Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №30 (975) → Священник Андрей Гребенюк: Даже за день паломничества люди могут почувствовать благодать

Священник Андрей Гребенюк: Даже за день паломничества люди могут почувствовать благодать

№30 (975) / 7 августа ‘18

Беседы с батюшкой

Отец Андрей, о паломничестве можно говорить много и очень долго, но что это значит в современном мире? Слово «паломник» восходит к слову «пальма», насколько я понимаю, – это так?

– Совершенно верно, «паломник» от слова «пальма», было такое слово «пальмовник» – «несущий пальмовую ветвь». Самые первые паломники шли пешком в град Иерусалим – туда, где пострадал и Воскрес Господь наш Иисус Христос. Когда они шли по пути крестных страданий Христа, то шли с пальмовыми ветвями – такая была традиция, как бы перекличка с Евангельским сюжетом: когда Господь входил в Иерусалим, Ему постилали под ноги одежду и пальмовые ветви. Паломники так и шли, а возвращаясь из Иерусалима, привозили с собой домой пальмовые ветви на память – отсюда и произошло слово «паломник».

В современном мире – я как директор паломнического центра могу свидетельствовать – очень часто, к сожалению, недооценивают подвиг, который несут современные паломники. Казалось бы, сейчас не нужно идти пешком, есть комфортабельные транспортные средства – можно добраться в любую точку на самолете, на автобусе или на корабле. Но каждый человек живет в свое время, и подвиг в каждую эпоху для каждого свой. Если раньше нужно было идти пешком (и, как помните, в русских сказках говорится: «Как три пары железных сапог износишь, как три железных хлеба изгрызешь, три посоха медных изломаешь…»), то сейчас другие искушения.

Например, современному человеку очень сложно вырваться из современного быта, из круга своих житейских проблем – с работы отпроситься, в конце концов, от телевизора оторваться (может быть, не только от MTV, даже от телеканала «Союз» сложно оторваться – по себе знаю). Тем не менее, люди несут этот подвиг. И слава Богу, что традиция паломничества у нас не только не прекращается, но нарастает, паломников становится все больше. Пусть это приобретает другие формы – это не так важно. Главное – смысл, который люди вкладывают в это путешествие.

У меня сложный вопрос (для меня, во всяком случае): когда во многих монастырях мы видим паломников, кажется, что они все-таки больше туристы, нежели молитвенники (я ни в коем случае никого не осуждаю, но просто иногда складывается такое впечатление). Вы постоянно сталкиваетесь с паломниками, посещающими Коневецкий монастырь, – есть примеры, когда люди приезжают туда на экскурсию, а потом становятся настоящими паломниками?

– Это постоянно происходит, это наша ежедневная работа. Действительно, люди часто приезжают – употреблю, может быть, вульгарное слово – поглазеть, смотрят на насельников монастыря так, будто приехали в зоопарк. Но даже за день паломничества люди могут почувствовать благодать этого места – благодаря тому, что они подходят к святыням, благодаря работе экскурсоводов, которые не только сообщают исторические данные, но ведут, по сути, миссионерскую работу, воздействуют на слушателей (может быть, не нравоучениями, не как катехизаторы, а образом мыслей свидетельствуют о Христе), часто можно видеть перемены в отношении приехавших в монастырь. Я абсолютно убежден, что работа экскурсовода – работа миссионерская.

В этом году это было особенно заметно: у нас идут масштабные реставрационные работы, во многих местах не очень комфортно – под ногами пыль, грязь, вокруг строительная техника. Люди выходят с корабля, и можно видеть недовольные лица тех, кто в каком-то смятении: «Куда мы попали? Зачем мы сюда приехали?», а в конце путешествия очень многие говорят: «Мы уезжать отсюда не хотим». Они забывают о бывших неудобствах (где-то было сложно пройти и так далее), ибо получают гораздо больше – получают то, что нельзя получить дома в городе, в комфорте, в тепле и чистоте.

Я часто бываю в разных монастырях и знаю, что есть обители, куда очень сложно добраться – например, Макарьевская пустынь в Ленинградской области: зимой туда только на лыжах можно добраться (километров 10 нужно пройти на лыжах) и летом добраться тоже тяжело, я уж не говорю про осень и весну, когда это невозможно. Но люди преодолевают трудности и идут. Вы знаете примеры, когда люди преодолевали очень серьезные препятствия, чтобы добраться куда-нибудь? Вы же были не только на Коневце и наверняка видели эти примеры.

– Да, несколько лет назад я объездил весь Русский Север – был и в Архангельской области, и в Мурманской области, в Карелии. Вот один из таких примеров – Антониево-Сийский монастырь в Архангельской области. Туда сложно добраться – более 3-х часов нужно ехать по лесной дороге, где ходят только лесовозы, нет никакого общественного транспорта. И чтобы туда добраться, нужно заранее договариваться с монастырским подворьем. Может быть, сейчас что-то изменилось, а тогда у монастыря был один УАЗик-«буханка», и была очередь, чтобы туда попасть. Особенно трудно было зимой: «буханка» не отапливалась, люди в этом холоде ехали туда на праздник Крещения Господня – я свидетель тому, сам был в этой компании. На улице было -36◦: вода была теплее, чем воздух. И люди действительно несли этот подвиг.

Мне очень нравится один ваш проект: у нас город удивительной красоты, и проехаться по рекам и каналам Петербурга – это всегда удовольствие (которое, кстати, можно позволить себе нечасто – это довольно дорого). Но я знаю, что вы разработали проект, который рассказывает о святынях Петербурга: можно проехаться на кораблике и получить достаточную информацию по этой теме. Как возникла эта идея и о каких святынях вы рассказываете?

– Буквально в эти минуты, когда мы с вами беседуем в студии, по рекам и каналам Петербурга плывет наш кораблик – он отправляется в 19.30 каждую пятницу. Программа называется «Святыни Петербурга с борта корабля», это большая водная прогулка по рекам и каналам – Фонтанка, Мойка, Крюков канал и выход в парадную часть Невы. По маршруту это, в принципе, классическая большая водная прогулка – мы ведь не могли придумать какие-то другие реки и каналы.

Но у нас радикально отличается содержание. Мы рассказываем и о дворцах, и о парках, которые видны с воды, но основное внимание на нашей экскурсии уделяем видимым с воды святыням – это и Троице-Измайловский собор, и Никольский собор, и Спас-на-Крови, и Петропавловская крепость, и даже крейсер «Аврора» – я не случайно его упомянул: совсем недавно на «Авроре» восстановили и открыли для регулярного богослужения корабельный храм, который исторически там был, ведь «Аврора» была известна задолго до октябрьской революции. Есть еще много храмов, в том числе и домовых, сейчас никак не обозначенных, – мы рассказываем, например, о храмах, которые были во дворцах, в учебных заведениях. Это очень интересная программа, востребованная, и я приглашаю на нее всех зрителей телеканала «Союз», особенно петербуржцев – приходите, не пожалеете! Записаться на экскурсию вы можете через наш паломнический центр «Коневец» на Загородном проспекте. Экскурсия – наша методическая разработка.

Вчера мы отметили память первоверховных апостолов Петра и Павла; и Петербург, конечно, назван не в честь Петра I, а в честь апостола Петра. На Литургии Владыка Варсонофий сказал, что мы все должны быть апостолами – мы все должны быть в самом высоком смысле миссионерами и нести Благую весть своим близким и другим людям. Вы много работаете с молодежью; насколько сейчас, на Ваш взгляд, молодые люди – православные или пока не пришедшие к вере – отличаются от нас, когда мы были молодыми? Насколько они готовы к миссионерскому служению? И можно ли говорить, что из нашей молодежи выйдут настоящие миссионеры?

– Мне кажется, молодежь сейчас изменилась только в лучшую сторону. Я всегда спорю с теми, кто говорит, что молодежи сейчас ничего не нужно, – это неправда. Но я по своей работе знаю, насколько много у нас духовно брошенных людей, которые просто не знают, куда можно пойти со своими проблемами.

Вот мы говорим о Петре и Павле. Помните призвание Савла? Совершенно замечательная история: Савл испросил благословения священников, чтобы идти в Дамаск и гнать христиан; он это делал из лучших побуждений – он ведь не был злодеем по натуре своей, он был замечательным сыном своего народа. Можно вспомнить слова из его же последующего послания: «…я желал бы сам быть отлученным от Христа за братьев моих» (имеется в виду – иудеев). То, что он шел в Дамаск гнать христиан, – это и было, по сути, его миссионерское служение. Но оно было неправильным, и Господь его разворачивает в Свою сторону. Он говорит: «Савл! Что ты гонишь Меня? Трудно тебе идти против рожна».

Я это к тому, что многие молодые люди как раз идут против рожна – из лучших побуждений. Они закрываются, ищут какие-то выходы, но не там и не туда. И наша задача как христиан – особенно священнослужителей и церковнослужителей, да, в общем-то, наверно, и вас, журналистов православного телеканала, – помогать этим ребятам развернуться в нужную сторону, чтобы они не шли против рожна, чтобы пришли ко Христу и потом несли свое миссионерское служение.

Однажды я присутствовал на Коневце на миссионерской Литургии. Знаю, что сейчас отношение к ней очень разное. Где-то ее делают таким образом, что показывают комментарии к Литургии на экране телевизора, а Литургия идет обычным чином. Где-то во время Литургии происходят остановки, когда священник выходит и говорит, что это означает. Я знаю, что Вы служили такую миссионерскую Литургию. Не могли бы Вы рассказать, какую цель они преследуют? И были ли примеры, когда молодежь после такой Литургии воцерковлялась?

– Пути Господни неисповедимы. И сказать, что молодежь воцерковлялась после такой Литургии или другой, будет не совсем корректно. Вы сейчас вспомнили о молодежном форуме, который мы проводим каждый год и где мы служим миссионерскую Литургию. Уже совсем скоро на острове Коневец будет проходить 3-й молодежный миссионерский форум «В начале было Слово». Мы принимаем немного людей – до 100 человек единовременно. Это палаточный лагерь, где первую половину дня ребята живут строго по монастырскому уставу.

Причем и верующие, и неверующие приезжают.

– Совершенно верно. Больше скажу – мы будем рады людям ищущим (конечно, не хотелось бы, наверно, приглашать воинствующих атеистов – они просто развалят нам программу). Они для нас даже интереснее, чем воцерковленные: именно для них эта программа и построена. Первая половина дня – это строгий монастырский устав: ранний подъем, поход на монастырскую службу, послушания (кому что достанется). Вторая половина дня, после обеда, – это спортивные мероприятия, беседы, вечерние лекции, на которые мы приглашаем преподавателей духовных семинарий, из нашей духовной академии, клириков нашей Выборгской епархии, имеющих ученые степени – замечательные лекторы сейчас у нас. Всех тайн открывать не буду, приезжайте – не пожалеете, будет интересно. Но скажу, что в прошлом году у нас были отец Игорь Лысенко и отец Михаил Котов – священники, очень хорошо известные зрителям телеканала «Союз».

У нас телефонный звонок...
– Я звоню из Тюменской области, из деревни. Хочу спросить у батюшки: паломничество ли хождение пешком на службы в храмы, далекие от моей деревни? И хочу поделиться своим опытом: мы, три рабы Божии, ходим регулярно на службы в соседние храмы пешком.

Пешком – это сколько километров, интересно?

Телезрительница: – Самый большой переход у нас где-то 19 км, но это только в один конец. А обратно после службы и трапезы мы уже на попутном транспорте добираемся. Мы очень счастливы и даже не чувствуем усталости, когда приходим; это даже не высказать, нет слов. Вот единственное, у меня возникла проблема – стала болеть пятка, шпора называется. Мы запланировали сходить пешком в Тобольск – от нас это где-то 300 км, и вот у меня уже полгода болит нога, и мы отложили. Наверно, Господь не дает нам такой возможности пока, но это в наши планы входит. Нам это очень нравится.

Спасибо. Такой подвиг – паломничество?

– Я думаю, что это тоже форма паломничества, форма служения, – тоже подвиг ради Христа. Ведь люди идут не куда-нибудь, а в храм, идут молиться. Конечно, это тоже молитвенный подвиг.

Во время этого звонка я вспоминал о своем далеком детстве. Это Ставропольский край, и однажды к нам на приход, где служил и сейчас служит мой отец, пришла женщина, очень аккуратно, чисто одетая, ухоженная, с небольшой сумкой, и рассказала свою историю. Она москвичка и по каким-то своим жизненным обстоятельствам дала обет пойти поклониться Моздокской иконе Божией Матери – между Москвой и Моздоком около 2 000 км, наверное; она шла пешком, и когда люди хотели ее подвезти, она не соглашалась – она поставила себе эту цель и несла этот подвиг: шла по дорогам, несмотря на опасности, которые, может быть, подстерегали в пути. Часто у нее не было еды: она не взяла с собой никаких денег. Но она шла от храма к храму, от прихода к приходу, где-то ее кормили, где-то ей давали ночлег, где-то помогали деньгами. Когда она оказалась на нашем приходе, она шла из Москвы уже ровно месяц – ровно 30 дней она была в пути. Тогда, помню, она у нас переночевала, мы дали ей еды в дорогу, и она пошла дальше. Так что и в современном мире это есть.

Удивительная история. И, конечно, меня поразила и история, что 19 км до храма, – я вспоминаю, как мы говорим: «Ой, нам до храма добираться 2 часа, это так долго!». И после этого слышишь истории про 19 км или про женщину, которая пошла к Моздокской иконе, – это удивительно, – и понимаешь, что оба примера, о которых сейчас было сказано, это реальные примеры современного паломничества и современного миссионерства: на самолете до Иерусалима сейчас добраться гораздо легче, чем пройти 19 км человеку с больными ногами. Я спрашивал Вас о миссионерском служении и в том числе о миссионерской Литургии, о форуме, о работе с неверующими людьми. Как это вообще возможно? Вы уповаете только на помощь Божию, или существуют уже какие-то наработки?

– Наработки, безусловно, есть. Но нам нужно не забывать, что миссионерство Православной Церкви принципиально нетехнологично: у нас нет каких-то технологий, как, допустим, у западных сект – мы действительно уповаем на помощь Божию. Как в Евангелии? Вышел сеятель сеять: иное семя упало при дороге, иное – на камни, иное – в добрую землю. Наша задача – сеять, а там уж Господь возрастит.

Я помню еще один уникальный вид паломничества – Великорецкий крестный ход. Теперь в нем ежегодно участвует более 40 000 человек. В 1970-е годы, когда власти всячески запрещали проведение этого крестного хода, люди тайком пробирались по его маршруту, и когда их останавливали и спрашивали, куда они идут, они говорили: «Мы туристы» – они специально брали с собой гитары, чтобы больше походить на обычных туристов.

– Вероятно, как царь Давид, пели псалмы потом.

Да, но интересно, как они тайно пробирались к Великорецкой иконе Николая Чудотворца: они обманывали власть – не говорили прямо, что они делают… Как удобнее одеваться для паломнической поездки? Существует ли какой-то опыт в этом плане?

– Опыт, конечно, есть. И опыт разный. Православные люди в основном знают, как одеваться, – как в храм. Женщины обычно в платочках или в косыночках, в одежде с длинным рукавом, в юбках, мужчины – в брюках. Но мы ведь принимаем не только паломников, то есть верующих. К нам приходят и туристы, в основном на круизных судах. Соответственно, люди могут выйти и в шортах, и в топиках, и еще как-то. Но на Коневце (а я думаю, не только на Коневце, в общем-то, это практически во всех монастырях встречается) есть «дежурная» юбка, «дежурный» платок, которые мы с радостью можем предоставить для входа в храм, в монастырское каре.

Были случаи, когда людей не пускали?

– На Коневце – нет. Мы всегда людям предоставляем дежурный гардероб, чтобы человек мог войти в храм.

Наверное, мы можем подвести итоги. Если все-таки мы говорим о паломничестве, то понимаем, что это не просто дальнее путешествие. В Сирию сейчас сложно поехать, но в Иерусалим – вообще без проблем. Конечно, у нас есть святыни нашего Севера, есть святыни в наших больших городах – очень много святынь по всей нашей необъятной стране, и человек интересующийся всегда найдет место, куда бы ему хотелось поехать, чтобы отдых был не только отдыхом тела, но еще и работой души. И у нас существуют специальные сайты, на которых можно найти информацию о таких местах.

– Да, это, безусловно, так: нужную информацию можно найти на сайтах всех паломнических служб. Но в заключение я хотел бы сказать о другом. Я хочу предостеречь желающих поехать в паломничество от поиска какой-то особой благодати – дескать, «в нашем храме так себе, а вот где-то там что-то совсем другое». Нельзя забывать, что Тело и Кровь Христовы – наша главная святыня, то, что вообще держит православного человека на земле, и это одинаково на Афоне, на Коневце, и в Иерусалиме, и в Петербурге, и где-нибудь в деревне. Возвращаясь из любого паломничества, из любого дальнего путешествия, надо с радостью возвращаться в свой родной храм, в тот храм, где ты можешь ежедневно или еженедельно приступать к таинству Евхаристии, так что, с религиозной точки зрения, то паломничество близко к религиозному туризму – поехать, посмотреть, помолиться, приложиться к дальним святыням и с радостью вернуться домой к своему родному храму.

Понимаю, что это очень важно. И, конечно, очень хочется узнать, что должно быть у человека в душе, ведь паломничество – это в любом случае поиск Бога, и если мы отрываемся от Причастия в поисках просто святынь, это, наверно, неправильно?

– Да, иногда больно видеть, как люди, приезжая в монастырь или в какой-то храм, выстраиваются в очередь к местной святыне – к иконе, к мощам, а в это время идет Божественная литургия – и никто не причащается: люди пришли, отстояли очередь, приложились к святыне и с Литургии ушли голодными. Вот это непонятно. Поэтому призываю всех телезрителей, которые хотят поехать в паломничество: обязательно участвуйте в таинствах! Если есть такая возможность, то обязательно.

Отец Андрей, а как можно связаться с Вами, чтобы записаться на экскурсию, например, по рекам и каналам или съездить на Коневец по этой социальной программе?

– Офис нашего паломнического центра находится на подворье Коневского монастыря: станция метро «Достоевская», Загородныйпр., д. 7, – туда можно прийти либо зайти на сайт паломнического центра, там есть номера наших телефонов, адрес электронной почты; связаться с нами очень просто, офис работает с понедельника по субботу. Приходите, звоните, всем вам будем рады.

Записал:
Игорь Лунёв

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс