Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №34 (979) → Русская классическая школа

Русская классическая школа

№34 (979) / 3 сентября ‘18

Образование

Татьяна Алтушкина: – Проблемы современной школы известны всем: дети не любят читать, не понимают заданий в учебнике, не решают задачи, не умеют считать без калькулятора, неграмотно пишут, не могут самостоятельно делать домашние задания, не знают историю Отечества, да и вообще не любят школу.

Общественное движение за восстановление качественного обучения на базе классических методик и учебников появилось в середине двухтысячных. Инициатором выступила группа учителей, методистов и родителей Екатеринбурга. Постепенно к ним присоединялись и другие энтузиасты. Появилась «Русская классическая школа» – это современная инновационная образовательная система, которая базируется на лучших, проверенных временем традициях отечественной педагогики. Были по крупицам собраны и отреставрированы лучшие классические образцы, а именно книги основоположника русской педагогики Константина Дмитриевича Ушинского, учебники по арифметике А. Пчёлко, Г. Поляка и А. Киселева.

Основанием методики преподавания «Русской классической школы» стал принцип природосообразности, то есть соответствия возрасту и детской психологии. Благодаря этому у детей непроизвольно формируется правильная мотивация. Учиться в школе интересно, легко и радостно.

Сегодня более ста школ в стране и за рубежом работают по классической традиции: множество родителей предпочитают эту систему для семейного обучения своих детей.

Татьяна Анатольевна, в чем суть системы «Русской классической школы» и почему она понадобилась лично Вам?

–Я начала бы не столько с системы, сколько с ребенка. Потому что сегодня система образования о ребенке как-то забыла: говорят о технологиях, об инновациях, о разных нововведениях, но никто не говорит о ребенке – как он себя чувствует? У нас вчера гостили друзья моих младших детей – 9–13-летние детишки. Они играли, потом мы развели костер, была очень добрая, непринужденная обстановка, и я их спрашиваю: «Ребята, ну что, каникулы заканчиваются. Как вы себя чувствуете? Соскучились по школе?». Я думаю, вам не нужно говорить, что реакция детей была абсолютно единодушной – они все закричали «нет», и они не просто это сказали – это была очень сильная эмоция.

У детей школа вызывает на сегодня стойкий негатив. И я буду больше говорить как мама, не как учредитель: все это когда-то началось просто от родительского переживания – мне не хотелось, чтобы мои дети испытывали все 11 лет негативную эмоцию отвращения и ненависти к школе.

К концу 1-го класса мой ребенок перестал хотеть учиться. Я сидела на уроках, смотрела – и понимала, что так учить нельзя. Но я не знала тогда, как надо, – просто когда ребенок выходил к доске и от вопроса педагога: «Каким действием ты будешь решать задачу?» отключался и не понимал, что от него хотят, что ему нужно ответить, было очевидно для меня, что так учить нельзя – это неправильно. Я сейчас знаю, как надо, и понимаю, что тогда было неправильно и какие шаги нужно было предпринять. Но тогда это был только первый этап наших поисков.

Ключевой для меня стала статья, которую я нашла, Игоря Петровича Костенко – «Почему нужно вернуться к Киселеву». Там настолько для меня открылось понимание того, что происходит! То есть проблема сегодня действительно в непонятности учебников и в неправильной методике обучения, когда от детей требуют того, что они в этом возрасте просто не могут – ни понять, ни усвоить знания в том формате, в котором они им даются. Материал не проживается ребенком изнутри, он его не может осмыслить: он ему чужд, неинтересен, скучен – все очень формально.

И на фоне схоластики, скучности, заумной наукообразности еще ребенку все время создается среда высокой конкурентности, то есть он должен все время пробиваться, он должен демонстрировать учебный материал в виде каких-то презентаций, которые он сам не имеет возможности в начальной школе приготовить, это делают родители.

Меня это очень сильно беспокоило. Я не знала изначально, что нужно делать, чтобы дети не переживали школу как один сплошной кошмар, – и постепенно я и команда единомышленников нашли то, что действительно сегодня стало сказкой, о которой вы сказали.

Ведь иногда и педагоги сами страдают от системы, которая им предлагается. И родители, делая уроки вместе со своим чадом, просто доходят до белого каления: они не могут помочь, сами не понимая, как это решается, где логика...

– Сегодня действительно у педагогов очень быстро наступает профессиональная деформация, поскольку они должны «впихнуть» в детей то, что дети «не берут». К концу 1-го класса в идеальном случае, но чаще раньше – к концу подготовки к школе дети уже не хотят идти в школу: ребенку некомфортно, неприятно и непонятно то, что ему приходится учить – он не хочет учиться, теряет познавательную мотивацию. А родители – это отдельная история. Думаю, родителям не нужно рассказывать, что они переживают, когда вынуждены делать с ребенком домашнее задание, которое он не может сделать сам.

За многие годы наших поисков набрано, найдено такое количество сокровищ нашей отечественной педагогики, которые давали детям фундаментальные, глубокие, последовательные системные знания! Причем методика обучения выстраивалась таким образом, что ребенку ничего не навязывалось сверху, извне – не было такого, что учитель дидактически что-то вещал либо что-то показывал «делай, как я». Этим клеймят традиционную школу, но это абсолютная неправда: мне попадались в руки старые методички, – их можно читать как художественную литературу, от них оторваться невозможно. Ты берешь ее, и вдруг тебе открывается, как вот это объяснить ребенку, как вот это, у тебя включается педагогический дар! Он пробуждается у любого взрослого, заинтересованного в решении проблем ребенка.

Дети, которые учатся в «Русской классической школе», нацелены самостоятельно делать домашние задания? Или предполагается участие родителей?

– В «Русской классической школе» дети не нуждаются в помощи взрослых при подготовке домашних заданий. Когда мы с родителями проводим собрания, то говорим, что их задача – просто помочь ребенку организовать время: малышам 1–2 класса просто нужно привыкнуть к тому, что надо после отдыха выполнить какие-то очень незамысловатые, простые, понятные ребенку домашние задания. Это, скорее, дисциплинарная мера, чтобы ребенок сделал что-то сам.

Задача учителя – объяснить материал так, чтобы ребенок все понял сам и сказал: «Я понял, я знаю, мне не надо помогать, я прекрасно справлюсь с домашним заданием сам». И вот у нас дети в начальной школе именно так и учатся: психически здоровый ребенок, не имеющий проблем с ментальным и психологическим здоровьем, в нормальной, здоровой педагогической среде способен сам легко и радостно делать домашние задания, – это не превращается для него в каторжный труд. И наши дети учатся именно так.

Но это все-таки труд – это не создание хоровода вокруг ребенка, когда «лишь бы тебе нравилось, деточка», «лишь бы тебе было удобно, комфортно». «Русская классическая школа» подразумевает именно труд ребенка?

– Абсолютно верно. Вы уже практически сами рассказали об основной сути учебника. В них нет никакой развлекаловки – ни Феи Математики, ни гномиков, ни сквозных героев, ни домовых, ни привидений... Ведь для чего это делается? Материал современного учебника сам по себе ребенку непонятен, и чтобы как-то активизировать его познавательный интерес, туда вводят всякие завлекалочки: «Ребята, давайте расскажем Фее Математики, что мы выучили». Или: «Давайте расскажем Незнайке...», или давайте еще что-то сделаем, чтобы хоть как-то активизировать познавательную активность у ребенка и быстрее-быстрее что-то ему в голову вложить, пока он еще не остыл.

Классические учебники совершенно по другому принципу построены: им не нужна дополнительная стимуляция, этот глутамат натрия, усилитель вкуса, – учебник интересен, он завлекает ребенка своим содержанием, сам по себе. Ребенку интересно его читать, у него пробуждается образное мышление, включается воображение, причем продуктивное и познавательное, не развлекательное. У него не зашкаливают эмоции, – нам не нужно перевозбуждать ребенка на уроке. Образовательная система «Русская классическая школа» – это прежде всего сохранная, психологически безопасная, комфортная среда, чтобы ребенок спокойно и полноценно получал знания.

Записала:
Нина Кирсанова

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс