Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №27 (972) → Архиепископ Петергофский Амвросий: Влияние воцерковления на личность человека

Архиепископ Петергофский Амвросий: Влияние воцерковления на личность человека

№27 (972) / 18 июля ‘18

Архипастырь

Окончание. Начало в №26 (971)

Должны ли мы читать Евангелие дома? Например, Царственные Страстотерпцы собирались вечером вместе, читали Евангелие и обсуждали прочитанное – может быть, так нужно делать в каждой семье?

– Евангелие для нас – источник той Благой вести, которая изменила жизнь всякого христианина; по крайней мере, должна изменить. Но она меняется не раз и навсегда. Однажды получив этот импульс, мы должны понимать, что нам надо ежедневно прибегать к этому источнику воды живой и ежедневно пить из него. Если мы прекращаем это питие, то начинаем просто засыхать – наша духовная жизнь превращается в засохшую ветку, мы перестаем плодоносить в этой жизни.

Действительно, многие христиане, по благословению своего духовника, ежедневно читают одну главу Евангелия, две главы из Деяний, потом апостольские чтения и заканчивают Апокалипсисом. И так по кругу, не переставая, в течение всей своей жизни, до последнего своего издыхания. Наряду с молитвенным правилом это, может быть, самое важное для нас: читая слова Евангелия, мы слышим слова Христа. Посредством Священной книги мы общаемся с Господом, слышим Его голос, который приходит к нам из самой вечности в сегодня – XXI век и обновляется в нашей жизни.

Человек, не читающий Евангелие, не знает Христа – это страшные слова и, верю, одновременно побуждающие, чтобы тот, кто не читает Евангелие, начал его читать. Человек, не читающий Евангелие, не может быть христианином.

Хочу напомнить телезрителям, что на нашем канале есть передача, которая называется «Читаем Евангелие вместе с Церковью»: каждый день мы читаем Евангелие сначала на церковнославянском языке, потом на русском и даем толкования святых отцов на чтение – вы можете смотреть эту передачу. Как я понимаю, процесс нашего воцерковления включает и чтение Евангелия, и молитву, и участие в общем деле – то есть в Литургии, и приходскую жизнь. И, таким образом, у нас не остается времени на свою жизнь, которую мы отделяем от жизни Церкви, и вся наша жизнь, так или иначе, подчинена не просто догматам или законам, которые нам навязывают, а является личным свободным выбором человека, выбором Бога в своей жизни.

– Безусловно. Приведу другой пример. Однажды мне рассказали о враче, который делал операцию одному из наших выпускников. Это была очень сложная и долгая операция, она длилась 12 с половиной часов. Я тогда спросил: «Как же врач? Все 12 часов стоял у операционного стола?». Мне ответили: «Он даже не мог никуда отойти, если ему надо было попить, ему передавали воду». И тогда я для себя понял: вот настоящая аскеза. А ведь такие операции у этого врача каждый день (и не одна). Может быть, не столь продолжительные, тем не менее, человек каждый день посвящает много-много часов спасению жизни ближнего. Он добровольно выбрал эту профессию, он не работает, а служит этой профессией людям.

Меня потрясла эта история – я довольно хорошо знал ситуацию. Я познакомился с этим доктором, светилом современной медицинской науки и удивительно скромным человеком в жизни; все, что я честно считаю его подвигом, он так не расценивал. И потом я подумал: как же бледно мы, священнослужители и миряне, смотримся иногда на этом фоне! Человек не ропщет, у него тоже есть семья, но он посвятил жизнь этому служению и самозабвенно, с полной самоотдачей не только делает операции, но развивает свои знания, делает даже открытия, которые применяет затем в своей медицинской практике и учит этому своих студентов.

Так же и христианин не может быть христианином только в церкви, напоказ, по форме: мы все должны идти по пути, ведущему к обожению, на вершине которого – совершенная любовь. А совершенная любовь готовится и смирением, и терпением, и всеми добродетелями, о которых мы говорим, но стяжать которые, могу сказать на собственном примере, очень трудно: вот она только что появилась – и тут же ее нет, и вновь ее ищешь... Это непрестанный процесс – нелегкий, но не тягостный: иго со Христом – благо, бремя легко. Если посмотреть со стороны, земным человеческим взглядом, это невыносимо. Как однажды сказал игумен Ватопедской оби-тели, если бы вы со стороны посмотрели на жизнь монахов Горы Афон, если бы там не было благодатного присутствия Пресвятой Богородицы, вы бы сказали, что это концлагерь: посвящать жизнь молитве, мало спать, мало есть и т.д. – мучение. Но благодать, наполняющая эту жизнь, полностью ее преображает – делает ее качество иной, и все тяготы становятся людям в радость, ибо они имеют опыт жизни во Христе. Когда человек переживет этот опыт, пройдя через трудности, тяготы, борения, бессонницу от проблем, хватаясь за молитву как за последнюю надежду, и Господь подаст Свою руку, а человек почувствует (конечно, не физическим осязанием) эту руку в своей жизни, тогда он готов идти за Христом на все.

Так и этот врач видит плоды своего служения людям, видит, как он спасает жизни, но не оценивает себя, а просто радуется, что спасена очередная жизнь. Но ведь мы тоже должны давать надежду на новую жизнь и быть источниками Евангельского благовестия – даже не через слово, не через убеждение, а просто самим быть образами Христа...

Один мой преподаватель Московской духовной академии, профессор Алексей Иванович Сидоров – прекрасный филолог, человек ищущий, – в какое-то время стал искать Христа, пытаться жить церковной жизнью. Он погружался в труды святых отцов, переводил их и считал, что погрузился в эту стихию. Но однажды увидел отца Иоанна (Крестьянкина) и понял, что в нем он увидел Христа, и понял, что все, что он до этого делал, не имеет никакой ценности: именно в этом человеке увидел то, что искал долгие годы. Это и есть воцерковление – быть таким, как отец Иоанн (Крестьянкин) или отец Кирилл (Павлов).

Вопрос телезрительницы Любови из г. Москвы: «Я изучаю Православие и встретила слова одного святого: человек, отрицающий образ Божий, «возревнует об образе зверином». Сейчас я читаю Игнатия (Брянчанинова), который сравнивает людей, не идущих за Христом, с малыми и большими животными. В моем окружении трудно встретить людей, которые бы это понимали и чувствовали бы необходимость идти за Христом этим трудным путем.

Будучи крещеной, изучая все это, я понимаю, что мы получаем семечко, которое должны взращивать в течение своей жизни, чтобы достичь какого-то богоподобия. Первый вопрос: что случится с душой человека, который был крещен, но не желает воцерковляться и идти за Христом? Второй вопрос, очень важный для меня (на своем опыте понимаю, как трудно верующему человеку взращивать это семечко: видя свои грехи, понимаешь, что бессилен их победить, повторяешь вновь и вновь, снова и снова каешься) – как не впасть в уныние от борьбы плоти и духа, подчинить плоть духовным законам и ощутить радость пребывания со Христом?».

– Мне кажется, Любовь, вы делаете не совсем правильный акцент – уделяете слишком много внимания своему несовершенству. Вы слишком акцентируете свое внимание на болевых точках и настолько сильно привязались к ним взором, что не хотите поднять глаза к Небу и увидеть Христа. Все, что не могут люди, может Бог: все невозможное человекам возможно Богу. Мы уповаем на Христа, а не на свои силы, не на то, сколько сделали поклонов, сколько молитв прочитали – эти подпорки нам необходимы, но не они определяющие в нашем спасении.

Мы спасаемся не своими делами, а благодатью Христовой – не исполнением Закона, который тоже очень важен в нашей жизни, а именно благодатью Христовой. Поэтому делайте то, что в ваших силах, и молите Бога, чтобы Он даровал вам прощение, Свою всесильную помощь, и радуйтесь тому, что обрели Его в своей жизни. Ведь если Бог за нас, то кто против нас? Зачем тогда унывать? С нами Христос, у нас нет никакого повода и причин зацикливаться на своей греховности и унывать: Христос пришел в этот мир, чтобы победить грехи, разорвать рукописание наших грехов, и Он это делает.

По поводу «семечка». Действительно, каждый из нас растит его в меру не своих личных трудов, а трудов, соединенных с благодатью Божией. Господь действует в нашей жизни, Бог действует в нас – Он идет впереди нас, а мы идем за Ним и всего лишь должны Ему содействовать: не Бог должен содействовать нам, а мы – Господу. Мы должны Ему, если так можно выразиться, помочь, чтобы Он смог вести нас дальше. Вот и все. Бог делает за нас очень многое.

Того, что мы делаем в своей церковной жизни, если мы действительно по-настоящему живем ею, – достаточно. Но если мы обращаем внимание на отвлеченные вопросы, не имеющие приложения к нашей личной жизни, то мы уходим иногда в сторону. Мне кажется, вопрос, что будет с людьми, которые крестились, но не живут церковной жизнью, тоже такого рода. Весь суд принадлежит Господу. Хочу напомнить последние слова Евангелия от Иоанна. Помните, как этот ученик, свидетельствующий Христа, спрашивает про Петра: «А сей же что?». А Христос отвечает ему: «Что тебе до него? Ты за Мной иди».

Наверное, на вопрос нашей телезрительницы я ответил бы именно такими словами: идите за Христом и не задавайтесь вопросом, «что будет с моей соседкой или с моей подругой?» – не осуждайте их, не пытайтесь погрузиться в их жизнь и копаться в их погрешностях или недостатках; идите за Христом – и будет вам радость и благо. Увидев, как вы идете за Христом, и все остальные потянутся за вами, если увидят в вас не уныние, а трезвую, осмысленную радость пребывания с Богом.

Приходя в церковь, мы думаем, чтобы все было должным образом: юбка в пол, закрыты плечи, надо вести себя так, чтобы все видели, насколько я верующий человек – очень серьезный и даже угрюмый. И когда вдруг видишь в храме улыбающегося человека, думаешь: почему он улыбается, что такое случилось? Как нужно вести себя в церкви, чтобы было легко и просто?

– Что касается внешнего вида, существуют правила, как и в других условиях: культурный человек не пойдет на серьезное светское мероприятие в кроссовках и джинсах, он обязательно наденет классический костюм. Тем самым он выражает уважение и к тем, кто будет на этой встрече, и, безусловно, к себе. В отношении церковного собрания тоже должны действовать некие правила. По крайней мере, это должна быть одежда скромная, целомудренная, не вызывающая нареканий.

Но я бы хотел здесь пояснить, что одно дело, когда мы предъявляем требования к людям, которые уже воцерковлены и знают традиции церковной жизни. Другое дело, когда те же требования мы (подчас очень агрессивно) начинаем вдруг предъявлять к людям, впервые переступающим порог церковного храма. Те требования, которые я предъявляю к своим студентам, более жесткие (ибо относятся к будущим священно– и церковнослужителям), нежели то, как я бы смотрел на людей, приходящих в наш храм извне. В академию женщины могут прийти и в брюках, и с непокрытой головой, и это не будет для нас неким смущением, соблазном и поводом делать им замечание. Эти люди должны сами дозреть.

Недавно я был в Феодоровском Государевом соборе Царского Села (советую тем, кто может туда съездить, обязательно посмотреть на красоту Царского храма, где молилась Императорская семья: храм восстановлен точно таким же, каким он был до его поругания; меня поразило не только внешнее благолепие этого настоящего русского храма, а атмосфера, которая в нем царит). Шла Божественная литургия, стояли люди, и зашли двое парней (видимо, «захожане») в шортах. Они купили свечи, очень благоговейно подошли к подсвечнику, поставили свечи, может быть, не очень умело перекрестились, поцеловали иконы – видно, что люди нечасто приходят в храм, но было очень приятно, как все остальные молящиеся взор свой устремляли горè, они молились, они предстояли перед Живым Богом – никто осуждающе не смотрел на этих парней, никто не подошел и не одернул их, никто не сделал грубого замечания; люди пришли в храм и поняли, что здесь атмосфера любви.

И такая атмосфера любви должна быть в каждом храме. Именно атмосфера любви приведет к тому, что потом люди будут приходить одетыми как положено, – без всяких замечаний, без всякого нравоучительства.

Вопрос телезрительницы из Московской области: «Я бы хотела поблагодарить Владыку за чтение утреннего и вечернего правила. С Великого поста я стараюсь не пропускать их и молиться вместе с Вами, Вы мне очень в этом помогаете. Еще я слушаю правило ко Святому Причащению. Мой вопрос связан с Евангелием: я читаю на церковнославянском языке, и, естественно, мне не все понятно. Я бы хотела попросить понятное издание, научный перевод на русский язык и толкования святых отцов, чтобы самостоятельно пытаться вникать во все это».

– Конечно, это Синодальный перевод Евангелия. Все остальные современные переводы выполняются сейчас филологами, но филологи не всегда обладают знаниями в области истории и Предания Церкви – в новом переводе Священного Писания Библейским обществом филологи даже не употребляют слово «благодать»: им неизвестно это слово, они его не понимают, поэтому искажается смысл Священного Писания. Потому я советую Синодальный перевод.

Еще я бы порекомендовал переводы архимандрита Ианнуария (Ивлиева), они изданы – конечно, это не все Священное Писание, а некоторые Евангелия. Сейчас мы готовим еще некоторые его труды, они, может быть, выйдут в 2018 или начале 2019 года. Он перевел и некоторые апостольские послания. Сегодня я уже говорил, что апостольские послания в нашей академии читаются именно в его переводе: они более доступны на слух по сравнению с Синодальным переводом, но ни в коем случае не искажают смысл в отличие от многих современных переводов людей, далеких от жизни Церкви.

Что касается святых отцов, думаю, поиск разнообразен – стоит только нажать кнопку на компьютере. На сайте Азбука.ру можно найти множество такого рода рекомендаций. Но классика – это, конечно, святитель Иоанн Златоуст, если вас устроит перевод, поскольку сделан он еще в XIX веке. Есть и многие другие.

Незаметно пролетело время эфира.

– О воцерковлении личности почти и не успели поговорить.

Как я понимаю, нам придется всю жизнь размышлять на эту тему.

– Вот что я хотел бы отметить: когда я постригаю человека в монашество, то вижу, что через какое-то время после пострига его личность очень сильно раскрывается. Не скажу, что в лучшую сторону, чаще даже в худшую. Мне кажется, когда человек приходит в Церковь, он попадает на такую почву, где все, что было в нем когда-то посеяно, начинает вдруг очень активно расти, и не только хорошее, но и плохое.

Жизнь в Церкви располагает человека к тому, чтобы он раскрыл свои таланты и очень умело употребил их для служения Господу – освятил их, очистил в покаянии и посвятил Богу. И даже в самом простом своем, обыденном режиме, будучи киоскером или продавцом магазина, – улыбался людям. Зачем христианину быть унылым? Мы должны радоваться.

Спаси Господи, Владыка, за Ваш визит в нашу студию. Дорогие телезрители, мы благодарим Господа за то, что у нас в гостях был архиепископ Петергофский Амвросий, ректор Санкт-Петербургской духовной академии.

Записала:
Ксения Сосновская

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 
Царские дни

Царская Семья. С любовью и доверием

12 личных историй об отношении к Царской Семье и помощи Святых Царственных Страстотерпцев.

 
Беседы с батюшкой

Иеромонах Макарий (Комогоров): О пользе чтения

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс