Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №37 (982) → Протоиерей Александр Трушин: Начало нового учебного года

Протоиерей Александр Трушин: Начало нового учебного года

№37 (982) / 1 октября ‘18

Беседы с батюшкой

Началась очень трудная как для детей, так и для взрослых пора; совсем недавно прошли линейки, в храмах отслужили молебны перед началом учебного года. Для Вас 1-е сентября – что это за день?

– Начало учебного года, поэтому волнение охватывает. Когда-то охватывало как ребенка, как школьника, потом как папу, а теперь – как дедушку. А может быть, еще больше волнуюсь, чем когда сам был школьником. Конечно, любой священник – он же и учитель. Сегодня служатся молебны на начало учебного года буквально во всех храмах – и у нас в Домодедовском благочинии, я служил в своем храме. Собралось множество детей, просили Господа о вразумлении, а еще в молитве звучат слова «о наказании» – наказание не так, как мы сейчас в современном языке понимаем (кнутами или палками, или в угол поставить, или ремнем наказать), наказывать – подразумевается «вразумлять человека»...

Это торжественный момент, радостный… Голоса детей – особенно приятно, когда во время ектеньи сами дети подпевают: «Господи, помилуй!». Десятки юных голосов звучат вокруг тебя, пусть не совсем в такт, не совсем в полном единении, но в единении духа – это совершенно точно: дети искренне соучаствуют вместе со священником в обращенных к Богу прошениях о наставлении, вразумлении. Главное, чтобы в сердце дал Господь то, что ребенок должен знать.

Мы начинаем учебный год, появляется множество практических вопросов, очень хотелось бы, чтобы они рассматривались. И рассматривались не с целью друг на друга наброситься или обвинить: вот, вы не так учите, нет, это вы не так... Хорошо, если бы был союз, когда учителя, педагоги переживают за детишек, которых они учат, а родители переживают, как будут учить учителя, – тогда рождаются нормальные отношения, правильные, а не так, когда мама, указывая на учителей, топает ногой: «А вы обязаны!». А учитель в ответ: «А мне наплевать, мы не обязаны…». Конечно, такого быть не должно. Мы сейчас говорим о ряде вопросов, которые наверняка появятся у нас, ведь любой священник начало учебного года рассматривает через самые привычные нам слова – воспитание, образование, просвещение.

Смотрите: «воспитание» – «питание сверху»... Мы питаем ребенка тем, что нам дает Господь, – мы питаем его Евангельским словом. Если мы говорим «образование» – тут вообще вопросов нет: очистить, возродить в человеке образ Божий, ведь мы читаем в Священном Писании: «И создал Господь человека по образу и подобию Своему». Так важно, чтобы в ребенке этот образ возрождался и был яркий! Если мы говорим о просвещении, то в корне идет слово «свет». Господь нам говорит: Я есмь Свет миру. Поэтому все, чему можно учить ребенка, должно идти через Евангельские истины, через слово Божие. Уже не говоря о самом почетном звании «учитель» – это было звание Самого Господа Иисуса Христа. Поэтому любой – наставляющий: будь то профессиональный учитель в школе, будь то священник, наставляющий свою паству (и, если уж говорим о начале учебного года, наставляет детей), будь то родители, ведь отец и мать – учителя ребенка: не секрет – что ребенок видит дома, так он себя нередко и ведет. Поэтому сколько бы мы ни говорили, сколько бы внешних примеров ни пытались дать, какие бы наставления ни проводили, он будет вести себя так, как ему показали папа и мама.

Вот наступает 1-е сентября, и все эти вопросы начинают волновать любого священника, сразу сердце разрываться начинает от заботы. Я думаю, что это хорошие заботы: нужно, чтобы у каждого из нас сердце беспокоилось о наших детях – о наших собственных или о тех, которых тебе доверили для воспитания – для питания сверху, от Бога.

1-е сентября для детей не всегда радостный момент, особенно после жарких месяцев лета, отдыха – бывает, даже стресс. Как подготовить себя и детей к началу учебного года, к учебному процессу?

– Замечательный вопрос. Конечно, его лучше бы адресовать школьным психологам, чтобы они предварительно провели беседы, особенно в конце учебного года – с родителями и с детьми (важнее всего с родителями). Но, в общем-то, это и задача священника, ведь в плане образования, в том числе в воскресных школах (а мы сейчас, получается, этого касаемся), хотелось бы, чтобы поднимались вопросы. Даже вынуждены поднимать вопросы не только образования, основ православной культуры или истории религии, но приходится поднимать вопросы самые простые, по нашим понятиям, – нравственные. Это еще даже не духовные, чисто нравственные проблемы. Преподаватель воскресной школы или священник, если он это исполняет, должен этим вещам учить. Честно вам скажу, немаловажно, чтобы учили и родителей. Наверное, надо отдельно с родителями вести такого рода занятия.

Хорошо, заговорили о подготовке к 1-му сентября. Хотелось бы, по возможности, не уходить от вопроса, а напрямую на него отвечать. Ну хоть спросить родителей: а что, обязательно приезжать 31-го числа к 8-ми вечера (или к полудню), а потом, вытаращив глаза, тащить замученного после дороги ребенка по магазинам, ведь нужно срочно купить форму, тапочки, карандаши, дневник? Для ребенка это ужас: он отдыхал, у него психика не так быстро перестраивается, как у взрослого человека. Но видишь такие зрелища. Это первое. Второе: сам я, со своими внуками приобретая форму, имею такой опыт – обычно недели за 2 это делаем, ничего страшного.

Нужно больше внимания уделять своим детям, и не в последний момент.

– И хорошо бы понимать детей. Немаловажно в такой момент… В книгах-рассказах Светланы Корнеевой я встречал такой короткий замечательный рассказик в книге «Один день одного лета». Мы не понимаем, почему дети ходят по церкви: то там остановятся, то здесь, что-то смотрят. Вы, говорит, встаньте рядом с детьми на колени и просто со своих колен посмотрите на все, что происходит в церкви. Вам станет понятно, что происходит с ребенком, что он чувствует. Меня это так тронуло! Я могу сказать, что однажды я практически это сделал, правда, после богослужения, когда уже никого не было. Я встал в храме на колени и постоял в одном месте, потом в другом месте. Вокруг меня были женщины, прибиравшие храм, дежурные. И действительно, окружающий мир воспринимается немножко по-другому. Хотелось бы, чтобы родители участвовали в тех проблемах, которые ребенок переживает. Вот нам все время кажется, что они – маленькие глупыши, а мы умные, все знаем. Да неправда это. Во-первых, мы уже так остро не чувствуем окружающий мир, как чувствуют его дети. А мы не хотим за собой признать, что, простите, уже отупели, у нас уже шкура как броня стала, мы не так все переживаем.

Я уже начал говорить о магазине. Я просто слышу, как много матерей орут на своих первоклашек, второклашек. Они просят: мама, мне такие бы кеды… «Нечего тебе такие кеды! Вот щас я тебе подберу, такие и будешь носить!». Ну что ты орешь? Найди секунду, объясни ему, если считаешь, что те кеды, которые он хотел, не подходят. Объясни почему. Ребенок поймет – и не будет плакать. Сколько плачущих детей в детских отделах, когда родители не хотят выбрать то, что просит ребенок. А лучше, чтобы ребенку нравилось то, что он носит, чем пользуется, – для него в радость становится, допустим, учеба, если мы выбрали портфель, который он хотел (не потому, что мама сочла, что такой ему будет лучше, а потому, что ему хотелось вот такой), и он с удовольствием будет с ним ходить.

Знаете, есть мелочи. Конечно, есть крупные вопросы, связанные с большими денежными затратами, но тут уже вполне можно ребенку сказать: знаешь, нет у меня возможности. Кстати, могу сказать, что есть родители, которые честно говорят это ребенку. Допустим, ребенок выбрал очень дорогую обувь. Мама подошла: «Ты знаешь, сынуль, нет у меня возможности такие ботинки купить. Давай что-нибудь попроще». Вот она сказала, а ребенок ответил: «Ну пошли». И все. И сразу все стало на места, без криков, без воплей, без унижения ребенка, без претензий ребенка к родителям. Это немаловажно на самом деле, ведь мы в своей спешке (а спешим мы потому, что считаем, что наши дела – важные, а его – неважные) растим психопатов, поэтому они такие нервные, поэтому они с нами не разговаривают, а кричат или грубят – когда уже набираются сил и становятся старше, взрослее. А мы жалуемся: «Ах, я в тебя всю душу вложила, а ты так на меня кричишь!». Да ты не душу вложила, ты всю жизнь орала на него – теперь он тебе отвечает тем же: он просто привык так общаться с тобой, это ты не заметила (или не заметил), что так с ним общалась (или общался).

Ребенок должен всегда ощущать себя личностью.

– Да, есть моменты, когда нормальный ребенок капризничает. Правильно, он «качает» свои права, требует, устанавливает границы своего правления. Но это всегда чувствуется: когда капризничает, а когда действительно для ребенка трагедия. Мама выбирает ручку для своей дочки. Дочка говорит: «Мама, купи мне вот эту оранжевую с матрешкой!». – «Нечего тебе такую, вот я тебе синюю куплю – и хватит, нечего выделяться среди класса!». Ну купи ты ей эту ручку с матрешкой, и купи свою синюю – пусть она синей пишет, а с матрешкой носит с собой: для нее эти несколько копеек за ручку с матрешкой будут дорогого стоить – это немаловажно. Поэтому я считаю, что родители вполне могли бы заранее планировать такие вещи, как отдых с детьми, чтобы вернуться домой за несколько дней до начала учебного года, чтобы ребенок своим умом уже подготовился, чтобы чувствовал себя дома, не был уставший от дороги. Это немаловажные моменты в нашем жизненном пути.

Вопрос телезрителя: «Когда ко Христу пришли апостолы, Он сказал: славлю Тебя, Отче, что Ты скрыл это от умных и разумных и открыл младенцам. Есть ли разница между настоящим образованием и получением определенных знаний? Если есть, то какая?».

– Я благодарен телезрителю за вопрос, который вписывается в тему нашего разговора. Вы абсолютно правильно заметили, и я так понял, что вопрос ваш уже подразумевает ответ.

Накопление знаний порой не связано с повседневным поведением. Да, мы знаем много таких примеров, я согласен с некоторыми выражениями из старого советского кино. Например, возмущенная девушка говорит своему ухажеру: «Ну, ты, бульдозер с цитатами!». Действительно, иногда это очень похоже: люди, ходя в церковь, зная Евангельские чтения, абсолютно их не связывают со своей жизнью. А раз не связывают со своей жизнью, то и не могут быть примером для своих детей.

Можем обратиться к философам и поэтам Серебряного века. Они все прекрасно знали Евангелие, писали замечательные стихи, но это не мешало им быть и пьяницами, и блудниками, и курильщиками. Они собирались, между собой беседовали и вновь занимались тем, что совершенно не вяжется с нравственной и духовно-нравственной жизнью православного человека. Православное воспитание, воспитание духовно-нравственное как раз подразумевает, чтобы человек впитывал и применял в своей жизни то, о чем говорит Господь.

Мы вспоминаем наших бабушек. Уж я не знаю, вы-то молоды, не застали, а я застал еще тех бабушек, которые могли на какую-либо реплику, на какое-то неудобное предложение сказать: «Нет, Господь так не велит». Ты ей говоришь: «Ну, так же удобнее…» – «Нет, Господь так не велит». Для них это был образ жизни. Это не знание: она не могла настолько знать Евангелие, как знает сейчас выпускник семинарии или академии, а вот знать, что «Господь не велит», и не делать так – это было для нее нормально.

Я помню, в одной деревне застал старичка – мы приехали на отдых, совсем еще юнцы. Было лето, жара стояла, а он косит в рубашке, застегнутой на все пуговицы, сверху пиджак надет, на голове аккуратная кепочка. Все аккуратное, старенькое, но чистенькое. И вот он косит траву. Мы подошли, разговорились: «Дядя Федя, а что ты так в такую жару? Ходил бы в одних трусах. Как хорошо загорать-то». И вдруг он нам говорит: «Нет, что вы? Я человек старый, а вдруг Господь меня сейчас примет к Себе, и что же я, в трусах к Богу пойду? Нет, так нельзя, я уже много лет так хожу. Господь в чем застанет, в том и судить будет. Пусть Он меня судит, чтобы я в костюме перед Ним стоял». И мы понимаем, что это не напускное. Для него это естественное состояние. Поэтому, чадца мои возлюбленные, трудно сейчас (думаю, очевидно, это и раньше было), когда мы видим людей, которые приходят в храм, притупляют глазки, надевают платочки, а потом на улице их встречаешь – ведут себя ужасно.

Или, например, когда жалуется кто-нибудь: вот, не могу сына привести в храм. А потом встречаешься с этим сыном – он говорит: «Батюшка, ну мама-то как себя ведет? Приходит, может матом тебя покрыть, может послать куда подальше, может сказать: вечером сам себе приготовишь, я к подружке пошла. Ничего не вяжется из того, что она слушает у вас, ничего общего с личной жизнью это не имеет». Как ни печально, таких примеров много. Человек носит православный крест, а ведет себя совершенно безобразно: без образа. Нет у него образования – независимо от дипломов, которые он имеет в кармане. Поэтому в первую очередь задача и воскресных школ при храмах, и желательно наших общеобразовательных школ, – чтобы они давали человеку наставления, которые будут ему нужны в жизни, помогут ему быть человеком среди людей, что его окружают. Это немаловажно.

Я сейчас как раз вижу эти задачи. Собираются наши педагоги воскресной школы, мы обсуждаем программу того, что будет преподаваться. И честно вам скажу, что это будут не только рассказы о святых, об иконах, о Церкви, но обязательно – чтобы был нравственный элемент, элемент поведения. Да, ты пришел в храм – это хорошо. Но вот бабушка рядом стоит – ты можешь ее поддержать под локоток, если эта бабушка куда-то пойдет? Учти, что ты не просто стоишь в храме, а ты должен никому не мешать. Научись никому не мешать – я думаю, что это очень нужно. То же самое касается и общеобразовательных школ.

В старых школах, я помню, в советские годы, были уроки, например, семейной жизни. Некоторое время (предположим, в течение полугода) и девочкам, и мальчикам в старших классах давались уроки семейной жизни. Девочки получали практические навыки – они учились пеленать: в классе хранилось несколько больших кукол, и девочек учили пеленать – она, выходя из школы, имела навыки, у нее ребенок не вызывал страха. Мальчиков учили труду – изучали, например, схему квартирной электропроводки: не было паники, что перегорела лампочка, а в доме не знают, что с этим делать. Но еще были и наставления, как должен себя вести будущий отец, как себя должен вести будущий муж по отношению к своей жене, жених по отношению к своей избраннице, пока он за ней ухаживает. Думаю, многие люди моего возраста вспомнят об этом. И девочек учили таким вещам: ты готовься быть женой – причем единственной женой единственного мужа. Это немаловажный фактор. Сейчас это болезненное место для нашего общества.

Вопрос: «Как быть отличником в учебе и не быть двоечником в духовной жизни?».

– Конечно, жалко, когда родители гнут своих детей, чтобы они были отличниками – именно гнут не в приобретении знаний, а заставляют: ты должен быть лучшим. И эта беда остается у ребенка, преследует его всю жизнь. Как-то я встретился с мальчиком, который участвовал в чемпионате мира по теннису среди подростков. Он, рассказывая о теннисе, разрыдался. На вопрос, почему плачет, он ответил: «Как же? Я опозорился, я не занял первое место! Как же я буду смотреть в глаза своим друзьям?!». Я его спрашиваю: «Тебе что, стыдно перед друзьями?». – «Я должен быть первым». Он упал на колени, стал стучать кулаками по земле и кричать: «Я должен был быть первым!». Это был ярко выраженный синдром. Он не сказал что-то вроде: эх, не хватает мастерства; эх, мне еще бы подучиться… Он хотел быть первым.

Говоря о детях-отличниках, мы, конечно, рассматриваем 2 стороны вопроса. Есть дети, которые хотят учиться – так удачно сложилось: то ли в наследство им досталось желание учиться, то ли повезло с первой учительницей, что смогла привить любовь к знаниям, к поиску знаний. Может быть, честь и хвала его родителям, бабушкам-дедушкам, которые смогли увлечь, и ребенок стал хотеть учиться, для него пятерка – не самоцель, а критерий оценки его знаний: «Ах, я не знаю на 5, надо подтянуть». И совсем другой вопрос, когда понуждают, заставляют быть лучшим – у ребенка это остается, повторяю, на всю жизнь: он везде такой горделивый, выпендристый, что он должен быть лучшим, а не кто-то другой. Конечно, такие люди начинают раздражать окружающих – и человека начинают не любить. Порой даже ребенка начинают не любить окружающие, потому что там неправильный подход. Остается только сочувствовать.

Я думаю, это тоже должно входить – образование родителей – в собеседования в школе. Хорошо бы школьные психологи этим занимались и вели такие собеседования с родителями. Если это на приходах – хорошо бы в воскресных школах. Кстати, тоже немаловажный для нас момент надо бы отметить, особенно про сельские приходы: да, это наши приходы, такие же, как мой приход, и мы страдаем от того, что у нас нет квалифицированных кадров. И вот батюшки говорят: «Так, обязаны иметь воскресную школу или так называемую воскресную группу... Ой, теть Маш, будешь учителем в воскресной школе? Мне надо отчитаться, что есть воскресная школа». И вот он первую встречную Марь Петровну или тетю Дуню ставит, и она такое там выдает на-гора, что, простите, не знаешь, в какой шахте она это добывает. И пока это все раскачается… Очень важно, чтобы были квалифицированные люди, и там, где этого нет, надо учить педагогов – не ругать их надо, а подтягивать. Независимо от возраста. Поэтому 1-е сентября – не только начало учебного года для детей и их родителей, это для всех, кто работает с детьми, кто их пытается воспитывать, кто пытается учительствовать.

Давайте будем прощаться с нашими телезрителями. Буквально несколько слов для них...

– Дорогие телезрители, мы уже вроде все сегодня сказали, что вы спросили. Пожелаем в новом учебном году радости и ведущим нашего телеканала, будем молить Бога, чтобы Он нас вразумил, наставил. Неудивительно, что именно сегодня мы празднуем образ Божией Матери «Прибавление ума» – и, независимо от возраста, нам надо молиться перед этим образом.

Записала:
Маргарита Попова

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс