Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №36 (981) → Протоиерей Григорий Григорьев: Семь видов любви в эпоху Нового Завета

Протоиерей Григорий Григорьев: Семь видов любви в эпоху Нового Завета

№36 (981) / 18 сентября ‘18

Беседы с батюшкой

В студии телеканала «Союз» на вопросы отвечает протоиерей Григорий ГРИГОРЬЕВ, д. богословия, заслуженный врач РФ, профессор, д. м. н., психотерапевт-нарколог, преподаватель Санкт-Петербургской православной духовной академии, настоятель храма Рождества Святого Иоанна Предтечи в деревне Юкки (г. Санкт-Петербург)

– Такую тему мы никогда не поднимали – по крайней мере, я не встречал нигде в последние годы, чтобы кто-то из священников объяснял эту тему. Что меня подвигло именно так выстроить эту передачу? Какое-то время назад ко мне пришел один прихожанин и с радостным видом сказал: «Отец Григорий, у меня есть радостная новость» (когда мне так сообщают, я всегда немножко напрягаюсь). Я говорю: «А какая именно радостная новость?». Он отвечает: «Я решил венчаться со своей женой». И, видимо, увидев мое не очень радостное выражение лица, спросил: «А Вы как относитесь к Венчанию?». Я говорю, что я к Венчанию отношусь как к высшему таинству: когда две половины становятся единым целым – это высшее таинство, это самое большое, что может быть в жизни человека. Но чтобы это таинство стало высшим, надо, чтобы было полное единение супругов – тогда Венчание пойдет на пользу, а если этого нет, оно может повредить и отношения могут расстроиться, если люди не готовы стать двумя половинами единого целого.

Это как таинство Соборования, которое может исцелить любую болезнь, а может приблизить человека к смерти, как таинство Святого Причастия, когда человек может встретиться со Христом, а может не встретиться, если придет в духе осуждения, – и тогда не случится то, что говорит священник, когда причащает человека, – «во оставление грехов и в жизнь вечную», то, о чем сказал Господь: «И остави нам долги наши, яко же и мы оставляем должником нашим», и то, о чем сказано в молитве: «Пусть будет мне причащение Святых Твоих Таин не в осуждение или наказание, но во исцеление души и тела».

Вот поэтому я и решил людям объяснить, что есть 7 видов любви. Из них 3 – негативные, разрушительные (таинство Венчания при них вызовет еще большее разрушение), и есть 4 вида положительных, светлых, Божественных (где таинство Венчания даст весьма положительный результат). Хотелось бы, чтобы было такое понимание у людей.

И второй аспект, который побудил меня именно так выстроить сегодняшнюю передачу, – это восстановление в апостольстве Петра, когда Христос Воскрес и, обращаясь к Петру, восстанавливая его в апостольском служении, обратился к нему трижды со словами: «Симоне Ионин, любишь ли Меня? Паси овец Моих». А он говорит: «Господи, Ты знаешь, что я люблю Тебя». И вот когда современных людей спрашиваешь, почему трижды Христос к нему обращается, то люди отвечают: «Трижды предал – трижды и кается».

А на самом деле они говорили об абсолютно разных видах любви. Господь использует слово «агáпэ» (др.-греч. ἀγάπη) – «жертвенная любовь»: «Готов ли ты отдать за Меня жизнь?», а апостол Петр используют термин «филúя» (др.-греч. φιλία) – «уважение, любовь ради любви, духовное почтение»: разные вещи. Тот говорит: «Ты жизнь за меня готов отдать?». Петр отвечает: «Я Тебя очень уважаю». – «Да, понятно, что уважаешь. А жизнь отдашь?». – «Ну, Господи, Ты знаешь, как Ты мне дорог». В 3-й раз Господь Сам использует слово «филия»: «Истинно, истинно говорю тебе: когда ты был молод, то препоясывался сам и ходил, куда хотел; а когда состаришься, то прострешь руки твои, и другой препояшет тебя, и поведет, куда не хочешь».

Два эти момента побудили меня к идее создания такой передачи, чтобы у православных людей возникло представление о любви как во времена Христа.

В христианскую традицию это перешло из Древней Греции, то есть люди раньше понимали, что есть любовь как Божия милость, а есть любовь как Божие наказание. И сегодня обсудим эту тему, чтобы у людей было представление по этому вопросу – и я хотел бы, чтобы каждый, кто нас будет сегодня слушать, в какой-то степени попытался сам себя определить, диагностировать, какие виды любви из 7-ми присутствуют в нем лично. Отсюда и тема.

Правильно ли я понимаю, что эта проблема существует только для русскоязычных людей, если в греческом эти 7 видов просто обозначают разными словами?

– Несомненно, разные слова, но все люди по-разному это понимают. У нас в большей степени эта проблема существует. Вообще, чем дальше люди уходят от Бога, чем больше высшие нравственные и духовные ценности становятся второстепенными для них, тем больше появляется проблем. Но то, что у нас я реально вижу, – люди вообще не задумываются, что такое любовь. И иногда, когда возникают проблемы в супружеской жизни, спрашиваешь человека: «А вы любите своего супруга или супругу?», он говорит: «Да, по-своему». И на самом деле человек даже не задумывается, что он правильно говорит: «По-своему» – это хорошо или плохо? Есть же Божественная любовь, а есть антибожественная. Хотелось бы, чтобы было понимание у людей.

Еще есть момент, что негативную любовь можно перевести в позитивную при сочетании с позитивной: если к трем негативным видам любви прибавить позитивный, то всегда будет позитивный, никогда он не останется негативным. Присутствие Бога переводит любой вид деструктивной, разрушительной любви в любовь созидательную.

Давайте уже начнем, мы заинтригованы.

– Я думаю, что мы начнем с негативных видов любви, а уже потом перейдем к позитивным. 3-я причина, которая сподвигла меня сделать передачу именно на эту тему, – один знакомый профессор медицины мне сказал: «Отец Григорий, а вы знаете, что в современной классификации болезней любовь отнесли к видам психических расстройств?». Я сказал: «Да, я знаю это, но не всю любовь туда отнесли, а некоторые виды любви отнесли именно к таким вот психическим расстройствам». Действительно, любовь может быть на уровне психического расстройства – деструктивная, негативная, антибожественная. А Божественная никогда таковым не будет.

Есть 3 деструктивных, разрушительных, антибожественных вида любви. Первая – эрос (др.-греч. Ἔρως): восторженная, пылкая влюбленность. Многие люди считают, что эрос связан с сексуальными взаимоотношениями – нет, сексуальный план всегда на 2-м месте идет в эросе, это все равно духовное состояние. Отрицательное значение его в том, что тот, кого человек любит, становится для него богом, кумиром, объектом поклонения, абсолютной идеализации – та ситуация, о которой народная поговорка говорит «любовь зла, полюбишь и козла» (может быть, это не совсем уместно и грубо, но справедливо в значительной степени, – как в песне: «Я его слепила из того, что было, и потом что было, то и полюбила»). Но это, может быть, и неплохо: вроде бы любовь дает силы.

Плохо то, что наступает неизбежное разочарование, приходит момент, когда человек вдруг начинает видеть, что объект-то не соответствует внутреннему представлению, которое о нем было (отсюда идет поговорка «от любви до ненависти один шаг»). И начинается обратное движение. Вот это – главное отрицательное значение эроса. Этап влюбленности – это, несомненно, измененное состояние сознания, это, несомненно, воспринимается как безумие, это может проявляться, как паранойя, как маниакальное состояние отчасти. И этот вид влюбленности на каком-то этапе можно отнести к разделу психических расстройств.

Следующий вид деструктивной любви в традиции Нового Завета и в греческой традиции – это людос (от лат. ludus – игра), чисто сексуальная любовь, потребительская, когда человек, ведомый половым влечением, пытается максимально удовлетворять свои страсти. Это может быть связано с каким-то одним партнером или с другими партнерами – человек все время ищет, и в процессе поиска он оказывается опустошенным. (Это ситуация, которая была у моего приснопамятного духовного отца, протоиерея Василия Лесника, когда к нему однажды пришел человек и сказал: «Батюшка, у меня депрессия, у меня уныние, я очень устал по жизни, я не хочу жить». Он говорит: «А что случилось?». – «А у меня жена и 7 любовниц». Отец Василий действительно был очень духовный человек – он посмотрел на него, заплакал и говорит: «Бедный, как тебе тяжело. Может, от 7-й любовницы избавишься?». Тот очень обрадовался: «Батюшка, с удовольствием, с радостью!». И вот в течение года он по одной снимал, снимал, и когда все уже было снято, тогда он немножко по-другому с ним стал разговаривать).

Вот ситуация поиска, которая тоже приводит к разочарованию: уходят, встречаются… Я вспоминаю, в советское время была консультация по вопросам брака и семьи, как сохранить семью. Я не буду вдаваться в детали, но специалисты, которые работали в этой консультации, были минимум по 5 раз разведенные – они в этом знали толк. И когда человек к ним приходил, всем давали приблизительно один и тот же совет: «У вас есть какие-то знакомые, хорошие друзья? Поменяйтесь мужьями, поменяйтесь женами на время, и таким образом улучшится ваше внутреннее состояние». Вот это – людос, который заканчивается глубоким опустошением, разочарованием, унынием и депрессией. В этом смысле вначале его нельзя отнести к разделу психических болезней, но при определенном развитии этот вид деструктивной любви вполне может привести к серьезному депрессивному состоянию.

3-й вид деструктивной любви хуже первых двух – он объединяет все плохие свойства эроса и людоса, и он называется мáния (и манúя) (др.-греч. μανία – «страсть; безумие; влечение») – любовь, которая превращается в манию, в желание всецело обладать, быть собственником, которое всегда сопровождается страшной ревностью: никогда нет уверенности, все время раздражение, напряжение – и человек приходит в маниакальное состояние; он может и убить объект влюбленности.

Перечислим еще раз 3 вида деструктивной любви: первая – эрос, эротическая любовь, любовь-влюбленность. «Не сотвори себе кумира» – нарушается заповедь: это любовь, когда объект любви заслоняет Бога от человека, и в этом смысле чувства преобладают над сексуальным влечением именно в эросе.

Людос – чисто половое влечение, когда идет постоянный поиск более совершенного партнера, и в конечном счете человек оказывается в глубочайшей депрессии, унынии, у разбитого корыта.

Мания, которая объединяет людос и эрос, где сочетается безумие влюбленности и постоянное половое влечение и это одновременно приводит и к разрушению кумира, и к полному внутреннему опустошению. Поэтому эти 3 вида любви включены в международную классификацию болезней, в раздел психических заболеваний.

Мы о негативе рассказали, – но позитив тоже очень важен. Собственно говоря, позитивных видов любви 4, но 2 являются самостоятельными, а 2 – комплексными, где позитивный сочетается с негативным.

Сторгè (от др.-греч. στοργή) – позитивная любовь, любовь-нежность, любовь-забота, любовь-дружба: очень хороший, замечательный вид любви.

Филия – это то, что апостол Петр говорил Христу. Филия иначе называется «платоническая любовь», любовь как полное духовное понимание, духовное приятие. В сторге могут быть компоненты сексуальной, интимной жизни, а филия абсолютно платоническая, высшая чувственная духовная любовь.

3-й вид позитивной любви – агапе, то, чего добивался Христос от Петра: жертвенная любовь, когда две половины становятся одним целым. Это вечная любовь, она никогда не прекращается. Агапе может быть мужа к жене, жены к мужу, может быть к друзьям, может быть к Богу и, как высший вид любви, включает в себя и платоническую любовь, и духовную, и физическую, но никогда не прекращается. Это то, о чем все мечтают.

И последний вид позитивной любви – прагма (греч. pragma – «дело, действие»): любовь по расчету, рассудочная, как бы по выбору. В современном обществе иногда к такой любви есть скептическое, негативное отношение, – но прагматическая любовь может сделать человека счастливым.

Так вот, если мы говорим об агапе, то именно между мужчиной женщины агапе – это сочетание эроса и сторге: эрос – негативная любовь, как влюбленность, а сторге – нежность. И при вере в Бога это высочайшая любовь между людьми, и именно в этом варианте Венчание – лучше не придумаешь.

А прагма сочетается из сторге и людос – половое влечение и нежность. И при определенном развитии именно прагма, прагматическая любовь, может перейти даже в агапе: мы видим, когда к половому влечению и эротической влюбленности добавляется нежность, они приобретают совершенно другой аспект. Вот почему для перевода низменной любви в высшую очень важны малые знаки внимания: подарить цветы или какая-то забота в мелочах, создание положительных эмоций, стараться говорить только хорошее тому, кого любишь. И тогда это может перерасти в высочайшую агапе, которая приблизит людей к Богу и когда две половины будут единым целым.

Собственно говоря, Адам и Ева были созданы для агапе, как две половины одного целого (Ева и была сделана из ребра Адама). Фактически это тот идеальный образ, к которому мы можем стремиться. И это то, что они не сохранили, проявив своеволие в духовном пространстве: именно когда человек проявляет своеволие в духовном мире, он выбирает путь познания добра и зла. Промысл Божий – Божественная любовь, вечность и бессмертие. Духовное своеволие – это дорога познания добра и зла, дорога скорби.

Я не хочу сказать, что дорога познания добра и зла не приблизит человека к Богу, но это будет тяжелый путь – тот, о котором сказано в русских сказках, когда Василиса Прекрасная говорит Ивану-царевичу: «Не заходил бы в ту комнату, не сжигал бы там лягушечью кожу, еще бы день подождал, ночь – и все было бы нормально. Но ты это не выполнил – теперь ты семь пар железный обуви износишь, семь железных хлебов изгложешь, и только тогда мы с тобой встретимся». Ну, это тоже дорога, ведь Бог всегда зло превращает в добро.

И если бы мы еще сейчас пошли в мировую литературу, если бы была у нас такая возможность и позволяло бы нам время, то мы могли бы проиллюстрировать все виды любви на литературных примерах. И все-таки несколько слов я скажу. Вот именно агапе – это Ромео и Джульетта, мания – это любовь Рогожина к Анастасии Филипповне в романе «Идиот» Достоевского: безумная любовь, когда он готов всем пожертвовать, готов убить этот источник, его ревность съедает, он не может это все переносить. Я бы сказал, что людос – это Печорин из «Героя нашего времени». Прагма – это Татьяна Ларина в романе «Евгений Онегин», когда начиналось все с эроса, а перешло в «но я другому отдана, и буду век ему верна»: вот такая история, и появляется высшая форма любви – любовь-нежность, любовь-благодарность, которая потом переходит в любовь-объединение – в агапу. Отелло и Дездемона – несомненно, мания, когда «молилась ли ты на ночь, Дездемона?»: ревнивец, готовый убить источник своей любви. Вариант людоса, который в «Трех мушкетерах», – это миледи, а у д’Артаньяна идет любовь в виде агапы к Констанции (она погибает, но он ее любит очень сильно). Вся мировая литература пронизана этим.

Но даже если испытываем какую-то, может быть, любовь не очень возвышенную, не надо терять надежды: ее надо перевести, соединить со сторге (любовь-нежность, любовь-дружба), она негатив может превратить в позитив. Это очень важно понимать.

То, что мы сейчас часто в речи используем выражение «я люблю поесть» или «я люблю ту или иную вещь» – насколько правомерно использовать слово «люблю» по отношению к вещам?

– Если, любя вещь, мы любим Бога. Вот, например, любим поесть (как говорят: «сколько я за столом, столько в раю», «люблю повеселиться, особенно пожрать»), – если мы будем видеть, что Господь нам дал эту трапезу, если Его образ будет перед нами, если еда не будет Бога заслонять, а, наоборот, будет вызывать постоянное благодарение, сторге – благодарить Бога за нее, – то это вполне правомочно.

Если же мы опустимся чисто в физиологию, то любовь перейдет на уровень людоса, на уровень низменных влечений – именно страстей. Как людос является половым влечением, то это будет пищевая зависимость. И, кстати говоря, это может перейти в реальное заболевание, в том числе и психическое. Любой грех – это как бы некое свойство человека, но без любви.

Именно высший вид любви агапе и именно позитивные виды любви всегда отличает главное свойство: «блаженнее отдавать, нежели брать» – жертвенность. «Нет больше той любви, чем если кто положит живот за други своя»: именно тому, кого я люблю, я отдаю всего себя, и от его радости я получаю максимальную радость, – а когда я беру, я себя опустошаю. Вот в чем проблема. Это относится и к пище, и к любым другим влечениям (ведь сейчас болезненных влечений уже более четырехсот!): по мере исчезновения Божественной любви агапы в мире, все свойства человека переходят в грехи – грех это талант без любви.

Всем нашим братьям и сестрам я желаю именно Божественной любви агапы, я всем желаю сторге: нежность, забота друг о друге и прагматический подход помогут все негативные виды любви перевести в позитивные.

Записала:
Елена Кузоро

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс