Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №34 (979) → Анатолий Андреевич Грахов. Отступать никогда нельзя ни от работы, ни от чего – только вперед!

Анатолий Андреевич Грахов. Отступать никогда нельзя ни от работы, ни от чего – только вперед!

№34 (979) / 3 сентября ‘18

Творческая мастерская

Памяти Анатолия Андреевича Грахова – ветерана Великой Отечественной войны, военного связиста, в мирное время – одного из крупнейших фотодокументалистов страны, 35 лет трудившегося фотокорреспондентом ТАСС. Его событийные, несущие оперативную информацию снимки, насыщавшие газетные полосы не только Союза, но и зарубежья, превратились в фотолетопись времени.

«Удивительно, как остался жив, – вспоминал Анатолий Андреевич, – постоянно полз под пулями, во время форсирования Западной Двины под огнем противника вплавь на себе переправлял кабель...».

Есть такая традиция – в дни начала Великой Отечественной войны особым поклоном вспоминать всех, кто сражался за Родину. Известный на Урале фотохудожник, фотокорреспондент ТАСС Анатолий Андреевич Грахов на той войне потерял 4-х братьев, и ему оставалось только удивляться, как он, военный связист, под огнем и среди взрывов тянувший кабель связи по воде и по суше, остался жив. Любой день из полутора лет его войны мог оказаться последним.

Мы несколько раз приезжали к ветерану и записывали на камеру его воспоминания, ставшие, как теперь понимаем, бесценным документальным свидетельством о времени и его людях. Итак, майор в отставке Анатолий Андреевич Грахов о войне и мире.

А.А. ГРАХОВ (2005 г.): – Я был на переднем крае, командовал взводом связи, давал связь в пехоте. 3-й стрелковый батальон 196-го стрелкового полка. Я на всю жизнь запомнил Шляпина, который мне прямо на поле боя вручал орден Красной Звезды за то, что я первым дал связь во время форсирования Западной Двины: мой командир полка услышал меня уже на противоположном берегу.

Вы через всю реку протянули провод?

– Да. Связь была, правда, плохая – кабель попал в воду. А кабель у нас был в хлопчатобумажной оплетке, плохо изолирован, и, естественно, слышимость была хуже, чем если бы я разместил его на воле. А ведь интересным было то, что я вспомнил, как это сделать (или отец мне рассказывал, в общем, кто-то рассказал). Я увидел копну сена и сказал: «Хлопцы, быстренько сюда эту копну сена (а было лето), свяжите ее плотно кабелем». А кабель у нас был. Связали, взялись за копну и поплыли на ту сторону. Все. Телефонный аппарат прицепили, переплыли и сразу дали связь: «Мы находимся на другом берегу Западной Двины».

С катушкой связи, говорит, полз всю войну. Навсегда запомнил, как в 1944 г. на подступах к Восточной Пруссии пришлось спасаться бегством. Уцелеть помогли знания по топографии, полученные в военном училище.

– Мы потом заняли эту территорию, но были оставлены по одному стрелку, дабы создавать иллюзию, что здесь есть немцы. И потом с 7-й линии как начали нас обстреливать, когда мы весь пыл выбросили!.. Представляете, сколько металла было выброшено – и все впустую! Вся территория была в воронках. Начался обстрел – и мы полтора километра драпали обратно. Вот как было тяжело... Но лучше 100 километров наступать, чем полтора километра драпать. Страшно: ночь, трассирующие пули, осветительные ракеты – и не знаешь, куда бежать. Началась паника во взводе: «Товарищ лейтенант, вы нас не туда ведете». Я спустился в одну из землянок, достал карту, посмотрел по азимуту – я пришел в те же окопы, откуда мы начали наступление... Вот тогда я вспомнил своего преподавателя – топографа в Киевском военном училище, подполковника, который нам преподавал топографию. Тогда я понял, как важно знать все.

Мы же были весьма неподготовленными, вместо 2-х лет я учился всего год в военном училище; меня сделали не лейтенантом, а младшим лейтенантом и быстренько отправили на фронт. В 1943 г. я уже прибыл на фронт. Может быть, если бы я еще дольше учился, я лучше бы знал... Лучше наступать, чем отступать. Отступать никогда нельзя ни от работы, ни от чего – только вперед!

Тут уж говорит настоящий репортер, который за свежей информацией готов мчаться на край света: «Не отступать! Только вперед!». Читателям эпохи интернета эта журналистская погоня за актуальной новостью, конечно, неизвестна – и цена добывания таких новостей тоже непонятна: интернет преподнесет вам любое событие, описав и прокомментировав его с разных точек зрения. А тогда, после военного госпиталя, после ранения, ему открылась удивительная профессия газетного, а потом тассовского фотокорреспондента, сделавшая его свидетелем важнейших событий века.

(Показывает фотоальбом и комментирует фотографии.)– «Успех рабочего класса».

Какой тираж этого альбома?

– Всего 500 экземпляров. Вот это наш правительственный дом строится. Вот, посмотрите, рабочий класс, его величество, воздвигает мощные объекты. Вот Белоярская атомная электростанция...

На снимках Грахова – целая страна созидающих, уверенных в будущем людей, красивых, умных и, конечно же, добрых и справедливых. Как ему удалось совмещать это в одном информационном кадре – действие, явное событие и душевный порыв, характер – в этом секрет мастера; можно было бы сказать «секрет» – на самом деле это высшая степень понимания героя, проникновение в его суть, понимание как самого себя. Такое не каждому дано.

«Девушки-строители». Качканар, 1958 г. (вспомните, это была Всесоюзная молодежная стройка). Это его любимый «Уралмаш», снимок называется «Еще одна победа», 1970 г.

Всю жизнь Грахов информацию добывал, освещал и даже предвидел, по-своему выращивал, зная и ожидая, когда, на каком объекте, что важное произойдет. У него в его своеобразном добровольном активе было несколько сотен респондентов, работников предприятий, сообщавших ему о предстоящем важном событии. Можно сказать, корреспонденту ТАСС помогала вся область, он был своим для нее.

– Я прилетел на укладку труб в город Нижневартовск на этом вертолете (показывает фото) и много очень сделал информации о строительстве газопровода на Урале. Вот, в частности, увидел детей, забрался в трубу и из трубы снял, как они баловались, бегали.

С трубы тоже головы детей торчат.

– Да, они забрались на трубу и с трубы смотрят на меня, что я там делаю, зачем я в трубу забрался... Раньше фотохроника ТАСС посылала во все страны мира информацию, и мне потом из этих газет приходили вырезки. Если бы я был неторопливым человеком, я бы, может быть, собрал эти вырезки, оставил их как реликвию. У меня есть несколько, может быть, 20–30 штук, которые хранятся, и все, а они были даже с Колымы, отовсюду. Причем я объездил почти все наши республики: и Казахстан, и Узбекистан – и Ташкент. Где только я не был! И, естественно, оттуда, где я бывал, привозил всегда какую-то информацию. Меня посылали в командировку в Узбекистан, я там делал информацию о строительстве ГЭС, о людях, которые строили. Даже китайцы проходили практику на этих объектах, и я их показывал. Но, конечно, очень много браковали. Это оттого, что я был немножко неподготовленным в то время человеком.

Не подготовлен политически?

– И политически, и технически. Ведь тогда надо было снять на пленку, пленку проявить, закрепить, высушить, потом моментально отпечатать и быстро отправить. Сейчас же этого ничего не надо делать.

И Вы все сами делали...

– Все делал сам. Допустим, я сопровождал иностранную делегацию. Пока они обедали, я их оставлял где-то и, зная программу пребывания, потом уже на автомобиле догонял в том месте, где они находились. А я уже отправил информацию через фототелеграф нашего Главпочтамта. И у меня было уже спокойно на душе, когда я отправил информацию.

А сейчас нажал кнопку – и все уже там. Секунды! А тогда, помню, надо было ждать очень долго. Во-первых, сканировалась каждая фотография до 30-ти минут. Или я отвозил в аэропорт запечатанный конверт, отправлял информацию и тут же пытался догнать эту делегацию и снова вступить в работу. А вечером все повторяется снова.

И вот она – цена каждого снимка на газетной полосе, подписанного просто: фото ТАСС.

– А проявился (у меня возникла такая пословица) – и прослезился. Почему? Поторопился, не померил градусником проявитель, – а там выше температура оказалась, и получилась проявка черно-белая, то есть плотность негативов такая, что отпечатать не представлялось возможным. Даже снят какой-то уникальный кадр...

Неужели и такое было?

– Конечно! И много раз было. И я бы вам охотно показал эти негативы, если это вас заинтересовало, но, как говорят, се ля ви...

А что для Вас было интереснее – искать этот кадр, ловить мгновение или же заниматься проявкой, печатью и получать уже нечто третье?

– В первую очередь, конечно, событие, чтобы можно было увидеть оригинальные кадры. Но подчас, как и сейчас, это обыкновенные, рядовые снимки. А те кадры, которые для души, я старался сделать. Причем кадры, которые я делал для души, я не посылал. Почему? ТАСС не принимало – они сразу задают вопрос: а где информация? Информации-то нет.

Информация должна была быть союзного значения…

– Союзного значения. А мне писали на каждой фотографии: «местного значения», «кадр забракован». Я по первости послал 100 штук, а они меня сразу вызвали в Москву и дали нагоняй: «Вы нас так загрузили, что мы не в состоянии переработать такое количество. Нам надо от вас, чтобы вы выполнили норму – 15 – 20 штук, а вы нам – 100...».

Заставляете нас работать...

– А 100 штук сделать – это надо побывать во многих местах.

В ста местах.

– Да. Вот сложности-то! А сейчас нет сложностей, сейчас рай на земле для нашего брата, для фотокорреспондентов, я имею в виду. Для других, может быть, и не рай, а для нашего брата – как семечки щелкать, так и информацию делать сейчас...

Теперь его событийные, несущие оперативную информацию снимки, насыщавшие газетные полосы не только Союза, но и зарубежья, превратились в фотолетопись времени.
(Показывает фотографии.)

– 1947 год: это дети, пережившие войну. На первый взгляд детсадовцы, на самом деле – школьники. 1956 год: монтажники-высотники на строительстве Белоярской атомной. А кто знает, как выглядел посетивший нас гость из Индонезии, президент Сукарно? Это он... Михаил Ульянов – тоже гость уральцев, еще не народный артист.
(Показывает фотографии.)

– Здесь студенческие отряды. Это сельское хозяйство. Это Новый год. Это «Весна пришла». Это Хо Ши Мин. Это Фидель Кастро. Это мать нашего космонавта, свердловчанина Елизарова. Это жена Вайнера (название улицы у нас до сих пор еще живет) в Доме престарелых в Уктусе, я ее фотографировал. А это Аликин, он Ленина охранял. А вот здесь человек, который вернул зрение всему миру, всему человечеству, – простой наш свердловский человек Сысолятин. Он сделал первый хрусталик. И он мне поручал первый аппарат, который сшивает кровеносные сосуды глаза, доставить Федорову. Разве это не интересно? Потому что он жил в Артемовском, был всегда занят, ему некогда было. А раз я оказался у него, он меня попросил, чтобы я передал. Я передал в нашей Большаковской больнице депутату (она была глазным врачом), сейчас уже запамятовал ее фамилию... Вот здесь Ростропович и Яковлев. Вот фото «Работать по-ударному!».

В мае 2005 г. страна праздновала 60-летие со дня окончания войны. В Москву на парад Победы пригласили ветеранов Великой Отечественной. Среди уральских фронтовиков был и Анатолий Андреевич. Конечно, он взял с собой свой «Nikon» и, к зависти многих профессионалов, обладателей цифровых камер, в мгновение ока сумел сориентироваться и заснять буквально миг полета сверхзвуковых самолетов над Красной площадью со своего 13-го ряда гостевой трибуны. Насколько быстро требовалось работать человеку с фотоаппаратом...

«Ни шагу назад! Только вперед!». Пока мог ходить, не выпускал камеру из рук. Вот уникальная для начала 2000-х годов работа – двухметровая фотопанорама Екатеринбурга, снято его любимым фотоаппаратом «Nikon» с самого высокого на ту пору здания. 80-летний мастер снова был первым на той высоте. И он спешил систематизировать свои снимки, отобрать лучшие, чтобы оставить людям честную память о времени в фотоальбомах своих работ, на фотовыставках. Мастера нет, а выставки продолжаются. Там запечатлено время, о котором он хотел рассказать новым поколениям.

В детской библиотеке имени А.И. Герцена на Чапаева, 5, силами Валентины Ивановны Граховой открылась выставка работ Анатолия Андреевича Грахова, посвященная юбилею мастера. 27 июня ему исполнилось бы 95 лет...

Записала:
Нина Кирсанова

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс