Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №37 (982) → Протоиерей Александр Дягилев: Школа и семья

Протоиерей Александр Дягилев: Школа и семья

№37 (982) / 1 октября ‘18

Беседы с батюшкой

Тема нашей передачи – «Семья и школа». Казалось бы, светская тема, но Вы занимаетесь вопросами семьи и школы уже много лет. Скажите, пожалуйста, насколько это актуальная проблема?

– Проблема на самом деле огромная. Нас когда-то неплохо учили, хотя очень многое зависит от школы, но тема отношений внутри школы всегда оставалась за бортом. У меня трое детей, все трое сейчас учатся, старшая дочка сдала ЕГЭ, сейчас уже учится в институте, а сын и младшая дочь завтра тоже пойдут в школу. Я могу честно сказать, что их отношение к школе весьма и весьма напряженное, регулярно приходится выслушивать «я больше не пойду, я так больше не могу», – и я понимаю, почему; чаще всего это сложности даже не со сверстниками, а именно с учителями.

В то же время меня регулярно приглашают в разные школы с лекциями – у нас есть целый курс, который называется «Школа для родителей и воспитателей», когда, по сути, мы обучаем взаимодействию с детьми как родителей, так и педагогов (и, кстати, многие из них, закончив этот курс, говорят: «Почему этому не учат в педуниверситете имени Герцена?». Здесь мне трудно что-либо сказать). В общем-то, принцип, который у нас есть: плохих людей нет, их в природе не существует – Бог плохих людей не создавал, но почему-то хорошим людям не удается уживаться друг с другом. Какие-то стереотипы, уже накатанные колеи, в том числе в традиции взаимоотношений, приводят к тому, что между школьниками и учителями часто идет – иногда вялотекущий, иногда ярко выраженный – конфликт.

Моя супруга вспоминает, что как-то пришла в школу во время уроков, ей нужно было срочно позвать одного из наших детей. И вот она заходит в школьный коридор (понятно, что двери в классы закрыты, но из-за дверей что-то такое доносится) и, проходя мимо одного из кабинетов, слышит: «Рты закрыли!» – так, что в коридоре было слышно. Что там происходило, трудно сказать (причем это был кабинет изобразительного искусства); видимо, у педагога были сложности с детьми в тот момент, и вот так это решалось через некий прессинг.

И действительно, стоит задумываться не только о том, чтобы детям дать хорошие знания по физике, химии, математике, но, может быть, даже очень важный такой навык – умение выстраивать взаимоотношения и друг с другом, и со сверстниками, со старшими, с младшими. А этого современная школа часто не дает или даже дает скорее антипример: между преподавателями и школьниками часто нет диалога, есть просто давление, и это считается воспитательным процессом. В общем, так или иначе, тем очень много. Но я думаю, что нам будет сейчас о чем поговорить, и наверняка у наших телезрителей будут вопросы.

Если все-таки говорить о семье и школе, я прежде всего думаю, что во взаимоотношениях родителей и учителей разменной монетой становятся сами дети. И, в зависимости успешности семьи, так или иначе выстраиваются отношения между учителями и родителями. Как нам, людям православным, верующим, выстраивать отношения с теми, кто в школе? Учителя могут быть и атеистами. Может быть, терпеть или, наоборот, стараться защищать своих детей?

– Непростая тема. Очень часто, когда говорят о Православии, то подразумевается даже не оно само – как вероучение, как религиозные убеждения человека, сколько следование канве неких традиций (понятно, что русских народных традиций – может быть, не обязательно народных, а дореволюционных, городских). Но мы живем в другом мире, в другом обществе, и вот здесь получается, что мы не можем быть теми православными, какими люди были, скажем, в начале XX века или в XIX веке. Методы воспитания, обучения и взаимодействия сейчас иные.

Семья тогда была патриархальной, в советские годы она стала детоцентричной; сейчас это новый тип семьи – супружеская семья, когда ребенок – это как некая опция, которая может быть, а может не быть, и часто такие дети чувствуют себя брошенными; даже если вспомнить, например, нашу с вами молодость, мы помним так называемые «гоп-компании», и при всех их явных минусах это все-таки было место взаимодействия, общения, а сейчас дети часто просто уходят в гаджеты, всевозможные мобильные игры, приложения и так далее – мне рассказывали, что типичная картина в современной школе часто такова: в перемену раньше, я помню, мы выбегали из класса, а сейчас некоторые даже не выходят, тут же достают мобильники, начинают что-то там делать, даже со своими же одноклассниками порой предпочитают общаться через всевозможные социальные сети (хотя находятся рядом): лайки там ставят друг другу и так далее. Мы живем в обществе, где люди все больше и больше дезинтегрируются.

Возможно, ключевой задачей Церкви скоро будет стимуляция людей на непосредственное общение друг с другом. Как быть православному человеку в этой ситуации? Как раз быть примером того, что я не отрываюсь от реальной жизни и не ухожу в виртуальные пространства. Это первый момент. Далее: взаимодействие с учителями. Действительно, чаще всего при открытом конфликте педагогов и детей традиционно родители встают на сторону педагогов. Иногда, бывает, на сторону своего ребенка, но и то, и другое оказывается весьма неконструктивным, отношения только ухудшаются – причем как между педагогом и ребенком, так и внутри семьи.

Очень важно, чтобы у родителей были взаимоотношения с педагогом напрямую. На это стоит обратить внимание. Очень часто в наши дни люди предпочитают так: я в школу отдал, и вот чем они там занимаются – это их проблемы, максимум на родительском собрании я услышу точку зрения педагога, а точку зрения ребенка я слышу каждый день. Но, как правило, всерьез она воспринимается меньше, ведь он маленький: «Что он понимает?» – такое отношение. В итоге сложности в семье, в итоге дети бунтуют и против школы, и против родителей.

Ведь нужно понимать: педагоги тоже люди. Каждый из них пытается выстроить процесс наилучшим образом, как он считает нужным, как он понимает. Его часто тоже ведь не учили, как это делать: этому не учат в школах, этому не учат часто, к сожалению, даже в педагогических вузах – взять какие-то даже психологические моменты (чувства ребенка: как их учесть, как их назвать?), взаимоотношения внутри коллектива людей.

Для большинства психологов не секрет, что школьная аудитория очень часто естественным образом разделяется на 3 категории. Первых называем условно отличники – дети, которые вроде как нацелены на учебу (очень часто, кстати, если разрешить им выбирать парты самостоятельно, они предпочитают либо передние ряды, либо ближе к окну).

Вторую категорию детей назовем «культурно-развлекательная», то есть их интерес где-то, не в этом классе – им нужно отсидеть урок, что-то минимальное запомнить, чтобы получить нормальную оценку, чтобы родители не приставали и в аттестате все было в порядке. Но они не радеют об учебе, они инстинктивно стремятся сесть как можно ближе к выходу из класса. Урок кончился – они срываются с места и идут «куда-то туда» (в последнее время – в виртуальную реальность). А третья категория – назовем ее «безобразники», «камчатка» (именно туда они и садятся).

И вот выстраивать отношения с каждой из этих категорий нужно по-своему: у каждой из них свои цели, свои мотивы, свои особенности. Например, часто проблемы отличников в том, что они между собой мало взаимодействуют, в то время как «камчатка», наоборот, самая сплоченная, самая активная, часто задает тон в классе – и очень часто урок превращается в перепалку учителя с «камчаткой». В общем, как «разруливать» эти моменты современные педагоги не знают (к сожалению, часто я сталкивался) либо начинают понимать уже ближе к пенсии.

Есть еще один очень серьезный аспект, с которым я столкнулся: мы в православной семье, конечно же, молимся перед едой и после принятия пищи – и когда дочь пошла в школу, то возник вопрос: «Как же она будет молиться перед едой и после еды в школе, где рядом нет практически ни одного верующего человека?» (но мы решили этот вопрос). А как здесь поступать?

– С моей точки зрения, если школа светская, то явно себя выставлять, что ты православный или православная, – это тоже провоцирует конфликтные ситуации. Можно перекреститься, про себя прочитать молитву, аккуратненько перекрестить еду, необязательно для этого даже вставать, либо перекреститься можно непосредственно перед тем, как зайти в школьную столовую, помолиться про себя, а затем перекрестить еду.

На самом деле этот вопрос, который вы сейчас подняли, относится и к теме так называемых православных школ – такие существуют, и там в классах висят иконы, в трапезной висят иконы, и принято молиться перед началом урока, после окончания урока, перед едой, после еды. Там с этой точки зрения легче. Но я, например, когда у нас встал вопрос о школе, предпочел, даже настоял, чтобы наши дети учились все-таки в светской школе. При всех ее минусах я понимаю, что после окончания школы наши дети пойдут в мир – такой, какой он есть, – и школа, отчасти, модель этого мира. И если дети будут расти в рафинированной православной атмосфере (тем более что, к сожалению, многие православные школы часто отличаются обрядово-ритуальной стороной, но с явными провалами с точки зрения знаний той же физики, химии, математики и так далее – я не говорю, что все, но есть такая тенденция) – или там чрезмерный, может быть, уклон в сторону послушания, чего-то такого… А нам важно, чтобы наши дети умели сохранять веру в неверующем мире и умели трезвомысленно оценивать ситуацию: где могут встать, перекреститься, прочитать «Отче наш», а где, может быть, этого не стоит делать.

Вопрос телезрительницы из Екатеринбурга: «Не секрет, что в нашем образовании в школах подавляющее большинство педагогического состава – женщины, причем ближе к пенсионному возрасту и пенсионного возраста. Какое влияние это может оказать на воспитание и образование детей? Приток мужчин в образование возможен когда-нибудь или нет?».

– Очень сложная тема, ибо ставится гендерный вопрос. Понимаете, наша страна и весь мир пережили несколько катаклизмов.

Я уже говорил, что когда-то семья была патриархальной, потом она стала детоцентричной, сейчас она стала супружеской. Это связано не только с военными конфликтами, когда массово гибли мужчины, но и с определенными экономическими причинами: массовое переселение людей в город, разрушение традиционных семейных отношений, потому что традиция рушится, если меняется уклад жизни семьи. Соответственно – разрыв традиции, причем он несколько раз происходил.

Мы живем в то время, когда дети, в принципе, живут не так, как жили их родители, то есть уже идет разрыв. Во многом это произошло в советские годы, когда возникла детоцентричная семья, где «все ради ребенка, все во имя ребенка»; цель – дать ребенку максимум счастья. Этим прежде всего занималась мать, а задача отца, если он нормальный, адекватный, непьющий, была зарабатывать деньги на семью (плюс чинить розетки, краны, что-то такое). И в этой ситуации, получается, у мужчин возникла идея: моя задача зарабатывать деньги для семьи (эта идея и сейчас есть), а всем, что касается внутренней жизни семьи, пусть занимается жена, – идея того, что воспитание детей не мужское дело. Помимо этого, у учителей низкие зарплаты, и, мол, поэтому мужчины не идут: непрестижная профессия. Но на самом деле за этим стоит нечто более глубокое – сама идея, которая в головах у многих мужчин, что воспитание – это женское дело.

И дальше это начинает клонироваться в следующее поколение, ведь мы с детства в детских садиках сталкиваемся с нянечками, воспитательницами, в школах сталкиваемся с учительницами и редко-редко когда с учителями. Если еще до войны, даже еще в 1920–1930-е годы, учителей было больше, чем учительниц, то в послевоенные годы ситуация стала меняться, причем стремительно. И теперь это уже клонируется как идея: если придете в педагогические учебные заведения, вы увидите, что среди студентов в основном девочки, девушки, а мужчины – на таких специальностях, как труд или физкультура.

Я надеюсь, что ситуация будет меняться. Хотелось бы, – хотя для этого должны возникнуть и экономические предпосылки, и буквально нужно как-то это дело продвигать. И, с моей точки зрения, исключительно женское воспитание травмирует и мальчиков, и девочек. Для мальчиков – мама доминирует, а папа где-то там деньги зарабатывает, дальше детский садик, воспитательница, нянечка, учительница в школе. Мальчики приучаются к этому: я должен слушаться женщину, я должен ждать команды женщины. И отсюда тот сам мужской инфантилизм, который потом мы встречаем в семьях. Соответственно, девочки, наоборот, приучаются к такой модели: я должна быть сильной, должна стать вот такой командующей, рявкающей «рты закрыли!».

И возникает то, что мы сейчас имеем, к сожалению, и это сказывается, получается, не только на учебе, но и на семьях. (Окончание в следующем номере)

Записала:
Елена Кузоро

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс