Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №39 (984) → Протоиерей Алексий Ладыгин: Псалтирь всегда являлась утешением. Псалом 116

Протоиерей Алексий Ладыгин: Псалтирь всегда являлась утешением. Псалом 116

№39 (984) / 9 октября ‘18

Читаем Псалтирь

Продолжение. Начало в №8 (857)–№11 (860), №16 (865) 2016–№5 (902) 2017, №7 (904)–№29 (926), №33 (930)–№48 (945) 2017, №1 (946)–№17 (962) 2018, №20 (965)–№38 (983) 2018

– Дорогие братья и сестры, мы продолжаем изучать Псалтирь и сегодня будем говорить о 116-м псалме, как и предыдущий, имеющем преднаписание: Аллилуиа. И этот псалом воздает благодарение Господу.

Мы с вами не раз говорили, что Псалтирь христологична – во многих псалмах псалмопевец Давид говорит о Христе. Конечно, здесь присутствует и буквальный смысл, присутствует и таинственный смысл, и пророчество о Христе, о Его служении, о том, как будет изменяться мир по Пришествии Христовом, когда апостолы будут свидетельствовать о Воскресшем Господе по всей Вселенной. Удивительно, что псалмы настолько имеют пророческую направленность, что Псалмопевца называют не только царем, но и пророком. Сей псалом небольшой, но исполнен глубочайшего смысла.

«Хвалите Господа вси языцы, похвалите Его вси людие». Очень удивительные и сильные слова: Псалмопевец призывает всех, чтобы мы хвалили Господа – хвалите Господа вси языцы, все народы земли. Если бы Псалмопевец говорил только о своем богоизбранном народе, который в истине и в правде в Ветхом Завете исповедовал Бога, и не было больше других людей, было язычество и идолопоклонство, – здесь он говорит, чтобы Господа восхвалили все народы земли. Конечно, он пророчествует о времени, когда на землю пришел Господь наш Иисус Христос, когда Он проповедовал на земле, совершал великие чудеса, а затем пострадал за человечество, приняв смерть, и Воскрес. После Воскресения Он сказал апостолам: «Идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари. Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет». И апостолы пошли проповедовать всем народам земли, даже до края земли, и все народы земли услышали о Воскресшем Господе – наверное, сегодня нет человека, который не слышал бы о Христе, нет народа, который не мог бы прочитать Евангелие на своем родном языке, ибо Новый Завет переведен на языки всех народов мира. Даже те, кто исповедуют ислам, могут прочитать Священное Писание Нового Завета на языке своего народа. Священное Писание переведено на арабский язык и даже на чеченский.

Все народы имеют возможность услышать о Христе и говорить о Нем, вся Вселенная услышала о Христе и имеет возможность прославлять Бога. Похвалите Его вси людие. За что хвалить? Конечно, за то, что Господь совершил в нашей жизни: Господь дал великие благодеяния, избавил человека от проклятия смерти, избавил человека от греха, дал ему возможность борьбы с грехом, дал возможность пребывать вместе с Господом, становиться частью Самого Христа, открыл для человека Царствие Небесное. Ведь Господь пришел на землю, как говорят святые отцы, чтобы человек поднялся на Небо, – это самое главное: Господь приносит Себя в Жертву, чтобы человек имел избавление. Не было возможности нам самим подняться – мы видим в истории Ветхого Завета, как человек становился не лучше, а все хуже и хуже, весь мир приходил к тяжелым отношениям, к тяжелым поступкам, когда философы говорили: «O tempora! O mores!» («О времена! О нравы!»). «Давайте будем есть, пить, чтобы завтра умереть» – не было смысла в жизни, каждый день не давал какого-то духовного возвышения, а было все одно и то же: все земное – было пресыщение в грехах, в удовольствиях, в пище. Не было интереса к жизни, человечество само себя уничтожало: «Какая разница, когда я умру – завтра или послезавтра, ведь и сегодня, и завтра, и послезавтра я буду получать то, что получаю всегда». Когда философы смотрели на такую бездеятельную, бездуховную жизнь, исполненную страстями, они говорили, что земля приходит к окончанию своего существования: дальше земля не может жить, ибо нет смысла, нет осмысленности этой жизни – жизнь ни к чему хорошему не приведет, человек изживает сам по себе, самое плохое и низменное выходит наружу.

Мы можем и сегодня говорить об этом, ибо тот мир, который не принимает Христа, изживает сам себя: он не имеет будущего, он не имеет продолжения. И мы видим, что человечество приходит к тому, что скоро оно уже не будет иметь продолжение рода человеческого здесь, на земле. Человечество само себя уничтожает какими-то материальными и всякими благами, экономическим, техническим развитием. Человек выжимает все из этой земли, созданной Богом, чтобы получить лишнее, ненужное, чтобы окружить только себя одного какими-то благами, не думая, как живут ближние, и не думая о будущих поколениях – он живет одним днем, живет только для себя.

Вот так (и даже хуже) человечество жило в Ветхом Завете, когда было и приношение детей в жертвы. Мир нуждался в изменении, и это изменение на нашу землю принес Сам Господь Иисус Христос. Конечно же, люди истосковались по Его слову – мы знаем, что за Господом ходило огромное количество людей: Священное Писание передает нам, что за Господом ходило 5 000 человек, кроме жен и детей. Мы начинаем понимать, насколько огромное количество людей шло за Христом и слушало Его проповедь – были многодетные семьи, было много женщин. Если мы посмотрим на наши приходы, то скажем, что у нас молится 10 человек, кроме жен и детей, а на самом деле – 300-400, ведь огромное количество женщин; особенно городские приходы нам показывают, какое множество детей ходят в храмы Божии – Церковь наполняется огромным количество жен и детей. Так и за Господом ходило очень много людей: люди истосковались по слову Божию. А когда вышел на проповедь Иоанн Креститель, какое множество людей шло к нему, – каждый каялся в своих грехах, омывал свои грехи: все нуждались в покаянии, в очищении своей совести, понимали, что невозможно так жить и, конечно, принимали Божественное слово. И Сам Господь пришел на эту землю, чтобы дать это таинственное, сокровенное, очень близкое для души человека. Насколько человек воспринимал эти слова! Горели глаза Господа. Люди смотрели в Его глаза, слушали Божественные слова. И когда Господь спрашивал Своих учеников: «Господи! к кому нам идти? Ты имеешь глаголы вечной жизни», они отвечали: «Господи! к кому нам идти? Ты имеешь глаголы вечной жизни».

Господь, конечно, удивил все человечество Своей любовью: никто не знал о такой высокой любви, не мог представить, что Господь так может Себя уничижить – принять образ человеческий, жить среди людей и получать от них поношения. Он Сам о Себе сказал: «Лисицы имеют норы и птицы небесные – гнезда, а Сын Человеческий не имеет, где приклонить голову» – где Его заставала ночь, там Он и отдыхал: Господь действительно показал, насколько ревностны должны быть жизнь человека и служение Господу. Он служил Отцу Своему, исполняя все до последнего, и когда Господь принял поношения и смерть от людей, этого не мог вместить человек. Люди могли слушать о Господе, о Его великой проповеди, могли воспринимать Его чудеса, но когда говорили о смерти и Воскресении Господа, для многих это было соблазном или безумием, которое Господь явил в этой жизни.

Но сердце отвечало на эти слова, душа принимала Божественный подвиг, и люди принимали Христа и были Ему благодарны, что Господь дал совершенно новую жизнь – совершенно другие отношения не только с Небом, но еще и в нашей жизни: стало изменяться общество, стали появляться христианские государства, где Закон Христов становился основой жизни, основой цивилизационных отношений в этом мире. Появились социальные программы, стало уважение к пенсионерам, появились какие-то льготы, ведь Сам Христос призвал: «У кого две одежды, то отдай неимущему, у кого есть пища, делай то же» – Господь призывает нас быть милосердными к своим близким: «Если вы будете милосердны, то и Я буду милосерден к вам».

Все изменилось в этой жизни, поэтому Псалмопевец и призывает: Хвалите Господа вси языцы, похвалите Его вси людие. Мы прославляем и благодарим Господа именно за то, что Господь так изменил жизнь во всех концах земли, люди стали меняться, а самое главное – Господь дал возможность человеку очищать себя через таинство Покаяния, дал человеку возможность приобщаться к Небу, быть частью Христа через святое Причастие. Господь дал возможность человеку через святое таинство Елеосвящения избавляться от духовной и телесной немощи, почувствовать красоту христианского Брака, дал человеку иметь священство, связанное с Господом, для совершения Таин Божиих, дал возможность человеку рождаться от воды и духа. Появляется совершенно новое мышление, человек становится одухотворенным – он стремится к Богу, отказывается от служения этой земле и направляет свои силы на служение Господу, для него открываются просторы Царствия Небесного.

Конечно, за это невозможно человеку не хвалить Бога, не прославлять Его, не благодарить! Через это славословие человек сам поднимается для Господа. Да, Богу не нужно это славословие, но прославляя Бога человек получает бесчисленные блага от Господа, уподобляясь небожителям – ангелам, херувимам, серафимам, которые непрестанно славословят Его, и этим хвалением человек приближается к Самому Господу.

Далее Псалмопевец продолжает: «Яко утвердися милость Его на нас, и истина Господня пребывает во век». Велико милосердие Божие, которое Господь являет человеку. Мы не можем спастись сами, мы не можем ничего сделать без Божией помощи. «Без Мене, – говорит Христос, – не можете творити ничесоже». Действительно, без Бога – ни до порога: ничего не получается у человека без Бога. Живущий без Бога человек – как везущий санки по асфальту: усилий много, а результатов очень мало. Он действительно порой много трудится, много прикладывает усилий в земной жизни, но если с ним нет Бога, у него либо все разрушается, либо ничего не получается: проживая эту жизнь, он не становится лучше, добрее и духоноснее, милосерднее, снисходительнее, но становится человеком, какого мы видим сегодня: злым, не доверяющим, исполненным каких-то страстей – что бы он ни делал в жизни, у него ничего не получалось, он не имеет внутреннего смирения, он говорит: «Ну вот! Какая это жизнь?..» Он не только плохо относится к своим близким, но даже не может смотреть на Небо, у него выплескивается недовольство не только на земнородных, но недовольство он обращает и к Господу, к небу, говорит, что Бога нет, а если есть, то: «Почему Он так со мной?» – у него нет духовного понимания, ибо он живет без Бога, без Христа.

Кто живет с Господом, тот ощущает на себе Его милосердие, Его снисхождение, и понимает, что если что-то происходит в его жизни, то это Господь исправляет его, дает ему возможность стать лучше, чище, светлее и приблизиться к Царствию Небесному – такому человеку Господь дает возможность отказаться от земного, но приблизиться к Небесному, и в этом заключается великая милость Божия. Господь, конечно, никогда не оставляет своих верных и присных. Кто призывает Господа, кто уповает на Господа, кто вручает себя в волю и попечение Божие, тот всегда получает от Господа поддержку, потому что Бог Своих никогда не оставляет. Бог всем людям помогает, но более того не оставляет детей Своих. Как родители в земной жизни не оставляют детей своих, а всегда им помогают и жертвенно служат своим детям, так и Господь, когда мы считаем Его своим Небесным Отцом, когда становимся Его детьми, имеет о нас особое попечение и заботу. Но мы всегда должны помнить, что эта забота и попечение не лежат в рамках земной жизни, нашего земного благосостояния: Господь в первую очередь заботится, чтобы живя на земле мы приобщились к Царствию Небесному, ведь жизнь на земле не должна быть, как говорил святитель Димитрий Ростовский, «ради хлеба куса», но должна еще заключаться и в служении Богу – «не ради хлеба куса, а ради Господа Иисуса». Вот к этому мы и должны стремиться.

И когда Господь будет нам что-то посылать, мы начнем понимать, что Господь хочет нас исправить, Господь хочет, чтобы мы вот с этим поборолись, а от этого отказались, чтобы мы, наконец, смирились. Разбирая предыдущий псалом, мы с вами говорили, что смирение – это высота духовной жизни, когда у человека рождается настоящая и подлинная вера. Смирение – это добродетель, которая приобретается не простым путем. Вообще все, что связано с духовной жизнью, – это очень тяжелый труд, и мы должны это понимать (наши предки говорили: нет ничего тяжелее, как Богу молиться да старых родителей кормить), – самый тяжелый труд. Господь Сам сказал, что Царствие Божие усилием берется – через большие усилия, большие труды. К этому мы должны приобщаться и понимать, что не просто иметь духовное делание, но всегда Господь с нами, ибо утвердилась милость Его на нас, и истина Господня пребывает во век. Милость и истина открылась через Господа Иисуса Христа, Он – Милость и Истина нашего Божественного Отца. Поэтому без Христа невозможно ничего получить в этой жизни.

Вот такой удивительный псалом, дорогие братья и сестры. Он небольшой, всего в двух стихах, но этот псалом говорит нам о многом: конечно, о Христе – и о том, как мы должны служить нашему Господу через славословие, славную песнь, которую мы воссылаем Богу. Человек не должен забывать о молитве. Молитва – это всегда благодарность. Поэтому Псалмопевец через этот краткий псалом настраивает нас, чтобы мы всегда в уме своем носили подвиг, который совершил Господь. Самый плохой человек в жизни, как говорит наш народ, – человек, не имеющий благодарности. Мы и сами порой изнываем, когда дети нам не могут говорить слова благодарности: мы очень тяжело переживаем, когда не замечают наш труд и наши достижения в жизни, у нас даже рождается какая-то внутренняя обида. В то же время, если мы хотим, чтобы нас замечали, чтобы нам говорили слова благодарности, мы должны подумать: а насколько мы имеем благодарность Богу? Господь все дает человеку: здоровье зависит не от нас, а от того, даст Господь его или не даст; благосостояние наше зависит не только от наших трудов, но еще и от благословения Божия; успех и удача у наших детей тоже зависят от Божьего благословения.

И вот Господь дает, и мы видим результаты собственных трудов, видим, как растут наши дети, как они получают образование. Мы, конечно, радуемся их достижениям, переживаем и молимся, когда у них что-то не получается в жизни, когда какая-то болезнь посещает их; Господь дает им здравие, они преодолевают с Божией помощью даже очень серьезные заболевания, и мы видим, что в них начинает жизнь жительствовать. И вот здесь очень важно, чтобы мы имели благодарность Богу. Если мы благодарим Бога, если не присваиваем все происходящее в нашей жизни самим себе, то Господь посылает и нам испытать чувство благодарности от тех, кто рядом с нами. Духовная жизнь в этом и заключается. «Итак во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, тáк поступайте и вы с ними, ибо в этом закон и пророки», – говорит нам Священное Писание. Если мы благодарим Бога, то эта благодарность возвращается к нам; если мы живем эгоистично и присваиваем все себе, то, конечно, получаем в нашей жизни неблагодарность от наших близких.

Поэтому псалмопевец Давид и говорит: хвалите Господа вси языцы, похвалите Его вси людие. Бог для всякого человека дождит, дает солнце, дает хорошую, я бы даже сказал, нужную погоду для земли, чтобы был урожай, чтобы была красота на этой земле через ту зелень, которая расстилается по лицу всей земли. Господь радует любого человека – и праведного, и грешного, ибо Господь любит всех и пришел на эту землю не ради праведников, а чтобы грешников спасти, поэтому каждый человек, живущий в любом уголочке нашей земли, находится под попечением Бога. Неслучайно мы к Богу обращаемся как к Отцу Небесному: «Отец!» – только родители могут так жертвенно служить своим детям.

И Господь служит нам жертвенно: даже когда все человечество пало, ушло от Господа, от истинного богопочитания, стало служить не Творцу, а своим творениям – идолам, выдумкам человеческого разу-ма и человеческой фантазии, – все равно и здесь Господь не оставил человека. Небольшое общество израильского народа, которое имело истинное богопочитание – казалось, Господь пришел только ради них, ибо Он дал обетование этому народу: обещал, что в этом народе явится Христос. Но Господь приходит не только ради этого народа, а ради всех людей земли, подчеркивая, что все народы земли придут и поклонятся Ему. Так действительно и произошло: Господь дал возможность спасения. Но Господь никого не принуждает, не лишает нас права выбора – мы свободны. И кто выбирает Господа, кто идет за Ним, кто воссылает Ему хвалы, тот получает от Господа милость. Милость Его на нас, и истина Господня пребывает во век.

Действительно, это огромный Божий дар – иметь веру во Христа, идти за Ним. Конечно, мы сами не выбираем, – Господь выбирает нас, но мы тоже должны ответить на этот призыв Господа и идти за Ним. Господь не раз стучится в наше сердце, Он зовет нас к Себе, говоря: «Сыне, даждь Ми сердце свое». И когда человек отдает Господу сердце, открывает клеть собственной души, Господь приходит и почивает, и человек получает внутреннее умиротворение в этой жизни. Поэтому когда мы встречаемся с верующими людьми, особенно с монашествующими, с духовенством, то видим, насколько у них умиротворенные лица, насколько они пропитаны светлостью и благодатью: они открыли сердце свое для Господа, а Господь пришел и почивает в этом сердце. И неважно для верующего человека, что на улице – солнце или дождь, снег или слякоть, ибо такой человек ищет главное: не потерять любовь Господа и Его расположение. Верующий человек всегда стремится к благоугождению Господу.

Вот такой удивительный, замечательный псалом мы сегодня с вами, дорогие братья и сестры, разбирали. Мы всегда должны в своем уме и в своем сердце нести благодарность Господу, помышлять о Его подвиге и не забывать, что все, что мы имеем в нашей жизни, – по благодати и милости, которую Господь дает верующим в Него и любящим Его. Храни вас всех Господь! До новых встреч! (Продолжение в следующем номере)

Записала:
Нина Кирсанова

 

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс: 32475