Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №34 (979) → Архимандрит Савва (Мажуко). «Свидетельство от внешних»

Архимандрит Савва (Мажуко). «Свидетельство от внешних»

№34 (979) / 3 сентября ‘18

Свет невечерний

Друзья мои, наверняка многие из вас читали Священное Писание и обратили внимание, что апостолы в своих письмах, или посланиях, часто обращают внимание, как внешние к Церкви люди относятся к нам, христианам. Для нас этот вопрос звучит даже как вызов: какое нам, казалось бы, дело, как они к нам относятся, как они на нас смотрят?! Тем не менее апостол Павел этот вопрос воспринимает очень принципиально и говорит, что даже когда мы ставим диаконом или священником кого-то из кандидатов, надлежит ему также иметь доброе свидетельство от внешних, чтобы не впасть в нарекание и сеть диавольскую (1 Тим. 3, 7). А ведь это очень личное дело кандидатов в священники и, в конце концов, дело Церкви: мы ведь сами выбираем себе кандидата в священники, епископы, в диакона. Какое дело людям нецерковным, тем, кто не в ограде Церкви, до наших кандидатов? Им-то что? Что они вообще могут о нас сказать?

Размышляя над этим акцентом в апостольской проповеди, я пришел к выводу, что апостолы имели в виду некоторого рода духовное упражнение, которое, видимо, практиковалось христианами в первые века. То самое упражнение, в котором и мы с вами, люди современные, имеем нужду. В чем оно состоит? Например, вы смотрите проповедь по телевидению: сидит за столом священник, перед ним книга. Очень часто чтобы как-то украсить телевизионную картинку, священник ставит лампаду, икону, и, может быть, даже зажигает свечу – и он непременно будет в черном, на нем будет крест. Скорее всего, он будет с бородой и говорить станет определенным образом – есть даже некоторый стиль, в котором священники говорят свои проповеди, в нем присутствует, во-первых, церковная лексика (церковным людям совершенно привычная), во-вторых, церковная тематика, тоже людям церковным привычная. И мы не видим здесь ничего особенного: батюшка как батюшка, икона как икона, разговор наш, обычный, на темы, которые волнуют всех верующих христиан – например, тема Евангельского чтения, праздника или разговор, как правильно выйти замуж, молиться, исповедоваться, как приобщить детей к Церкви – набор этих тематических блоков исчерпаем, я бы сказал, что даже несколько заужен. И, казалось бы, все вполне нормально. Нас устраивает наше общение, наш образный строй и так далее.

Но как важно посмотреть на эту же картинку глазами человека, внешнего к Церкви, того, кто не общается с духовенством, не читает Священное Писание, кто, может быть, крещен в детстве и в лучшем случае посещает храм на Пасху, но не погружен в наши реалии, ему чужды наши язык и проблематика, волнующая верующего человека!

Недавно один мой светский приятель честно признался мне, что я его время от времени пугаю. Меня это очень удивило, я спрашиваю: «В чем дело? Как я могу тебя напугать?». «Но, отец Савва, Вы все время во всем черном ходите – это такой страшный цвет! Вы вдруг появляетесь ниоткуда, бросаете тень на мою машину, и меня это в первые минуты настораживает, – говорит он. – И потом зайду к вам в церковь, а вы поете так грустно и печально, батюшки все такие строгие, Вы проповедь говорите – так все серьезно… может быть, Вы как-нибудь веселее свои службы служили бы, как-нибудь радостнее пели?».

Этот человек, симпатизирующий Православию и сам крещеный в Православии, замечает вещи, которые для нас сокрыты – как говорили раньше, «глаз замыливается»: мы не видим чего-то и очень привыкли к этому антуражу, а на самом деле мы периодически должны вышагивать из своего церковного опыта, чтобы посмотреть на себя глазами этого внешнего человека, послушать нашу речь его слухом, посмотреть на наш стиль общения глазами человека вне церковной ограды. Может быть, даже посмотреть на наши внутрицерковные проблемы – бросить на них взгляд, на минуту вышагнув из своего церковного опыта, меняя ракурс, точку зрения, может быть, угол зрения. И вдруг открываются такие вещи, которые весьма полезны… Полезны в каком роде?

Во-первых, мы ведь получили веру Христову не для себя. Это не наш дар – Господь позвал каждого из нас, может быть, не самых лучших людей из тех, которые живут сейчас здесь, на нашей Земле. Как и апостол Павел говорил в Послании к Коринфянам: но Бог избрал немудрое мира, чтобы посрамить мудрых, и немощное мира избрал Бог, чтобы посрамить сильное; и незнатное мира и уничиженное и ничего не значащее избрал Бог, чтобы упразднить значащее, – для того, чтобы никакая плоть не хвалилась пред Богом. От Него и вы во Христе Иисусе, Который сделался для нас премудростью от Бога, праведностью и освящением и искуплением, чтобы было, как написано: хвалящийся хвались Господом (1 Кор. 28 – 31). Не самых лучших, может быть, избрал, но почему-то позвал именно нас и дал нам дар веры, чтобы мы делились им, несли проповедь Евангелия по всему миру.

И мы себе периодически задаем вопрос, почему наша проповедь такая не эффективная? Почему при открытых воскресных школах, при телевизионных программах, при таком активном книгоиздательстве, такой миссионерской работе, молодежных проектах и так далее – не идут люди в Церковь? Они почему-то не воспринимают нас правильно.

А потому, в частности, – это, может быть, не главная причина, но одна из них – что взгляд наш «замыливается». Мы говорим с внешними людьми внутрицерковным языком, не утруждаем себя работой переводчика, который не только формулирует свои мысли и идеи на языке человека другой культуры, но и сам должен научиться слышать, как его слышат. В Евангелии Господь говорит: «Наблюдайте, как слышите» – такая заповедь, между прочим. Наблюдайте, как слышите… Я бы еще добавил: и наблюдайте, как видят вас, наблюдайте, как вас воспринимают.

Может быть, даже скандалы, которые связаны с церковной жизнью и периодически появляются в прессе, в разговорах с нашими близкими людьми, соседями, людьми, которые находятся извне и изнутри, связаны как раз с тем, что мы недостаточно внятно говорим, как мы веруем и в чем состоит учение Христово.

Может быть, мы не на том ставим акценты? Может быть, речь наша излишне пафосна? Может быть, нам сменить тон разговора? Может быть, что-то поменять в себе, а не обличать мир, не тыкать в него пальцем, не говорить: «Вы покайтесь или сгорите в огне апокалипсиса!» или: «Гореть вам всем в аду!». Может быть, нужно не пугать людей и себя, а нести радость жизни во Христе? Это ведь очень радостная весть: Христос Воскресе! Ведь Господь – с нами.

Но как это правильно сказать, чтобы наше слово не прозвучало враньем для слуха или взоров людей внешних? Это большой вопрос, – поэтому мы, друзья мои, призваны к работе. Это очень полезное духовное упражнение – посмотреть на себя, на нашу церковную жизнь глазами человека извне и услышать себя с другой стороны, слухом человека извне.

Записала:
Мария Матуленко

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

В других номерах:

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс