Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №25 (970) → Митрополит Новосибирский и Бердский Тихон: Гора Афон

Митрополит Новосибирский и Бердский Тихон: Гора Афон

№25 (970) / 3 июля ‘18

Архипастырь

1 000 лет пребывает русское монашество на Афоне… Как зародилась «православная республика» на Святой Горе, с какими событиями связано ее появление?

– История Афона древнее, чем 1 000 лет: мы знаем из церковного предания, что Сама Пресвятая Богородица появилась на Афоне случайно, по нашим человеческим понятиям, – Она ехала к другу их семьи, праведному Лазарю, епископу Китийскому, на Кипр, и поднялась буря в Средиземном море, и корабль прибило к Афону, где были олимпийские капища, служители олимпийских богов, и Она их обратила в христианство. Считается, что на том месте, куда причалил корабль с Матерью Божией, стоит великая лавра Преподобного Афанасия. Его память празднуется в июле вместе с преподобным Сергием Радонежским. Говорят, что в стенах монастыря можно увидеть даже идолов олимпийских богов. Очень строгий монастырь, красивый, древний, но нас интересует, когда появились русские на Афоне.

Поскольку церковная археология тоже существует как наука, для науки нужны факты, записи, летописи, – и в летописях Афона есть указания, что 1000 лет назад игумен Герасим из монастыря Ксилургу (греч. ξυλουργός – «плотник» или «древодел») произвел какие-то там действия, и это было записано в Афонской летописи… Приехали русские – они, конечно, были профессионалы в работе с деревом и, я думаю, они не только храмы, монастыри строили, но какие-то еще поделки делали – надо было на что-то жить, и они, наверное, это делали, чтобы пропитаться. И я думаю, что греки тоже заказывали им какие-то деревянные изделия, может, часовни, храмы, жилые кельи, постройки. И с этого времени мы ведем отсчет русского присутствия на Афоне.

Потом на протяжении всей истории Русской Православной Церкви все время наше монашество подпитывалось именно со Святой Горы Афон, и мы знаем, что первый русский монах, который принес афонскую традицию монашества в Киев, – преподобный Антоний Киево-Печерский. Он жил на Афоне, но святые отцы благословили его прийти на Русь и принести монашество в новую страну, принявшую Крещение. И он, усовершенствовавшись там, пришел в Киев и на берегу Днепра выкопал пещеры, поселился, к нему пришли братия.

И мы знаем, что монастыри на Руси были центрами духовного просвещения, здесь были главные школы летописцев, наших историков. Мы знаем, что преподобный Нестор – летописец Киево-Печерский, первый художник – преподобный Алипий (Алимпий) Киево-Печерский, наш легендарный воин преподобный Илия Муромец тоже нашел свое упокоение в Киевских пещерах. Их мощи целы, и даже в советские время, когда лавра была закрыта, туда можно было прийти, приложиться, служители музея не возбраняли, чтобы паломники могли посетить пещеры. А сейчас там уже находится резиденция блаженнейшего митрополита Онуфрия, возглавляющего Церковь Украины.

Мы знаем, что в свое время и преподобный Сергий Радонежский поддерживал контакты с афонцами, с Византией (Афон – это частичка Византийской империи). Хотя он находится на территории Греции, там есть свой губернатор Афона, есть своя таможня в местечке Дафни – когда приезжаешь посетить Афонские монастыри, там надо брать разрешение для мирян, для священнослужителей, а для епископов еще надо брать благословение Патриарха Константинопольского, чтобы посетить Афон – афонцы напрямую подчиняются Константинопольскому Патриарху, Вселенскому.

Представители каких Церквей населяют «православную республику»?

– Если мы считаем, что монашество существовало с первого века христианства, то с древних времен народы и страны, которые присоединялись к христианству, посылали своих представителей на Афон, создавали монастыри; мы знаем, что доныне сохранился Иверский монастырь, где жили грузины, его основавшие, – но сейчас там грузин нет, там только греки. Мы знаем, что есть Болгарский монастырь, есть Сербский монастырь. Может, были и другие, но поскольку это православное монашество, то уцелело только из православных стран.

И, конечно, самое большое представительство монашества было из России. В 1903 году русских монахов там насчитывали около 5 000 человек, было много скитов – не только Пантелеимонов монастырь. Сама обитель Ксилургу была там на горе, выше. А потом русские монахи перешли сюда, на берег: здесь пристань, удобно перевозить всякие грузы, строиться – очень значительным было присутствие наших монахов, приходилось много строить, чтобы все имели там жилье, чтобы могли работать, и поэтому царское правительство выделяло крупную сумму ежегодно, чтобы наши монахи могли жить.

Но трагедия произошла как раз перед октябрьской революцией – посчитали, что там появилась ересь имябожников. Мы знаем, что монахи занимаются непрестанным молитвенным деланием, призывают имя Господа нашего Иисуса Христа, и кому-то показалось, что они находятся в прелести, и решили расселить их оттуда. Пришли военные корабли (это было при императоре Николае II), и русских монахов вывезли с Афона, и осталось их немного – и сама обитель Святого Пантелеимона, и многие скиты пришли в запустение.

Когда я приезжал в 1988 г., можно было увидеть монастырские руины – это были русские обители. Но я думаю, что это было промыслительно, что почти 4 000 афонских монахов появились на Руси и они, конечно, укрепили народный дух перед революцией: мы знаем, что во время революции наша Церковь принесла большие плоды Господу во время «жатвы», когда безбожники начали гонения на Церковь – конечно же, монашествующие укрепили народный дух. Церковь наша во время гонений и испытаний победила, вышла с честью из этого и принесла Господу много исповедников, мучеников, которых мы сейчас выявляем, почитаем, увековечиваем их святые имена.

Святая Гора находится вдалеке от мира, но ее насельники постоянно молятся о мире, тысячелетиями не прерывается эта молитва. Насколько сложно сохранить ее, не прервать эту связь?

– Молитва требует уединения, самопожертвования, отвержения от мира, от того, чем живут обычные люди: иночество есть – «иная жизнь». Но чтобы была молитва, приходим мы в пустыню – надо обустроить все. И поэтому никто не уходит от мира, чтобы ничего не делать – нет, уходят работать над своей душой. И это самое трудное.

Когда монахи приходят на новое место, во-первых, всегда изучается история этого места: кто до них жил, чем занимался. Монастырские летописи так и начинаются – мы можем открыть летопись преподобного Нестора Летописца, Киево-Печерского монаха, и он, начиная летопись, пишет не о монастыре, а «откуда есть пошла Русская земля» – ему интересна история своего народа, почему наш народ принял именно христианство.

И на Афоне так же: вот они пришли – конечно, надо обу-строить быт. Мы знаем, что сначала это была деревянная обитель, но потом число братии увеличилось, все надо было делать вручную – и они собирали камни, таскали и делали пятиэтажные здания. Все это на руках (были специальные рюкзачки, лесенки), и вот они носили каждый кирпичик вручную. Были у них и различные станки, но поскольку электричества не было, они с ручным приводом были: один монах крутил маховик, а другой обрабатывал различные детали. Так что за всем этим стоит большой труд. Всегда монашество, по заветам святых отцов, – это физический труд и молитва. Если человек идет этим путем, то это прямой путь, приводящий человека к духовному успеху.

Кто из старцев, русских монахов, внес заметный вклад в историю Афона?

– На Афоне было много русских людей, которые подвизались (и мы их считаем подвижниками благочестия) или были связаны с Афоном. Сейчас наша братия Пантелеимонова монастыря выпустила большие книги о истории именно русского монашества к 1000-летию пребывания русских на Афоне, и там можно найти имена и прочитать. Наиболее яркие – преподобный Силуан, наш земляк: он из Липецкой области, можно сказать, почти наш современник; он был и духовный писатель (как правило, писателей больше знают, потому что читают их книги).

Мы знаем, что был знаменитый афонский старец преподобный Паисий (Величковский). Можно сказать, что он – духовный основатель нескольких монастырей. Тогда, в послепетровскую эпоху, его не пустили в Россию, и он основал Нямецкий Вознесенский монастырь в Молдавии, и оттуда (у него было 700 монахов) лучших своих учеников он присылал на Русь и возродил духовную жизнь в Глинской обители, Александро-Невской лавре, Оптиной пустыни – Оптинское старчество имеет прямую нить от старца Паисия (Величковского). Даже если взять XVIII век, святителя Тихона Задонского – он, оказывается, тоже очень любил встречаться, беседовать с паломниками, бывавшими на Афоне, в Иерусалиме.

Те, кто интересуется духовной жизнью, всегда обращали свой взор к Святому Афону: именно там сохранялась традиция. Мы знаем, что последний афонский старец, который недавно был прославлен Греческой Церковью в лике святых, – это преподобный Паисий Святогорец. Я был на его могиле – он не похоронен на Афоне, он болел, поселился в женском монастыре, чтобы матушки ухаживали за ним. Там бывает огромное количество паломников, со всего православного мира съезжаются люди в день его памяти, да и всегда этот монастырь имеет паломников; он, конечно, процветающий – люди приезжают, не жалеют средств, и все там строится, украшается, молитвами старца созидается обитель. Мы знаем, что и книги отца Паисия у нас в ходу, он сам написал о своем старце книгу, о его жизни и чудесах и фильмы созданы, и книги написаны. Современное наше поколение во многом духовно подпитывается трудами и молитвами старца Паисия Святогорца.

А на Вас какое впечатление произвело паломничество на Святую Гору, какой след оставило в душе?

– Я всегда в шутку говорю: если кто-то думает, стать ему монахом или нет, побывав на Афоне, он может в себе отбить охоту быть монахом – он увидит, насколько это серьезно, насколько это трудно, – жизнь проводить в молитве. В первый раз я был на Афоне в 1988 году, у нас была большая делегация, три епископа ее возглавляли, мы посетили много древних монастырей, которые имеют вид неприступных крепостей. В храмах очень много мощей, очень приветливая братия, много паломников из стран неправославных, очень много туристов – все верующие интересуются монашеством: что же это за образ жизни?

Поскольку мы были с епископом, встречают у ворот оби-тели с пением, проводят в монастырь, заходят в главный храм, раскачивается паникадило по кругу – такое впечатление, что закружилась голова. В монастырь Святого Пантелеимона к нашим русским монахам мы прибыли под праздник святого великомученика Пантелеимона, 8 августа. Началась всенощная (там, кстати, византийское время, которое отличается от европейского, в шесть часов вечера темнеет, как во всех южных странах), началась молитва. Напевы византийские (называются «трам-тара-рам»), поют в основном сербы. Приезжают дети сербов, делятся по три человека, и каждое песнопение поют очень долго – допустим, «Богородице, Дево, радуйся!» поют полтора часа, и «Слава Тебе, показавшему нам свет» обычно говорят, когда уже встает солнце, на заре. Там жарко, и ночью было +36, август там еще жаркий месяц – никакой прохлады: выходишь на улицу, думаешь, что, может, будет прохладно, но никакой прохлады нет. И посидеть невозможно, потому что стасидии есть, но они чтобы стоять и облокотиться руками, а сидения очень узкие, практически только присесть можно – сидеть невозможно.

Служба длилась 17 часов подряд – с 6-ти вечера и до обеда, но самое тяжелое, что утром после всего этого, надо еще одевать на себя теплое бархатное облачение, и еще 4 часа идет Литургия – и, кажется, одна только мысль: прийти, упасть и заснуть. Но все это оказывается не так: после Литургии чин панагии, специально с просфорой Пресвятой Богородицы идем в братскую трапезную с пением. Пообедали – и никакого сна абсолютно: пошли смотреть на красоты нашего монастыря, который тогда еще был не в порядке, весь заросший травой, неухоженный (но сейчас, конечно, и Европейское сообщество выделило деньги, и наши правительство, чтобы привести все здания в порядок).

А как обустроен быт монахов?

– Самые простые кельи, они ничем не украшены: каменные стены, стоит деревянная кровать, очень жесткая, спать невозможно, сразу отлеживаешь себе все бока. И там особенно не разоспишься – несколько раз в день собирают всех на молитву: то утреня, то вечерня, то Литургия, то вечерние молитвы, то утренние. 2–3 часа прошло, опять колокол звонит, всех собирает в храм на молитву. Успевают еще братия и заниматься огородами, убирать территорию монастыря, заниматься какими-то мелкими послушаниями. Есть у них и монастырские лавки, где они торгуют иконочками, свечками, четками для паломников, для туристов, обслуживают паломников: они по уставу (не монастырскому, а, наверное, государственному) обязаны кормить всех туристов и паломников и давать ночлег.

У нашего монастыря тогда не было гостиниц, но сейчас уже есть гостиничные номера, довольно современные – раньше все было скромнее. Я, например, посетил место, где подвизался святитель Гргорий Палама (когда мы говорим о нетварном Фаворском свете; были споры с католическим монашеством об этом), и вот я посмотрел, где он жил – он тоже был афонским монахом: келья над источником холодная, сырая, особенно зимой – когда там северный ветер, очень холодно бывает, поэтому обязательно надо одевать шерстяные вещи. Хоть там сейчас даже и современная жизнь, все-таки во многом это жизнь аскетов. Это сохраняется до сих пор. Мне кажется, это очень похвально – и для нас большое счастье, ведь это наши молитвенники.

За более чем 1000-летнюю историю Святой Афон переживал разные времена – и расцвет, и забвение. Нуждается ли он в нашей поддержке и в какой именно?

– Если есть возможность, я считаю, что на Афоне надо побывать, и особенно тем, кто стремится к монашеству: все-таки это образец настоящей монашеской жизни. Наш монастырь хороший, но можно посетить и греческие монастыри – там духовная жизнь налажена: и старчество сохраняется, и делание Иисусовой молитвы, что мы называем таким явлением, как исихазм. Там довольно строгая монашеская жизнь, поэтому есть что для себя почерпнуть, побеседовав с монахами. Очень много святынь, редких мощей святых с самого первого века христианства и очень много чудотворных икон.

Мы здесь, в России, говорим о таких иконах, как Скоропослушница, Иверская, другие иконы – они прославились именно там, на Святой Горе Афон (даже есть среди народа поверье, что пока Иверская икона на Афоне, мир будет стоять). Монахи делают списки этих икон и все время на Русь присылают – мы знаем, что и Иоанн Грозный там заказывал, и другие наши князья, цари, и сейчас это продолжается.

Сейчас возродилась духовная жизнь в России, мы обрели много икон. Иверская чудотворная икона есть у нас в Мочище, в храме Божией Матери «Скоропослушница» – она с Афона, но она привезена до революции (об этом есть надпись на обороте иконы), и здесь она прославилась, как чудотворная. А недавно один из предпринимателей привез икону «Скоропослушница» с Афона – заказал ее там, она была написана, и сам лично привез (он новосибирец) и пожертвовал храму в Мочище. Она будет установлена в новом храме, где идут уже работы к завершению – на днях мы освятили и установили купола на этом храме.

Насколько ощутимо влияние Афона на всех нас?

– У нас в Новосибирске мы организовываем выставки. Пусть эти фотографии не очень многочисленны на выставках, но все-таки представление об Афоне дается: как монахи трудятся, как они молятся, какие из себя эти древние монастыри – не все побывали там. Но самое главное – мы сейчас делаем публикации в наших газетах, журналах о Святом Афоне: очень важно для каждого православного человека воспринять традицию афонского монашества, ведь монахи и миряне мало чем отличаются: цель жизни одна – получить спасение.

А чтобы идти дорогой, которую не знаешь, нужны хорошие учителя, нужны люди, которые показывают нам правильный путь. В настоящей жизни человеку все время приходится выбирать: это – или не это, этим путем – не этим путем, нужно это – не нужно; как апостол Павел говорил, все мне позволено, но не все полезно. А кто это разъяснит? Нужен конкретный пример. Почему Господь пришел на землю, чтобы нас спасти? Он мог бы и через пророков, и через апостолов это сделать. Нет, Он пришел Сам и Своей личной жизнью показал, как надо жить, чтобы быть с Богом, пребывать с Ним и здесь, на земле, и в вечности. И афонское монашество являет нам пример святой христианской жизни.

Записала:
Елена Кузоро

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс