Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №30 (975) → Протоиерей Алексий Ладыгин: Псалтирь всегда являлась утешением. Псалом 107

Протоиерей Алексий Ладыгин: Псалтирь всегда являлась утешением. Псалом 107

№30 (975) / 7 августа ‘18

Читаем Псалтирь

Продолжение. Начало в №8 (857)–№11 (860), №16 (865) 2016–№5 (902) 2017, №7 (904)–№29 (926), №33 (930)–№48 (945) 2017, №1 (946)–№17 (962) 2018, №20 (965)–№29 (974) 2018

– Дорогие братья и сестры, сегодня поговорим о 107-м псалме, который имеет преднаписание песнь, псалом Давиду, 107 и сложен из двух: сюда входят стихи 56-го псалма (с 8 по 12) и 59 псалма (с 7 по 14). Псалмопевец Давид говорит здесь о богопознании. Важность этого вопроса побуждает пророка повториться, ведь повторение усиливает и делает определенный акцент на очень важных моментах духовной жизни.

«Готово сердце мое, Боже, готово сердце мое: воспою и пою во славе моей». Не каждый может сказать, что сердце его готово к восприятию того Божественного, что Господь явил ради нашего спасения. Не каждый готов воспринять Божественные глаголы и пойти за Господом, не со смирением воспринимает то, что ему посылается в жизни. Но тот, кто в жизни проходит через большие испытания, клевету, поношения, болезни, приобретает великую добродетель смирения, и она дает человеку возможность прикоснуться к Божественному. Тогда только сердце человеческое открывается для восприятия Господа. Конечно, человек в испытаниях может прийти и к другому – в жизни мы очень много видим людей, которые, встречаясь с бедами, скорбями, искушениями, потерей близких людей, озлобляются и идут против Господа. Но Господь всегда являет Свое долготерпение и, смотришь, человек изменяется, осмысливает Господом посылаемое на жизненном пути, и уже со смирением говорит: «Готово мое сердце, Боже, готово сердце мое» – становится готов воспринимать Божественную руку и то, что Господь посылает ему в жизни. Когда человек начинает все переносить со смирением, Господь все перелагает в радость – человек от скорби будет идти к утешению. Ведь Господь многомилостив, Он всегда помнит о Своем создании и всегда дает человеку самое необходимое в жизни. Эти слова удивительны! Мы, встречаясь с жизненными проблемами, всегда должны говорить: «Готово мое сердце, Господи», – я готов понести бремя, которое Ты возложил на меня, готов искушения, с которыми встретился, понимая, что Господь посылает их для духовного роста». Нужно не роптать, а просить у Господа помощи перенести испытания, тогда они переложатся в радость, и ты воспоешь: воспою и пою во славе моей.

«Востани, слава моя, востани, псалтирю и гусли: востану рано». Пережить все испытания, которые Господь посылает человеку, без молитвы невозможно. Жизнь человека должна начинаться с молитвы! Мы с вами не раз говорили, что наши дела должны освящаться Господом, поэтому, когда мы встаем утром, то прежде всего мы должны вставать перед святыми образами, перед Господом, воссылать Ему благодарения и просить у Него благословения на день грядущий. Тогда Господь будет посылать все необходимое и сохранять нас от действий врага рода человеческого.

Молитва необходима, и Псалмопевец говорит, что когда ты встаешь, то должен и внутренние, и душевные силы, и чувства напрячь (псалтирь и гусли) и встать рано. Псалмопевец призывает не лениться, не нежить себя в постели, а встать рано и посвятить это время молитве: очень часто мы говорим, что у нас не хватает времени для молитвы, но если встать чуть пораньше, когда домашние еще спят и мир еще не восстал от сна, то можно принести Богу тихие молитвы, и они будут угодны Господу, ибо будут и внимательными, и сосредоточенными, и ты сможешь выразить перед Господом все свои чувства.

«Исповемся Тебе в людех, Господи, пою Тебе во языцех» – здесь уже идет пророчество Давида. Святые апостолы воспели во языцех – во всех народах – о нашем Божественном Спасителе, Который пострадал ради нас, принял крестную смерть и Воскрес, чтобы победить смерть и открыть двери в Царствие Небесное, чтобы каждый из нас не погиб, но имел жизнь вечную.

«Яко велия верху небес милость Твоя и до облак истина Твоя». Очень хорошо говорит Псалмопевец: яко велия верху небес милость Твоя, пророчествуя о милости Божией, которая выше Небес простирается. Мы говорили, что милосердие Божие настолько высоко простирается и над каждым человеком, и над всей землею, что его невозможно измерить никакими расстояниями. Псалмопевец Давид говорит о Небе, показывая безграничность расстояния, – так безгранично милосердие Божие: «И до облак истина Твоя». Какие облака возвестили истину? Здесь говорится о святых апостолах, которые пошли и проповедали слово Божие по всей земле. Как облака распространяются по всему земному шару, так и слово апостолов о воскресшем Господе, об Истине. Кто Истина? Христос: «Аз есмь истина и путь и живот», – скажет Он о Себе. Именно эту истину и возвестили апостолы по всей земле.

Дальше Псалмопевец взывает ко Господу: «Вознесися на небеса, Боже, и пo всей земли слава Твоя» – «выше всех, Господи, вознесись, чтобы по всей земле распространилась Твоя слава». И Господь Вознесся выше Небес – чем? Своим подвигом, Своею жертвенною любовью к человеку. По всей земле стала распространяться слава о Господе, люди с радостью ее приняли, ибо она приводит нас ко спасению.

«Яко да избавятся возлюбленнии Твои: спаси десницею Твоею и услыши мя». Господь возлюбил всякого человека, но возлюбленными Его стали те, кто пошел за Ним, – христиане возлюблены Господом. Более того, каждый христианин – сын (и дщерь, дочь) Отца Небесного, и Господь заботится о таком человеке. «Спаси десницею Твоею и услыши мя» – Господь спасает десницею Своею. Святые отцы говорят, что десницею Псалмопевец называет Христа, Который сел одесную Бога Отца, к Нему направлены наши молитвы и просьбы. «Спаси мя и услыши мя» – это очень важное обращение псалмопевца Давида, он много раз повторяет: «Господи, только услыши мя, приклони ухо Твое». Ведь без помощи Божией невозможно достойно пронести свой жизненный крест и справиться с испытаниями, что выпадают на долю человека. Недаром наши предки говорили: без Бога не до порога – без Него ничего хорошего не будет в жизни, только одни мучения и страдания.

«Бог возглагола во святем Своем: вознесуся и разделю Сикиму, и удоль селений размерю. Мой есть Галаад и Мой есть Манассий, и Ефрем заступление главы Моея: Иуда царь Мой, Моав коноб упования Моего: на Идумею наложу сапог Мой: Мне иноплеменницы покоришася». Здесь Псалмопевец говорит, что Господь дал повеление разделить всем 12-ти коленам Иудиным Обетованную Землю, которую Он обещал им, и благословил, когда разделял ее, – а на самом деле здесь говорится о Христе Спасителе, Который воцарился над всею тварью, Который тоже произошел и царствование Его от Иуды. Здесь некая связь от обетования Божия, от Обетованной Земли, от народа до Пришествия Христова. То есть Сам Христос приходит в этом мир не просто, а так, как о Нем пророчествовали святые пророки, как было дано Божественное слово. И оно исполнилось.

«Кто введет мя во град ограждения? Или кто наставит мя до Идумеи? Не Ты ли, Боже, отринувый нас, и не изыдеши, Боже, в силах наших?» – тоже удивительные слова. Град ограждения – это Церковь Христова; она и ограда церковная здесь называются Идумеей: «Не Ты ли, Боже, отринувый нас, и не изыдеши, Боже, в силах наших?». Господь дает нам Церковь Свою здесь, на земле, чтобы каждый из нас имел удивительное пристанище, ограду, которая спасает от всех бурь и волн житейских. Это дает возможность принести покаяние, очиститься и достойно войти в Царствие Небесное. Господь заботится о человеке, видя его немощь, его склонность к греху: Он не наказывает, но дает возможность постоянного очищения, обновления, чтобы человек мог творить добрые дела, пребывал в правде и не погряз в беззаконных делах, а сердце не озлоблялось, не наполнялось всякой неправдой. Господь не просто искупил человека от греха, проклятия, смерти, не просто открыл двери Царствия Небесного, чтобы тот, кто пожелает, вошел, но Он дает еще и сильнейший толчок, обновляющий человека: казалось бы, человек погиб, но принес покаяние, приобщился Святых Христовых Таин – и опять возобновился, становится новым творением Божиим. В обыденной жизни человек начинает уходить от Господа, от дел правды, забывается в суете своей жизни, а Господь всегда ждет его у Себя в этой ограде, в граде ограждения, спасающем от всякой неправды и беззакония – и опять человек омывается, обновляется, задумывается о своей жизни, исправляется, борется: Господь постоянно дает возможность человеку стать новым творением, чтобы он был пригоден для Царствия Небесного, которое Господь не просто дает человеку, а дает через Собственные страдания, через жертвенную любовь, которую явил всему миру.

«Даждь нам помощь от скорби: и суетно спасение человеческо» – за чрезмерную скорбь Господь дает помощь. Сам человек ничего не может сделать. Невозможно человеку надеяться на другого, что тот ему поможет, – суетно спасение человеческое. Более того, Священное Писание нас очень сильно предупреждает, чтобы мы старались не полагать надежды на другого человека: «Не надейтеся на князи, на сыны человеческие, в нихже несть спасения» – всяк человек ложь. И даже более сильные слова говорит Священное Писание: «Так говорит Господь: проклят человек, который надеется на человека и плоть делает своею опорою, и которого сердце удаляется от Господа». Невозможно нам от людей получить спасение, оно суетно и в духовном отношении, и в отношении земной жизни: когда дело доходит до какой-то помощи, люди исчезают, они не хотят тебе помогать, не хотят страдать за тебя. Это и понятно – чтобы пострадать за другого человека, нужно иметь горячую любовь Божию, а человек слаб, исполнен страха. Господь же пострадал за всех – Он же не сказал, что страдал только за хороших, угодных Ему людей, но пострадал за всякого человека, который будет искать Господа и Его спасения во все времена и во всех поколениях. За разных людей разных национальностей – Господь за всех пострадал без какого-то ограничения, без каких-то условий. Он имеет такую огромную любовь и потому посылает всякую помощь тому, кто ищет Его. Даждь нам помощь от скорби. Скорбь – это не наказание, скорбь – духовное лекарство для каждого. Через скорби человек возвышается. И апостол Павел говорит: «Посему я благодушествую в немощах, в обидах, в нуждах, в гонениях, в притеснениях за Христа, ибо, когда я немощен, тогда силен». Скорбь есть труд для приобретения добродетели.

Если мы посмотрим на жизнь любого, кто достойно переносил любые скорби... Святые угодники Божии неужели достойны были скорбей? Но они все переносили без ропота, ведь понимали, что скорбями, болезнями стоит войти человеку в Царствие Небесное – без этого невозможно. Сам Господь, живя на земле, много переносил испытаний, скорбей, поношений, клеветы, заушений, и Его предали самой позорной смерти. Ничего не нужно гнушаться. Многие сразу отказались от Христа, убоялись Его: «Смотрите, Он считался праведным человеком, столько много делал, а теперь вот так заканчивает Свою жизнь, Его предают самой позорной смерти», и не отказались от Христа только те, кто были верны Ему, кто понимали, для чего и почему Господь несет такие страдания. И каждому человеку надлежит войти в Царство Небесное через испытания и скорби – их не нужно чуждаться, не нужно стремиться найти человека, который тебе поможет избавиться от них. Господь все видит, Он дает скорби, испытания, но дает и силы их перенести, с одной стороны, и, с другой стороны, каждого, кто несет испытания, ждет награда: Господь обязательно пошлет утешение, Он никогда не будет давать постоянные скорби, чтобы человек не заунывал, но обязательно порадует, даст ему возможность отойти от повседневной боли и трудностей. Но, опять-таки, боль и трудности облагораживают, дают ему возможность быть совершенно другим – настоящим, добродетельным, милостивым. Апостол Павел говорит: «Ибо, как Сам Он претерпел, быв искушен, то может и искушаемым помочь» – кто сам не был в трудностях, никогда не поймет трудности другого, но если мы испытали трудности, перешли через скорби и болезни, то как мы начинаем понимать того человека, который немоществует! Мы с желанием хотим помочь ему. Это очень важно, ибо иначе никто бы не почувствовал, что такое милосердие, и не приводил бы его в действие, а думал бы о себе. Но мы должны научаться от Господа: Господь, сотворивший великую милость над человеком, приучает и нас к этому милосердию. «Блаженны милостивии, ибо тии помилованы будут». Ибо суд без милости не оказавшему милости; милость превозносится над судом, а удел человека – постоянно творить добро и делать дела милосердия, тогда мы будем понимать, что такое любовь и милосердие Божие, явленные к нам. Не делая этого, мы никогда не почувствуем любовь Божию. Поэтому и говорит Псалмопевец: даждь нам помощь от скорби, и суетно спасение человеческо – Господь помогает, и, если ты достойно переносишь скорби, Господь даст утешение. Но никогда не надейтесь на князи, и на сыны человеческие, в нихже несть спасения.

«О Бозе сотворим силу, и Той уничижит враги наша». Опять говорится, что уповать нужно только на Господа – это никогда не посрамит человека, даст силы и возможность победить как врага внешнего, так и врага рода человеческого. Не нужно самим искать возможность кому-то отомстить, кому-то сделать плохо – Господь Сам все управит. Псалмопевец сам никогда не причинял зла, но терпеливо ждал, когда Господь накажет Саула за то, что тот много зла причинил Давиду. Давид не отомстил Саулу, хотя жизнь того была в его руках несколько раз. Никто бы не осудил за это Давида, но он не позволил себе сделать это – он ждал, что Господь Сам управит. Саул не получил вреда от Давида – тот не стал проливать царскую кровь, но Господь все управил. Так и мы должны поступать в нашей жизни – полагаться на волю Божию, а Господь все управит. Нужно молиться, не озлобляться и просить помощи Господа. Здесь Давид и говорит: о Бозе сотворим силу, и Той уничижит враги наша. Как говорит нам Священное Писание, не мстите за себя, возлюбленные, но дайте место гневу Божию. Ибо написано: Мне отмщение, Я воздам, говорит Господь – Он Сам управит, и так, что всем это будет полезно. Конечно, нам хочется, чтобы все это произошло очень быстро, но есть момент нашего духовного воспитания, и мы должны помнить, что если Господь посылает, то для пользы каждого, кто участвует в том или ином процессе. И Господь явит Свою милость и утешение: Господь не хочет смерти грешника, Он хочет, чтобы человек понял, покаялся, пришел в разум истины – Он любит всех нас одинаково и для каждого хочет спасения.

Вот такой удивительный 107-й псалом. Здесь говорится и о богопознании, и о нашем отношении к процессам, которые проходят в нашей жизни. Будем помнить, дорогие братья и сестры, что скорби укрепляют нас; не нужно обижаться, искать помощи и возлагать надежду на человека, но всегда полагать свое упование на Господа, а Он все управит в нашей жизни. (Продолжение в следующем номере)

Записала:
Нина Кирсанова

 

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс: 32475