Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №25 (970) → Архимандрит Савва (Мажуко): Друг Христов

Архимандрит Савва (Мажуко): Друг Христов

№25 (970) / 3 июля ‘18

Свет невечерний

Друзья мои, какие красивые, чудесные, интересные и утешающие слова – «друг», «дружба»… И мы с вами помним наставления святого апостола Петра, который в своем Послании говорил: «…да владычествует в сердцах ваших мир Божий, к которому вы и призваны в одном теле, и будьте дружелюбны» – призывал к дружбе.

Но в Священном Писании слова «дружба» и «друг» встречаются не часто: если мы внимательно присмотримся к текстам святых евангелистов, то увидим, что только у евангелиста Луки э оно употребляется чаще, и то только в притчах. А в Евангелии от Иоанна – самом чудесном, самом богословском, самом таинственном – слово «друг» употребляется всего лишь 6 раз! Представляете? Такой важный текст, такой жизнеутверждающий, почему же дружбе евангелист Иоанн уделяет так мало внимания? Это очень странно.

Евангелист Иоанн Богослов был скуп на слова, и весь лексикон его Евангелия составляет лишь тысячу слов. Отчего эта скупость? Об этом можно долго говорить и размышлять, но, я думаю, это связано и с тем, что, пожалуй, в человеческой речи нет другой темы, настолько затертой до дыр разными шаблонами и приевшимися фразами, как тема дружбы. Обратите внимание: когда мы начинаем говорить о дружбе, о том, что действительно важно и дорого для нас, что, если угодно, есть самое уязвимое место человеческого опыта, где мы очень боимся ошибиться, где ранения, ожоги души настолько сильны, что мы боимся упоминать… Это все о дружбе – о том, что приносит великие утешения и великие огорчения и скорби.

Так вот, апостол Иоанн Богослов лишь 6 раз употребляет слово «друг» – видимо, слово, очень дорогое для него лично: передавая первый раз – речь Христа об Иоанне Предтече, в другой раз – знаменитые слова Христа: «Лазарь, друг наш, умер». Такое словоупотребление понятно: кто как не Иоанн Предтеча может быть назван другом Христа, – тот самый друг Жениха, положивший душу за своего Учителя, Наставника, Мессию, который так растворился в своем служении, что потерял себя? Мы знаем об Иоанне достаточно мало: он весь как бы превратился в свое служение, стал Крестителем, Предтечей – это его главные имена, а личное имя как будто бы оказалось в тени этого служения.

Так вот, друзья мои, все остальные случаи употребления слова «друг» относятся к последней беседе Христа со Своими учениками. Это очень важная беседа, которую любимый ученик Христа Иоанн Богослов приводит слово в слово – это очень длинная речь, которая растягивается на несколько глав, и в 15-й главе мы читаем наставление о любви: «Заповедь новую, – говорит Господь, – даю вам, да лю´бите друг друга». Речь идет о заповеди нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих (Ин. 15, 13). С одной стороны, Христос говорит о заповеди, с другой, ставит эталон этой заповеди: самая высокая черта этой братской, дружеской любви – если ты душу свою за друга полагаешь.

Христос в этой фразе, очень важной для нас и знакомой каждому христианину, говорит и о Своем служении, ведь и Господь так возлюбил человека (и это удивительно!), что отдал Себя на смерть ради друзей Своих...

Вы друзья Мои, если исполняете то, что Я заповедую вам (Ин. 15, 14) – здесь он называет Своих учеников друзьями. Для нас это очень важно, ведь нельзя называть учеников друзьями – мы и не дерзаем на это. Как себя обычно называют христиане? «Раб Божий, раба Божия»… (Я даже знал одного священника, который обращался к своим прихожанкам не иначе как «раба»: «Раба, пойди сюда! Раба, вот тебе благословение!» – конечно, он шутил, я не могу себе представить, чтобы человек всерьез произносил это слово, не боясь оскорбить другого человека; тем не менее обычно мы ставим акцент на этом слове – «раб»).

Но что происходит в беседе Христа со Своими учениками? Это очень важный момент. В 15-м стихе 15-й главы мы читаем фразу, которая, как мне кажется, совершила революцию в отношениях человека и Бога: Я уже не называю вас рабами, ибо раб не знает, что делает господин его; но Я назвал вас друзьями, потому что сказал вам все, что слышал от Отца Моего (Ин. 15, 15)… Я назвал вас друзьями – если обычный человек нарекает имя, например, своему малышу, это священнодействие; обычно эту честь отдают главе рода или отцу семейства – когда вы выбираете имя человеку, это особое состояние.

Есть люди, которых мы называем поэтами, у них имеется преимущественное право давать имена. Вот Александр Блок в одном из своих замечательных стихотворений так говорил о своем творчестве: «Ведь я – сочинитель,

Человек, называющий все по имени,

Отнимающий аромат у живого цветка» – поэт дает имя, и в этом есть какое-то таинство нарицания. Так вот, Господь в Своей речи совершает как бы актуальное действие – действие нарицания. Он Своих учеников переименовывает из рабов в друзей, и для нас это важно – ведь и мы ученики Христовы, и мы друзья Его.

Что для нас означает – быть друзьями Бога? И что значит услышать это нарицание от Того, Кто сочинил этот мир, от Поэта по преимуществу, Того, Кто дал нам новое имя, нас переназвал: мы больше не рабы, не просто слуги, а друзья Божии. Это звучит утешительно, с одной стороны: быть другом Богу – это здорово, это, знаете, ободряет, но если мы, как люди опытные, взрослые, до конца продумываем эту мысль, то понимаем, что это ведь очень ответственно – быть другом Богу. Дружба – это вообще опасное занятие.

Господь сообщает Своим ученикам, что Он их перенарек, переназвал, когда идет на смерть: Он зовет их на принятие этой Жертвы, предрекая и им скорби, гонения и утраты, которые они должные понести ради Его имени, учения, ради своего Друга, в конце концов. Они должны пройти тем же путем, которым прошел друг Жениха Предтеча, или путем друга Христа Лазаря, который, чтобы явиться знамением, должен был пройти через смерть и воскресение – через самую подлинную, настоящую смерть, которая была связана с тлением. И мы знаем, что почти все ученики Христа приняли мученическую смерть – из 12-ти только апостол Иоанн Богослов избежал этой участи, прожив долгую жизнь в гонениях, лишениях, будучи свидетелем до конца своей жизни.

Вот, друзья мои, когда Господь нарекает нас этим удивительным и ободряющим именем друзей Христа, Он призывает нас к мужеству, ответственности, свободе – только между свободными возможна дружба. Мы уже не рабы, поскольку Господь с последней серьезностью относится к нашей свободе – Он эту свободу признает, подчеркивает это признание, ставит нас равносубъектными Самому Себе, и мы можем прямо смотреть Ему в Лицо: Он наш Брат, Он наш Отец, но самое главное, Он наш Друг. И это возлагает на нас удивительную ответственность, но, с другой стороны, дает нам самые потрясающие дары Духа Святого и благодать быть верными Ему до смерти.

Записала:
Мария Матуленко

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

В других номерах:

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс