Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №32 (977) → Священник Стахий Колотвин: Если наше сердце склонно к добрым делам, то благодать останется там надолго

Священник Стахий Колотвин: Если наше сердце склонно к добрым делам, то благодать останется там надолго

№32 (977) / 21 августа ‘18

Беседы с батюшкой

Вопрос телезрительницы из г. Челябинска: «3-я заповедь гласит: блаженны кроткие, ибо они наследуют землю… Как это – наследовать землю?».

– Если вспомнить Откровение про грядущие времена Страшного Пришествия Христова, то мы слышим про то, что будет новое небо и новая земля. Более того, сейчас мы говорили про смерть как разлучение души и тела, но мы помним, что все воскреснут в теле на Страшный Суд. Причем воскреснут не только грешники, не только люди более праведной жизни, но и настоящие святые, тот же Серафим Саровский в теле предстанет перед Господом. И пред Господом предстанут те люди, чьи тела давно уже поклевали птицы или съели рыбы в море.

Как это возможно? Будет совершенно новое мироздание. Если мы вспомним самое начало Библии – Ветхий Завет, Книгу Бытие, мы видим, что Господь выбирает Адама человеком, который Ему наследует. Можно сказать, Бог делает его Своим сыном и говорит: «Вот тебе, сын, сад райский, ты его хозяин – Я бы мог им здесь управлять, но ты его наследуй». И Адам с Евой заботились о нем, давали имена животным, помогали Господу управлять Его наследием.

Мы обращаемся к Богу именно «Отче наш, Который на небесах», тоже надеясь стать Его наследниками, – но наследниками не этой земли, по которой пройдет огненная река, а новой земли: райских обителей. Если мы вспомним, кто может наследовать Господу, то это только Сын Божий – Господь Иисус Христос. Вспомним притчу о винограднике: «Кто наследник? Убьем его», – говорят злые виноградари и убивают Христа, но Он все равно наследует эту плодовитую землю. Если мы стараемся уподобиться Христу, то вслед за Ним наследуем землю плодовитую Царства Небесного.

Важный вопрос: как нам понять, идем мы к восприятию этого наследства или, наоборот, пытаемся всеми силами захватить его, уподобляясь злым виноградарям, которые тоже думали прибрать к своим рукам Божие наследство, убив наследника? В Нагорной проповеди Господь как раз дает нам важную подсказку в заповедях блаженств, говоря в том числе: блаженны кротции – именно кротость, смирение, а не погоня, не ожесточение, не сметание всех на своем пути дают нам возможность приблизиться к Царствию Небесному. Да, мы сможем обогнать всех в очереди за колбасой, сможем пройтись по головам и построить свою карьеру, и лукавый будет нам в этом помогать. Однако для того, чтобы наследовать Царство Небесное и новую землю в новой жизни, бессмертной, с Богом, нам понадобится ровно противоположное – понадобится кротость.

Недаром Заповедь блаженств звучит не как ветхозаветные заповеди «Не убий» – не делай то-то или делай то-то. Она звучит как констатация факта: кто сейчас кроток, уже блажен, действительно уже счастлив, ибо Царствие Небесное наследует не когда-то потом, а уже сейчас сонаследник ему, как Серафим Саровский.

Я очень рад этому вопросу – порой задают вопросы, не имеющие никакого отношения к Евангелию, а христианин должен обращать внимание именно на Евангелие. Всем телезрителям я советую побольше читать Евангелие, сравнивать со своей жизнью и задавать жизненные вопросы с опорой на Евангельский текст. Возможно, пока вы будете его читать, вы уже откроете что-то для себя без батюшки, а потом сможете подтвердить или опровергнуть свои догадки.

Когда Серафим Саровский унаследовал Царствие Небесное? Конечно, окончательно он его унаследует, когда воскреснет вместе с нами на Страшном Суде, будет одесную Престола Божия и войдет в радость Господа своего, но уже сейчас он пребывает душой с Богом и тоже в некоторой мере приобщился райскому наследию. Чудеса были и при его жизни, – а как творить чудеса при жизни, если ты еще не унаследовал Царствия Небесного? Он уже блаженный, уже имел такую радость от общения с Богом, что ему ничего не стоило помолиться и поделиться этой радостью с кем-то еще, дать возможность для сверхъестественного чуда Божия, для победы над смертью и грехом.

Вопрос телезрительницы: «Мы всегда берем у батюшки благословение, если отправляемся в поездку или начинаем какое-то дело. Так получилось, что я рано уезжала и заехала попросить благословения к батюшке домой. Батюшка вышел спросонья, полураздетый, я попросила меня благословить. Батюшка меня благословил – я и поехала. А теперь на душе дискомфортно, можно ли было так делать: ехать к нему и просить благословения, когда он в таком виде?».

– Остается только размышлять, в каком виде был батюшка – о людях надо всегда думать лучше, поэтому предположу, что полураздетый он был в сравнении со своими обычными богослужебными одеяниями: на Литургию мы, батюшки, надеваем фелонь, подризник, поручи, набедренник; если батюшка заслуженный, он надевает на голову митру. А если полураздетый, значит, он был как я теперь: в рясе, подряснике, но без богослужебных одежд. Раз вид был не очень привычным, можно предположить, что полураздетый – это если был в том виде, как я приехал в эту студию, то есть в подряснике (подрясник – это половина священнической одежды). Можно предположить и дальше: батюшка был одет так, как я поеду домой на общественном транспорте – сниму рясу, подрясник, уберу в рюкзак – если придется кого-то потолкать, чтобы он не сказал: «Вот, батюшки покинули свои “лексусы”, забились в метро, еще тут нас толкают», я поеду в метро в обычной гражданской одежде.

Но священник всегда остается священником. Мы можем прийти к пожилому священнику, который лежит в реанимации только накрытый покрывалом, но все равно благословение из рук, можно сказать, полуобнаженного священника, который только закрыт простыней после операционной, – самое святое, что мы в жизни получим. И никакое облачение, никакие золотые кресты не смогут этого приукрасить. Поэтому тут не надо смущаться, и всегда, когда мы видим священника, даже в гражданской одежде, если мы его уважаем, почитаем, хотим, чтобы он вместе с нами помолился, можно не стесняться и все равно брать у него благословение.

Другое дело, что не стоит батюшку будить в выходной день, когда он не служит, может быть, пытается выспаться – и проснется не только он, но и маленькие дети, жена, которая думает: «И так батюшка все дни, пока у меня с детьми выходные, в храме пропадает, а вроде бы появился у него выходной, и то его находят». Важно чтить личное пространство священника.

Понятно, что священник остается священником в любой момент, и в экстренной ситуации, если, например, надо причастить больного, – оделся посреди ночи и идешь причащаешь. Но без экстренной ситуации вклиниваться в личную жизнь священника не стоит. Надо более бережно относиться к батюшкам, помнить, что они простые люди: если батюшка, например, не выспался, то он будет более раздражительным. Мне жена часто говорит: «Так, быстро ложись спать, а то ты не выспишься. Ладно, если бы ты пошел общаться в храм или на телеканал, там ты свое раздражение спокойно спускай, а вот завтра ты будешь с детьми и, если не выспишься, детям достанется». Потом мы все удивляемся, почему дети священников вырастают неверующими людьми, – а они видят, что батюшка с прихожанами добрый, а вот пришел невыспавшийся и говорит: «Ну-ка, что вы там? Уроки не сделали!», и спуску никому не дает. Все-таки очень важно проявить некоторую заботу.

Предположу, что подтолкнуло вас к такому поступку – обязательно разбудить батюшку; думаю, что все-таки вы своего батюшку любите, заботитесь о нем и просто так будить бы не стали. Тут есть наше маленькое недоразумение, которое называется магическое отношение. Надо понимать, что вера в Бога, молитва Ему – это живое общение. Когда мы просим благословения у батюшки, то просим его вместе с нами возвеличить имя Божие, присоединить свою молитву к нашей на доброе дело, чтобы Господь нам помогал, в данном случае спутешествовал. Однако это не заклинание, которое подействует само по себе.

Более того, Господь отнюдь не глуп: Господь – Творец Неба и земли, и если видит, что человек с христианским настроем собирается в путешествие (по делам или отдохнуть) и видит в нем любовь к своему пастырю, чтобы его не будить, то Господь благословит в три раза больше.

На самом деле, если благодати в нашем сердце уютно, если оно склонно к добрым делам, то благодать останется там надолго. Необязательно забегать к батюшке перед самым отъездом. Если мы живем по-христиански, и в воскресенье после службы можно подойти к батюшке и сказать: «Батюшка, благословите, в среду я уезжаю в путешествие». Батюшка говорит: «Луце и Клеопе во Еммаус спутешествовавый, Спасе, сшествуй и ныне рабом Твоим, путешествовати хотящим, от всякаго избавляя их злаго обстояния: вся бо Ты, яко Человеколюбец, можеши хотяй». Попросите Христа быть с ними. И вы отправляетесь в путь только в среду. Если живешь в ссорах, раздорах, убежал из храма и сразу окунулся в суету, то благодать не задержится. Но даже если 3 дня, от воскресенья до среды, прожил именно так и после этого подойдешь и технически получишь благословение, может быть, Господь будет не очень рад, что Его прославляют таким образом.

Так что, когда вы отправитесь в отпуск в следующем году или вскорости отправитесь по каким-то делам, подходите в воскресный день, молитесь, старайтесь сохранить чистоту своего сердца до начала поездки, по ходу ее и до самого возвращения.

Вопрос телезрителя: «В Послании апостола Павла говорится, что он был вознесен до третьего неба. Интересно, где находится третье небо? Если это нематериальный мир, то как туда попал пророк Илия, взятый живым, Богородица? Это чисто духовные миры или что-то другое?».

– Отрада для сердца, что идут вопросы, посвященные Священному Писанию.

Отец Стахий, раскрою небольшой секрет: это наш постоянный телезритель Евгений из Белгородской области. Многие говорят, что не могут до нас дозвониться, но он дозванивается в каждый 2-й эфир, что я провожу. Он «звезда» наших телезрителей.

– Замечательно. Тогда дам подсказку всем телезрителям: если у вас не получается дозвониться до телеканала, подумайте, читаете ли вы Священное Писание так же часто и с таким же трепетом, как Евгений. Возможно, если вы будете уделять слову Божиему больше внимания, то и Господь будет рад дать вам дополнительную подсказку уже устами батюшки с телеэкрана.

Понятно, что люди старшего, советского поколения вспоминают: «Вот Гагарин летал, Бога в Космосе не видел». Уже был вопрос про кротость и про то, как кроткие наследуют землю. Где наша Земля? Наша Земля находится в маленькой звездной системе на окраине галактики, а галактика находится на окраине обозримой нами вселенной.

Господь уже многое нам дал для смирения, помимо нашего не столь завидного положения на Земле. Само человечество – венец творения – отнюдь не центр Вселенной, как бы это ни звучало.

Понятно, что Господь всегда рядом с нами, и не нужно улетать в космос, чтобы с Ним пообщаться: в каждом храме мы приобщаемся Святых Христовых Таин и соединяемся с Ним. Апостол Павел, будучи восхищен до третьего неба, сам признает: Знаю человека во Христе, который назад тому четырнадцать лет (в теле ли – не знаю, вне ли тела – не знаю: Бог знает) восхищен был до третьего неба. И знаю о таком человеке (только не знаю – в теле, или вне тела: Бог знает), что он был восхищен в рай и слышал неизреченные слова, которых человеку нельзя пересказать, – то есть сам он не мог выразить этого человеческим языком, хотя он самый лучший проповедник всех времен и народов: никто не привел ко Христу столько людей, сколько он, но даже апостол Павел со всем своим красноречием, со всем своим натренированным разумом не смог точно описать, как он это видел и понимал.

Тем не менее, мы понимаем, что это духовная реальность, которую может почувствовать душа праведника. Апостол Павел продолжал потом ходить телом по земле, тело его болело. Мы помним его слова о пакостнике плоти – это какой-то ущерб его тела, что мешал ему даже проповедовать, но Господь это ему оставил. Все-таки, скорее всего, он был восхищен туда только душою.

Вместе с тем мы должны понимать (о чем сегодня уже промыслительно говорили), что будет новое небо и новая земля. И будет возможность нам уже вместе с новым телом оказаться в месте не только для души, а в месте телесном. Тут мы как раз вспоминаем Пресвятую Богородицу. Она умерла, как и все мы, и на иконе мы видим, как около Ее тела Господь держит Ее белоснежную душу, которая устремилась к Своему Сыну и Спасителю и Творцу Господу нашему Иисусу Христу. То есть Господь все-таки призвал Ее душу и потом уже взял и вознес Ее тело, как перед этим вознес вместе со Своей душой и Свое воскресшее тело в праздник Вознесения.

Господь показывает: рай создан. Более того, если мы вспомним Евангелие, то рай создан для человека от сотворения мира. Причем это не только Эдем – райский сад на земле, маленький уголок, где еще нет смерти, но Господь уже с самого начала на Предвечном Совете Троицы приуготовил для человека место, где он будет и телом, и душой после Страшного Суда. Поэтому нет ничего удивительного, что апостол Павел, пусть и созерцая душой своей нематериальной, мог видеть уже райские обители, которые вполне материальны: понятно, что сейчас даже святые не могут ими полностью насладиться, потому что пока они не воссоединились с телом. Но их это ничуть не беспокоит, поскольку их душа пребывает с Богом.

Апостол Павел говорит: Если мы чрез крещение умерли со Христом, то веруем, что всегда будем иметь присущим нам воскресение, состоящее в новой жизни, ибо и Христос, воскресши из мертвых, живет всегда, уже не умрет. Есть ветхозаветное пророчество, которое Господь подтвердил в новозаветные времена, что спросили Его ученики Его: как же книжники говорят, что Илии надлежит придти прежде? Иисус сказал им в ответ: правда, Илия должен придти прежде и устроить все; но говорю вам, что Илия уже пришел, и не узнали его, а поступили с ним, как хотели; так и Сын Человеческий пострадает от них. Даже Иоанна Предтечу многие воспринимали как Илию, и мы тоже сравниваем их в песнопении. Пророк Илия тоже вернется телесно из Божьих обителей в наш мир, ведь Господь сказал: «Земля еси и в землю отыдеши» – по церковному Преданию, ему тоже надлежит пострадать, стать мучеником в эпоху антихриста и уже вместе со всеми воскреснуть для встречи Господа на Страшном Суде.

Вопрос телезрительницы: «Сейчас мы очень много говорим о новомучениках, о священниках, пострадавших в советское время. Это все очень трогает душу. Но ведь были и царские лагеря и тюрьмы, была и Бутырка, и Владимирская тюрьма. Было хуже или лучше, но собираются ли вспоминать о тех людях, которые пострадали там? Я понимаю, очень печально, что пострадали священники, и от этого льются слезы. Но вся наша православная Русь плачет».

– Мне эта тема интересна. Недавно были Царские дни, и мне приходилось говорить: наоборот, нас должно вдохновлять, что Царь был обычный, грешный человек, который смог победить свои грехи своим подвигом. Когда нам кажется, что святой – это человек из древних легенд, мы говорим: «Ну, я-то святым не стану, я все равно человек грешный, поэтому напрягаться не буду», – а когда мы видим человека несовершенного, у которого были ошибки в управлении и т.д., но который, несмотря на это, стал святым, то говорим: «Нет, и я не могу расслабиться, я должен каяться, исправляться, идти к Богу».

Что касается тюрем… Советская пропаганда, которая вырастила поколение наших родителей и наших бабушек и дедушек, всячески очерняла царское время. Однако, как сказал Господь про бесов, всякое царство, разделившееся само в себе, опустеет; и всякий город или дом, разделившийся сам в себе, не устоит. И если сатана сатану изгоняет, то он разделился сам с собой: как же устоит царство его? Наряду с очернением царского времени октябрятам и пионерам рассказывали о жизни Ленина и Сталина, описывая их ссылки. Здесь большевики в своей лжи по очернению царского времени допускали очень большой просчет: с одной стороны, они показывали, как реально существовали в ссылках Ленин, Сталин, другие деятели революции, а с другой, говорили, как все было плохо.

И вот мы видим Ленина на поселении – он не был арестантом за колючей проволокой, где людей кормили баландой, а если ты замерзал, пока строил свой собственный лагерь, тебя бросали умирать прямо в снегу – никто не пытался тебя поднять, и даже пули на тебя жалели.

Что такое было поселение в царское время? Человека привозили, давали ему дом, топор, с которым он мог пойти по дрова, и давали ему на расходы такую сумму денег, на которую крестьянин мог купить себе корову (люди старшего поколения и те, кто жил в деревне, помнят, что корова – это настоящая кормилица семьи): по идее, арестант может приехать на поселение в Сибирь, купить себе корову и обеспечивать себя, даже не дожидаясь остальной части этого пособия. То есть страшная царская тюрьма оборачивается на самом деле просто выселением в дальние регионы – как сейчас люди едут на Ямал вахтовым методом: ты можешь заработать там гораздо больше денег, чем, увы, в родном городе, или когда во второй период советского правления люди ехали на строительство БАМа, где тоже могли заработать больше, чем в своем городе.

Мы видим, что в царское время арестантов не старались уничтожить, унизить или бросить на какой-то несбыточный проект – прокопать канал или что-то проложить. Их просто отселяли подальше, чтобы они не смущали своими речами народ. Видели, что человек опасный: покричал с трибуны – и люди пошли, кто-то пострадал, кто-то погиб в столкновении, а кто-то, что страшнее, убил других людей. По советскому времени такого человека расстреляли бы, – а тут нет: сажают на поезд и отправляют на поселение. Причем можно вспомнить рассказы, как герои-революционеры сбегали с поселений. А что тут сложного? У тебя, по сути, полная свобода: тебе нельзя покидать деревню, но ты можешь пойти и в лес по грибы, по ягоды, то есть это обычная сельская жизнь, просто вдалеке от столиц и больших городов. Так что сбежать было нетрудно.

Сейчас 2018 год, и мы должны вспоминать 70-летие окончания большого террора 1937–1938 гг., а не только столетие начала революции. Сколько людей ежедневно гибло в эти годы при Сталине? Мы не берем тех, кто замерзал на строительстве собственных бараков, тонул при копании каналов или просто умирал от отсутствия питания: этих людей было значительно больше, но их даже не учитывали. А только по официальным расстрельным приговорам, приведенным в исполнение, в день убивали больше, чем за десятилетие правления царя Николая II. Мы видим, что это совершенно несопоставимо.

Понятно, что тюрьмы были всегда. И сейчас тоже есть и Бутырка, и Владимирская центральная пересыльная тюрьма. Но что мы видим в них? В камеру, предназначенную для нескольких арестантов, набивают по 20 человек. То есть у нас даже сейчас, по окончании советского времени, условия содержания в камерах хуже, чем в царское время, когда они были отнюдь не так перенаселены.

Если мы посмотрим внимательно, то увидим, как пропаганда отличается от научных исследований: есть соответствующие цифры и статистика. Если бы я готовился к такому вопросу заранее, то, может быть, выписал бы такую статистику, как количество заключенных на душу населения – мы можем сравнить, каково количество заключенных на душу населения в России, Америке, Дании, где-нибудь в Африке и т.д. Точно так же, если мы сравниваем количество заключенных на душу населения в царское время, то будет больше та цифра, что сейчас, и в десятки и сотни раз она была больше в советское время.

Мы, конечно, знаем, что мир во зле лежит: хотя сатана упал с Неба, он ползает по земле, и никогда не было идеального времени. Мы стремимся вернуться не в царское время, но стремимся вернуться в Царство Небесное. Кроме того, у нас есть священномученик Арсений, который пострадал при императрице Екатерине, закрывшей больше монастырей, чем их закрыли большевики, и Церковь помнит и почитает и этого святого. Но одно дело – единственный священномученик Арсений, а другое дело – десятки тысяч невинно убиенных людей.

Вопрос телезрителя: «Празднословие, пустословие, многословие… Каждый день каюсь в этих грехах, но уйти от них не могу, зачастую оправдывая себя спецификой работы – учитель русского языка и литературы. Но успокоения в том, что каюсь, не нахожу. Как бороться с этими грехами? Не всегда удается избежать общения, даже нежелательного, а оно порой тянет и другие грехи».

– Если не можешь что-то победить, это надо возглавить, – как говорил один философ... Другое дело, что Глава Церкви – Христос. Поэтому наша задача – возглавить не своим «я», а возглавить Христом. Христос дал вам настоящий дар, – дар слова. Как мы помним, в Древней Церкви были разные дары: кто-то мог врачевать, кто-то мог предсказывать будущее, а у кого-то был дар слова – он мог говорить складно или говорить на других языках и т.д. (и порой древняя служба в храме превращалась в гвалт – ведь у всех был дар слова), и со временем Господь уже даже не сопровождал эти дары Святого Духа никакими внешними эффектами.

Точно так же мы смотрим на то, что нам даровал Господь. Господь дает нам таланты: как в притче о талантах, кому-то 5, кому-то 3, а кому-то один. Вам Господь, предположим, дал 3, или 5 или 100 (не важно, сколько именно) речевых талантов. Вы можете своей речью вдохновлять учеников, делать их лучше, вести ко Христу: если мы вспомним, слово «педагог» означает «детоводитель» – апостол Павел сравнивает ветхозаветный Закон с детоводителем ко Христу. Учительство не может напрямую привести в Царство Небесное, но может так сформировать человека, что он своими навыками и знаниями послужит людям и Богу, принесет какую-то пользу и окружающим, и своей душе и заслужит Царство Небесное.

Поэтому не надо переживать, что у вас есть такая склонность, надо ее направлять в мирное русло. Можно сделать ядерную бомбу, сбросив которую убьешь сотни тысяч человек в одну секунду, – а можно, не сжигая остатки нефти и газа, которые рано или поздно закончатся на планете, обогревать дома и давать свет с помощью ядерной энергии. Так и здесь: старайтесь больше вложиться в своих учеников, и, может быть, меньше сил останется потом, например, сплетничать в учительской.

Если же Господь дает вам сил с запасом, когда даже в учительской охота поговорить, – тоже используйте это в мирном русле. Человек скромный не знает, как что-то рассказать своим слабоверующим коллегам, а у вас есть навыки излагать свои мысли. Больше читайте Евангелие, прочитаете интересную книгу, например, «Несвятые святые» или другую с интересным сюжетом, – перескажите это. Господь сотворил Еву, ибо нехорошо человеку быть одному, надо ему с кем-то общаться. И правда, плохо сидеть и скучать одному: отшельники-то общались с Богом, а мы простые смертные люди – нам надо общаться с людьми. Просто сделайте это общение полезным, найдите тему для разговора, чтобы она была и интересна, и полезна. И если вы будете увлекательно рассказывать, все ваши близкие, коллеги, друзья, которые скатываются на сплетни, сразу о них забудут, внимая каждому вашему слову.

Записала:
Ксения Сосновская

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс