Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №31 (976) → Священник Григорий Григорьев: Евангельская проповедь как ветер радости

Священник Григорий Григорьев: Евангельская проповедь как ветер радости

№31 (976) / 14 августа ‘18

Беседы с батюшкой

Мы продолжаем цикл встреч «Ветер радости». Наша сегодняшняя тема звучит так: «Евангельская проповедь как ветер радости». Мы живем в православной стране, а можем ли мы говорить о евангельской проповеди? Насколько она актуальна?

– Святитель Григорий Богослов говорил так: «Самый редкий Божий дар – это дар Евангельской проповеди в духе любви», потому что любая Евангельская проповедь, которая проводится формально, будет бессмысленна. Есть такая притча: странствующий монах зашел в храм и увидел, что Евангельскую проповедь ведет бес, и стал внимательно слушать беса, чтобы уличить его в искажениях. Он очень внимательно его прослушал и никаких искажений не нашел. И тогда он подошел к нему после службы и говорит: «Я понял, ты бес». Он говорит: «Да, бес». – «Я внимательно слушал проповедь и не нашел никаких богословских ошибок», а бес отвечает: «Я старался». – «Так, а в чем твоя выгода?», – спрашивает монах. – «А я говорил без духа любви, формально, и все, что я говорил, люди не усвоят – для меня это главное».

Именно поэтому дух любви Евангельской проповеди архиважен. Ведь люди запоминают только то, что задевает их эмоции, что оказывается для них стрессом – либо положительным, либо отрицательным. Можно сказать, что все Евангельские проповеди Христа были – провокации (латынь provocatio – «вызов»): каждая проповедь был вызовом для слушателей. Он всегда использовал образы, которые были хорошо известным всем людям того времени.

Практически всегда Он говорил притчами. Человек напрягался эмоционально, слушая притчу и пытаясь ее понять, разгадать. Но чтобы ее разгадать, тоже нужны благодать и дух любви, ибо огрубело сердце людей сих, и ушами с трудом слышат, и глаза свои сомкнули, да не увидят глазами и не услышат ушами, и не уразумеют сердцем, и да не обратятся, чтобы Я исцелил их. Но даже если человек не понимал до конца проповедь Христа, она навсегда оставалась в его памяти, не могла не врезаться в память: Он говорил простым языком, ясными, понятными терминами, образами и все использовал – природу, понятия, ландшафт местности. И при этом это были проповеди Божественной любви.

У Него была очень непростая задача: Он был Мессией, Он был надеждой израильского народа и всего мира – но израильский народ ожидал, что это будет Мессия-царь, воитель, который поможет изгнать римлян, освободит еврейский народ от рабства, по Его слову (по преданию старцев) море будет выбрасывать золото и жемчуга, и народ оденется в богатые одежды, разбогатеет и будет строить на земле Царствие Небесное. Вот этого от Него ждали – и по Своей проповеди, по чудесам, которые Он творил, Он в это понятие укладывался. Но Он был Царь вселенной, Царь Небесный, и Он пришел в этот мир не навести порядок в этом мире, а проповедовать дух любви.

Почему именно дух любви Он пришел проповедовать? Мы об этом говорили раньше, но, думаю, стоит об этом упомянуть еще раз. Когда Господь создал первого человека Адама и показал ему райский сад, Он предполагал, что Адам будет садовником в райском саду, будет ухаживать за деревьями, общаться с Богом и в конце этого обучения достигнет необходимого состояния обожения, чтобы перейти на новый уровень духовного эволюционного развития. Ведь духовная эволюция стремления к Богу бесконечна: согласно учению святых отцов, даже ангелы и Архангелы развиваются.

Мы не знаем, дал бы Господь Адаму плод с древа познания добра и зла. Это древо еще называлась древом жизни, оно давало бессмертие – при условии, что Господь давал этот плод из Своих рук, но когда кто-то брал этот плод своевольно, он стал бы для него сразу именно смертью. Адам не послушался Бога в силу обмана, который учинил змей над Евой: сатана не мог на них подействовать, он через змея действовал на Еву. Адам вкусил этот плод и потерял доверие к Богу. Он был создан по образу и подобию Божиему, и когда Господь его спросил, вкушал ли он плоды, Адам говорит: «Жена, которую Ты мне дал, она дала мне от дерева, и я ел »; уже не было доверия к Богу, Адам перестал Ему доверять, он перестал видеть любящего отца, и у него возникла мысль, что Господь это специально подстроил в раю, а теперь на него «наезжает» таким образом. Могла, конечно, ситуацию исправить Ева, но она добавила: «…змей обольстил меня, и я ела».

Таким образом они обвинили Бога, любящего Отца, в несправедливости – и в этот момент они потеряли доверие и любовь к Богу. А потеряв любовь к Богу, потеряли любовь к себе. Бог Отец, Бог Слово и изгнание из рая – это потеря видения рая: географически никто никого никуда не изгонял, просто Адам перестал видеть духовным зрением райский сад. И в дальнейшем, чтобы восстановить отношения с Богом, людям надо было восстановить дух любви. И Бог Сын является Богом надежды.

Было предсказано, что наступит момент, когда Сын Божий разрушит власть имеющего державу смерти, ведь человечество было погружено в смерть. Господь дал еврейскому народу как избранному (избранному, ибо впервые этот народ сказал всему миру, что Бог един для всех), Божии заповеди, заповеди Божественной любви, которые пророк Моисей получил на горе Синай. Если вы хотите восстановить видение райского сада на земле, идите по этой дороге. Главная заповедь восстанавливала образ и подобие в человеке, которые утратил первочеловек Адам: «Возлюби Господа Бога своего всем сердцем своим, всей крепостью своею, всем разумением своим, и ближнего своего как самого себя», а остальные заповеди любви как бы дополняли главную первую заповедь и проверяли, в чем она может быть нарушена.

Так вот, надежда была в том, чтобы идти по дороге любви, и это дало бы возможность увидеть отражение Царствия Небесного на земле, оказаться в Царствии Божием: когда человек живет в заповедях Божиих, он оказывается в Царстве Божием, у него восстанавливается духовное видение рая, он как бы возвращается в рай. И это называется Царство Божие (а у нас это называлось «жить, как у Христа за пазухой»). Вот в чем состояла надежда и ожидание прихода Христа.

Возвращаясь к теме евангельской проповеди: как Вы считаете, какое ее место сегодня?

– Я закончу мысль, ее надо закончить… Вот смотрите, как через древо вечной жизни, которое стало для бессмертного Адама древом смерти, как через женщину, через Еву, произошло изгнание людей из рая: люди сами себя изгнали из рая, исторгли – они не выполняли законы Божии. И, по Преданию, через женщину и через древо должно было произойти примирение людей с Богом.

Эта тема проходила через весь Ветхий Завет. И когда Святая Троица пришла к праотцу Аврааму, они шли в Содом и Гоморру, и пришли в Хеврон. А праотец Авраам был дядей праведного Лота, и они шли в Содом, чтобы вывести оттуда семью праведного Лота. Лот же очень просил Бога сохранить эти города, но не нашлось там праведников. И вот, когда они выходили из уже горящих городов (там было мощнейшее землетрясение), то ангел сказал: «Не оборачивайтесь назад, не смотрите в прошлое», – но жена Лота оборачивается назад и превращается в соляной столп, и он остался без жены.

Мужчин никого не было, и дочери очень огорчились, что у них не будет детей, и, напоив отца ночью, они согрешили с ним и понесли от него и потом родили сыновей, от которых пошли два колена, два рода. Но праведный Лот потерял всю благодать после этого, и он пришел к своему дяде с просьбой восстановить это все, а Святая Троица оставили три посоха из Эдемского сада – и Авраам отдал Лоту эти посохи и сказал: «Вот, посади их в окрестностях Иерусалима и поливай, и, если они приживутся, Господь простил тебя». И праведный Лот так и сделал: он посадил в Иерусалиме эти три посоха и каждый день должен был их поливать.

Дорога из Иерусалима к Иордану была более 25 км с перепадом высоты 1800 м, то есть надо было каждый день проходить 50 км. И там, на этой дороге, находились разбойники, там было очень тревожное место, и нередко он проливал воду, которую нес, и возвращался за ней. Это длилось год. И деревья срослись в один ствол с тремя верхушками: ель, сосна и кипарис. И Лот понял, что Господь его простил. Когда строился храм царя Соломона, был срублен этот ствол, но для строительства он не подошел, и древо бросили неподалеку от претории, и там он находился в воде. Поэтому, когда возникла ситуация распятия Христа, именно это древо была взято – то есть Он фактически был распят на райском древе. Вот таким образом именно Евангельская проповедь Христа, который, начиная Свое служение, совершал много чудес, но постепенно готовил Своих учеников к самому главному, к смыслу Своего прихода. Сатана владел миром безраздельно, Господь должен был выкупить людей из державы смерти, отдав за людей Свою жизнь. Вот в этом очень важный смысл евангельской проповеди.

И все-таки хочу продолжить тему современности.

– Я хочу сказать, что сама Божественная литургия, трапеза Божественной любви, была написана святыми отцами – святителем Иоанном Златоустом, святителем Василием Великим, Григорием Двоесловом, и всегда изначально была подготовкой к встрече с Богом. Божественная литургия – это единственная служба, которой Сам Господь служит людям. И вот именно стержнем Литургии всегда было Евангелие, вокруг Евангелия дня строилась проповедь дня, строилось покаяние, поэтому именно вот эта Божественная весть была главной.

В старые времена, чтобы проверить, были ли дети в храме и насколько внимательно они молились, родители спрашивали, о чем Евангелие. Сегодня Евангелие читается во всех храмах, но если многих прихожан спросить, о чем в Евангелии говорится, может быть, некоторые люди назовут, – но в чем смысл того, что вы слышали? И сегодняшняя наша главная задача – опять восстановить вот эту традицию, то есть обязательно надо делать краткую проповедь на Божественной литургии по Евангелию. Это может быть 5 минут, может быть 7 минут, может быть 10 минут, но проповедь эта должна быть сделана в духе Божественной любви. Я всегда, когда после Евангелия выхожу с проповедью к людям (она бывает 5–10 минут, я много готовлюсь, читаю разных толкователей), все забываю, и иногда приходят в голову действительно удивительные, неожиданные образы, они понятны людям, они современны, они воспринимаются и запоминаются на всю жизнь.

Именно Евангельская проповедь есть подготовка к Причастию. Это важнейший момент. Сегодня нам более всего не хватает евангельской проповеди: многие люди читают Евангелие, знают его, но если оно прочитывается не в духе любви, то получается, как с тем бесом, который проповедовал по Евангелию без духа любви, и никто его не слушал, и Евангелие не было живой Книгой.

Вопрос телезрителя из Санкт-Петербурга: «Хотел бы узнать, как попасть к отцу Григорию на генеральную Исповедь? Очень сложно в себе разобраться, какие-то вопросы не понимаю: то ли это духовные вопросы, то ли психологические… И хотелось бы узнать, как все-таки стяжать дух? Вы много раз говорите, что Господь – как Отец, что Он любовь, но вот этого чувства нет; я понимаю, что за ним не надо гоняться, но и Писание читаешь, и смотришь передачи, и понимаешь, что этого чувства нет, и как бы все проскакивает».

– Я вас услышал. Пожалуйста, приходите, обсудим волнующие вас вопросы. А то, что вы сказали, что за духом любви не следует гоняться, то Господь говорит: «По тому узнают вас, что вы Мои ученики, что будете иметь любовь между собою». Когда люди ходят в храм, и у них не преумножается любовь, то что-то не то происходит. Я лично считаю, что главная проблема современных православных людей – в оскудении любви, которое повсеместно сейчас происходит. Это именно то, что люди перестали непрестанно причащаться.

Есть такая замечательная книга «Душеполезнейшая книга о непрестанном Причащении», два святых ее авторы – преподобный Никодим Святогорец и святитель Макарий Коринфский. Почитайте эту книгу (она есть в интернете), она для вас будет очень полезна. Потому что, например, все, кто оставался на Литургии верных, всегда обязательно причащались: на Литургии нет места зрителям, и 3 апостольских правила – 2-е, 8-е и 9-е – отлучали людей от Церкви, если они не причащались на Литургии: их отлучали, как творящих церковное бесчиние. Господь служит людям и подает им Тело и Кровь, – а люди пренебрегают этим, говоря: «Мы недостойны».

А ведь мы помним, что на Тайной Вечере Господь причастил даже Иуду: это тоже благая Евангельская весть – значит, у него была какая-то надежда, но он не воспользовался этим. Что же, мы хуже Иуды? Так, наоборот, получается, чем больше у нас нарушен образ и подобие Божии, тем чаще нам надо причащаться. Если человек чувствует себя святым или у него действительно образ и подобие восстановлены, то можно причащаться пореже, это значит раз в неделю: шесть дней работай и делай всякие дела твои, а день седьмой – суббота Господу, Богу твоему – это раз в неделю.

А первохристиане причащались 300 лет (и потом еще 300 лет – до VI Вселенского Собора) практически каждый день. Понятно, что люди не могли каждый день ходить в церковь, они получали дары прямо в храме: раньше была такая практика, когда Тело и Кровь выносились в храм, и люди сами брали их для себя и дома сами себя причащали, а на VI Вселенском Соборе было принято постановление, что эту практику надо прекратить: если в храме есть епископ и священник, то человек не должен причащаться самостоятельно. Вот, собственно, и все. И поэтому, конечно, люди стали причащаться реже, реже и реже после этого, и дальше, по мере оскудения Причастия, оскудевала любвь.

Если провести именно такую линию сравнения, почему ветер радости Евангелия оскудел в наше время? Да потому, что мы перестали выполнять «ядый Мою Плоть, и пияй Мою Кровь, во Мне пребывает, и Аз в нем»: «…хлеб наш насущный даждь нам днесь». Именно в молитве «Отче наш» Господь говорит в первую очередь о хлебе духовном. Конечно, и физический тоже, но духовный превыше всего. Мы просто потеряли этот навык, мы стали причащаться раз в год, 3 раза в год или там раз в месяц, – но это все не укладывается ни в какие рамки. У нас подобие Божие очень сильно нарушено, поэтому мы пытаемся разобраться в грехах, не понимая, что, пока мы не разожжем костер своей души, мы не сможем разобраться в своих грехах, мы никогда их не увидим: надо сначала источник света, а потом происходит уборка. Невозможно навести порядок в темном помещении – в душе человека – без Источника света Божественной любви.

Лично я считаю, что никакие грехи не откроются человеку без благодати Божией. То, что мы свои грехи не видим, это тоже милость Божия, чтобы мы не вошли в уныние: Господь открывает нам наши грехи по мере нашего духовного укрепления. Вот почему духовные люди всех более считают себя грешниками: чем ближе мы к Богу, тем больше мы видим свою немощь и понимаем, что никакие наши добрые дела не сделают нас достойными встречи с Господом и Богом и Спасом нашим Иисусом Христом, а именно Его любовь и милость к нам, как любящего Отца к блудному сыну… Именно ощущение блудного сына возникает при приближении ко Христу.

К сожалению, время нашей программы истекает. Благословите нас на прощание!

– Новый Завет – это Причастие, и ветер радости евангельской проповеди состоит в том, что каждый из нас должен прилагать максимальные силы для Причастия как можно чаще (для сегодняшнего человека сам приход в храм – это уже духовный подвиг). И помните: главная подготовка к Литургии – это участие в Богослужении. Всегда, когда вы оказываетесь на Литургии, старайтесь причащаться: этому нас учили апостольские правила. И Божие благословение да пребудет со всеми вами.

Записала:
Елена Кузоро

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс