Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №29 (974) → Протоиерей Алексий Ладыгин: Псалтирь всегда являлась утешением. Псалом 106

Протоиерей Алексий Ладыгин: Псалтирь всегда являлась утешением. Псалом 106

№29 (974) / 1 августа ‘18

Читаем Псалтирь

Продолжение. Начало в №8 (857)–№11 (860), №16 (865) 2016–№5 (902) 2017, №7 (904)–№29 (926), №33 (930)–№48 (945) 2017, №1 (946)–№17 (962) 2018, №20 (965)–№28 (973) 2018

– Дорогие братья и сестры, мы продолжаем изучать Псалтирь и сегодня поговорим о 106-м псалме, что имеет надписание: аллилуиа, 106. Аллилуиа – это хваление Бога. Хвалите Бога, призывает псалмопевец Давид, за Его неизреченные благодеяния роду человеческому в целом и избранному еврейскому народу, освобожденному из плена. Псалмопевец здесь пророчествует о будущем спасении, которое принесет на землю Сам Божественный Спаситель, избавив людей от дьявольского плена и от работы врагу рода человеческого. Поэтому псалом начинается такими удивительными словами:

«Исповедайтеся Господеви, яко Благ, яко в век милость Его». Принесите исповедание Богу за свои грехи и прославляйте Его, ибо Он благ, милостив и Человеколюбец и являет немало неизреченных благодеяний всему роду человеческому.

«Да рекут избавлении Господем, ихже избави из руки врага». Конечно, все прославят Господа, Который избавил человечество от рук дьявола, пленившего человека, досаждавшего немало, вводя его в страшные грехи, тем самым духовно опустошая.

«И от стран собра их, от восток и запад, и севера и моря». Кого собра Господь? Весь языческий мир посредством проповеди святых апостолов и ввел их в Церковь Христову. Собрал их от восток и запад, и севера и моря: морем, мы уже говорили, называется южная сторона – Палестина с южной стороны была окружена морем, и у евреев было принято вместо «юг» говорить «море».

«Заблудиша в пустыни безводней, пути града обительнаго не обретоша: алчуще и жаждуще, душа их в них исчезе. И воззваша ко Господу, внегда скорбети им, и от нужд их избави я». Пустыня безводная – это опустошенные человеческие души: дьявол их опустошил, и они пути града обительнаго не обретоша, то есть не обретали спасения. Алчуще и жаждуще, ибо они не были насыщены словами Священного Писания, не были утешены. В таком состоянии они воззвали к Господу, и Господь избавляет Пришествием Своим, утоляя жаждущие души Своим Божественным словом.

«И настави я на путь прав, внити во град обительный»: Господь наставил их через те Божественные слова, что апостолы проповедовали разным народам. Град обительный – это Церкви Христовы, которые были насаждены святыми апостолами по лицу всей земли.

«Да исповедятся Господеви милости Его и чудеса Его сыновом человеческим: яко насытил есть душу тщу и душу алчущу исполни благ». Господь насытил нас Своим Божественным словом, дал утешение – Он Сам сказал: «Кто жаждет, иди ко Мне и пей. Кто верует в Меня, у того, как сказано в Писании, из чрева потекут реки воды живой». Более того, Господь напитал нас духовно и исполнил всяческих благ через Свое Божественное Тело и Свою Животворящую Кровь.

«Седящыя во тьме и сени смертней, окованныя нищетою и железом». Весь языческий народ пребывал во тьме: не имел Божественного слова, не слышал Божественного гласа. Как говорят святые отцы, они были нищие добродетелью и окованы железом – собственными грехами. Вот в таком тяжелом состоянии находился весь языческий народ, впоследствии ставший народом христианским и обретший великие блага, которые Господь дает через Свои крестные страдания.

«Яко преогорчиша словеса Божия, и совет Вышняго раздражиша. И смирися в трудех сердце их, и изнемогоша, и не бе помогаяй» – весь народ находился в бедственном состоянии, так как не видел Бога, не знал Его, а избранный народ не слушался своего Господа и поэтому находился в бедственном состоянии. И Господь не помогал. Почему было бедственное состояние? Была гордыня, через это народ падал и уходил от Господа.

«И воззваша ко Господу, внегда скорбети им, и от нужд их спасе я: и изведе я из тьмы и сени смертныя, и узы их растерза. Да исповедятся Господеви милости Его и чудеса Его сыновом человеческим: яко сокруши врата медная и вереи железныя сломи». Здесь Псалмопевец прославляет Бога – четыжды в этом псалме мы услышим строку «да исповедятся Господеви милости Его и чудеса Его сыновом человеческим». Насколько Господь явил Свою милость и великие чудеса всему роду человеческому, сотворив славное. «И воззваша ко Господу, внегда скорбети им, и от нужд их спасе я» – Господь уже увидел, что страдание всего человечества подступило к самому верхнему краю, что человечество уже не могло пребывать в таком состоянии, и тогда Господь Сам приходит на эту землю, являя спасение всему роду человеческому: Сам спасает человека, Сам его искупает от работы вражьей, искупает у дьявола – и изведе я из тьмы и сени смертныя, и узы их растерза. Господь раздирает узы: «Яко сокруши врата медная и вереи железныя сломи» – более того, открывает двери ада, Сам спускается в ад и всех выводит, Он сокрушает оковы, которыми был опутан человек, который не мог увидеть Божественного света, ведь двери рая были закрыты. Господь сокрушает врата адские и выводит человека из ада.

«Восприят я от пути беззакония их: беззаконий бо ради своих смиришася. Всякаго брашна возгнушася душа их, и приближишася до врат смертных». Врата смертные – это врата, ведущие к смерти, те страшные поступки и грехи, которыми согрешает человек, и они ведут его к смерти. «Беззаконий бо ради своих смиришася» – человек приобретает смирение не только тогда, когда он ищет это смирение, но и когда находится в поступках или в таких делах, которые гнетут его.

«И воззваша ко Господу, внегда скорбети им, и от нужд их спасе я» – Господь слышит нужды человека, видит его скорби и, когда человек взывает к Нему, Господь посылает ему спасение.

«Посла слово Свое и изцели я, и избави я от растлений их. Да исповедятся Господеви милости Его и чудеса Его сыновом человеческим: и да пожрут Ему жертву хвалы и да возвестят дела Его в радости». Здесь опять прославляет Псалмопевец Господа, ведь посла Бог слово Свое: Словом называется Сын Божий – Бог послал Сына Своего, чтобы спасти человека, избавить его от растления, то есть от греха, и показать истинный спасительный путь, по которому человек пойдет и будет приобретать Царство Небесное. «И да пожрут Ему жертву хвалы и да возвестят дела Его в радости»: Псалмопевец призывает не только приносить жертвы Богу – приятная жертва Богу это еще и хваление, прославление Его не только устами, как говорят святые отцы, но и сердцем своим, ведь Богу приятны славословия и благодарения наши, когда они исходят из глубины нашего сердца, когда не только внешне, но всем существом мы прославляем Бога за Его великие благодеяния всему роду человеческому.

«Сходящии в море в кораблех, творящии делания в водах многих, тии видеша дела Господня и чудеса Его во глубине». Здесь, конечно, можно говорить, что Псалмопевец пророчествует о том, что Господь призовет апостолов из рыбаков: «Тии видеша дела Господня и чудеса Его во глубине» – действительно, они видели дела Господни, ибо Господь и проповедовал с моря, и творил чудные дела на самом море: и когда море волновалось, бушевало, они просили Господа выйти из лодки, чувствуя, что они люди грешные, и когда Петр шел по водам навстречу Господу, а Господь шел по воде и укротил бурю, – святые апостолы видели сами славные и удивительные чудеса, которые Господь творил на воде. В то же время мы можем говорить о корабле и море житейском. Господь дает нам возможность увидеть великие чудеса и благодеяния, которые Он направляет каждому из нас.

«Рече, и ста дух бурен, и вознесошася волны eго: восходят до небес и низходят до бездн: душа их в злых таяше» – здесь опять можно продолжить мысль о волнах: они могут быть и душевные – наше волнение или наша неровность может быть и разрушающей для нас, нисходить до бездн, но Господь милостью Своею укрощает эти волны, волнения нашей души, и когда мы обращаемся к Богу, всегда помогает нам.

«Смятошася, подвигошася яко пияный, и вся мудрость их поглощена бысть». Такова сила Божия: Он наводит бедствия, которые могут умалять или уничижать и мудрых – мы спасаемся не тем, что можем сами противостоять искушениям или можем победить бедственное состояние, в которое можем впасть и говорим, что нам не хватило мудрости. Здесь не в мудрости дело – и мудрый может не выйти из бедственного состояния, но нужно обращаться к Богу, и Господь все наши бедствия, если мы не ропщем, направляет во благо и Сам помогает, ведь у нас не хватит ни сил, ни мудрости самим противостоять бедствиям.

«И воззваша ко Господу, внегда скорбети им, и от нужд их изведе я: и повеле бури, и ста в тишину, и умолкоша волны eго» – так побеждается всякое искушение: мы сами не можем ничего противопоставить, мы действительно порой от бед и скорбей ходим как пьяные, ведь не можем победить их. Тогда мы должны молиться: молитва не только выведет нас из бедственного состояния, но будет спасать нас, так что мы не впадем в бедственное состояние, почему Господь и говорит: «Бдите и молитеся, да не внидете в напасть». От напасти мы можем избавиться только тогда, когда Господь нам будет помогать. Если же Господь отступится от нас, то нам ничто не поможет в этой жизни.

«И возвеселишася, яко умолкоша, и настави я в пристанище хотения своего». Святые отцы говорят, что мы всегда должны взывать: «Спаси меня, Господи! Помоги мне, Господи!», и это будет пристанищем хотения Господа: если мы общаемся с Богом, если обращаемся к Нему, то Господь всегда нам помогает.

«Да исповедятся Господеви милости Его и чудеса Его сыновом человеческим: да вознесут Его в церкви людстей и на седалищи старец восхвалят Его»… Святые отцы говорят, что здесь Псалмопевец называет седалище старец священство, которое восхваляет Господа. Но и все люди призываются к прославлению милости Господней и к благодарению за те чудеса, что Он дает всем людям: «Да вознесут Его в церкви людстей» – прославлять Господа в Церкви будут все народы земли. Мы никогда не должны забывать, но говорить всем, и близким своим, о тех чудесах, что Господь дает: Он ведь не только еврейскому роду дал Свои милости, щедроты, любовь, заботу, попечение, детоводительство, но каждому верующему человеку – рассматривая свою жизнь, мы должны благодарить Бога, ведь Господь дает нам очень и очень многое, милует нас, посылает нам Свои блага, спасает нас, дает Своего ангела-хранителя, спасает наших детей, наши кривизны исправляет напутствиями, которые дает нам в виде, может быть, бед и искушений… Любовь Божия неизреченна к каждому из нас, а мы должны просто приносить Ему свои исповедания, то есть исповедоваться в своих грехах, просить у Него прощения, и тогда Господь будет являть нам милость, и многие чудеса будут и в нашей жизни – и о тех, что есть, мы должны не умалчивать, но говорить в роде своем, своему потомству, своим близким, чтобы и они увидели, насколько человеку важно благодарить Бога, прославлять Его, быть верным Ему, стремиться исполнить Его заповеди. Господь такого человека будет ограждать, спасать и давать великие блага и милости в этой жизни.

«Положил есть реки в пустыню и исходища водная в жажду, землю плодоносную в сланость, от злобы живущих на ней. Положил есть пустыню во езера водная и землю безводную во исходища водная» – опять Псалмопевец говорит о языческих народах, ставших христианами. Это был народ очень страшный, невежественный, творил дела злые, поэтому Псалмопевец и говорит: положил есть реки в пустыню и исходища водная в жажду. Люди, которые должны были служить Богу и делать благое, стали пустыней, стали жаждущими. И Господь соделал этот народ из земли плодоносной в сланость – в соленую землю, на которой ничего не растет от злобы живущих на ней: души людей были настолько опустошены, озлоблены, что без чудного вмешательства Самого Бога ничего невозможно было бы сделать. Но Господь пришел, дал силы и благодать Святого Духа апостолам, они пошли по всей земле и проповедовали слово Божественной истины. И этот народ, который стал пустыней и жаждал, потому что соделался землей соленою, Господь напитал Своим учением и сделал народом христианским: «Положил есть пустыню во езера водная и землю безводную во исходища водная» – Господь напоил пустыню водою, ведь когда пустыня напояется водой, то там произрастает зелень. И в душах тех пустых людей, которые приняли христианство, стали произрастать добродетели.

«И насели тамо алчущыя, и составиша грады обительны: и насеяша села, и насадиша винограды, и сотвориша плод житен. И благослови я, и умножишася зело: и скоты их не умали». Грады обительны – это Церкви Христовы. Действительно, Господь благословил эти народы, умножил их. Скотами здесь называется народ Божий: Сам Господь называет Себя Пастырем, а нас овцами, то есть скотом Своим. Он никого не умалил, но всех благословил и умножил их зело через святых апостолов – здесь очень четко говорится об их проповеди и трудах, которые они понесли во славу Божию. «И насеяша села, и насадиша винограды, и сотвориша плод житен» – святые апостолы и ученики их шли и проповедовали слово Божественной истины, открывая сердца людей к принятию Божественного Спасителя. Люди принимали, тем самым Господь и благословил такой народ, и умножил зело, и не умалил весь народ.

«И умалишася и озлобишася от скорби зол и болезни: излияся уничижение на князи их, и облазни я по непроходней, а не по пути». Здесь говорится о князьях и царях, которые гнали христиан. Поэтому и говорит Псалмопевец: и умалишася и озлобишася от скорби зол и болезни.

«И поможе убогу от нищеты и положи яко овцы отечествия». Псалмопевец говорит, что помощь христианам все равно была: хотя были князья и цари – гонители, но Господь так соделал путь первых христиан, что спас их от всякого излишества, и они ничего не хотели иметь в этом мире. Поэтому такие внешние искушения, как гонения, ереси, помогали им укрепиться и соделаться достойными овцами отечествия, то есть Отца Небесного, – сделаться именно твердым, сильным народом Божиим.

«Узрят правии и возвеселятся, и всякое беззаконие заградит уста своя. Кто премудр и сохранит сия? И уразумеют милости Господни». Господь все управляет Своим Промыслом. Мы должны видеть, что в мире Господь все управляет по Своей воле, по Своей благости и ничего без воли Его не бывает: Кто премудр и сохранит сия? И уразумеют милости Господни. Мы должны рассуждать, что происходит в этом мире, как Господь заботится о человеке – о всем роде человеческом, призывает, дает Свою милость в нашей жизни. В этом и заключается премудрость: увидеть дела Божии и прославить Господа. А кто не будет видеть, тот не будет идти за Господом, не будет исполнять волю Его, и такого человека будут ожидать разные искушения и жизненные испытания. Такой человек будет ходить как пьяный по жизни, не зная, куда примкнуться: не будет чувствовать твердости почвы под ногами, его будет постоянно покачивать, пошатывать, он будет биться то об одну сторону, то о другую, и житейское море может его потопить. Спасительный корабль – это только верность Господу. Верность Господу – от научения, а научение – от нашей жизни, от наших родителей, от наших учителей и наставников, от Церкви Христовой, которая человеку напоминает о правильных жизненных путях, ведущих человека в Царствие Божие. Если человек будет с Богом, Господь его будет покрывать, защищать и все благое ему в этой жизни давать.

Вот такой удивительный, глубокий псалом, где говорится о Промысле Божием, Который заботится о земле, о всем человечестве и о каждом человеке: Господь никогда не оставляет человека, Господь никогда не изменяет Своим словам, но всегда исполняет Свое слово и все делает, чтобы человек пришел в разум истины и обрел спасение в земной жизни. (Продолжение в следующем номере)

Записала:
Нина Кирсанова

 

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс