Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №30 (975) → Архимандрит Алексий (Вылажанин): Радость жизни бывает только когда человек имеет Бога в сердце

Архимандрит Алексий (Вылажанин): Радость жизни бывает только когда человек имеет Бога в сердце

№30 (975) / 7 августа ‘18

Беседы с батюшкой

Сегодня мы будем отвечать на вопросы, приходящие на наши почтовые ящики, в социальные сети и так далее. Такой вопрос нам прислала телезрительница: «Попала в ДТП, и теперь часто сетую, что не могу путешествовать и жить так, как жила до аварии. Посещает мысль о тщетности бытия и отсутствии жизненного смысла. Как быть?».

– Здесь, видно, человек стал инвалидом после ДТП, я так понимаю. Вообще, ни в каких ситуациях унывать не надо. Как жить? Жить надо с верой в Бога, что Господь укрепит и поможет. Безвыходных ситуаций не бывает. Я уже приводил пример на одной из наших бесед: в моей жизни была такая встреча, за которую я благодарю Бога. Во Флоровском монастыре жила совершенно замечательная матушка – она была инвалидом детства, не могла ходить, никогда в жизни не ходила, но столько доброты и любви от нее исходило! Научитесь дарить любовь, верьте в Бога, умейте радоваться окружающему миру.

Господь дал вам возможность жить дальше, попытайтесь свой внутренний мир возрастить, и тогда все невзгоды, печали уйдут. Надо просто самой воспрянуть духом и не думать о своих несчастьях, не жалеть себя, а все-таки уповать на Бога, на помощь Божию и стремиться исповедоваться в своих грехах, причащаться, тогда, может быть, интерес к жизни появится. Жития святых нужно почаще читать: когда мы будем их читать, будем видеть, как люди порой находились в худших условиях, чем мы, но не отчаивались, не унывали. Ведь радость жизни бывает только когда человек имеет Бога в сердце: можно быть и здоровым, и богатым, но если Бога в сердце нет, то и радости жизни нет – есть угар внешний, а истинная радость, что согревает сердце человека, отсутствует.

Зачастую мы, имея отменное здоровье, огромное количество времени впадаем в уныние. Даже по себе может каждый из нас судить: проблем нет, в принципе, никаких, а ты даже не можешь перестроить себя на позитивную волну, чтобы хоть как-то выйти из стресса. Если здоровый человек в такое состояние впадает, что это значит?

– Это просто у человека очень много свободного времени, поэтому он и впадает в такое состояние. Значит, ему просто больше заняться нечем – когда есть работа и ты ею занимаешься, то не думаешь о депрессии, еще о чем-то: ты пытаешься делать свою работу хорошо. И когда у человека есть семья, она требует от него определенной заботы, – там особенно думать об унынии тоже некогда. А когда у человека много свободного времени, он начинает блуждать неизвестно в каких пространствах и думать о несчастности своей судьбы вместо того чтобы благодарить Бога. Еще раз говорю: некоторые инвалиды стремятся к жизни и не унывают, а мы, которым Господь дал и руки, и ноги, и возможность что-то созидать в этом мире, начинаем где-то унывать. Это проблема не сего дня – она была и будет.

Будем бороться по мере сил. Вопрос телезрительницы из Эстонии: «Меня интересует такое выражение: много званых, но мало избранных. Прокомментируйте, пожалуйста, эту цитату».

– На самом деле это очень простой вопрос. Много званых, мало избранных – Господь каждого человека призывает: «Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас». Но придите в храм Божий в воскресный или праздничный день и посмотрите, какой процент людей, которых Господь призывает к этому, находятся в этот момент в храме. Господь зовет каждого из нас, но, к сожалению, только единицы приходят к Богу. Еще раз говорю, это опять проблема не только сегодняшняя – она еще со времен Христа.

90% населения считают себя православными, а реально ходящих в храм процент очень маленький, поэтому как раз это избранные – их мало из тех званых, которых Господь призывает. Поэтому мы молимся, чтобы Господь вразумлял народ. Вспоминается советское время, когда храмы были набиты битком, и люди, хотя нельзя было ходить – будут сложности, проблемы, все равно стремились в храм. Сегодня все это можно делать, а смотришь – и сердце, конечно, обливается кровью.

Отец Владимир Диваков как-то мне рассказывал: в 1941 году в Рождественский сочельник как раз из лагеря освободился будущий митрополит Алма-Атинский Иосиф, приехал из ссылки в Москву и пошел в храм на Ордынку (как-то он был с ним связан), а там 3 бабушки молятся. У него даже уныние появилось, он говорит: «Господи, как же так? Ты сказал: созижду Церковь Мою, и врата адовы не одолеют ее. Поеду в Богоявленский собор, там должен служить местоблюститель, может быть, там что-то другое». Приезжает туда, а там то же самое. Прошло меньше полугода, 22 июня 1941г., начало войны – и все храмы были набиты битком.

Почему мы ждем какого-то катаклизма в нашей жизни, чтобы прийти к Богу? Не надо этого ждать, Господь нас зовет: «Иго Мое благо, и бремя Мое легко». Когда с Богом, тогда все легко и хорошо, – но мы, увы, не очень хотим идти к Богу.

Еще вопрос от телезрителя: «Можно ли продать старинную икону? Вообще, это уместно – продавать иконы как антикварную ценность?».

– Мы знаем, что есть рынок антиквариата у нас в стране и вообще во всем мире, есть антикварные магазины, где продаются те или иные вещи. Я, как верующий человек, свои иконы продавать не буду (по крайней мере, на сегодня жизнь не ставила в такие условия, что надо что-то продать, чтобы как-то устроить ее). Православный человек никогда не стал бы продавать семейную икону, перед которой он молился, молились его предки, чтобы получить от этого выгоду, ведь выгода эта все равно потом боком выйдет.

Есть люди, которые профессионально этим занимаются. Они где-то находят иконы в плачевном состоянии, восстанавливают их, реставрируют, когда неверующие семьи, в которых были эти иконы, не знают, куда их деть. Лучше, конечно, если они их продают, а не выбрасывают – люди покупают, реставрируют и потом в антикварных магазинах выставляют на продажу. И верующие люди, туда приходя, могут найти для себя ту икону, которая им близка.

Как верующий человек я бы не стал продавать свою семейную икону – это не совсем хороший бизнес. Ну, а если вы иконописец, который пишет иконы и получает потом за свой труд вознаграждение, – тогда, думаю, ничего страшного. Наоборот, это всегда было, есть и будет.

Вопрос телезрительницы: «Что такое покаяние? У меня есть опыт борьбы со страстью: сама я ее так и не поборола, пока не начала Господа просить и даже говорить словами из Библии, что Он обещал – как судье неправедному, и только тогда Он мне помог и Пресвятая Богородица. Сама я не смогла, хотя боролась несколько десятков лет. Как же я могу себя изменить? Иду я на Исповедь – и понимаю, что я не могу себя изменить. И второй вопрос: кто такой сатана, когда все от Бога зависит? Он попускает, Он дает, все от Него, – а кто такой сатана?».

– Святые отцы прекрасно нам объясняют, кто такой сатана – это враг рода человеческого, завистник, лжец, клеветник, тот падший ангел, который, возгордившись своими достоинствами, ныне ставит своей задачей отвлечь человека от Бога.

Да, все в руках Божиих, но нам с вами Господь дал свободную волю совершать добрые дела или неправедные, идти путем Божиим или путем вражьим. Вот Он и дал такую возможность сатане нас искушать. А тут уже зависит от нас: обратимся ли к Богу и будем просить Божией помощи и заступничества (и тогда нам никакой сатана не будет страшен) или проявим малодушие, не захотим идти с Богом – нам это покажется страшным и тяжелым – и пойдем легким путем, который в конце концов приведет нас к пропасти.

По первому вопросу – это еще раз говорит, что мы без Бога ничто. Не зря же наши предки говорили: без Бога ни до порога. Ничего мы сами сделать не можем, это гордыня наша, что «я могу»: я сам не могу ничего – сам я могу только грешить, вот это происходит по моей воле; все остальное – дар Божий. И если страсть я по своей воле в своем сердце взлелеял и воспитал на протяжении каких-то лет, а потом, осознав, что это страсть, начинаю с ней бороться, то самому побороть ее невозможно, только с помощью Божией. Поэтому всегда, когда мы боремся с той или иной страстью, говорим: не я, но Ты, Господи, укрепи меня и дай мне сил побороть ту или иную страсть. Может быть, десятки лет пройдут, прежде чем вы ее поборете. Но через ваше покаяние, через Исповедь (может быть, многократную), видя ваше стремление, желание, упорство, Господь даст вам дар избавиться от того или иного греха.

С. Нилус в одном из произведений вспоминает: приехав в Оптину пустынь, задал вопрос, как бросить курить. И старец спросил: «Ты что просишь у Бога?». – «Прошу, чтобы курить бросить». А он говорит: «Нет, ты проси, чтобы Господь тебе дал желание бросить курить. Когда у тебя появится это желание, тогда ты переборешь эту страсть». Когда мы чего-то очень хотим, мы этого добиваемся; когда вы хотите бороться с грехом, прежде всего попросите, чтобы Господь утвердил вас в желании бороться с грехом, а потом просите Божией помощи в борьбе с ним. Но ни в коем случае сами не боритесь, ведь сам человек не может побороть даже малой толики, ибо враг рода человеческого, который нас искушает, гораздо сильнее нас, когда мы без Бога.

Еще вопрос: «Как объяснить человеку, что он должен хотя бы стараться решать свои проблемы самостоятельно? Если начинаешь помогать, он садится на шею, а если делаешь замечание, обижается».

– Надо воспитывать ребенка с младенчества, чтобы приучить к самостоятельности… Не зря есть у Экзюпери хорошая мысль: «Мы в ответе за тех, кого приручили» – если мы кого-то приучили к чему-то, отучать потом бывает очень сложно, тем более взрослого. Еще маленького человека можно научить, а когда человек взрослый... К сожалению, это наша беда.

Помощь заключается не в том, чтобы материально помогать или еще что-то, а помочь человеку найти работу, помочь ему самому куда-то двигаться, но не сидеть на шее у окружающих. Многие жалуются на своих детей: «Я уже старая, ему 30–40 лет, он работать не хочет, сидит, а я из жалости его на свою пенсию кормлю». Вот эта жалость – очень плохая: настанет момент, когда вы умрете, и что будет с этим человеком, которого вы не научили работать? Как он будет? Преступником станет, ведь будет искать легких денег.

Человека надо понуждать, чтобы он умел принимать самостоятельное решение, чего-то добиваться в жизни, к чему-то стремиться – мы видим много примеров, даже среди той же молодежи. Те, за которых все проблемы решают, не ценят этого, не умеют ценить, а принимают все как должное, понимая, что те или иные проблемы за них все равно решат их родители, знакомые.

Те, кто в жизни пробиваются сами, достигают гораздо больших высот, понимая, что за ними есть только Бог – больше нет ничего другого, поэтому надо пробиваться самим; и Господь таким людям тоже начинает помогать – особенно когда они обращаются к Нему за помощью. Тогда люди начинают ценить то, что они заработали, что получили, чего добились. А когда человек добился этого по блату, по знакомству, когда его посадили в кресло, он не понимает ценности должности, которую занимает, ответственности, которую дает эта должность, ценности денег, которые он зарабатывает.

Вопрос телезрителя: «Наш богатый русский язык поражен скверной мата. Расскажите немного историю происхождения мата. И какие можно привести аргументы против ругани, делая замечания ругающимся?».

– Лучше такой вопрос задавать филологам, таким, как отец Артемий Владимиров, который историю этого вопроса знает лучше, чем я. Как правило, это слова-паразиты, пришедшие к нам из других языков, какие-то слова, которые в современном мире стали ругательными, в советский период переработанные старые русские слова, ставшие нарицательными.

Как бороться со всем этим? Во-первых, самому стараться воздерживаться. Это наша распущенность такая.

Кто-то оправдывает себя, когда он едет за рулем... Строители и военные говорят, что это вообще не мат, мол, мы не ругаемся, а разговариваем на этом языке: без него никто ничего не понимает. А когда мат, все объясняется очень быстро.

Самому надо стараться не допускать распущенности. Но, может быть, иногда надо уметь корректно сделать замечание человеку, который рядом с тобой это говорит. Но опять – почему корректно? Замечание надо сделать так, чтобы человек понял, что он не прав и что должен исправиться, а не так, что ты ему грубо сказал, а он тебе еще хуже ответил. В результате и ты разозленный пошел, внутри кипящий (может быть, ругающийся еще хуже, чем тот, кто ругался рядом с тобой), и тот человек тоже не понял, что до него хотели донести. Всегда надо быть примером самому. Некоторые старцы, мы знаем из истории, по борделям ходили, проповедуя слово Божие, но чистоту в себе хранили, сами не пачкались этой грязью. Так что не смотрите на тех, кто ругается, а сами себе не позволяйте этого делать.

Вопрос телезрительницы из Санкт-Петербурга: «Я уже около 15 лет хожу в храм, уже давно воцерковилась, причащаюсь каждую неделю, а вот духовный отец у меня появился только 3 года назад». Бывает, порой мы, миряне, не всегда осознаем, что и нам нужно молиться за священников: мы считаем, что священники, епископы, монашествующие должны молиться за нас – «это их профессия и служение», а ведь часто мы даже не осознаем, что и мы должны молиться за священника. Как правильно это делать?

– По большому счету, батюшки никому ничего не должны – батюшки должны Богу. Особенно монах: он должны молиться за себя – не за весь окружающий мир, еще за что-то, а заниматься духовным совершенствованием; когда он занимается духовным совершенствованием, тогда начинает молиться за каких-то людей и Господь начинает принимать его молитву. Поэтому если батюшка молится за кого-то, это тоже огромное счастье.

Одно дело, когда это в силу принятой в Церкви практики: когда записочку подали и ты должен молиться, кого-то помянуть. Другое дело, когда ты должен это делать в своей личной молитве – это выбор батюшки, должен он это делать или не должен. Так же и ваш выбор.

Конечно, все мы – люди немощные. Ведь Церковь – это единый организм. Когда все органы работают в едином порыве, в едином ритме, тогда этот организм двигается, тогда он работает хорошо. Это значит, что и вы за нас должны молиться, и мы за вас молимся. Это-то нас и укрепляет – взаимная молитва, взаимная любовь. А не так, что кто-то что-то должен вам – и требуете. Сейчас очень часто приходят и требуют: «Вы нам должны!». Почему? Вы к Богу пришли, обратитесь к Богу прежде всего, посмотрите внутрь себя, помолитесь за батюшку, может, и батюшка-то не плохой будет в таком случае. Когда вы начнете за него искренне молиться, Господь вам что-то откроет – и, может, этот батюшка будет самый лучший для вас… Как иногда мы критикуем духовенство, любим критиковать...

Давайте кратко подытожим нашу сегодняшнюю программу и будем прощаться.

– Что мне хотелось бы пожелать и вам, и себе, и всем? Давайте наше сердце немного открывать Богу, хотя бы немножко приоткроем его. Мы проявим к Нему хотя бы малую толику той любви, которую Он проявляет к нам. Давайте научимся радоваться тому, что Господь дает нам в нашей жизни, благодарить Бога и за скорбь, и за радость. Тяжело? Да, тяжело, но и путь к спасению тернистый, а не легкий и гладкий – путь греха сладок, а путь покаяния поначалу тяжел. Но потом радость, которую Господь нам дает, совершенно неизмерима никакими земными мерками. Хотя бы маленький шажок давайте все мы сделаем – дадим Богу немного той любви, которую Он дает нам с вами.

Записала:
Елена Кузоро

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс