Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №33 (978) → Архимандрит Савва (Мажуко): Порок злоречия и злослушания

Архимандрит Савва (Мажуко): Порок злоречия и злослушания

№33 (978) / 1 сентября ‘18

Свет невечерний

Друзья мои, в какое интересное и красивое время мы с вами живем, сколько возможностей открывает для нас наш информационный век: мы можем, находясь дома, слушать лекции замечательных богословов, историков, ученых, иногда даже присутствовать (представьте себе!) на спектакле, который идет на другой части нашего земного шара, видеть замечательных актеров, слышать их пение, наслаждаться уникальной постановкой; любая книга на любом языке сейчас доступна вам, если вы владеете средствами связи, в любом месте вы можете познакомиться с любым текстом, поделиться своим мнением, написать статью, опубликовать ее, может быть, даже разместить видеосообщение… Замечательный век прекрасных возможностей!

Но, друзья мои, как говорил один из персонажей романа Чарльза Диккенса, «нам не мешало бы почаще вспоминать, что иной раз порок есть только доведенная до крайности добродетель». Так и наш прекрасный, замечательный век, исполненный всяких чудесных возможностей, тем не менее таит в себе соблазны и искушения, о которых мы, как люди внимательные (а христианин должен внимать себе – таков призыв святых отцов), должны помнить. Помнить, что все эти возможности таят в себе и определенные соблазны, и должны их учитывать, избегать, бороться с ними.

Один из соблазнов, пороков, который особенно часто возникает в насыщенном информационном поле, – это порок злоречия и злослушания. В Добротолюбии, в разделе наставлений преподобного Нила Синайского, есть строки, посвященные описанию этого порока и стратегии борьбы с тяжким недугом злоречия и злослушания. Вот что говорит Нил Синайский, обращаясь к монахам, среди которых порок этот был широко распространен в христианской древности: «Когда один любит выслушивать, как другой кого-либо поносит, тогда они оба служат орудиями двум духам, взаимно друг другу содействующим: ибо злослушание разжигает злоречие и злоречие вызывает злослушание; и оба они на пагубу сердцу любят друг друга».

Два таких архаичных слова – «злослушание» и «злоречие» – это как раз те самые сплетни, пересуды, анекдоты о других людях, нехорошие сообщения, которые так любят обсуждать у нас и в интернете, и на телевидении, и в газетах. Иногда такие шоу и сообщения собирают огромную аудиторию, по объему гораздо большую той, где смотрят передачи по истории или о природе, космосе, или религиозные передачи – такие, как наша с вами.

Друзья мои, это большой соблазн! Надо избегать злоречия и злослушания, тем более что Нил Синайский говорит: это вещь далеко небезопасная для нашей души. Он сравнивает злослушание, этот процесс поглощения разных грязных историй, пересудов и сплетен, с вкушением яда. Вот что он говорит в Добротолюбии: «С приятностью слушающий злословящего ушами всасывает яд зверя (из бездны) (какой ужасный, почти шекспировский образ, когда в ухо “вливается” яд!). Ухо твое да не вкушает сего горького яда, чтоб и тебе не поднесть другому такого же снадобья» – сведения подобного рода всегда напичканы пикантными подробностями и похожи на переперченную пищу, которая и во рту не держится: так и человек, который выслушал нехорошие, порочащие другого человека сведения, неприятные, некрасивые истории, хочет тут же сообщить, передать их другому, ведь иногда это даже составляет суть наших разговоров!

Это большая опасность. Замечали ли вы, друзья мои, что нам порой и поговорить не о чем, как только сообщать друг другу нами же приукрашенные сплетни, пересуды, слухи, которые, конечно же, всегда носят характер, не приличествующий ни для слуха, ни для зрения, ни уж тем более для уст верующего человека? Этому, друзья мои, нужно противостоять.

Нил Синайский говорит: «Не обморочивай слуха своего пересудами». Он говорит о мóроке, в который впадает человек, как бы парализованный таким сообщением: «А вы слышали, что говорят об этом человеке? А вы слыхали об этой знаменитости? А вот этот известный персонаж… А вот этот чиновник (политик или актер), а о нем такое говорят…». И даже если мы просто слушаем об этом, наш слух просто «обморочивается», как говорит Нил Синайский (такой старинный оборот: он говорит о мóроке – параличе, каком-то гипнозе, в который мы впадаем, когда слушаем эти совсем не полезные для нашей души сведения).

«Не обморочивай слуха своего пересудами, чтобы, продав себя этой страсти (обратите внимание, Нил Синайский говорит, что это страсть, то есть болезнь души, которая входит в привычку и вы уже не можете оставаться без того, чтобы чего-нибудь не услышать – есть целые журналы, целые сайты в интернете, посвященные одним только слухам, которые собирают всю грязь этого мира, тиражируют ее, и иногда человек превращается в настоящего информационного наркомана: ему необходима только такая информация – и Нил Синайский говорит, что это страсть, это болезнь; если вы заболели, то надо с этим что-то делать, тем более что эта болезнь небезобидная), не стать тебе рабом многих страстей», – говорит Нил Синайский: впуская эту страсть, ты впускаешь и все остальные. «Потому что одна страсть, нашедши для себя место в тебе, в то же гнездо (или стойло) введет и другие страсти. Делается же рабом многих страстей владычественный ум тогда, когда, сопрягшись с какою-либо страстью, совсем отбрасывает подвижнические труды».

Иногда человек настолько увлекается собиранием сплетен и слухов, что все остальное просто исчезает, у него даже нет времени привести себя в порядок, убрать в комнате, что-то поесть: ему надо срочно что-то услышать, что-то сообщить.

«Заграждай слух свой от пересудов, чтоб не грешить двояко: и тем, что себя приучаешь к пагубной страсти, и тем, что других не удерживаешь от языкоболия» – какие слова: «злоречие», «языкоболие», «злослушание»! Оказывается, собирание и передача сплетен – это языкоболие: болезнь языка, говорит Нил Синайский, с которой нужно бороться, которую нужно лечить.

«Любящий насмехаться разбойнически окрадает душу лучших (его людей), клеветами прокапывая слабый слух». Разбойнически обкрадывая – когда вы не удерживаетесь и сообщаете другому человеку: «А вы слышали, что говорят про такого-то?» – ведь вы повреждаете не только себя, но и его. Это грех в квадрате, если так можно выразиться.

И здесь же Нил Синайский дает первое лекарство от этого греха: «Убегающий от языка, который злословит ближнего, и свое собственное прогонит злословие» – если вы услышали что-то, по крайней мере хотя бы никому не передавайте этого. Есть люди, которые скажут: «Но это же правда! Мы должны все это знать и слышать». Друзья мои, правда – то, что каждый человек дитя Божие и образ Божий. И каждый из нас несчастнее, чем кажется. Мы должны быть любящими, милостивыми и добрыми детьми своего Отца Небесного. И любящими братьями и сестрами своих несчастных братьев – вот в чем правда, вот в чем истина! Если есть возможность, лучше похвалите человека, лучше скройте его грех, чем сообщать о нем другому человеку, повреждая его слух и его знание. Друзья мои, будем внимательны к себе.

Расшифровка:
Мария Матуленко

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

В других номерах:

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс