Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №25 (970) → Протоиерей Алексий Ладыгин: Псалтирь всегда являлась утешением. Псалом 102

Протоиерей Алексий Ладыгин: Псалтирь всегда являлась утешением. Псалом 102

№25 (970) / 3 июля ‘18

Читаем Псалтирь

Продолжение. Начало в №8 (857)–№11 (860), №16 (865) 2016–№5 (902) 2017, №7 (904)–№29 (926), №33 (930)–№48 (945) 2017, №1 (946)–№17 (962) 2018, №20 (965)–№24 (969) 2018

Дорогие братья и сестры, продолжаем изучать Псалтирь и сегодня будем говорить о 102-м псалме. Он имеет преднаписание: псалом Давиду, 102. В этом прекрасном псалме прославляется Господь и воссылаются благодарения Ему за великие милости, что Господь направляет боящимся Его. Этот псалом мы очень часто слышим за богослужением, он возвышенный, очень красивый, духоносный.

«Благослови, душе моя, Господа, и вся внутренняя моя, имя святое Его». Псалмопевец Давид призывает всех прославлять имя Господне. Мы с вами не раз говорили, что имя Господне имеет огромное значение в нашей духовной жизни, потому что наполнено огромной силой. «Именем Моим бесы ижденут», – говорит Сам Христос. Псалмопевец призывает, чтобы все внутренние силы наши прославляли Господа и прославление исходило из глубины нашей души.

«Благослови, душе моя, Господа, и не забывай всех воздаяний Его». Здесь Псалмопевец призывает, чтобы, прославляя Господа, мы не забывали о всех благодеяниях, которые Он направляет к отдельному человеку и в целом ко всему роду человеческому. Господь долготерпелив и многомилостив, щедр в благости Своей для каждого из нас. Мы не должны забывать, что Господь не смотрит на наши лица – Он злым и добрым одинаково дает благодеяния, ведь Он любит человека. Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных, чтобы каждый почувствовал Его милость и благость и воздал благодарение своему Творцу.

«Очищающаго вся беззакония твоя, изцеляющаго вся недуги твоя». Господь не просто нас милует, не просто дает щедроты Свои, но и очищает все наши неправды, все наши беззакония: Он дал нам великое таинство Покаяния, когда каждый приносящий покаяние получает избавление – «кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся». Господь через покаяние очищает все наши неправды, все наши беззакония. «Изцеляющаго вся недуги твоя» – Кровью Своею Господь исцеляет всякого человека. Неслучайно говорит нам Священное Писание: «Язвен бысть за грехи наши и мучен бысть за беззакония наши, наказание мира нашего на Нем, язвою Его мы исцелехом» – мы получаем исцеление через Кровь Божественного Спасителя, как не благодарить Его за это? Господь все сделал за нас, мы только должны с благодарностью воспринять Его дар – искупительную Жертву, которую Господь направил на каждого из нас. От нас требуется очень мало, не многих дел Господь требует от нас, но самое главное: воспринять то, что Он дает, и быть благодарным за Его благодеяния. Эта благодарность распространяется тогда, когда мы прославляем имя Его и благословляем Его.

«Избавляющаго от истления живот твой, венчающаго тя милостию и щедротами». Господь дает нам жизнь вечную и посылает Свою милость и щедроты. Конечно, и мы должны уподобляться Господу, потому что Господь дает милость Свою только милостивым. Блаженны милостивые, ибо тии помилованы будут.

«Исполняющаго во благих желание твое: обновится яко орля юность твоя». Господь исполняет благие желания наши, дает нам возможность и благодать, чтобы все благое и доброе исполнялось в нашей жизни. В то же время Он и обновляет человека: как орла Господь обновляет в жизни, дает ему возможность парить выше других птиц, взирать открыто своими очами на свет, – так же и нас Господь возносит от земли к Небу и говорит, чтобы каждый из нас имел стремление к Небу, а Он даст обновление и возможность пребывать в вечности.

«Творяй милостыни Господь и судьбу всем обидимым» – Он творит милость и праведный суд тем, кого обижают. Мы с терпением должны принимать все, что бывает в нашей жизни, – Господь никогда не оставляет Своих.

«Сказа пути Своя Моисеови, сыновом Израилевым хотения Своя». Через что Господь являет Свою милость? Он показывает нам правильный путь. Когда человек не знает, каким путем идти, он начинает метаться: думает, как же правильно поступить, как правильно сделать, чтобы шел бизнес, чтобы не поссориться со своими друзьями, не сделать ошибку при выборе вуза и так далее. Человек постоянно находится в смятении, поэтому часто приходит к духовным отцам, наставникам и спрашивает: «Батюшка, как правильно поступить?». – человек не знает, что за действием последует, он не видит конечного результата.

В духовной жизни Господь не оставляет нас в неведении, Он дает нам указания в жизни, и, если мы идем согласно этим указаниям – мы их называем заповедями Божиими, тогда мы приобщаемся к вечности, Господь дает нам вечную жизнь. Надо четко понимать, что это дает нам возможность не просто приобщиться к вечности, но еще удостоиться спокойной, ровной жизни на земле. Поэтому Псалмопевец и говорит: «Сказа пути Своя Моисеови, сыновом Израилевым хотения Своя» – через Моисея Господь сынам Израилевым дал правильный путь через исполнение заповедей Божиих – и каждый из нас приобщен через эти заповеди и через Евангельские заповеди к правильному пути.

«Щедр и милостив Господь, долготерпелив и многомилостив». Господь все по милости Своей дает человеку, Он и долготерпит, и являет Свои богатые милости и щедроты. Это дает нам возможность обрести вечную жизнь и избежать отчаянного состояния, в которое мы могли бы впасть в нашей жизни. Господь не спешит нас наказывать, не посылает нам трудности за неправды наши, но порой очень сильно долготерпит над нами, ибо хочет, чтобы каждый из нас пришел в разум истины – почувствовал любовь Бога к себе и через это приобщился к вечности. А суд Господь оттягивает до последнего момента, до Своего страшного Второго Пришествия.

«Не до конца прогневается, ниже во век враждует»... Псалмопевец говорит, что не спешит Господь наказывать: хотя и видит тяжесть нашего греха, но до последнего терпит, ждет от нас покаяния, стремления исполнить заповеди Божии и исправить состояние, в которое мы часто впадаем по своеволию.

«Не по беззаконием нашим сотворил есть нам, ниже по грехом нашим воздал есть нам. Яко по высоте небесней от земли, утвердил есть Господь милость Свою на боящихся Его: елико отстоят востоцы от запад, удалил есть от нас беззакония наша». Здесь высоту и широту показывает Псалмопевец: «Яко по высоте небесней от земли, утвердил есть Господь милость Свою на боящихся Его» – так огромна милость, нет больше, наверное, измерения по высоте и по удаленности. «Елико отстоят востоцы от запад, удалил есть от нас беззакония наша» –такую удаленность показывает Псалмопевец Давид: высока мера милосердия Божия над нами, невозможно ее ни с чем сравнить и ничем не измерить.

«Якоже щедрит отец сыны, ущедри Господь боящихся Его». Здесь Псалмопевец говорит, как земной отец воспитывает своего ребенка: порой что-то не замечает, объясняет, где-то вразумляет, направляет его – если земной отец так заботится о своем сыне, кольми паче Отец Небесный. Забудет ли женщина грудное дитя свое, чтобы не пожалеть сына чрева своего? но если бы и она забыла, то Я не забуду тебя, говорит Священное Писание: Господь никогда не забудет человека, Он всегда будет щедрым, милостивым, будет направлять нас и переживать за нашу неправильную жизнь, показывать нам путь, по которому мы должны идти, где-то немножко вразумлять нас, чтобы мы пришли в разум истины и, конечно, ко спасению.

«Яко Той позна создание наше, помяну, яко персть есмы» – Господь понимает, откуда слабость наша: мы земные, мы сотворены из земли, и поэтому очень слабые, и в слабости своей творим грех: не по злости (хотя наша воля после грехопадения больше направлена ко злу, нежели к добру, и в этом проявляется наша слабость), но по слабости нашей мы очень часто согрешаем – делаем неправильные шаги. Господь понимает, насколько мы слабенькие, поэтому являет щедроты и милость Свою. По земным меркам мы понимаем, что для родителей слабое дитя ближе, чем здоровое и крепкое, ведь здоровое и крепкое может без поддержки выжить, а за слабенького, болезненного ребенка родители переживают сердцем больше, стараются больше помогать, больше отдаваться ему. Вот и Господь видит нашу немощь, потому и являет такие огромные щедроты, которые невозможно измерить никакими земными измерениями.

«Человек, яко трава дние eго, яко цвет сельный, тако оцветет». Что жизнь наша? Как трава дни наши – очень быстро проходят: как бы мы ни славились, к чему бы ни стремились, жизнь очень быстро пройдет, и слова Священного Писания всегда призывают нас к тому, чтобы мы не стремились приобрести богатства земной жизни, не услаждались властью своей: что ты вынесешь в вечную жизнь? Ту неправду, или ту гордыню, что наполняла тебя? Или материальные блага? Но они ничего не стоят в вечности… К чему ты стремился? Что ты получил в этой жизни? Здесь уместно вспомнить Экклезиаста, который, смотря на все стремления царей и великих светил этой жизни, сказал: «Всё – суета сует и томление духа». Твоя жизнь закончилась – что дальше? Дальше ты можешь унести только томление этой жизни и понимание, что ты привязался к ней, но все, к чему ты привязался, остается здесь, а ты – там. Здесь твое сердце – значит, здесь твое богатство, а там у тебя нет ничего: ни богатства, ни того, чем ты можешь оправдать себя в вечности, – в этом самое страшное.

К сожалению, мы этого не понимаем. К сожалению, идеология этой жизни нас привязывает к жизни земной, но не открывает Небо. И только тот, кто обретает Бога, обретает вечное богатство и начинает презирать земное богатство, понимая, что оно оттягивает от настоящей жизни, от общения с Богом. Именно оно ценно для твоего сердца, вот к чему мы должны стремиться. Удивительный псалом, многое нам открывает! В нем, пожалуй, содержится все богословие нашей христианской Церкви.

«Яко дух пройде в нем, и не будет, и не познает ктому места своего» – духом здесь называется душа; пока она находится в теле человеческом, человек жив, но приходит время, Господь забирает душу, и тогда тело становится безликим – сейчас мы различимы своим лицом, своей статью, своим телом, но, когда жизнь уходит от нас, душа уходит к Богу, тогда тело разлагается – и один скелет невозможно отличить от другого. Подлинного лица уже нет, оно будет восстановлено только Господом во время Страшного Суда… А так мы становимся безликими, и тело не обретает места своего на земле. Кто где обретет это место: кто в воздухе, кто в море, кто огнем будет сожжен, кто обретет свою могилу – никто ничего не знает. Действительно, и не познает ктому места своего.

«Милость же Господня от века и до века на боящихся Его, и правда Его на сынех сынов, хранящих завет Его и помнящих заповеди Его творити я». Вот к чему должен стремиться человек – исполнить заповеди Божии: каждый из нас должен исполнять себя страхом Божиим и помнить, что не исполняя заповеди Божии мы можем потерять любовь Божию – и это самое страшное в жизни.

Нужно бояться не того, что Господь накажет, – Господь многомилостив и долготерпелив. Самое страшное в этой жизни – потерять Господа. Если мы потеряем Его в этой жизни, то в вечности мы сами не примем Его, будем бегать Его как чужого. А когда человек любит Бога, он боится потерять любовь Божию, для него Бог – великая ценность, великая радость. К этой радости он стремится в жизни, и в вечности обретает то ценное, что в полноте не мог обрести, – начинает в полноте общаться с Богом, и это общение приносит ему огромную радость. Без заповедей Божиих мы не являемся людьми Божиими. «Кто исполняет заповеди Мои, тот любит Меня», – говорит Господь.

«Господь на небеси уготова Престол Свой, и Царство Его всеми обладает». Господь обладает всеми и царствует только над теми, кто стремится к вечной жизни, к исполнению заповедей Его – Он создал Царство Свое и каждого призывает войти в это Царство: «Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Аз упокою вы». Он насильно не царствует над всеми, но обладает всеми: каждый, хочет он этого или не хочет, принимает или не принимает, все равно жить будет по воле Божией, по Промыслу Божию – так, как Господь управит в твоей жизни. Порой Господь какими-то Своими действиями открывает тебе Себя, открывает твое стремление и понимание жизни – ты хочешь одного, но в жизни бывает не так, как ты хочешь, а как Господь даст. Когда твоя воля соединяется с волей Божией, у тебя все получается, – а когда ты мыслишь: «Я буду делать вот так, вот так, вот так», то твои планы начинают сокрушаться, и ты понимаешь, что ничего без Бога ты сделать не можешь. А если будешь делать без Бога, то вновь окажешься у разбитого корыта.

«Благословите Господа вси Ангели Его, сильнии крепостию, творящии слово Его, услышати глас словес Его» – Псалмопевец говорит, кто должен прославлять Господа, кто Его постоянно прославляет. Конечно, прославляют все ангелы Его, их называют сильнии крепостию, творящии слово Его – те, кто всегда творят слово Божие и услышати глас словес Его (здесь очень сильно показано стремление, что и мы должны стремиться уподобляться ангелам, прославляющим Господа).

«Благословите Господа, вся силы Его, слуги Его, творящии волю Его» – вся силы Его: мы знаем, что бесплотные силы тоже разные – есть добрые, есть злые. Но прославят Господа только те слуги Его, которые творят волю Его.

«Благословите Господа, вся дела Его на всяком месте владычества Его: благослови, душе моя, Господа» – этими словами Псалмопевец заканчивает 102-й псалом, но самое главное: благословите Господа, вся силы Его, слуги Его, творящии волю Его. Кто уподобляется ангелам? Монашествующие, несущие преподобнический подвиг, уподобляются ангелам (мы говорим: ангельский чин), ибо отказываются от своей воли, но во всем творят волю Божию и являются слугами Божьими не по своему предназначению, а по своему служению. Если есть служение, тогда то же самое и предназначение, говорят святые отцы, поэтому кто уподобляется ангелам в своем служении Богу, тот является одинаковым этому Небесному чину. Мы говорим о монашествующих, о всех святых и праведных людях, кто в вере и правде послужили Господу, они уподобляются Богу и становятся ангелами здесь, на земле, ведь они полностью отсекают свою волю и стремятся все свое служение направить Господу. И каждого из нас призывает сегодня Псалмопевец послужить Богу через творение воли Его, то есть через исполнение Его заповедей.

«Благословите Господа, вся дела Его на всяком месте владычества Его: благослови, душе моя, Господа». Очень сильные слова! Вся дела Его – то есть посмотрите на дела Божии: если вы увидите этот мир разумными глазами, то вы не сможете не прославлять Бога: сколько Он делает для этого мира, для конкретного человека! Если мы не можем узреть это через весь мир, то посмотри на свою жизнь – и ты увидишь, сколько Господь тебя спасал, сколько Он для тебя сделал в этой жизни, сколько делает для твоих детей, твоих трудов, чтобы они утверждались в этой жизни… Мудрый человек, глядя на это, всегда скажет: «Господи, Ты всегда со мной, Ты всегда помогаешь мне! В каком бы состоянии я ни находился, какие беды и искушения ни посещали бы меня, Ты всегда даешь мне возможность радости, даешь почувствовать милость и близость Твою ко мне» – благослови, душе моя, Господа на всяком месте владычества Его! Если мы говорим об израильском народе, об иудеях, то мы можем сказать им, чтобы они почитали внимательно этот псалом, – прославлять Господа можно не в одном месте, в Иерусалиме, но на всяком месте владычества Его – по всей Вселенной можно прославлять Господа; в этом отношении мы нигде не оставлены, мы не можем сказать, что здесь Бог нас видит, а там нет, здесь мы можем себе что-то послабить, а там исполнять заповеди Его – везде, на всяком месте присутствует Бог, и на всяком месте мы должны прославлять святое имя Его.

В этом отношении огромную силу показали наши соотечественники, которые после революции и после советского времени судьбой были заброшены в разные уголочки мира – и везде, во всякой стране стоят святые Божии православные храмы с золотыми куполами, с золотыми крестами, и там прославляется имя Господне, будь это мусульманская страна, или страна, исповедующая другие религии мира, но где появляется русская община, там появляется храм, и на этом месте прославляется имя Божие, ведь и это место владычества Самого Господа. Вот такой удивительный псалом, дорогие братья и сестры, мы сегодня изучали, хотя и кратко, и, наверное, открыли для себя богатый мир наших христианских отношений. (Продолжение в следующем номере)

Записала:
Нина Кирсанова

 

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс