, мы часто его цитируем), в первую очередь говорил людям, которые приходили к нему с самыми разными проблемами: «Сходи покайся, поисповедуйся своему духовнику, а потом придешь ко мне – и я тебе постараюсь помочь в твоих проблемах». А люди, наоборот, говорили: «Геронда, если ты можешь мне помочь, то подскажи». Он отвечал: «Я-то тебе могу подсказать, я даже вижу и знаю твою проблему, но в том состоянии, в котором ты сейчас находишься, ты не можешь понять эту проблему. Надо освободиться от бесовского воздействия». А освободиться мы можем только в таинстве Покаяния.

Дорогие друзья, обратите внимание, что, объективно говоря, за последние 20–25 лет в современном российском обществе наблюдается интерес к религии, Православию. Но наряду с интересом у широких масс населения не наблюдается более глубокого воцерковления. То есть, к сожалению, немало людей, даже считающих себя верующими, с симпатией относящихся к Православию (они говорят о себе «я православный», не называют себя ни атеистами, ни агностиками – они называют себя православными, когда их спросишь), свою православность представляют в виде тоненькой прослоечки интереса к Церкви, что заключается в том, чтобы в лучшем случае заказать молебен, панихиду, записочку подать, перекреститься, свечу поставить.

Нужно понять, что твоя подлинная духовная жизнь начинается тогда, когда ты начинаешь каяться в своих грехах, следить за собой, чаще приступать к таинству святого Причащения. Полнокровная церковная жизнь начинается только тогда, когда ты к этому приступаешь. И только при частой Исповеди и частом Причащении начинает жить твоя душа, просветляется ум, укрепляется воля в борьбе с грехом. Даже в каких-то сложных ситуациях человек воцерковленный, регулярно исповедующийся и причащающийся, знает, как спокойно, с мирным духом, себя вести, какой нужно дать совет. Почему мы порой видим, что немалая часть даже верующих людей пытается решать духовные вопросы мирскими методами? Потому что они вот это сокровище покаяния не ценят.

И на государственном уровне тоже используются прежде всего мирские способы решения проблем.

– Ну, в первую очередь, ответственность – на нас. Почему? Потому что в Священном Писании сказано: кому много дано, с того много и взыщется. Так что с людей Церкви (или, по крайней мере, так себя позиционирующих), с нас, Господь спросит гораздо строже.

Преподобный Паисий неред-ко приводил такой наглядный пример: корабль тонет, колышется волнами. Если, расталкивая других, хватаешься за мачту, думая, что, схватившись за нее, не утонешь, то ты на самом деле забываешь, что мачта тоже пойдет ко дну, как и весь корабль. То есть мирской суетой, многословием, говорением, дискуссиями, конференциями, думаю, решать сложные духовные проблемы нельзя. Мы эти проблемы еще больше усугубляем, вместо того чтобы обратиться к Богу с молитвой. К Богу, Творцу, Который близ есть: Господь всегда рядом, только Он ждет, чтобы мы к Нему обратились.

Вернемся к теме нашей передачи, покаянию. Стоит ли спорить с духовным отцом, который, может быть, неправильно тебя понял, что-то резко сказал? Стоит ли оправдываться?

– Ситуации бывают самые разные. Но если у человека есть духовный отец, которому он доверяет, с кем советуется, просит его молитв, применяет советы духовника в жизни и видит, что эти советы ему помогают, скорее всего такая ситуация нея возникнет. А если вдруг возникнет, то по недоразумению, а чаще всего – по зависти врага нашего спасения. Потому что он, в отличие от нас, знает о силе покаяния, о его пользе и спасительности для нас, людей, особенно современных, живущих в таком ритме, когда некогда остановиться и задуматься, куда ты идешь, к чему стремишься, что тебя ожидает завтра и вообще для чего ты живешь на Земле. Он хочет посеять семена недопонимания между христианином и его духовником. Может показаться: я батюшке что-то сказал, а он меня не понял, ответил что-то не то – я его спрашиваю об одном, а он мне отвечает другое. Но ведь можно провести аналогию с лечащим врачом. Если у нас есть лечащий врач, к которому мы регулярно обращаемся, он уже более или менее знает состояние нашего здоровья, знает результаты анализов. И вот мы что-то спрашиваем: можно нам то или то? А врач отвечает: «Нет, это не надо, – лучше вот так». Начать спорить с лечащим врачом? Говорить: «Доктор, да вы меня не так поняли. Я хочу не эти таблетки и не те – я хочу мед, варенье, мороженое и т.д. Мне так лечиться приятнее». Естественно, так спорить – себе дороже. Допустим, доктор с тобой согласится: хорошо, лечись так. Но потом по результату самочинного лечения можно увидеть, как болезнь усугубится.

А если начать спорить с духовником?.. Для начала надо просто понять, что тебе сказал духовный отец. И спокойно, со смирением, культурно, если вы что-то не поняли или вам кажется, что духовник не понял вас, сказать: «Батюшка, простите, я не совсем понял(а), что вы имеете в виду. Я имел в виду то, то, то и то, а что вы сказали?». Любой духовный отец, особенно опытный, понимает, что он не господствует над душой пасомого, своего духовного чада, – он не жестокий господин, не тиран, а советчик, молитвенник, руководитель. Он, естественно, пояснит. Если отношения с духовником нормальные, то, как правило, такой ситуации не возникает.

Отец Димитрий, к сожалению, время нашей передачи подходит к концу. Надеюсь, Вы успеете ответить еще на один вопрос о покаянии. Если на Исповеди священник говорит человеку: «Такое поведение у тебя наследственное, с этим ничего нельзя поделать», – как на это реагировать?

– То есть можно уже и не исправляться, получается? (Смеется.) «Наследственное», или, как говорят люди нецерковные, «судьба у тебя такая»... Если у тебя такая судьба, можешь не исправляться?

Может быть, такие случаи и бывают, но я думаю, что они достаточно редкие, чтобы священник на Исповеди прямо сказал человеку: «Это у тебя наследственное». Тогда самому человеку надо спросить у батюшки: «Так что же мне все-таки делать? Что мне делать? Мне надо что-то делать или опустить руки и сказать: ну что ж, судьба такая, бороться не буду?». Естественно, бывает наследственная предрасположенность к каким-то страстям. Она, безусловно, есть. Человек, родившийся в семье страждущих алкоголизмом (тем более если страждут оба, и папа, и мама), предрасположен к этой страсти, но не факт, что он сам будет алкоголиком. Или у ребенка людей вспыльчивых, гневливых, которые заводятся с полуоборота, может быть предрасположенность к страсти гнева. У кого-то более ленивого, флегматичного, равнодушного ко всему – предрасположенность к лени, безразличию, апатии, и т.д.

Но предрасположенность не фатум, не рок, когда ничего не можешь с собой сделать. Поэтому опытный духовник едва ли скажет, что, если у тебя что-то наследственное, ты не можешь ничего сделать. Бороться все равно надо, молиться Богу, потому что Богу нет ничего невозможного. Нет невозможного для благодати если человек будет часто приступать к таинству Покаяния и причащению Святых Христовых Таин по благословению духовника. Думаю, наши дорогие зрители согласятся со мной, и любой опытный священник это подтвердит исходя из своего жизненного опыта: сколько людей, может быть, даже с наследственными пороками, исправляются, избавляются, казалось, от непреодолимых наследственных страстей.

Благодарю Вас за интересную беседу. К сожалению, время нашей передачи подошло к концу. Может быть, еще несколько слов о таинстве Покаяния – драгоценности, которую мы не ценим?

– Дорогие мои друзья, таинство Покаяния – это удивительное сокровище, данное Богом Святой Церкви, и Церковь это богатство предлагает миру. Это сокровище открыто для всех. Это не то материальное сокровище, которое люди обычно прячут от других, а то, которое открыто и предлагается даром. Давайте не будем пренебрегать таинством Покаяния. Когда мы каемся, мы лишаем дьявола прав на нас, вновь приходит благодать Божия – укрепляющая, вразумляющая, просвещающая человека. Человеку даются силы дальше шествовать по жизненному пути, нести свой крест. Благодать помогает впредь не впадать в такие же грехи, она укрепляет. Поэтому давайте относиться к таинству Покаяния как можно серьезнее.

Записала:
Арсения Волкова

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс: 32475