Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №35 (980) → Протоиерей Алексий Ладыгин: Псалтирь всегда являлась утешением. Псалом 112

Протоиерей Алексий Ладыгин: Псалтирь всегда являлась утешением. Псалом 112

№35 (980) / 11 сентября ‘18

Читаем Псалтирь

Продолжение. Начало в №8 (857) – №11 (860), №16 (865) 2016 – №5 (902) 2017, №7 (904) – №29 (926), №33 (930) – №48 (945) 2017, №1 (946) – №17 (962) 2018, №20 (965) – №34 (979) 2018

– Дорогие братья и сестры! Продолжаем изучать Псалтирь и сегодня будем говорить о 112-м псалме, имеющем преднаписание: Аллилуиа – как и все предыдущие, он призывает нас благодарить и хвалить Господа.

«Хвалите, отроцы, Господа, хвалите имя Господне». Псалмопевец приглашает отроков восхвалить Господа. Отрок – человек до 14-ти лет – это особое состояние, состояние незлобия. Ребенок переживает переходный возраст, а в это время человек пытается утверждаться: хотя он еще не состоялся как личность до конца, думает, что он уже что-то значит в этом мире и что-то уже может сделать. На самом деле, такого переходного возраста не наблюдалось ранее, ибо каждый жил по заповедям Божиим, по Закону Божиему и внутренне работал над своей гордыней, над непослушанием, которое очень рано рождается в сердце – послушание отличало его от сегодняшнего отрока, который растет в мире вседозволенности. Был тяжелый труд, к которому ребенок приобщался с раннего детства, чтобы в нем не развивалась леность; в то же время было послушание родителям, которое заканчивалось далеко за переходный и даже совершеннолетний возраст. Когда человек живет в вере, тогда он может избежать того, что сегодня мы называем переходным возрастом. Отроки имели особую чистоту. Псалмопевец Давид приглашает: «Хвалите, отроцы, Господа, хвалите имя Господне». Или: хвалите, рабы Господни, хвалите имя Господне. Кто такой раб? Мы уже говорили, что рабом Божиим называется человек, который свободно отдал свою волю в волю Божию, то есть, всю свою жизнь стремится исполнить волю Господню. «Да будет воля Твоя», – говорится в молитве Господней: человек все в своей жизни воспринимает так, что это совершается не по его воле, а по воле Господней и, значит, это необходимый этап жизни, который ты должен пройти, чтобы утвердиться и приблизиться к Царствию Небесному. Другое дело раб человеческий: здесь отрицательное отношение к слову «раб» , ведь он не отдает никакому господину свою волю, а господин порабощает его волю, навязывая свою, – здесь рабство не по свободе, а по неволе. Когда мы говорим о рабах Божиих, то это рабство по свободе, по нашему избранию и по нашей воле – мы свою волю вручаем в волю Божию. От этого и не бывает ропота, поэтому раб Божий может достойно восхвалить Бога – и так же достойно может восхвалить отрок. Почему? Он чистый, светлый, у него нет неправильных мыслей, он еще не познал греха в этой жизни, его славословие светло и чисто. К такому славословию Псалмопевец и призывает каждого из нас – чтобы мы уподобились отрокам (юношам и девушкам) и в чистоте и в славе восхваляли имя Господне.

Опять-таки, если мы говорим о хвалении, прославлении Господа, мы всегда должны помнить, что хваление, как говорит святитель Иоанн Златоуст, должно быть светлым и чистым. Сначала очистите себя и потом чистыми устами прославляйте Бога: невозможно грязными устами прославлять Бога, когда человек, с одной стороны сквернословит, а с другой – славословит Господа. Уста человека верующего должны быть светлы и чисты – и дела должны быть подобными: как неоднократно говорит Псалмопевец, хваление Богу воссылают ангелы Божии. И ты, говорит Иоанн Златоуст, должен уподобиться ангелам Господним и потом уже славословить Господа.

Через что должно быть прославление имени Божиего? Не просто словами, не просто устами, но делами – через исполнение заповедей Божиих и милосердное служение ближнему. Вашими делами, говорит святой апостол Павел, ради вас, как написано, имя Божие хулится у язычников. Дела человека верующего и богобоязненного должны быть всегда праведными, и через них происходит прославление имени Господня.

«Буди имя Господне благословенно отныне и до века». Мы уже сказали, что благословляется, восхваляется имя Божие через наши конкретные дела: если они добрые, то благословляется имя Господне всеми окружающими, которые видят, как верующий человек живет, и им хочется жить так же и прославлять Бога, Который дает силы среди всей неправды творить дела праведные и совершать истинное служение Господу. «Что говоришь ты? Разве оно не благословенно, хотя бы ты и не молился? Видишь ли, что он говорит не о том благословении, которое присуще Богу и принадлежит Ему существенно, а о том, которое воздается Ему людьми?», – пишет Златоуст: неужели имя Господне не благословенно на Небе? Будем мы его благословлять или не будем – все равно имя Господне благословенно. Но здесь каждому из нас нужно понять глубочайшую истину – если мы будем благословлять Господа, то через это будем получать благословение и для себя: благословляется тот, кто благословляет Господа, и прославляется тот, кто прославляет Господа. Это очень важный момент: мы не только уподобляемся ангелам, которые благословляют Господа и прославляют имя Его, но через это служение приближаемся к небожителям. Кто не благословляет имя Господне здесь, на земле, не будет наследником Царствия Небесного – если он не научится здесь прославлять Бога, то что он будет делать на Небе? На Небе же вечно прославляется имя Божие: в Царствии Небесном через славословие ангелы приближаются к Богу, им же и еще через служение и человек приближается к Богу.

Славословие – основной труд в Царствии Небесном. Если человек почувствовал сладость благословенной молитвы, тогда его место в вечности, а если не почувствовал глубину, сладость и даже не имеет привычки молиться, то что он будет там делать (как многие говорят, «если в Царствии Небесном не будет телевизора или интернета, что мне там делать?»)? И действительно так, ведь человек приучен к земле, он нуждается только в земных благах. Но если он любит молиться, если он почувствовал сладость молитвы здесь, на земле – значит, он готов пребывать в вечности, в Царствии Небесном.

«От восток солнца до запад хвально имя Господне». Святые отцы единогласно говорят, что Псалмопевец здесь уже начинает пророчествовать, что вся земля прославит имя Господне. И это действительно так: не только в определенном месте будет прославляться Господь – в Иерусалиме или в Палестине, но по всей земле; говорится, что Господь придет, и апостолы пойдут проповедовать по всей земле Его славное Пришествие на землю, Его крестные страдания, Его смерть и Его Воскресение, и спасительный подвиг, совершенный Им за каждого из нас. Поэтому такие удивительные слова: «…от восток солнца до запад хвально имя Господне» – ся земля, вся Вселенная будет прославлять имя Господне на всяком месте.

«Высок над всеми языки Господь: над небесы слава Его». Над всеми господствует Господь, говорит Псалмопевец: и над видимым, и над невидимым миром, над всей Вселенной. Здесь очень важно, что Господь прославляем не только видимой и невидимой тварью, но достойная слава Богу совершается на Небе. Псалмопевец обращается к каждому из нас, чтобы и мы достойно прославляли имя Его.

«Кто яко Господь Бог наш? На высоких живый и на смиренныя призираяй на небеси и на земли» – здесь Псалмопевец показывает всему миру, что разные люди исповедуют разных богов, но посмотрите, что они из себя представляют, боги язычников или боги других народов: это лишь изваяние и творение человеческих рук и вымысла человеческого разума. Кто Бог наш? Он Вездесущий. Псалмопевец говорит: «…на высоких живый и на смиренныя призираяй на небеси и на земли» – Бог одновременно и на Небе, и на земле. Псалмопевец, как бы немножечко укоряя иудеев, показывает, что не только здесь Господь, но Он всеведущ и вездесущ: Бог наш настолько велик, истинен и праведен, что никто другой не может с Ним сравниться ни на земле, ни на Небе, ни во всей Вселенной. Наш Бог – истинный Бог.

«Воздвизаяй от земли нища, и от гноища возвышаяй убога» – Господь милосердствует над всеми людьми. Он имеет столь великую власть, что может и нищего сделать богатым, и от навоза возвысить убогого, бедного человека. Как нищего можно сделать богатым? Мы всегда должны помнить, что не о земном богатстве говорит Псалмопевец, а именно о духовном. Нищий человек на земле все же обладает очень многим: он может быть и добрым, и милосердным, и творить добрые дела. Мы говорим, что к нищете стремится человек праведный – он не старается себя заземлить какими-то земными вещами, ведь когда человек начинает стремиться к земным вещам, он начинает служить земле, полагая, что его богатство – это вся земная жизнь и земные богатства, к которым и мы стремимся, – машины, квартиры, счета за границей и прочее, прочее земное. «Где богатство ваше, там и сердце ваше» – говорит Священное Писание: человеческое сердце начинает заземляться – Небо становится не только чужим, но человек уже и боится Неба, не хочет на Небо, хочет быть на земле, он боится умирать, ведь смерть может разлучить его с богатством, которому он служил всю свою жизнь...

Нищий же не имеет здесь богатства – он с легкостью уходит от этой земли, зная, что накопил себе огромное богатство на Небе: там его добрые дела, милосердное служение ближним, исполнение заповедей Божиих. Там большое богатство, и он с легкостью может пойти на Небо. Ему не страшны земные бедствия, землетрясения, наводнения, изменения политического строя, гонения, он с радостью воспримет то, что Господь даст, у него достаточно того богатства, тех «счетов», которые «имеются в банке Небесном», говоря земным языком. А современный человек стремится накопить здесь богатство, но он никогда не избежит страданий, которые есть на земле, и рано или поздно все равно пойдет на Небо. А на Небе у него ничего нет – никаких добрых дел, никаких дел милосердия, нет покаяния, нет исправления, нет стремления исполнить заповеди Божии, то есть он приходит туда без всего. Конечно, Господь даст ему определение совершенно иное: он будет лишен вечных обителей, потому что на них не работал, он работал постоянно на эту землю. И накопленное на земле богатство ему не поможет, он этим не сможет воспользоваться, потому что будет жить уже по законам Небесного Царствия, Небесного града Иерусалима, а там наши земные законы не действуют.

Так что здесь нужно жить по законам Божиим, чтобы не страшно было пребывать в вечности. Здесь жизнь коротка, а там жизнь вечная, бесконечная...

Какой человек богат? Есть журнал Forbes, где представлены миллиардеры, миллионеры, самые богатые. А у Господа Свой журнал – журнал добрых дел, и там совершенно другие имена. Там много имен тех, кто в этом мире считаются нищими, а там считаются самыми богатыми людьми по своим делам милосердия. Здесь они не имеют ничего, а там, на счетах банка Небесного, у них огромное богатство. Человек, который богат здесь, огромен в богатствах своих на это малое время, и то это богатство, как песок в руках человеческих, рассыпается (то санкции вводят, то в тюрьмы сажают, то им приходится брать одно гражданство, другое гражданство, чтобы как-то спасти себя и спасти крохи земного богатства). А там, на Небе, нет ничего, туда они приходят нищими, убогими и лишаются небесных обителей. Так что очень глубоко говорит Господь, что Он воздвизаяй от земли нища, то есть делает нищего богатым, и от гноища возвышаяй убога, и убогого делает славным. Бедного, который был богат и стал бедным, который перенес трагедии жизни, Господь прославляет: он через потерю своего богатства стал стремиться к Небу, стал стремиться исполнять заповеди Божии, стал приобретать богатство духовное, понимая, что имел богатства земные, и они ничего не дали. В моей церковной практике был такой человек, который в 90-е годы был очень богатым – и стал ниже среднего в наше время (он сказал замечательные слова: «Батюшка, я был богатым – больше не хочу»), но обеднев он стал церковным человеком, и церковная жизнь стала для него смыслом жизни.

«Посадити eго с князи, с князи людей своих». Мы говорили о том, что «от восток солнца до запад хвально имя Господне». Здесь Псалмопевец говорит еще и о мире языческом, который не имел Бога, но познал Его через проповедь апостолов. Этот мир тоже был нищим и убогим, ничего не имел. Но что он стал иметь, познав Господа, уверовав во Христа? Те, которые не имели ничего общего с избранным народом, вдруг стали князьями – посадити eго с князи, с князи людей своих: они воссели вместе со святыми апостолами. А князьями Священное Писание и псалмопевец Давид очень часто называют святых апостолов и апостольских учеников, которые проповедовали имя Господне, утверждали храмы и стали князьями Церкви. И с ними рядом воссели язычники, не имевшие истинного богопознания, но через их проповедь уверовавшие во Христа.

«Вселяя неплодовь в дом, матерь о чадех веселящуся». Удивительные слова: неплодная стала матерь, о чадех своих веселящейся – наполнился дом детским криком и счастьем. Счастье не там, где богатый, большой дом, много мебели, ковры, разная техника и электроника – богат не этот дом. Дом богат всегда детским криком – продолжением рода человеческого. Когда ты бесплодный, тогда нет счастья в твоем богатстве, ты понимаешь: «А для кого это? Для чего прошла моя жизнь? Я ничего не оставил после себя – у меня не было ни духовной, ни настоящей земной жизни, ибо нет тех, кому можно посвятить все, что я имею».

Здесь Господь через Псалмопевца пророчествует нам, что и земля, которая не имела ни добрых дел, ни плодов жизни ( языческий мир), теперь, уверовав во Христа, сделает дом свой полным чад Божиих. И эта неплодящая земля, то есть земля, пустая жизнью духовной, становится той, которая наполняется жизнью, веселием, радостью и продолжением рода не только в этой земной жизни, но продолжением жизни в вечности. Тот, кто со Христом, кто уверовал в Господа, вошел в церковную граду, имеет продолжение земной жизни в вечности. И в этом сила и продолжение рода человеческого не только в его земном продолжении, но, самое главное, в вечности. Через это Господь посылает спасительное не только для человека праведного, но даже если в роду будет неправедность, как мы видим в Священном Писании Ветхого Завета, то Господь праведностью предков и Своим милосердием покрывает неправедность в определенном роде: Он никогда не забывает добрых дел, и ради добрых дел наших предков все равно дает нам возможность спасительного пути и вхождения в Его вечные обители. Удивительный и замечательный псалом...

Мы благодарим Господа, что Он так все мудро устраивает в нашей жизни и призывает нас достойно Его благодарить и прославлять во все дни нашей жизни. Храни вас всех Господь! (Продолжение в следующем номере)

Записала:
Нина Кирсанова

 

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс: 32475