Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №22 (967) → Протоиерей Алексий Ладыгин: Псалтирь всегда являлась утешением. Псалом 99

Протоиерей Алексий Ладыгин: Псалтирь всегда являлась утешением. Псалом 99

№22 (967) / 12 июня ‘18

Читаем Псалтирь

Продолжение. Начало в №8 (857)–№11 (860), №16 (865) 2016–№5 (902) 2017, №7 (904)–№29 (926), №33 (930)–№48 (945) 2017, №1 (946)–№17 (962) 2018, №20 (965)–№21 (966) 2018

– Дорогие братья и сестры, сегодня будем говорить о 99-м псалме. Он имеет преднаписание: псалом Давиду во исповедание, 99. Сей псалом учит всех нас обращаться к Богу во исповедание и благодарение.

«Воскликните Богови вся земля» – здесь Псалмопевец имеет в виду человека, ведь он создан из земли, и весь народ Божий должен по всему лицу земли прославлять Господа нашего Иисуса Христа за великие благодеяния, которые Он совершил для всего рода человеческого, избавив нас от пленения адского и плена врага рода человеческого – дьявола. Мы говорили неоднократно, что Псалмопевец особенно призывает воспевать Господа, но воспевать и прославлять Его совершенно новыми песнями, ибо особый подвиг показал Господь – Свою жертвенную любовь ко всему роду человеческому и пришел, чтобы спасти нас и избавить от работы вражия. Естественно, все песнопения, что были в Ветхом Завете, перелагаются на смысл Нового Завета и соединяются уже с новыми песнопениями, раскрывающими смысл спасительного подвига Господа нашего. «Воскликните Богови вся земля»: воскликнуть – это значит не нерадиво или вполсилы прославлять Господа, а в полной мере, крикнуть, чтобы тебя услышал Господь, к чему нужно приложить все свои внутренние и физические силы – молитва должна быть и внимательной, и сосредоточенной, и усердной.

Дальше Псалмопевец говорит: «Работайте Господеви в веселии, внидите пред Ним в радости» – молитва не должна быть через понуждение, не должна быть непосильным безрадостным трудом, когда ты не имеешь никакой радости и никакой удовлетворенности. Когда человек не любит свою работу, когда она не приносит ему радости, внутреннего удовлетворения, он мучается. Здесь Псалмопевец говорит, что молитва – это действительно работа, и очень тяжелая (наши предки говорили, что нет ничего тяжелее, как Богу молиться да старых родителей кормить). Если человек по-настоящему молится, он напрягает свои внешние и внутренние силы, в некоей гармонии понуждает себя быть внимательным и прилагать каждому слову особый смысл. Если человек находится в такой молитве, в таком воскликновении, прославлении Бога, тогда, конечно же, это непростая, сложная работа, но приносящая радость: когда ты трудишься во славу Божию, ты получаешь внутреннее удовлетворение, от этого у тебя бывает радость, и ты всегда предстаешь перед Богом в веселии и радости и, как бы тебе ни было тяжело, как бы ты ни устал на молитве, ты все равно не будешь замечать этот непростой труд.

Как бы нам ни было тяжело молитвенное стояние во время Великого поста на долгих богослужениях, или в афонских монастырях в паломничестве, или на домашней продолжительной молитве, – никогда у нас не бывает ропота, но бывает легкость: хотя кости уже изнемогоста, как говорит Псалмопевец, от поста и молитвы, но все равно ты ощущаешь внутреннюю легкость, радость, веселие, одухотворенность, наполненность. Это действительно так. И если мы называем себя рабами Божиими, то мы должны четко понимать, чем раб Божий отличается от раба человеческого: человеческий раб лишен свободы, а раб Божий сам отдает свою волю, чтобы его воля была в руках Божиих, чтобы над ним совершалась не его воля, а воля Божия – он понимает, что Господь может дать человеку только то, что принесет пользу как для земной и духовной жизни, так и для жизни вечной. Поэтому мы ощущаем рабство не как пленение, но как сыновство, как великую заботу и попечение о нас Бога. Раб же по принуждению ощущает, что его лишили воли, и ему тяжело нести иго, на него возложенное. И здесь Псалмопевец очень четко говорит, как мы должны прославлять Бога: с воскликновением – с полной отдачей своих внутренних сил, и не чувствовать, что мы очень сильно трудимся и этот труд нас изнемождает; он нам должен приносить только радость.

«Уведите, яко Господь Той есть Бог наш: Той сотвори нас, а не мы: мы же людие Его и овцы пажити Его»… Если человек прославляет Бога, значит, он приближается к Нему. Мы видим это постоянно через молитвенное славословие: если человек постоянно молится, если он долго молится, то, естественно, он приближается к Богу, ведь молитва есть общение с Богом. Через общение с любым человеком мы становимся близкими, знаемыми людьми – мы познаем человека, он знает о нас, мы просим его, он желает нам помочь, и наоборот. Когда мы молимся, мы приближаемся к Богу, и тогда Бог знает нас, тогда мы люди Божии и, конечно же, Господь всегда исполняет наши прошения, и мы имеем право просить у Господа то, что пожелаем, ведь мы Его люди. Здесь очень хорошо Псалмопевец говорит: уведите, яко Господь Той есть Бог наш – через молитву, через прославление, через радость и веселие мы познаем, что Господь есть Бог наш. Как мы узнаем? Что Господь сотворил много чудес и как Он участвовал в жизни людей, мы познаем через Священное Писание, апостолов, пророков Ветхого Завета; мы познаем, что Бог велик, и тогда, когда приближаемся к Нему Тогда мы узнаем, что Бог – наш, когда узнаем о Его чудесах не из Священного Писания, не от пророков и апостолов, не от святых угодников Божиих, а уже сами в собственной жизни начинаем их испытывать. Мы видим, как Господь начинает участвовать в нашей жизни, нас сохраняет, оберегает, изменяет обстоятельства нашей жизни и, например, даже больное наше естество, и мы становимся здоровыми: действительно происходит очень много чудес, и тогда мы познаем, что Господь действительно Бог наш, а Господь Иисус Христос – Творец и Создатель, Который не только сотворил землю, но пришел и спас весь род человеческий. Той сотвори нас, а не мы.

Почему мы должны познавать Бога, мы можем понять через самое простое: не мы сами себя сотворили, а Бог нас сотворил. Мы знаем, сколько человек не пытается в жизни, чтобы у него были дети, порой ничего без Божьего благословения не получается. Это просматривается в истории жизни всего человечества: Авраам и Сарра, и далее многие роды человеческие, где было бесплодие. И сейчас, в наше время, бесплодие оказывается неким роком над многими семьями, которые создаются, чтобы были дети, чтобы было продолжение рода человеческого, чтобы семья имела заботу и утешение, которое имеет каждая семья, где есть детский крик, где радуются о многих детях в семье, – но, к сожалению, не каждые могут. Одно и то же естество мужское, одно и тоже естество женское соединяются, а дети рождаются не у всех – как прекрасно сказал псалмопевец Давид: Той сотвори нас, а не мы, Господь – Творец всему. Если Господь благословляет семьи, то в них появляются дети, а если не благословляет, то, увы, сколько бы мы ни старались обрести собственных детей, ничего не получается...

Мы же людие Его и овцы пажити Его – насколько удивительные, теплые, глубокие слова, с одной стороны, рождающие великое утешение, а, с другой стороны, говорят, насколько мы должны быть близки к Богу, чтобы ничто нас от Него не отлучало! Порой мы совершаем такие поступки, которые нас разлучают с Господом, а все-таки мы людие Его и овцы пажити Его – прекрасно говорит Псалмопевец, но почему он говорит, что мы – люди и мы же – овцы? Мы люди, ибо Он – Бог наш, Он – Царь наш. А овцы, ибо Он – Пастырь наш. Святые отцы, рассматривая слова сего замечательного псалма, очень мудро толкуют, почему Господь говорит, что есть люди, а есть овцы. Господь спасает всякого, кто познал богословие, кто разумно ко всему относился, рассуждал и через глубокие рассуждения познал Бога. Не все глубоко рассуждают, но все являются детьми Божиими: одни – разумные, как люди, а другие – не сведущие, не знающие Священного Писания, знают только несколько молитв, но свято хранят все заповеди Божии, – являются овцами, как говорят святые отцы. Господь спасет и люди Своя, и скоты Своя. Вот так мы можем поделиться на разумных и неразумных, на сведущих и не знающих Священного Писания, но для всех Господь найдет место в Своих обителях, ведь Он взирает не на наш разум, на наши размышления, Он взирает на наше сердце: если наше сердце горит любовью к Богу, то Господь причислит нас к тому или другому званию, но всех все равно спасет. Мы можем только одни слова сказать: «Господи, причти меня к овцам Своим, только спаси меня». Нам не важно, как мы будем называться, главное – чтобы все мы вошли в Царство Небесное и были детьми Отца нашего Небесного.

«Внидите во врата Его во исповедании, во дворы Его в пениих: исповедайтеся Ему, хвалите имя Его». Опять глубокие слова, о которых мы очень много можем говорить. Господь призывает нас всех, Он зовет нас (как овец, так и людей), чтобы мы вошли во врата Его во исповедании, во дворы Его в пениих – во многих псалмах Псалмопевец подчеркивает, как, какими песнями мы должны прославлять Творца. Все его пророчества направлены в большей степени на новозаветное время, где у нас должен открыться духовный разум посредством и святоотеческого наследия, учения святых отцов, которые видели глубину этих слов: не каждый из нас может увидеть глубину этих замечательных слов, но тот, кто живет высокой духовной жизнью. «Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят» – говорит Священное Писание Нового Завета. Они достигали такой высоты, такой глубины, что откровенно говорили: всякое слово Псалмопевца обращено к человеку, чтобы воспитать его, показать ему идеал духовной жизни, показать, как мы должны прославлять Господа, как должны исповедоваться и в этом исповедании благодарить Бога. И здесь такое великое открытие – Господь приглашает каждого из нас: внидите во врата Его во исповедании. Что это значит? Врата являются началом нашего пути в дому Божием. И чтобы войти во врата, нужно сначала исповедаться, то есть покаяться в грехах своих, очистить душу свою, очистить сердце свое. Поэтому прекрасна наша русская традиция, когда мы перед каждым святым Причастием (да и вообще на каждом богослужении) имеем возможность исповедоваться – очищать свои душу и сердце, ведь у нас всегда есть, что сказать Богу, за что попросить у Него прощения. Для нас очень важно иметь чистое, сокрушенное, смиренное сердце, прежде чем мы войдем во дворы нашего Господа и приступим к великому славословию. Очень важно, очистившись, уже ничтоже сумняшесе прославлять Господа во дворах Его через те новые песни, которые есть в нашей Христовой Церкви Нового Завета. И Псалмопевец опять повторяет, что исповедайтеся Ему, хвалите имя Его: ты очистил свое сердце – теперь прославь своего Творца.

Опять-таки, есть ли необходимость в этом? И как облегчить свое стояние на богослужении? Все храмы Божии – это дворы нашего Господа, они стоят по всей земле, и когда мы входим в храм Божий, мы входим во двор нашего Господа. Многие говорят: «Как тяжело молиться, как тяжело стоять!» – нет четкого понимания, почему мы должны стоять, почему должны молиться. Конечно, когда бывают скорби, трудности, переживания, мы горячо молимся, и для нас молитва сладка и утешительна. А когда у нас все хорошо, наступает время расслабления и такое состояние, будто нас насильно привели в храм Божий. Но молитва всегда должна быть сладкой, радостной, веселой, как говорит Псалмопевец: нам есть за что благодарить нашего Творца –Он не только дал нам возможность жить, но заботится о каждом из нас, все делает, чтобы у нас было благо не только на этой земле, но чтобы мы вошли в вечность. Когда мы согрешаем, Он прощает нам грехи и не наказывает нас, как говорит Псалмопевец, даже в полмеры наказания, которого мы достойны, а наказывает отчасти: чтобы мы помнили, что поступаем неверно и должны исправить пути свои. То есть, с одной стороны, Господь, как младенцев, нас наказывает, а с другой – крепко прижимает к Своей груди. Мы это ощущаем в своей жизни, понимаем и за это нужно благодарить Бога. Как благодарить? Через славословие, через хвалебные песни. Когда за богослужением восхваляется Господь словами Псалмопевца, мы можем добавлять и свои слова, свои благодарения, когда слышим, что он прославляет Господа за то, что Господь – Творец Неба и земли.

Особенно в весенние дни мы чувствуем, насколько наша душа раскрывается, наполняется воздухом, нам приятно видеть всю природу, весь сотворенный Богом мир, Господом подаренный человеку, и невозможно не хвалить, не благодарить, не прославлять Его: мы видим великие милости, которые Господь нам дает, но и Господь видит наше сердце. В жизни так и бывает: мы же благодарим человека, который много нам помогает, мы хотим ему явить свое внимание, оказать ему содействие, подчеркивая этим, что благодарны. Тогда человек вдохновляется, воодушевляется и начинает с нами дружить и общаться. И здесь Псалмопевец говорит: «Очистите себя, чтобы ничто не смущало вас во время молитвы. А когда вы чисты, входите во дворы Господни (то есть в дом Господень) и как чистые, только что рожденные, младенцы прославляйте Господа и хвалите имя Его».

«Яко благ Господь, в век милость Его, и даже до рода и рода истина Его». Мы уже затронули эту тему: Господь всегда заботится о человеке, всегда стремится явить милость к нему. Мы понимаем, что согрешаем и отпадаем от Господа, но мы можем после покаяния вернуться, зная, что Господь любит человека. Это действительно великое знание, и оно необходимо каждому из нас, чтобы наше сердце не смущалось. Мы в жизни знаем: кто кого любит, тот того и прощает, и порой не замечает недостатки и проступки ради сохранения любви. Мы это делаем по умолчанию, а Господь уже заранее сказал, что Он благ и Человеколюбец, или, как говорит Псалмопевец, яко благ Господь, в век милость Его: Его милость не может закончиться, ее хватит на всех нас, грешных, недостойных и порой очень плохих людей. Но те, кто приносит свое покаяние, как говорят святые отцы, могут к Нему вернуться Его человеколюбием – Он любит каждого из нас, ждет, чтобы мы в покаянии пришли к Нему, и тогда открывает для нас двери Царствия Небесного. Как некогда (Господь показывает нам) отец встретил своего блудного сына и не помянул ему тех проступков, которые тот сотворил, но сказал: «Сын мой, надень перстень на руку свою и войди в радость отца своего», и было торжество и пир. Потому что Господь пришел не праведников спасти, а грешников призвать к покаянию. Праведный и так уже спасен, а грешник нуждается в любви, милости и человеколюбии нашего Господа. И даже до рода и рода истина Его. Это является великой истиной, ибо эта истина, говорят святые отцы, открылась нам сегодня – в этом роде, в нашей жизни, но отчасти; подтверждение ее мы увидим, когда придем в будущий век. В будущем веке Господь каждому из нас уготовал суд, – но суд не без милости Его, и об этом мы еще будем говорить.

Когда кто-то находится в удрученном состоянии, он всегда должен читать этот псалом: открывать глубину любви и человеколюбия Божьего и располагать наше сердце к покаянию. Для человека очень важно психологически знать, что Господь его любит, и чувствовать это не абстрактно, а реально – реальность поможет ему приблизиться к Богу. Каждый из нас знает, что, если кто-то нас любит, он с готовностью прощает, и так же Господь готов каждого из нас прощать и идти навстречу. Когда мы понимаем, что Бог нас любит, что Он готов простить все наши грехи, тогда мы располагаемся сердцем, идем навстречу Ему, понимая, что никто не будет нас так крепко любить, не покажет такой высокой любви, как Господь показывает каждому из нас. Все мы знаем свои недостатки, но в то же время понимаем, что покаянием Господь нас покрывает, прощает и снова соделывает Своими чадами. (Продолжение в следующем номере)

Записала:
Нина Кирсанова

 

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс