Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №26 (971) → Протоиерей Иоанн Кудрявцев: Как стать добрым?

Протоиерей Иоанн Кудрявцев: Как стать добрым?

№26 (971) / 10 июля ‘18

Беседы с батюшкой

Казалось бы, простой вопрос – что такое добро? Почему он требует особого внимания?

– Мне кажется, каждому очевидно, что такое добро. В этом вопросе очень глубокий смысл. Добро бывает разное и по-разному понимается людьми. Есть даже такая присказка – у каждого своя правда и свое добро. Попробуем разобраться, что же является истинным добром, не переменчивым, не обманчивым.

К сожалению, понимание этого не всегда приходит к человеку вовремя и является результатом многих жизненных ошибок, когда человек строит себе жизненные идеалы, считая, что это настоящее добро, а потом разочаровывается в них, и происходит много разных бед в его жизни из-за непонимания что такое настоящее добро. Так что тема, безусловно, очень важная, серьезная.

Что же такое настоящее добро и в чем его главное отличие от ложного?

– Сейчас я скажу о святоотеческом понимании добра, и многим оно, наверное, покажется очень узким, многие скажут, что это о том же самом и, может быть, даже выключат телевизор. На самом деле об этом стоит задуматься каждому. Парадоксально, но факт, что настоящее добро может быть только в Боге. Как говорил Тихон Задонский, высшее добро есть Христос, и все, что ведет человека ко Христу (заповеди и установления Божии), и есть настоящий путь к добру – к Богу. Все остальное добро является ложным.

Можно спросить: а почему? Неужели все так плохо в нашем мире, что все остальное, кроме Бога, ложно? Безусловно, так. Естество человека было создано прекрасным и добрым, и замысел был в том, чтобы создать человека совершенным и чтобы он стремился к дальнейшему совершенствованию, но получилось так, что после греха первых людей все в человеке исказилось, и понимание добра тоже исказилось. И теперь человеку нужны заповеди Божии, чтобы к добру вернуться. Ему нужен подвиг – исполнение заповедей. Без этого невозможно достичь добра.

Говоря о том, что такое настоящее добро и как его достигать, человеку необходимо увидеть себя самого. Каковы условия для этого? Первое условие – осознание того, что во мне самом царствует зло. Как ни странно, но отправная точка для того, чтобы делать добро, – увидеть в себе зло. Надо понять, что без Бога я не могу делать добро. Без Бога, даже если я очень хочу добра, я все равно возвращаюсь в состояние греха, зла. Об этом прекрасно сказал апостол Павел: то доброе, что хочу делать, не делаю, а то злое, что не хочу, совершаю. Этот страшный закон действует в каждом человеке. И пока ты это не увидишь в себе, никогда не начнешь делать настоящее добро.

Отец Иоанн, не могли бы Вы привести конкретные примеры, чтобы было более понятно и наглядно, что такое ложное и что такое истинное добро?

– Очень хорошо, что вы задали вопрос о ложном добре. Это очень серьезно и очень важно. Настолько важно, что святитель Игнатий (Брянчанинов), например, говорит: не делай тех дел, внешне добрых, которые не соответствуют заповедям Божиим, потому что это ложное добро приведет тебя в состояние поврежденности. Примеров этому очень много и в частной, и в общественной жизни, когда, например, ради великих идеалов совершаются революции, ради равенства и свободы людей уничтожаются тысячи и миллионы ни в чем не повинных страдальцев. Здесь вскрывается суть ложного добра – то, что на самом деле в корне его лежит зло. Потому что в корне не желание служить Богу, а желание служить самому себе – желание власти, славы, гордыни.

И в частной жизни есть много примеров ложного добра. Например, в том, как мы воспитываем своих детей. Любой родитель хочет, чтобы его дети получили прекрасное воспитание, образование, стараются отдать их в лучшую школу, может быть, отправить учиться за границу, стараются, чтобы затем дети приобрели хорошую работу и отличный заработок. Но родители часто забывают о том, каким будет духовное состояние в этих условиях. И если в элитной школе он не получит ничего, кроме множества знаний, не получит ни нравственного, ни духовного воспитания, то эти знания обратятся против него самого, потому что он вырастет гордым всезнайкой, который будет унижать всех людей, считать себя самым умным, самым совершенным. В результате такой человек просто не сможет жить среди людей, не сможет делать никакого добра. Получится горе от ума: он много знает, а никакого добра не совершает.

Завышенные требования к жизни тоже могут привести человека к краху, падению?

– Конечно, ведь любое действие имеет цель. Если цель – угодить Богу, исполнить какую-то из заповедей Божиих, тогда это преображает человека и делает его еще сильнее и добрее. А если цель ложная, обманчивая – самоутверждение, гордыня, желание славы, успеха, богатства, то это повреждает человека, ломает его как личность, делает нес-частным, обделенным и злым. Потому что зло – это отсутствие добра.

Человек нередко встречает препятствия, когда творит добро. Как бороться с препятствиями – внутренними и внешними искушениями – на пути делания добра?

– Сегодня был вопрос о молитве. Молитва – величайшее добро для человека, потому что она дает человеку возможность общаться с Богом. Молитва – самое главное средство делания добра, потому что она помогает победить зло внутри себя, победить внутренние искушения, приобрести внутренний мир. И тогда уже совершать внешние дела. Первое, чему должен научиться человек, – молиться. И научиться молиться правильно – не с фарисейской мыслью, какой я праведник, какой хороший, не такой, как все люди: я молюсь. И не с мыслью о том, что я сейчас помолюсь – и Господь все сделает по моей молитве. Это тоже мысль ложная, гордая. Но молиться надо со смирением – с чувством своей немощи и в то же время с чувством, что я не могу жить без поддержки, ничего не могу сделать без помощи Божией. Тогда душа человека все время стремится обращаться к молитве, потому что постоянно нуждается в поддержке и помощи. Вот первое добро, которое может совершать человек.

Для молитвы не нужно никаких особых условий: где бы ты ни находился, везде можешь совершать эту добродетель – молитву. Но совершать ее правильно, как заповедует Церковь, – со смирением, осознанием своей немощи и в то же время с осознанием милосердия Божия. Когда человек молится без этого, его молитва превращается в величайшее зло – она может стать для него источником разных искушений, вплоть до сумасшествия. Много таких примеров, когда люди неправильно молятся и потом заканчивают свои дни в психиатрической больнице, это следствие неправильной молитвы – горделивой и тщеславной.

Мы говорили, что в некоторых сектантских сообществах молятся с восторгами и песнями, с мыслью: мы спасенные, очищенные, необыкновенные, радостные. Но это самообман, прелесть, это очень повреждает духовное существо человека и уводит далеко-далеко от добра.

Как конкретно помогать молитвой себе в делах? Надо хорошо помолиться перед каждым делом либо постоянно подкреплять себя Иисусовой молитвой? Как молитва должна помогать в каждом деле?

– Очевидно, что молитва должна быть непрестанным деланием человека. Но бывают разные образы молитвы. Есть молитвенное правило, когда, отложив все дела, мы встаем перед иконами и молимся. Особенно важно совершать это правило утром, когда все твои чувства свежие, ты отдохнул и можешь направить все силы на молитву. Кроме молитвенного правила, есть еще чтение слова Божиего – это тоже молитва. Чтение святых отцов – тоже молитва, размышление о тех путях, которыми ты должен идти к Богу.

Хорошо в течение дня, когда имеешь возможность, совершать про себя какую-то краткую молитву, перед всяким делом, в дороге, трудной ситуации – всегда мысленно обращаться к Богу. Это так называемая молитва своими словами. Можно молиться и так.

Все эти образы молитвы должны дополнять друг друга, но при этом необходимо, чтобы у человека всегда была жажда Бога, стремление к Богу. Потому что если этого нет, а есть механическое чтение молитв, то это может повредить, ведь человек воспринимает молитву как формальное действие, которое должно ему помочь, как заклинание, что должно дать ему успех. Это совсем не то, к чему нас зовет Церковь. Это вредно, потому что человек становится формалистом, перестает чувствовать дух молитвы, а молится формально…Такая молитва только вредит.

Безусловно, внутреннее содержание молитвы – это покаяние. У нас очень много забот, проблем, нужд, и все свои нужды мы вкладываем в молитву, но главное содержание внутренней молитвы – покаяние. «Господи, помилуй меня грешного! Господи, очисти меня. Господи, исцели меня от поврежденности грехом!» – вот главное содержание молитвы. Тогда молитва становится средством достижения добра, средством покаяния, очищения души от греха.

Молитва является орудием против внутренних искушений, а как бороться с внешними искушениями – обстоятельствами, мешающими человеку творить добро?

– «Блюдите, како опасно ходите», – говорит Господь. Действительно, вокруг много искушений. Христианину необходимо быть очень внимательным, чтобы самому не поддаться искушениям и не стать для кого-то поводом ко греху.

Есть определенный строй христианской жизни, который для того и установлен, чтобы человек мог избегать искушений. Во-первых, это молитвенное правило. Во-вторых, воздержание – не лезть, куда тебя не зовут, не в свои дела, не любопытничать, не празднословить, не говорить лишнего, не объедаться. Сохраняй воздержание, сохраняй осторожность в словах. Будь внимателен к каждому. Понимай, что у каждого человека есть свой внутренний мир, который ты можешь повредить. Старайся его не нарушать. Старайся исполнять заповеди Божии. Старайся исполнять свое слово.

Ежедневное исполнение заповедей Божиих, осторожность, внимательность как раз и позволяют избегать искушений. Помните, в послании апостола Иакова есть слова о том, что Бог не искушает никого, а каждый искушается своей похотью. То есть источник искушений – сам человек, когда он попадает в некую ситуацию, где проявляется страсть, находящаяся внутри его самого. Человек должен, прежде всего, следить за самим собой и чувствовать: если в этой ситуации у меня появляется определенная страсть, я не должен уже допускать себя до этого. Для кого-то это чрезмерное употребление вина, для кого-то – смотрение телевизора, а для кого-то лишние разговоры. И каждый должен смотреть за собой. Если ситуация приводит к нарастанию какой-то страсти, значит, надо остановиться и сказать: «Нет, это не для меня». Хотя, может быть, греха здесь еще не было, но уже есть повод для какой-то страсти. Постоянное внутреннее самонаблюдение, соединенное с молитвой, и помогает человеку избегать искушений.

Но самое главное, что нас защищает, – это благодать Божия, которая дается в церковных таинствах – таинстве Покаяния, таинстве Святого Причастия, необходимых каждому из нас. Когда спрашиваешь людей, когда они последний раз причащались, большинство говорит, что в лучшем случае в прошлом году на Пасху или, может быть, несколько лет назад. Наша беда в том, что мы не понимаем, в чем источник нашей силы, защиты, нашей помощи в искушениях. Это Причащение Святых Христовых Таин, оно помогает нам сохраниться среди искушений, сохранить внутренний мир, чистоту, сохранить веру в Бога. Эти средства и помогают нам преодолевать искушения.

Может ли человек самостоятельно определить, ложное или истинное добро он творит? Где ориентиры?

– Слава Богу, заповеди Божии изложены очень просто. Эти простые заповеди и есть ориентиры – не делай так, а делай так. Есть ветхозаветные заповеди, которые никто не отменял, они остаются для нас в силе. Есть заповеди новозаветные, заповеди блаженств: блаженны нищие духом, блаженны плачущие, блаженны чистые сердцем, блаженны алчущие и жаждущие правды, блаженны кроткие. Вот путь, что нам указывает Господь, по нему мы можем идти, чтобы совершать настоящее добро. Потому что любое настоящее добро приводит человека к Богу. Если мы чувствуем, что идем к Богу, тогда идем правильно. Если мы отходим от Бога, уходим в самоутверждение, гордыню, тогда нам надо очень встревожиться за свое состояние и вернуться назад.

Конечно, бывает, человек уверен, что делает добро ради Бога. Помните, как сказано в Евангелии: в последние времена люди будут убивать Бога и считать, что они делают это ради Бога. Здесь возникает вопрос: как отличить, делаешь ли ты это ради Бога или ради самого себя? Но у нас есть слово Божие, с которым мы должны сравнивать свою жизнь. Мы молимся Богу, очищаем себя покаянием, и тогда сердце, очищенное покаянием, в состоянии почувствовать, где добро, где зло. Человек, который освящается церковными таинствами, в состоянии отличить, где добро и где зло. Потому нам и необходима церковная жизнь, церковная молитва, чтобы Церковь и была для нас руководящим кораблем спасения и мы понимали, где находимся и в каком направлении двигаемся.

Каков первый шаг на пути творения добра?

– Давайте вернемся к началу нашего разговора – с чего начинается добро? Добро начинается с Бога. Добро – это Сам Господь. Добро – это исполнение заповедей Божиих. Поэтому творение добра начинается, прежде всего, с веры в Бога. Как к человеку приходит вера в Бога, приходит и покаяние. Это два основополагающих момента начала духовной жизни человека – вера и покаяние. Когда человек чувствует, что Господь есть, что Он не просто безликая сила, но любовь, которая обращена к нему самому, тогда в свете этой Божественной любви он понимает, что не достоин ее, потому что презирает ее и отвергает ее счастье. И когда в сердце приходит ощущение недостоинства, тогда приходит покаяние, желание вернуться к любви, пребывать в ней и приумножать ее в самом себе. Тогда начинается путь делания добра – путь исполнения заповедей Божиих. В человеке появляется жажда исполнять заповеди, всегда быть с Богом, трудиться для Него.

И как только появляется любовь к Богу, появляется любовь к ближним, сострадание к людям, осознание того, что они тоже находятся в трудном состоянии борьбы со злом, в которой человек часто проигрывает. Осознавая, насколько трудно бороться со злом, более снисходительно относишься к чужим грехам, порокам и недостаткам. И с этого начинается путь делания добра, необходимое условие которого – смирение. Что бы человек ни сделал, сколько бы лет он ни подвизался, ни трудился, он должен понимать, что находится только в самом начале пути, только-только начинает свое доброделание.

Имеет ли значение, большие или малые добрые дела совершает человек?

– Наверное, не имеет значения. Дело не в том, каков внешний эффект этого добра, а в состоянии сердца человека. Не зря говорится, что Господь приветствует даже наши намерения. Если у нас только появилось намерение сделать добро, Господь уже принимает это. Если добро появилось в сердце, значит цель уже достигнута. Конечно, любое дело надо доводить до конца, но главная цель – это научиться любить, научиться желать добра, пребывать в нем. Уже не так важно, каковы будут внешние атрибуты добра, они у всех разные. Кто-то имеет такие возможности, что может строить детские сады, больницы и школы. Казалось бы, это большое добро. На самом деле, если ты сделал маленькое добро (например, не нахамил ответно в автобусе, когда тебя обругали, сдержался или простил), то, может быть, это добро даже выше, нежели то, когда человек построил детский сад или школу. Потому что такой человек победил зло внутри себя. А сделать внешнее добро проще, нежели победить зло внутри. Поэтому не имеют значения внешние масштабы добра, имеет значение состояние сердца человека.

Как делание добрых дел сказывается на посмертной участи человека?

– Об этом говорит преподобный Ефрем Сирин, великий подвижник, аскет, боговидец, богослов, молитвенник. Он говорит о том, что мы ничего не возьмем с собой в тот мир, кроме добрых дел. Потому что Господь будет судить нас по добрым делам. Именно добрые дела являются воротами в Царство Небесное. Вспомните евангельское чтение о Страшном Суде Христовом, которое мы слышим накануне Великого поста. Там Господь судит все человечество по единственному признаку – по признаку милосердия и добра. Если вы совершили добро (навестили больного, посетили заключенного, накормили голодного), то войдите в радость Отца Моего Небесного – так Господь говорит праведникам. А другим говорит: вы не посетили больного, не накормили голодного, не утешили страждущего – отойдите от Меня в геенну огненную, потому что не было у вас добрых дел.

Добрые дела и являются для нас нетленным богатством, которое мы приобретаем для жизни вечной. Только это наше настоящее сокровище. Что бы мы ни собирали в жизни, каким бы имуществом ни обладали, все это остается здесь, на земле, а добрые дела идут с нами в вечность. Поэтому добрые дела необыкновенно важны для нас с вами, для того, чтобы наследовать жизнь вечную. И это не только понятие будущего. Когда человек делает добро, он уже здесь, на земле, ощущает вечную жизнь, Царство Небесное. Если хочешь ощутить Царство Небесное сейчас, сделай настоящее добро со смирением – и будешь чувствовать себя как в раю, как в Царстве Небесном. Это признак того, что добрые дела открывают для нас вечность.

В заключение скажите несколько пожеланий нашим телезрителям.

– Я хочу пожелать всем телезрителям провести оставшееся время поста в делании добра. Потому что пост – это время особого доброделания, это время, когда мы путем молитвы и воздержания созидаем внутри себя добро и потом можем воплотить его в добрых делах для своих близких. Не теряйте времени поста! Это благодатное время для того, чтобы научиться делать добро и стяжать добродетели.

Всем хочу пожелать сил, помощи Божией, чтобы Господь укреплял и радовал нас на этом пути, чтобы мы чувствовали утешение и радость от того, что стараемся совершать добро – исполнять волю Божию.

Записала:
Ксения Сосновская

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс: 32475