Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №21 (966) → Протоиерей Димитрий Смирнов: Нужно очень твердо стоять на христианской почве, и душа должна быть чиста

Протоиерей Димитрий Смирнов: Нужно очень твердо стоять на христианской почве, и душа должна быть чиста

№21 (966) / 5 июня ‘18

Беседы с батюшкой

Начну с вопросов, пришедших на наш блог. «Преподобный Арсений Великий просил Бога указать ему путь ко спасению и услышал голос с Небес: «Бегай людей и спасешься». Он оставил все и ушел в пустыню. А как нам, живя в миру страстей, среди людей, спастись?».

– Для этого необязательно бежать в пустыню. Это все-таки удел единиц: немного найдется людей, которые могут так дерзновенно обратиться к Богу, а Он конкретно ответит. Такого навыка нет у большинства людей, и большинство даже не знает, что так можно. И здесь тоже всякие существуют ошибки – можно за голос Божий принять голос врага. Нужно очень твердо стоять на христианской почве, и душа должна быть чиста. Великому Арсению удалось. Но от всего того, чем закипают сердца людей, нас окружающих, нужно, конечно, держаться подальше.

Сам человек видит, что его соблазняет или отвращает от Бога, и должен держаться от этого подальше?

– Не должен, – это ему такие советы. Ведь каждый делает то, что хочет. Один хочет, как Арсений Великий, спасти свою душу, а другие в течение всей жизни даже не поинтересуются, что это такое: просто эта тема вообще вне внимания человека.

Даже когда человек приходит в церковь и ведет церковную жизнь, он не ставит своей целью спасение души?

– Конечно.

А зачем тогда приходит?

– Во-первых, каждый психически нормально устроенный человек религиозен. Лучшая форма религиозности – православное христианство, самое чистое, самое совершенное. Поэтому, если человек приходит в Церковь и шаг за шагом осваивает какие-то вещи, что Церковь за 2 000 лет выстроила, ничего плохого для него в этом нет – как нет ничего плохого для человека, который, допустим, берет уроки фортепиано; но это же не значит, что он станет музыкантом – музыкантом может стать только тот, кто понимает, что такое музыка. Это большая разница.

Не всякий человек, который говорит, что любит музыку, ее понимает.

– Не то что не всякий, а таких вообще очень мало. Многие за музыку принимают то, что ею не является, например. И аргументы: «А мне нравится». Некоторые же едят какие-то там сосиски, а это же не еда.

Средство утоления голода.

– Да, средство утоления голода, но совсем не еда.

И так же с религиозностью?

– Абсолютно.

То есть человек удовлетворяет религиозную потребность души?

– Да, таковых большинство. И вот такая церковная жизнь их вполне как бы устраивает, она их насыщает. В течение своей церковной жизни я замечал, что многие люди начинают Устав изучать, почитать его, и он им заменяет вообще христианскую жизнь: богослужебный Устав Православной Церкви – это настолько совершенное сооружение, что туда погружаешься как в стихию африканских языков, разбираешь, изучаешь и находишь какие-то памятники, какой-то фольклор. Это огромное море интересных вещей для ума.

Но именно для ума, а не для души?

– Да. Мы же так условно разделяем, но ведь ум и душа неразделимы, это все в одном человеке.

Но порой душа к чему-то стремится, а ум сопротивляется.

– Вот так мы и различаем разницу. Но на самом деле это просто разорванные грехом свойства одного человека. Что называется целомудрием? Мудрость состоит в том, когда все это объединяется вместе – ум становится рабочей силой сердца.

Следующий вопрос: «В каком случае Причастие бывает в осуждение? Из-за страха быть осужденным уже не могу причаститься несколько месяцев. Помогите».

– Ну, например, из-за всяких страхований. Написавший это уже побежден дьяволом.

Через страх?

– Да.

И что делать в этой ситуации?

– Надо изучать церковное Предание. Например, молитвы ко святому Причащению: «Вем, Господи, яко недостойно причащаюся, и суд себе ям и пию» – это говорит великий святитель и учитель Церкви. И какой-то там человечек из Тульской губернии думает достичь того, чтобы ему быть выше великих учителей и святителей – и причащаться не в осуждение.

Страх повредить душе...

– Это нормальное явление – это называется «благоговение».

И вот человек копается в своей жизни и видит множество несоответствий Евангелию.

– Совершенно верно.

И его это останавливает перед Причастием.

– Это не должно останавливать.

Еще люди очень боятся, что грехи, в которых они исповедуются, повторяются. Они говорят: «Ну как же так? Я прошлый раз исповедовал грех, и вот опять он совершен… Мне стыдно перед Богом, я к Чаше не могу идти».

– Не может – и не надо. Его же никто не заставляет.

И без Причастия не может, и причащаться боится.

– Большинству людей хоть говори, хоть нет: Исповедь не избавляет человека от греха, поэтому исповедовался он – не исповедовался… Избавляет от греха только благодать Божия, которая, возможно, придет к человеку через его покаяние.

Исповедь и покаяние – это два разных слова, два разных понятия.

Но из-за того, что люди их объединили, так и говорят: «Я был в церкви, покаялся».

– Уже даже в этой интонации слышится, что никакого покаяния в этом нет (здорово ты изобразил).

Следующий вопрос: «В каких случаях человек отлучается от Церкви? Слышал, что если три воскресных дня без уважительной причины пропускаешь, то тоже отлучаешься. В чем отлучение состоит и как вернуться?».

– Возвращаются в Церковь только через одно – через покаяние, которое совершается в Церкви перед правильно поставленным православным священником.

А еще какие бывают причины отлучения от Церкви?

– Например, проповедь ереси.

То есть создание предпосылок раскола.

– Необязательно создание. Можно просто к нему пристать. Любой человек, ставший из православного христианина, допустим, иеговистом, адвентистом, автоматически, сам этого не чувствуя, отлучается от Церкви.

То есть Церковь не выносит постановлений по этому случаю?

– Нет, конечно. Таких людей очень много. У нас даже среди наших братьев баптистов, если совершить опрос, большинство – бывшие православные (по крайней мере, так было, когда я был молодой). Именно бывшие: они от Церкви отошли, а перешли в это сообщество. И, более того, они его называют церковью.

А когда люди, находясь внутри Церкви, критикуют Священноначалие, церковные каноны, противопоставляют свое мнение церковному, – они как?

– Тут по-разному: разная может быть критика. Если критика направлена на церковное созидание, то в этом нет ничего плохого. А если критика направлена на разрушение, на злобу, то, конечно... Как Лев Николаевич Толстой сам вышел из Церкви, хотя по-прежнему журналисты распространяют слухи по поводу того, что он отлучен, – но его никто не отлучал, просто Церковь обозначила, что он давно сам себя отлучил. То же самое, что происходит со всеми людьми. Он вообще буддизмом увлекся, Евангелие переписал, создал Евангелие от Толстого. Ну, а журналисты – это вообще необразованная публика, как правило, очень поверхностная, поэтому они продолжают такие мифы поддерживать.

То есть отлучение – это сознательное действие самого человека?

– Да, может привести к отлучению. Например, есть такой гражданин в нашей родной Украине, как Мишка Денисенко, который когда-то был монахом, потом архимандритом, потом епископом, потом митрополитом, потом женился (или я не знаю, в какое время своей карьеры он женился), – а монах, давал обеты безбрачия: нарушил обет безбрачия, а потом вообще совершил клятвопреступление – произнес клятву на Соборе Церкви, а потом ее нарушил. И вот за эти церковные преступления (он преступил) его лишили сана митрополита, лишили монашества, он уже не монах Филарет, а просто Мишка, и отлучили от Церкви. То есть он даже некрещеный. А он что сделал? Он взял и сам себя поставил в патриархи всея Украины. Видали? Так любой мужик в телогрейке захочет и сам себя поставит, особенно если снабдить деньгами это все, то будет как бы казаться, что это проще. Но Богу-то деньги не нужны, сколько ты сам себя ни посвящай куда-то. Ты можешь объявлять себя Церковью самой истинной-преистинной, или катакомбной, или даже ниже, чем катакомбной, – это ничего не принесет совершенно. Из пипетки ни одной капли благодати так и не упадет на твои руки. Как ты был Васька или Мишка, так и останешься. Да хоть Машкой.

Следующий вопрос: «В чем разница между душевным и духовным? Поясните, пожалуйста, если можно, на примере».

– Духовное – это то, что относится к деятельности духа человека: та часть нашего трехсоставного естества, которая устремляется к Богу. Душевное – сфера, которая ниже этого уровня: всякая деятельность человека, которая связана с различными душевными переживаниями (например, слушать музыку или ее сочинять; даже наблюдение футбольного матча – это душевное переживание: человек может и возмущаться, и радоваться, причем очень сильные эмоции испытывать. Это эмоциональная сфера. Когда человек пишет книгу или сочиняет стихи, это душевная сфера. Театр – тоже деятельность, которая затрагивает эмоциональную часть человеческой личности).

То есть это состояния радости, печали, огорчения...

– Сопереживание может быть. Когда два человека беседуют, это есть душевное общение, две души общаются.

А духовное?

– Духовное – это когда они оба встали на молитву.

Это общение души с Богом.

– Да, тогда и Христос посреди них. Это есть духовное общение – это высшее общение: молитва, богослужение, совершение поступка ради Христа и ради любви к ближним. Например, не так давно один офицер, чтобы не погиб солдат, накрыл своей грудью гранату, и она взорвалась. Это поступок духовный.

Казалось бы, такое действие, а оно относится к сфере Духа Святого.

– Это высшее проявление духа человека или, можно сказать, Духа Божия в этом человеке.

Следующий вопрос: «В притчах Соломона есть слова: человек рассудительный скрывает знания. Почему должно скрывать знания, ведь они могут кому-то помочь?».

– Если человек рассуждает, что «кому-то», значит, он нерассудителен. Рассудительный человек строго распределяет свое знание по людям, которые его могут усвоить, и в такой дозе, которую они могут усвоить. И подбирает язык, на котором им говорит такое, чтобы человек понял и сказал «спасибо», – но совсем не всем.

То есть расточать всем неполезно?

– Сам Христос говорил это в притчах, а там – смотрите сами. А апостолам отдельно объяснял.

Притчи – более запоминающаяся форма.

– Вот. И человек запомнит и будет дозревать. Глядишь, лет через 15–20 скажет: надо же, вот это, оказывается, что значит. Или начнет книги читать, пока не доберется до того, как некий рассудительный человек (допустим, Иоанн Златоуст – чрезвычайно рассудительный) ему там объяснит. И сам поиск ответа будет делать его несколько рассудительнее.

Вопрос телезрителя: «У нас есть батюшка, который работает со старообрядческой верой, но очень нехорошо себя ведет, занимается поборами, ему квартиры отписывают старые бабушки... Как Вы считаете, это правильно?».

– У меня тоже есть квартира – кому хочу, тому и отпишу. А что тут такого-то? И вы, если хотите, мне отпишите. Хотя у меня есть жилье, но я не откажусь: продам то, что вы мне отпишете, и на это новую крышу сделаю в храме. Церковь живет на подаяние, поэтому пока бабушка пользуется квартирой – на здоровье, а потом кому она отдаст? Сыну, который ее матом посылает? Или отдаст Церкви, которая ей жизнь дает... Все очень просто. Воля человека, его собственность – это священные вещи.

Как-то все равно это не очень правильно, мне кажется.

– Но это вам кажется, а вы посмотрите законы Российской Федерации.

Закон есть закон, а вера есть вера.

– А при чем тут вера? Вы что – специалист по вере?

Нет, доверился Вам.

– Я вам рассказываю, что тут никакого противоречия вере нет. Церковь состоит не только из служения – вот мы, наш приход, тратим только на электричество полмиллиона каждый год. Спрашивается, где я возьму? Где взять? Или тогда будем в темноте служить. А у нас ночи, вечера очень темные зимой, летом хорошо – можно и без электричества, окна у нас большие. А топить? У нас была холодная зима. Ну что мне делать? Чтобы все прихожане у меня легли с воспалением легких? Значит, я должен топить. Чтобы топить – это еще дополнительные средства, до 400 000 в год доходит. И где взять? И вдруг кто-то раз – квартиру дарит, мы ее продаем и закрываем все долги за электричество. Что тут такого-то?

Вам жалко, что не вам, что ли? Так вы возьмите бабушку, ухаживайте за ней, любите ее, а она скажет: «О, какой парень хороший, он мне и дров привезет, и все починит, и навещает, и с днем рождения поздравляет, и продукты мне возит, завещаю-ка я ему... Он мне гораздо ближе, чем сын родной». И все нормально.

Да, спасибо, я примерно понял.
– Людей смущает то, что жертвуют на Церковь.

– Один – на жертву, другой – на хоспис, третий – на театр, а некоторые – на спортсменов, на строительство стадионов. Деньги принадлежат человеку: куда хочет, туда и дает. А пятый мосты строит через Керченский пролив. Это ж тоже деньги. Ну вот. И что такого?

Как Иуда еще некогда говорил: к чему сия трата мира?
Ибо можно было бы продать его более нежели за триста динариев и раздать нищим.

– Конечно, можно. Деньги сами по себе ничто – это просто промежуточный эквивалент. Сами по себе – ну бумага и бумага. Дело в том, что они могут участвовать в обмене.

И людям не нравится, куда они направляются.

– Не нравится? У тебя есть деньги? Вот твои деньги – это твоя прерогатива. Хочешь – нищему отдай, хочешь – отдай в инвестиционную компанию, она у тебя все это прихватит. Хочешь – заключи договор со строительной фирмой; останешься и без денег, и без жилья. Что ты хочешь, то и делай. В МММ вступай, хотя туда уже не вступишь – помер основатель.

Следующий вопрос: «Почему дети начинают исповедоваться с 7 лет? И что делать, если ребенок очень боится Исповеди?».

– И не надо, можно начать исповедоваться и в 8, и в 9 лет. Разный у деточек характер. Это условная цифра. Она соответствует среднестатистической, но есть отдельные детки, которым раньше 10–11 лет и не надо исповедоваться.

Это зависит исключительно от самого ребенка?

– Да. Сегодня я был на выпускном акте нашей воскресной школы. И какая-то мама привела с собой, помимо деточек, которые учатся в воскресной школе, еще маленького паренька – на вид ему два с половиной года. И что он сделал? Он встал в центр круга, наклонил голову и застеснялся. Совершенно вошел в ступор. То он ходил, всех рассматривал, а то вдруг головку наклонил. И зачем же обращаться к нему, что-то от него требовать? Он постоял, постоял, а когда деточки стали расходиться, он так раз – и тихонечко из круга вышел.

И мне очень понравилось, что никто не стал его ни за руку дергать, ни как-то к нему обращаться. Можно испугать и вообще заикой сделать человека. А все так деликатно к нему отнеслись. Мне это очень понравилось. Думаю: «Какие молодцы! Интуитивно так делали!». Поэтому вовсе не в 7 лет... Есть такие родители (это вообще свойство человека), для которых самое главное – инструкция.

Спасибо за ответы.

– Всего вам доброго, до свидания.

Записала:
Елена Кузоро

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс