Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №37 (982) → 13 октября – память священномученика Петра Соловьёва

13 октября – память священномученика Петра Соловьёва

№37 (982) / 1 октября ‘18

Церковный календарь

Петр Соловьев родился в 1871 г. в с. Подлесная слобода Луховицкого уезда Рязанской губернии в семье псаломщика. По окончании Рязанской духовной семинарии женился на Александре Степановне, дочери священника Стефана Кедрова, служившего в храме в честь Казанской Иконы Божией Матери в с. Карташово. Впоследствии у Петра Тимофеевича и Александры Степановны родилось пятеро детей.

В июле 1896 г. Петр Тимофеевич был рукоположен в сан священника ко храму, где служил его тесть, и прослужил в нем настоятелем всю свою жизнь. Здесь он был возведен в сан протоиерея и назначен благочинным округа. Семья отца Петра была дружная, священник воспитал детей в любви к храму и к сельскому труду, так что все крестьянские работы дети производили вместе с отцом. Сами пахали, косили сено для скотины – до тех пор, пока власти не отобрали хозяйство и часть дома. Среди жителей села отец Петр пользовался любовью и авторитетом. 2 сентября 1937 г. на основании беседы с председателем колхоза в с. Астанкино сотрудники НКВД составили протокол следующего содержания: «В январе 1937 года я шел мимо дома попа, – показал председатель, – и, повстречавшись с ним, сказал: “Пора бы отказаться от богослужения”. Но он на это заявил: “Этого никогда не будет. Я же пастырь Божий; наши деды и прадеды так жили, и мы будем так доживать. А что сейчас время такое тяжелое и смутное, оно, поверь мне, изменится”». В тот же день был допрошен председатель сельсовета, который заявил, будто бы священник говорил ему: «Советская власть привыкла нас грабить и до сих пор не перестает делать это. Законно или незаконно, а вам все подавай. Нам вы воспрещаете ходить с молебнами по приходу, а мы только на это и живем, между тем, согласно новой конституции, мы вправе это делать. Вы от народа утаиваете, что в новой конституции написано относительно религии».

«В мае 1937 года священник призывал население не считаться с работами в колхозе и ходить в церковь, – показал председатель, – он говорил: “Вас никто не может принудить работать в колхозе в праздники, и никто не может притеснять вас за ваши религиозные убеждения. Согласно произведенной переписи, государство учло, что верующих пока имеется большинство, и нам нужно проводить в жизнь то, что предоставила нам советская власть в новой конституции, – свободу религии. Нужно больше самим посещать храм Божий и привлекать тех, кто отошел, и в особенности молодежь”. В июле 1937 года при проведении подписки на заем в моем присутствии священник Соловьев сказал: “Мы много помогаем советской власти, а нам от этого нет никаких улучшений. Но чтобы вы больше не приставали, я могу пожертвовать десять рублей. Вы с нас просите на заем, а сами нам по приходу ходить воспрещаете, а я бы вам тогда пожертвовал не 10 рублей, а 100».

Во второй половине 1937 г. усилились гонения на Русскую Православную Церковь. 8 сентября 1937 г. НКВД выписал ордер на арест священника на основании доносов председателя колхоза. Сотрудники НКВД приехали к нему домой в с. Астанкино, но не застали его. Арестован отец Петр был в гостях у своей дочери на именинах внучки, 8 сентября. На следствии протоиерей Петр держался мужественно и с большим достоинством.

10 октября 1937 г. тройка НКВД приговорила священника к расстрелу. Протоиерей Петр Соловьев был расстрелян 13 октября 1937 г. и погребен в безвестной общей могиле на полигоне Бутово под Москвой.

Дорогие братья и сестры, мы видим, что отец Петр подчеркивает в своих словах финансовую зависимость духовенства от возможности служить молебны на приходе. Это была очень распространенная ситуация в дореволюционном священстве –образование получалось согласно сословию и абсолютное большинство священников, кроме духовного образования, другого не имели. Поэтому советская власть, отбирая у священника возможность служить, лишала его средств к существованию. Очевидно, такая зависимость возникла в первую очередь от полного единства Церкви и государства. В Новом Завете мы читаем, что сам апостол Павел иногда ручным трудом зарабатывал на жизнь, чтобы не обременять молодые общины, да и сейчас за границей очень часто православные священники вынуждены работать на дополнительных работах: малое число прихожан не может обеспечить необходимую финансовую базу для существования храма и поддержания священника.

Слава Богу, Промыслом Божиим у нас в России сейчас сформировалось духовенство, очень часто имеющее не только духовное, но и светское образование. Оно помогает священникам особенно усердно проповедовать слово Божие в среде специалистов своего светского профиля, дает возможность организовывать церковные структуры, которые позволяют священнику зарабатывать своими светскими навыками и при этом не отходить от церковной деятельности. Но и наши прихожане не должны забывать поддерживать свои приходы, чтобы священнику не пришлось оставлять пастырские труды для зарабатывания себе на пропитание.

 

В других номерах:

№6 (567) / 8 февраля ‘10

Церковный календарь

Юбилейные даты в 2010 году

 

Церковный календарь

Дни памяти Святых

№4 (565) / 22 января ‘10

Церковный календарь

Дни памяти Святых

 

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс