Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №30 (975) → Архимандрит Савва (Мажуко): Книга дел

Архимандрит Савва (Мажуко): Книга дел

№30 (975) / 7 августа ‘18

Свет невечерний

– Друзья мои, пришло время разоткровенничаться перед вами, поделиться своим небольшим опытом и, не побоюсь даже этого слова, житейскими проблемами. Хотя я священник не один десяток лет, совсем недавно я заметил за собой не очень хорошее настроение: оказывается, мне скучно читать Евангелие… Подумайте только, недавно я поймал себя именно на этой мысли!

Евангельские чтения повторяются каждое воскресенье, и год читаются одни и те же тексты. И мы, священники, читаем Евангелие и уже заранее знаем, что написано, какие перечислены чудеса, события и так далее. Поймал себя на мысли, что мне скучно читать Евангелие. Стыдно в этом признаться, но это так. Гораздо охотнее, с бóльшим интересом и любовью и даже с некоторым азартом я читаю послания апостола Павла или Книгу Деяний апостольских, но не Евангелие. «В чем дело?» – стал спрашивать я сам себя. И нашел не очень утешительный ответ на этот вопрос: Евангелие – это Книга дел, друзья мои. И тот человек, который не делает или не силен в делах (может быть, в словах силен, но не на деле) начинает скучать над этими страницами.

Когда я говорю, что Евангелие – это Книга дел, что я имею в виду? Это изложение поступков, дел, чаще всего, чудотворений, которые совершил Христос. Только одно Евангелие (Евангелие от Иоанна) представляет собой, скорее, сборник речей Христа, хотя там тоже много удивительных поступков, чудотворений, которые совершил Христос. Это очень длинные речи, хотя ключевым для них опять же является слово «дело». Дело, именно дело. «Отец мой доселе делает, и Я делаю», – говорит Христос в 5-й главе Евангелия от Иоанна. И Он в этих делах – именно делах! – видел свидетельство того, что Отец послал Его.

Именно в деле, поэтому Евангелие – это книга дел, книга дел и поступков. И Христос ждет от христианина не слов, а дел. И Книга Деяний апостольских носит ведь название не «Слова апостолов», а «Деяния апостолов». Actus Apostolorum на латыни, или Πράξεις Αποστόλων по-гречески… Πράξεις – практика апостолов, или Actus – деяния, поступки апостолов, жесты. Как в средневековой литературе были целые циклы произведений, или жанры, жесты. Жесты – то есть поступки, дела, деяния, не слова, а именно дела, потому человек познается в деле. И этот импульс, этот акцент – ударение именно на деле от апостолов усвоили наши первые святые, и прежде всего монахи.

Если мы откроем первый монашеский текст «Апофтегмы» или книгу, которая известна и любима в среде русских православных людей – Древний Патерик, то увидим, что это прежде всего книги дел. Если там встречаются какие-то зарисовки монашеского быта или наставления, они всегда связаны с делом.

Например, к родоначальнику монашеского христианства Антонию Великому в его в пещеру в пустыни кто-то стучится. Антоний спрашивает: «Кто там?» Ему из-за двери отвечают: «Это Макарий». Навестить старца Антония пришел Макарий, известный подвижник и ученик Антония Великого. Что делает Антоний, зная, что за дверью стоит его ученик, пожилой человек, который прошел не один день, чтобы достичь этой пустынной кельи? Он говорит: «Хорошо», и сутки не открывает дверь. Мы бы сказали, что это не хорошо, это же против гостеприимства, в конце концов! Надо же посочувствовать старцу, старичку, труженику. Нет, Антоний сутки не открывает дверь, потом, в конце концов пускает его внутрь и говорит: «Авва, сотворим малое моление!» – и они еще половину суток стоят с воздетыми к небу руками (монахи тогда молились подолгу и не спали на молитве, как мы сейчас). И что же, вы думаете, после этого он угостил его своей пустынной трапезой? Нет. Но говорит: «Авва Макарий, давай немножко потрудимся после молитвы», и они садятся и целые сутки плетут веревки из пальмовых листьев. И только после этого авва Антоний угощает его водой и сухариками, которыми тогда питались в пустыне эти постники.

Что это такое? Зачем? Почему именно так? Дело в том, что монашеская литература часто шокирует нас тем, что мы не понимаем, что это школьные тексты. Это были школьные наставления, которые описывали технологию, технику духовных упражнений. В чем они состояли? В том, что наставник воспитывал в ученике не теоретика, а практика. Для самой ранней монашеской литературы характерна такая терминология – «делатель». Вот пришли к старцу ученики, он дает каждому из них наставление, одного из них выделяет отдельно, говорит ему какое-то краткое слово, и ученик уходит. Его спрашивают: «А почему ты такое внимание оказал именно этому молодому послушнику?». И старец отвечает: «Потому что те пришли за наставлением, а этот настоящий делатель». То есть человек делает, он способен к труду.

И вот, друзья мои, для нас, современных христиан, это сейчас очень важная тема. Потому с делом у нас дела обстоят «грустно». Совсем недавно я узнал, что сектанты, свидетели Иеговы, например, обязаны тратить на проповедь своего учения (конечно же, ошибочного, неправильного учения) 60 часов в месяц, то есть ежедневно 2 часа. Эти люди работают, у них есть семьи, и тем не менее они настолько приучили себя к труду, что ежедневно непременно тратят два часа на проповедь. И это минимум, большинство из них тратят 100 часов в месяц, некоторые 120, то есть 4 часа в день.

И мы, друзья мои, можем задать себе вопрос: мы как православные христиане, как люди, имеющие такое удивительное, красивое, стройное и, самое главное, истинное учение, сколько мы тратим времени на проповедь? Сколько мы тратим на воспитание самих себя в вере и сколько мы себя тратим на ближних своих, на тех бедных детей, например, сирот и вдов, с которыми могли бы поделиться нашим временем или нашими силами? Это очень большой вопрос: мы люди дела или слова? Причем слова, которое не влечет за собой ничего. Мы ведь слышали от апостола Иакова: «Вера без дел мертва».

И если, имея такое удивительное учение, имея счастье быть в Церкви, мы неспособны найти время для дел, горе нам, друзья мои. Поэтому мы и скучаем, поэтому и хилеем, поэтому и не хватает сил ни на что, потому что мы не делатели. Но как только вы обнаружили, что вы не делатель, возмутитесь против этого! Это будет самый первый шаг к тому, чтобы встать в число делателей. Скажите себе: «Я делатель! Буду делать, буду трудиться». Выделите хотя бы эти два часа или час в день на, может быть, настоящие поступки. На поступки, на дела, которые со временем превратятся в навык к делу. И у вас образуется реакция, здоровая нормальная реакция на какие-то внешние события, когда вы будете не размышлять, не просто впадать в какой-то транс, а сразу приступать к делу, и это будет самый лучший показатель того, что вы ученики Христа, проповедники Евангелия, которая есть Книга дел.

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

В других номерах:

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс