Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №35 (980) → Оливковое чудо Вифлеема

Оливковое чудо Вифлеема

№35 (980) / 11 сентября ‘18

Святая Земля

О жизни христиан в городе Рождества Христова, о традиционном промысле и о себе расскажет хозяин лавки икон и сувениров Иосиф Кассис. Древняя гробница в Хевроне: как хоронили усопших во времена Христа.

– С приближением праздника Успения Пресвятой Богородицы мы все чаще мысленно переносимся на Святую Землю, где и произошло это событие. К Гробнице Божией Матери в эти дни нас еще позовет программа «Паломники-онлайн», а сейчас мы побываем в Вифлееме.

Палестина, со времени рождения там Спасителя, сменила много правителей. Палестинские христиане пережили великих завоевателей и их империи. Сегодня их родину окружают стены и посты, а контролирует армия Израиля. Город Рождества Христова Вифлеем находится в Палестинской автономии, более 80% жителей составляют мусульмане. Немногочисленные христиане продолжают жить здесь и хранить наши святыни, и с одним из них мы сейчас познакомимся в очередном выпуске программы «Паломники-онлайн. Оливковое чудо Вифлеема».

Светлана Ладина, корреспондент телеканала «Союз»: – Только очень аскетично настроенный паломник, находясь на Святой Земле, сможет пройти мимо иконных лавок, которые попадаются ему на пути. Впрочем, здесь стоит прислушаться к опытным гидам, которые посоветуют надежное место. Вот в одном из таких мест в Вифлееме мы и оказалась, его хозяина зовут очень символично для Вифлеема – Иосифом.

Иосиф, здравствуйте! Скажите, пожалуйста, из чего создается вся эта красота? Что это за дерево и что за мастера вырезают эти фигуры?

Иосиф Кассис, хозяин лавки икон и сувениров: – Здравствуйте! Это изделие из оливкового дерева. Уже много веков это основной промысел и основной источник дохода для православных христиан Вифлеема.

Светлана Ладина: – То есть в то время, когда весь мир заполонили китайские штампованные изделия, у вас можно приобрести изделия именно ручной работы – натуральные, подлинные.

Иосиф Кассис: – Это очень хороший вопрос, потому что в нашем магазине мы никогда не продаем китайских вещей. Мы стараемся поддерживать наше, местное, христианское население, потому что (еще раз повторю) изделия из оливкового дерева – это основной доход многих православных, живущих в Вифлееме.

Светлана Ладина: – Иосиф, скажите, пожалуйста, Вы сами родились и выросли в Вифлееме? И Ваша семья тоже?

Иосиф Кассис: – Я родился в Вифлееме, вся наша семья родом отсюда. Сколько я знаю (15–20 поколений), мы живем здесь. В нашем роду в основном все были священниками, то есть хотя бы один мальчик в каждом поколении должен стать священником.

Светлана Ладина: – А почему Вы выбрали вот такой род занятий?

Иосиф Кассис: – Это было очень давно, сорок лет назад. Тут нет конкретного ответа. Тогда мне казалось, что это неинтересно. Сейчас я, может быть, поступил бы по-другому. Но я живу как священник: я преподаю Библию, изучаю Библию, а еще я работаю с православными паломниками, и мне это очень нравится.

Светлана Ладина: – Спасибо Вам большое. Божией помощи! Пусть Вас хранит Господь и Матерь Божия!

Иосиф Кассис: – Спасибо Вам за интервью, потому что благодаря ему Вы узнали немного о жизни православных вифлеемцев. Божиего благословения Вам!

– Дорогие друзья! Более подробно о жизни христиан Вифлеема вы можете узнать, посмотрев фильм Анны Мусан-Леви «Дом хлеба, или Один день с абуной Спиридоном». Эта документальная лента размещена на сайте tv-soyuz.ru и на нашем канале на видеохостинге Youtube.

Конечно, Палестина со времен Спасителя очень изменилась, и современные пилигримы вроде бы идут по той же земле, по которой ступали апостолы, Спаситель и Богородица, но зачастую видят другую картину. Вот, предположим, Гробница Божией Матери в Иерусалиме – большой храм с высоким потолком и старинными иконами. Но это сейчас, а в те времена, когда ученики Христа хоронили Царицу Небесную, было это не в величественном храме и тело Ее положили не в каменную кувуклию (небольшую часовню). Увидеть, как изначально выглядела гробница Спасителя и подобная ей гробница Богородицы, мы можем прямо сейчас. Анна Мусан-Леви вновь зовет нас в путешествие по Святой Земле в программе «Паломники-онлайн».

Гид Паломнической службы «Радонеж» Анна Мусан-Леви: – Помните, совсем недавно мы пели: «Мироносицы жены, утру глубоку предсташа гробу Живодавца, обретоша Ангела на камени седяща»? Вот так выглядел такой камень. Мы стоим у гробницы времен Господа Христа. Мы не знаем, чей это гроб, но можем на нем отлично изучить, как хоронили древние иудеи.

Итак, хоронили в пещерных гробах. Камень – известняк, он достаточно мягкий. Иногда использовали природные пещеры, которые обрабатывали внутри, и получалось помещение, где можно увидеть много отверстий для тел. То есть обычно гробницы (усыпальницы) делались семейными. Прежде чем покойника занести в гроб, его клали на камень помазания. Здесь мы видим даже не один камень, что еще раз подтверждает, что это было захоронение не для одного человека. На такой камень клали тело усопшего. Приглашались плакальщицы (это взяли от язычников, от древних греков), которые выражали горе, создавали необходимую атмосферу. Тело помазывали специальным составом – смесью смирны и алоэ. Это липкий состав, к которому потом фактически приклеивались пелены. Пелены – это такой широкий бинт (ткань), которым как бы пеленали, туго скручивали тело, ведь хоронили-то без гробов. И чтобы тело имело аккуратный вид, его туго спеленывали, забинтовывали этой лентой. Дальше тело покрывали саваном и несли на руках в гроб. После этого его клали в свободное отверстие. Затем мужчины (при помощи рычага) закатывали камень, заваливали его, закрывали вход в гроб как дверью. Почему не замуровывали наглухо? Почему нужно было иметь возможность отвалить камень? Потому что в нашем климате (у нас очень жарко и сухо) кости высыхают, то есть тело не гниет, а как бы иссыхает. Примерно через три года камень отваливали, сухие косточки промывали, складывали их в отдельные кувшины, ставили в уголочек. И можно хоронить следующего. Отсюда у русских людей есть выражение «перемывать кости», от древнего погребального обряда, можно сказать.

И вот жены-мироносицы не успели как положено оплакать Господа и как положено помазать Его тело ароматами. Они совершили как бы первую часть обряда, наскоро покрыли Его саваном и положили. И вот они пришли, чтобы закончить все как положено: еще ароматы, еще слезы, может быть, поаккуратней спеленать тело, положить его более красиво. И представьте, они приходят, вот так отваленный камень, ангел сидит и говорит: «Что ищете Живого с мертвыми? Он воскрес». Вот так это выглядело.

Сейчас, когда мы придем в Храм Гроба Господня, будет по-другому, будет большой храм, часовня, в которой лампады, мраморное ложе. И кажется: как это Гроб Господень? Что, какая-то усыпальница как на Новодевичьем кладбище? Нет, это построили уже в IV веке, часовней покрыли природную пещеру. То есть вокруг все вырубили и пещеру покрыли часовней, а вокруг – храм. Вот что такое Гроб Господень. А изначально он вот так выглядел.

Записала:
Людмила Ульянова

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

В других номерах:

№45 (894) / 6 декабря ‘16

Святая Земля

Глас вопиющего в пустыне

№39 (888) / 18 октября ‘16

Святая Земля

Вавилонское столпотворение

№46 (895) / 13 декабря ‘16

Святая Земля

Ищите и обрящете

 

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс