Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №29 (974) → Епископ Североморский и Умбский Митрофан. Вот что для меня было важным: что я сделал правильный шаг

Епископ Североморский и Умбский Митрофан. Вот что для меня было важным: что я сделал правильный шаг

№29 (974) / 1 августа ‘18

Архипастырь

Владыка, мы рады приветствовать Вас – и я уже в предвкушении очень интересной беседы: Ваши личность и послушание, жизненный путь, думаю, стал примером для многих наших сограждан. Известно, что Вы 26 лет провели профессиональным военным моряком на Северном флоте; расскажите, пожалуйста, когда начался Ваш путь к Богу – уже после службы, во время службы? У Вас есть какие-то духовные корни, духовные традиции?

– Дело в том, что я потомок профессиональных военных моряков: еще мой прадед служил с адмиралом Макаровым. Мой отец – капитан первого ранга, подводник, участник войны, и брат мой младший – тоже морской офицер в прошлом (сейчас он рукоположен в сан диакона). Мне на роду было написано продолжить династию.

Что касается пути к Богу, то это совсем уже иная стезя. В XX веке военная служба с путем к Богу никак не была связана, это было исключено.

Более того, нужно было состоять в партии.

– Безусловно, командир не мог быть не в партии: это уже было очень сомнительно и ненадежно, многое не доверялось, если офицер не вступал в партию, – а если бы он еще сказал, что он верующий, то его карьера закончилась бы: на моем веку были такие случаи, когда люди приходили к вере – и с ними однозначно расставались. Поэтому, конечно, приход к вере и мое служение профессиональным военным никак не были связаны. Тем не менее, первые шаги, я думаю, были связаны с морем.

Уже позже, когда я занимался историей Кольского Севера, житиями святых Кольского Севера (это была для меня особая деятельность – открытие того, что было от нас скрыто в течение XX века, святыней под спудом), я обнаруживал удивительные примеры морского богоискательства. Казалось бы, такая экзотическая область духовного искания, но, оказалось, она была очень развита на нашем Северном Поморье среди поморов, профессиональных мореплавателей Севера – то, что было открыто еще во времена кельтского, ирландского монашества: Брендан Мореплаватель, монахи на корабле, которые уходили искать неведомые земли для проповеди, а в общем, открывать для себя путь к Богу...

Я это все обнаружил, удивительным образом все это сохранилось в нашем поморском духовном наследии – я с ним соприкоснулся воочию: приняв монашеский сан в 2000 г. (я демобилизовался в 1997 г.), я пришел в полной мере к осознанию своего нового жизненного пути, нового выбора. И когда принял монашество и священный сан, я был верно и мудро отправлен служить в очень далекие поморские селения, недоступные, без дороги.

Приходским священником?

– Да, восстанавливать все разрушенные в XX веке, этим лихолетьем, древние деревянные поморские храмы, – чем я, собственно, и занимался в течение долгих лет. И именно там я для себя открыл, что есть, оказывается, определенный дух поморского мореплавания как некий образ богоискательства: уставы наших поморов всегда начинались с таких очень важных заявлений – например, прямо в уставе поморских мореплавателей написано, что человеку на море страшно, ибо он перед ним как перед Самим Богом. А поговорки? «Кто в море не хаживал, тот Богу не маливался»… Они это постигали ежедневно – тогда не было могучих лайнеров, сейнеров.

И даже могучие лайнеры порой терпят кораблекрушение.

– В том-то и дело, но в те времена они плавали на карбасах, сшитых корнями можжевельника (вот такие суденышки)... А что такое Север и как там меняется погода? И как там человек, который только что вот живет и рыбу добывает хорошо – и тут же уже понимает, что пришел смертный час? И это особое состояние духа, постоянной готовности предстать пред Господом, формировало совершенно особую генерацию людей. Представьте, одно дело хлебопашец, который стоит на твердой земле, все у него нормально, здоровье позволяет, он еще проживет, детей нарожает... А другое дело, когда человек каждый день выходит в море...

Видите, как получается: имел Господь замысел о Вас, и так произошло. А принимая монашеский постриг, Вы, наверное, даже и не думали, что, возможно, придется быть епископом и так часто бывать в Москве?

– Нет, – однозначно. Я думаю, тот, кто принимает монашеский постриг, собираясь стать епископом, напрасно тогда идет на этот путь. Путь монашества не предполагает никакой власти – это, наоборот, измена монашеским обетам, эта проблема всегда стояла в Церкви, и отцы об этом говорили и попускали просто по церковной икономии, что монахи становятся епископами, хотя по сути своей не должны они этим заниматься. Понятно, кто такой монах: какие там властные функции, какие там административные ресурсы? Он должен быть далек от этого. Поэтому я принимал монашество именно чтобы искупить свою предыдущую жизнь. Для меня это было важным.

Для меня было очень важным услышать ответ у святых отцов, что такое монашество: почему это не таинство. Часто задают такой вопрос: почему монашество не таинство? Куда бы выше? Человек такой шаг делает – почему же это не таинство? Оказывается, отцы говорят, что это очевидное таинство покаяния, только высшая его степень – выше невозможно покаяться. Вот что для меня было важным: что я сделал правильный шаг.

Мне очень хотелось покаяться в своей предыдущей жизни. Это не значит, что я был каким-то полным мерзавцем, нет. У меня была прекрасная семья. Надеюсь, что я выглядел вполне достойным офицером, но вся безбожность этой жизни, весь дух того мира XX века, Советского Союза вопили о покаянии. И я в полной мере согласен, что выше покаяться, чем приняв монашество, человеку невозможно: он умирает для прошлой жизни, он меняет даже имя, его уже нет, умер, скончался. Бывает, меня называют врачи, смотря в документы: «Алексей Васильевич». Я говорю: «Простите, Алексей Васильевич скончался, я очень прошу, не тревожьте прах покойного, называйте меня, пожалуйста, вот так-то и так-то».

...Когда я выполнял свой долг в знаменитом поморском селе Варзуга, расположенном среди скал (это древнейшее поморское село), я уже там все приготовил, место под рябинкой между двумя храмами, мною восстановленными, и уже меня называли Митрофан Варзужский. Я думал: вот когда-нибудь напишут так на моей могилке...

Храмы, наверное, приходилось восстанавливать и собственными руками?

– Ну конечно. И это чудо Божие – там же разоренные села, совершенно без копейки денег, люди живут на подножном корму: что выловили и что в лесу собрали (грибы, ягоды), то и есть, больше ничего нет. Сейчас-то уже по-другому, сейчас села ожили, слава Богу, время радикально меняется, но когда я туда пришел, это было полное уныние, такое было отчаяние у людей, что рухнуло то, чему они посвятили жизнь! Мы с вами даже не можем в полной мере прочувствовать, как люди в настоящей глубинке пережили катастрофу развала Советского Союза и крах тех идеалов, которым они честно служили. Я вот это застал там, увидел и только там понял, какая вообще произошла страшная катастрофа в истории нашей страны; она началась в 1917 году (не в 1991-м), а в 1991-м логично закончилась.

Вы стали епископом, прошли действительно интересный путь (это, наверное, материал для многих книг), сейчас Вы Правящий архиерей епархии. Североморск – база Северного флота нашей страны. Какая сейчас работа идет в Вашей епархии? Какие отношения с моряками (Вы не понаслышке знаете, что такое флот)?

– Безусловно. И мысль Его Святейшества в этом и была: вызвать меня из тех мест, куда я ушел, окончательно попрощавшись с флотом. Перевернув эту страницу, я никак не предполагал, что опять вернусь. Но я вернулся (конечно, на другом уровне, уже, видимо, с тем потенциалом, которым я могу поделиться с собратьями-офицерами).

А ведь действительно есть еще те, кто помнил Вас?

– Это уже уровень главкома нынешнего Владимира Ивановича Королёва, с которым мы в очень добрых отношениях; мы заканчивали с ним одно командное училище, но даже он младше меня – командующий флотом значительно младше. Это уже уровень генералитета. И, конечно, уровень понимания и моего взаимодействия с ними на сегодняшний день очень достойный. Нам не надо друг другу что-то объяснять, мы, как говорится, одной крови, и есть доверие с их стороны. Конечно, я очень ценю, что они доверяют мне – для них важно увидеть, что я не лгу.

Когда я принимал это решение, меня же многие знали, это целая когорта всех моих офицеров, вместе делавших карьеру, переходивших с должности на должность, друг друга знающих, это все единая общность – и вдруг один из них совершает такой шаг. Естественно, у всех возникает мысль: «Беда-то какая, надо же, такой был хороший офицер, и вот крыша у него поехала, ну, случается, что ж, всяко бывает» – и убедиться, что не крыша поехала, а что как раз я понял что-то большее, что они пока еще для себя не открыли, – для них это очень важно сейчас.

Когда Его Святейшество меня туда отправил, он именно с этой мыслью меня напутствовал: он очень надеется, что активная работа, которая сейчас идет в армии и на флоте по созданию института военного духовенства, получит новый импульс именно на Северном флоте. Что, собственно, я и пытался по мере своих сил исполнять. Уже 5 лет как я возглавляю эту епархию; именно на нашем флоте, на нашем опыте мы достигли необходимого уровня взаимодействия, взаимопонимания, в том числе и оформили необходимые документы.

Существует понятие «регламент работы священника» в течение дня, недели, месяца, года, чтобы командованию было понятно, чем занимается священник. И чтобы планы командования согласовывались, когда выделить время для работы, ведь график жесткий, там не вставить никакое мероприятие. Надо было всем немного подвинуться, как говорится. Мы же сталкиваемся здесь с двумя самыми ортодоксальными структурами России, то есть с теми, которые очень берегут свои традиции и не хотят ничего менять.

И даже похожи по некоторым моментам.

– Безусловно, похожи. Поэтому мы и можем найти общий язык, но у них свои проверенные уставы, своя форма, даже свой язык (корабельный, веками установленный). Они никогда не назовут туалет туалетом, а гальюном, это понятно, – я помню, отец придет домой: «Так, я в гальюн» (все думают, куда же это он собирается уйти, в какое страшное место с таким названием?).

То, что мы сейчас достигли, – это в определенном смысле образец для последующего внедрения в других направлениях работы военного духовенства. Северный флот и вообще весь флот и вся наша структура Вооруженных Сил работают сейчас в чрезвычайно напряженном режиме. Мы должны понимать, что те достижения, которые мы сейчас демонстрируем и которые стали очевидны всем нашим потенциальным друзьям или заклятым партнерам, не на пустом месте возникли, – это дается потом и кровью. Надо же понимать, что масштаб тех возможностей, которые имел флот того же Советского Союза, не идут в сравнение с нынешним флотом: от него осталась после 1990-х годов совсем небольшая часть. А задачи, которые сейчас ставятся, ровно такие же, как стояли перед флотом Советского Союза, который имел кораблей на порядок больше.

А сейчас не хватает?

– Сейчас просто ребята работают на износ. Англичане смеялись: вот там «Кузнецов» идет, дымит, да что может эта развалюха? А показали такой уровень, какой им и не снился. Наши священники в Сирии – это был первый опыт. Священники ходили на учения, на визиты, на присягу – ну что не пройтись? А на войну? Ходили в Чечне. А на морскую войну ходили? Не ходили. И это решение принималось на самом верху. Я доложил командующему: «Готовится отряд боевых кораблей, такая серьезная операция, а священник-то пойдет?». И вдруг все: «А точно, а как же так? А что же это мы? А давайте-ка на коллегию в министерство доложим». Все, срочно, немедленно – вопрос был решен моментально. Из отпуска вызвали даже священника (это было время отпусков), 4 месяца провел он там.

Это колоссальный опыт – как настоящий моряк в военном походе сопровождал, но это была нагрузка, запредельная для священника. Мы видим, как трудятся ребята, но мы увидели, насколько тяжело священнику: когда мы встретили нашего дорогого отца Сергия после 4-х месяцев работы, от него осталась треть. Я просто на него смотреть не мог без слез – он просто весь был изможден! И не физически, а морально: к сожалению (что ж мы тут будем неправду говорить), дух остался на флоте во многом прежний, советский, принципы взаимоотношений остались те же. Все это настолько заложено в командных училищах и передается по наследству, что изменить вот так, щелчком, невозможно.

Наша встреча происходит в преддверии Царских дней – торжеств, которые пройдут в Екатеринбурге совсем скоро. Знаю, что Вам эти дни очень дороги и что они для Вашей жизни не случайны. Расскажите, пожалуйста, свою историю, связанную с этим, с той эпохой до 1917 года.

– Так получилось, что моя семья в течение XX века жила под статьей Уголовного кодекса 58.10, туда попадали все, кто относился к категории «царская прислуга». Мой прадед был управляющим во дворце на Английской набережной, дом 53 (собственно, во флигеле этого дворца родились потом и мы с братом). Потом мы переехали на новые квартиры. И самое главное, что осталось от той эпохи, – это, во-первых, икона Великого князя, которую наш прадед сберегал. Он спас ее от громивших дворец революционных матросов, которые выкидывали абсолютно все из дворца с верхних этажей и жгли внизу, в нашем дворике. Эта икона хранилась у нас. Сейчас она передана в храм Серафима Саровского в Петербурге и является объектом большого внимания и поклонения. К ней обращаются многие. И приезжают специально на Серафимовское кладбище к этой иконе.

Она была написала в честь чудесного спасения императорской семьи в катастрофе 1888 года у деревни Борки, когда 44 человека погибли, а императорская семья чудесным образом оказалась абсолютно целой. Ради этого события была написана эта икона – она была любимой иконой Великого князя, и он не взял ее с собой в пермскую ссылку лишь только потому, что она большого размера, в тяжелом серебряном окладе. Это очень достойная икона. Она оставалась во дворце, и мой прадед ее сберег. Она у нас до 1960 года находилась дома, что, конечно, было очень опасным. Но она была за занавесочкой, чтобы никто посторонний ее не видел, мы ее берегли. Прадед погиб в блокаду, мы даже толком не знаем, где он захоронен, как все это происходило, и многого другого печального не знаем. Это одно.

А второе – это воспоминания моих бабушек, которые застали ту эпоху, застали князя. Те самые теплые слова, которые они говорили о нем, о его удивительном сердце, о его заботе, о его великодушии и доброте и какой-то абсолютно искренней отзывчивости к людям. Как они говорили, это очень редко встречалось в предреволюционные годы. Уже народ становился не тот, все чего-то хотели, где-то кричали, митинговали, все что-то требовали и готовы были все разрушить. И вот среди всего этого они встречались с Великим князем (они были тогда девочки-подростки), но эту любовь они передали мне. И я понял для себя, когда пришел в состояние верующего человека, что мой долг написать о князе. Я написал книгу, она так и называется «Икона Великого князя», то есть написал всю историю его жизни – это очень достойный человек, представитель завершающего периода российской монархии (вся семья Александра III – это просто золотые люди, то лучшее, что русский народ за тысячелетнюю историю Святой Руси мог подарить – и он подарил. И более того, они все стали мучениками, умерли за народ первыми).

Я вернулся недавно из Перми, куда ездил на замечательную встречу с Владыкой Мефодием. Мы очень подружились именно на тему почитания Великого князя Михаила Александровича, почитания архиепископа Андроника Пермского, который был замучен практически в один день с Великим князем – зарыт в землю живым. И это нас очень объединило – эти торжества, которые там были на столетие. Великий князь был убит первым – он представлял реальную опасность для новой власти, он имел колоссальный авторитет в войсках: его знаменитая «Дикая дивизия» была признана самым боеспособным подразделением Первой мировой войны, поэтому она стояла у него за спиной и они его спрашивали: «Князь, чего не зовешь нас? Давай наведем порядок, сколько можно терпеть это?». А он говорил, что не хочет крови, не хочет на престол, заливая Петроград кровью. Но если человек не проливает чужую кровь, значит, приходится пролить свою. Он это в полной мере исполнил.

Эти торжества для меня были очень важными, я увидел потрясающую степень почитания памяти. И, конечно, понимание вот этого Пермского, Екатеринбургского края как какой-то усыпальницы самых достойных людей – и Великой княгини Елизаветы, и князей Константиновичей. Это самые лучшие люди, то, что дала Романовская династия и вообще монархическая российская идея. Этого теперь нет. Кто-то сейчас говорит, что они наследники чего-то… Господь забрал это все, и мы не сможем это все вернуть, напрасно даже и мечтать. То есть народ оказался недостоин, и Господь лишил его этого. Это наш грех. Поэтому мы живем теперь в этом мире, и дай Бог нам прожить у жизнь по тем заповедям, которые оставили нам замечательные потомки последних монархических правителей России.

Записала:
Елена Кузоро

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс