Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №21 (966) → Протоиерей Алексий Ладыгин: Псалтирь всегда являлась утешением. Псалом 98

Протоиерей Алексий Ладыгин: Псалтирь всегда являлась утешением. Псалом 98

№21 (966) / 5 июня ‘18

Читаем Псалтирь

Продолжение. Начало в №8 (857)–№11 (860), №16 (865) 2016–№5 (902) 2017, №7 (904)–№29 (926), №33 (930)–№48 (945) 2017, №1 (946)–№17 (962), 20 (965) 2018

– Дорогие братья и сестры! Сегодня поговорим о 98-м псалме. Он не имел надписи, но 70 толковников написали: псалом Давиду, 98 – он содержит пророчество о духовном Давиде – Господе нашем Иисусе Христе и о том, как нерадивые иудеи по гордости своей не приняли Христа.

«Господь воцарися, да гневаются людие: седяй на Херувимех, да подвижится земля». Господь пришел на землю, чтобы соделать спасение всего рода человеческого. Мы, изучая Священное Писание, начинаем понимать, что Господь Своими действиями нес только добро человеку – каждый, кто имел трудности, скорби, неизлечимые болезни, получал от Господа помощь через Его любовь и милость. И мы говорим, что Господь делал эти чудеса не чтобы явить Свою Божественную сущность и Божественную силу, хотя многие так и воспринимали: «Откуда у Него такая сила?», но Господь, говорят святые отцы, все это делал по Своей любви к человеку – Он не мог пройти мимо страданий и боли человеческой, поэтому всех принимал, кто приходил к Нему. А в других случаях нам даже рассказывается о том, что Он приходил в те места, где находились больные, отыскивал самых тяжелобольных людей и исцелял их от немощей, и в трудную минуту приходил к ним, чтобы поддержать их Своими великими Божественными дарами. Казалось бы, нечему печалиться: Господь воцарися, да радуются люди. А тут наоборот: да гневаются людие, говорит Псалмопевец. Почему? Есть гордыня, зависть человеческая, которая не принимает святое в нашей жизни, – мы знаем, что Господа с первых дней встретили не очень радостно. Когда волхвы пришли в Иерусалим, они попали к Ироду, и когда Ирод узнал, что родился Царь Иудейский, то «услышав cиe царь Ирод смутился, и весь Иepycaлим с ним» – пришли в возмущение, в смятение, не будучи готовы воспринять такого царя, который пришел неизвестным, не славным, не в царских палатах; конечно, если царь приходит в царских палатах, то все радуются, веселятся, очень довольны, счастливы, хотят попасть с богатыми дарами, и так далее. Христос пришел совершенно неприметным путем, и Его, конечно, не могли воспринять как Царя. И даже когда Он совершал чудеса, одни смотрели с надеждой, а другие приходили в возмущение и смущение. Мы знаем, что еще не закончилось земное служение Господа, как первосвященники и книжники начинают запрещать людям даже упоминать имя Бога под страхом запрета посещения синагоги: «Мы не будем пускать вас в синагогу, если вы будете говорить о Христе что-то хорошее, доброе или призывать Его на помощь». И только те, кому терять было нечего, – слепые, прокаженные, пребывавшие в постоянной немощи, кричали: «Иисусе, сыне Давидов, помилуй нас», – у них уже было все потеряно, и они исповедовали Господа – и Господь видел их веру. Когда наша скорбь доходит до такого состояния безысходности, тогда мы тоже начинаем кричать: «Иисусе, сыне Давидов, помилуй нас». Так что у кого-то была малая радость, а у кого-то – большая злоба и гнев, что Господь пришел. Иудеи не приняли Его по своей гордости и по своей зависти.

«Седяй на Херувимех» – этими словами сказано, что наш Бог – Истинный, и Он великий, ибо все Силы Небесные не только поклоняются Ему и прославляют Его, но Господь является Создателем всей вселенной.

«Да подвижится земля». В какую сторону она должна двигаться? Как мы говорили в 97-м псалме, двигаться от язычества, идолопоклонства к христианству, от неверия – к вере, к Христу. Неверие – самое страшное состояние человека, даже противоестественное: вера является неотъемлемой частью человеческой души, без нее человек вообще не может жить – он должен верить, вера обогащает его. Если он говорит, что не принимает Бога, от этого он только сильно страдает и сам себя ущемляет. Нужно отложить всякий гнев, всякую зависть, всякое непонимание в нашей жизни. И в церковной жизни мы начинаем рассуждать о людях, о Церкви, о священнослужителях, что-то не принимать, возбуждать в себе гнев. Нужно смотреть на корень гнева: в чем он, от чего он идет? От зависти, от гордости или от нежелания трудиться, или от желания жить как хочется? Все это, конечно, будет приводить тебя в смятение, и ты никогда не почувствуешь внутренней духовной радости, которую почувствовал бы, если бы перешел от состояния неверия в состояние веры и стал бы ее укреплять.

«Господь в Сионе велик, и высок есть над всеми людьми» – Сионом называются Церковь Божия, избранный народ, все христианство. «И высок есть над всеми людьми»: Господь прославляется и возносится над всеми. Мы должны всегда прославлять Господа в Церкви и служить Ему.

«Да исповедятся имени Твоему великому, яко страшно и свято есть». Конечно, оно страшно для тех народов, которые не приняли Христа, для тех людей, которые себя считают отдельными от Христа и не хотят Его принимать. Но свято оно для всех верующих в Него, и нет святее имени, чем имя Господа нашего Иисуса Христа. «Ему поклонится всякое колено небесных, земных и преисподних», – свидетельствует святой апостол Павел. Конечно, имя Господа нашего Иисуса Христа свято, и насколько оно свято, настолько оно и сладко для верующего человека. Почему в наших песнопениях и молитвах мы взываем: «Иисусе Сладчайший, помилуй нас»? Потому что Он действительно сладок для всякого христианина, Он – утешение, радость, великая милость для верующего: такой человек понимает, что без Господа жить невозможно, и имя Христово не сходит с его уст. Все это зависит от духовного восхождения человека, его духовного состояния. Если говорить о человеке мирском, то, может быть, он поминает постоянно Господа и не всуе, а в своих молитвах, обращениях, в своих внутренних беседах с Богом, которые бывают и во время молитвы, и во время шествия куда-то (на работу, с работы): ты с Ним беседуешь, Ему что-то рассказываешь, делишься с Ним – по-другому невозможно. Но есть и монашествующие: с уст монахов никогда не сходит имя нашего Господа, они всегда молятся, всегда обращаются к Нему, даже когда отдыхают, спят, их ум продолжает повторять Иисусову молитву – они все в духовном озарении, в духовной беседе, в прославлении имени Господа нашего Иисуса Христа. Прославление может быть разным, но одно из основных – прославление через наши дела и поступки: либо нашими делами имя Бога прославляется, либо хулится. Поэтому каждый из нас должен стремиться жить достойно, жить по заповедям Божиим, исправлять свою жизнь, если она не таковая, и тем свидетельствовать о христианстве, о своей вере, о Воскресшем Господе через поступки и добрые дела, совершаемые ради Господа по отношению к своим ближним.

«И честь царева суд любит: Ты уготовал еси правоты, суд и правду во Иакове Ты сотворил еси» – каждый царь обладает судебной властью. Бог наделил человека судебной властью, мы об этом говорили: Господь дает эту власть, чтобы утверждалась правда на земле, но правда не в том понимании, в котором она сейчас трактуется, а правда через служение людям, которое подобает каждому. Ведь суд дается, чтобы защитить того, кто остается без защиты, – в этом заключается великая правда. И каждый правитель (если Господь ему дал суд, и он этот суд передает судебной власти своего государства) должен следить, насколько отношение к людям справедливо, чтобы не было никаких серьезных исключений для одних, а для других эти исключения непостоянны. Должна всегда действовать правда Божия, то есть должно поступать со всеми по совести. Например, в житии Димитрия Донского и преподобной Евфросинии Московской очень хорошо говорится, что они показали высоту духовной жизни, высоту нравственной жизни своим подданным – они для подданных были совестью. Они правители, но народ не осуждал их за то, что они живут неправильно, что процветает коррупция, что они думают только о себе, пропускают Божественные службы, не причащаются, не исповедуются. Если говорить, например, о Димитрии Донском, то он причащался каждый воскресный день. Преподобная Евфросиния Московская постоянно была в храме. Даже когда воины уходили на Куликовскую битву или в другие военные походы, все стояли в храме, и первой была Евдокия (в иночестве Евфросиния), супруга Димитрия Донского. То есть они действительно являлись совестью народа, были примером для него.

Сейчас при получении власти может быть поиск греховных, неправедных возможностей, которые делают тебя и богатым в этой жизни – это неправильно: нужно понимать, что каждый, кто получает власть от Бога, принимает на себя не только суд, но и ответственность за неправильные отношения, и будет осужден Господом за то, что не утверждал правду в этой жизни и сам не жил по правде, не был совестью для своего народа, а явил какой-то нехороший пример. Ведь правитель – как светильник, поставленный на самом видном месте: он должен освещать и озарять путь каждого человека не только в этой земной жизни, в вопросах не только материальных, но и в духовной жизни. Поэтому неслучайно сказано: и честь царева суд любит. Ты уготовал еси правоты, суд и правду во Иакове Ты сотворил еси. Весь суд Бог дал Сыну Своему, Господу нашему Иисусу Христу. Поэтому Господь по правде будет каждого из нас судить.

«Возносите Господа Бога нашего и покланяйтеся подножию ногу Его, яко свято есть». Через что возносится имя Господа? Мы только что говорили: мы можем возносить имя Божие только через добрые дела, которые мы сами творим, и показываем, что мы являемся христианами, ибо стремимся жить по заповедям Божиим. Через исполнение заповедей Божиих, через конкретные дела и поступки возносится и прославляется имя Божие, либо же через конкретные дела и поступки хулится имя Божие, – но нужно обязательно всячески стремиться показать, что Бог наш – это Бог правды, Бог жизни: «жизнь жительствует» в нас, поэтому мы можем быть добрыми, внимательными, заботливыми, умеющими прощать, умеющими любить, умеющими первыми примиряться и идти навстречу своим близким, как бы это ни было тяжело (всегда есть гордыня, есть страсти, диктующие нам не очень хорошие поступки – со всем этим надо бороться, чтобы возносить имя Господа Бога). «И покланяйтеся подножию ногу Его, яко свято есть» – вся земля есть подножие Самого Бога, а Небо – Престол Его, как говорит нам Священное Писание. Но все-таки святые отцы говорят, что подножие ног Господа – Голгофа: там Господь пострадал, поэтому этой святой горе и надо поклоняться, и возносить имя Господа Бога на этом месте. Кто бывал на Святой Земле, знает, что так и происходит: весь Храм Гроба Господня является подножием ног нашего Божественного Спасителя – он и по сей день привлекает много-много людей, приходящих поклониться месту, где совершилось спасение всего рода человеческого, где камни – живые свидетели земной проповеди, страдания и Воскресения Самого Господа.

«Моисей и Аарон во иереех Его, и Самуил в призывающих имя Его: призываху Господа, и Той послушаше их. В столпе облачне глаголаше к ним: яко храняху свидения Его и повеления Его, яже даде им». Здесь упоминаются Моисей и Аарон во иереех Его, и Самуил в призывающих имя Его. Господь показывает нам пример великих людей: «Призываху Господа, и Той послушаше их» – они призывали Бога. Мы все очень часто говорим, что что-то в жизни у нас не получается. А нужно правильно общаться с Богом: это общение – не просто через наше обращение, а через нашу жизнь, которая свидетельствует, что мы – христиане. Когда Моисей, Аарон и Самуил призывали имя Господне, Господь слышал их, и не просто слышал, но сподобил их и даже в столпе облачне глаголаше к ним – как, например, Моисей принял заповеди Божии, «яко храняху свидения Его и повеления Его». Господь слышал их, ибо они хранили все слова Бога и стремились исполнить все Его повеления, все полученные заповеди донесли до народа – сами жили по заповедям и весь народ призывали к этому.

«Господи Боже наш, Ты послушал еси их: Боже, ты милостив бывал еси им, и мщая на вся начинания их». Господь слушал их и милостив был к ним. Конечно, без милости Божией невозможно было нести того великого креста, который нес и Моисей, и Аарон во иереях Его. Хотя Моисей не был первосвященником, но совершал дела и то служение, которое должен совершать только первосвященник, Самуил был великим пророком – Господь всегда слышал их и милостив был к ним. Так и каждый, кто призывает имя Божие и стремится исполнить заповеди Божии, подражая и Моисею, и Аарону, и Самуилу, может рассчитывать, что Господь так же будет слушать его и будет милостив к нему. «И мщая на вся начинания их»: Господь даже наказывал людей, которые не слушали их. В нашей жизни много такого бывает – неважно, начальствующий это человек, или священник, если нам не понравится, как он поступает в жизни, мы сразу начинаем внутренне подниматься против и не считаемся с тем, Кто их поставил на это место, Господь ли их поставил: сразу начинаем предпринимать какие-то действия. Но Господь через Псалмопевца говорит, что никогда не оставит Своих людей беззащитными – всегда накажет тех, кто восстает против почитающих Его, стремящихся жить по заповедям Божиим. Когда народ не послушал Моисея и восстал против него, Господь огнем попалил, земля разверзлась и живыми забрала тех, кто был в непослушании Моисею. Когда народ не послушал Самуила, а стал просить царя для своего народа (собрались все старейшины Израиля, и пришли к Самуилу в Раму, и сказали ему: вот, ты состарился, а сыновья твои не ходят путями твоими; итак поставь над нами царя, чтобы он судил нас, как у прочих народов. И не понравилось слово сие Самуилу, когда они сказали: дай нам царя, чтобы он судил нас. И молился Самуил Господу. И сказал Господь Самуилу: послушай голоса народа во всем, что они говорят тебе; ибо не тебя они отвергли, но отвергли Меня, чтоб Я не царствовал над ними; как они поступали с того дня, в который Я вывел их из Египта, и до сего дня, оставляли Меня и служили иным богам, так поступают они с тобою; итак послушай голоса их; только представь им и объяви им права царя, который будет царствовать над ними), Господь через пророка Самуила дает им царя. Они не послушали пророка Самуила и были наказаны жестким царствованием Саула, и это было самое тяжелое время в израильском народе. Так что Господь всегда защищает и показывает правоту тех, кто верно служит Ему.

«Возносите Господа Бога нашего и покланяйтеся в горе святей Его: яко свят Господь Бог наш» – еще раз призывает нас Псалмопевец, чтобы мы не забывали о Господе, прославляли имя Его, возносили через дела, присущие каждому христианину. «И покланяйтеся в горе святей Его»: мы говорили, что гора – это, с одной стороны, Голгофа, подножие ног Его. Но горой святой называется Церковь Христова, где возносится и прославляется имя Божие, «яко свят Господь Бог наш». Господь показал нам высоту духовной жизни, и святее Господа нашего нет никого и на земле, и на Небе, и во всей вселенной, поэтому обязательно нужно возносить и прославлять имя Его, поклоняться Ему – это будет давать нам духовную силу, возможность приобщиться к Иерусалиму Небесному: не просто идти, как раньше иудеи ходили, в земной Иерусалим, где была единственная церковь Бога Живого, где они приносили жертвы и молитвы. Здесь Господь призывает в храмы наши: храм, каждая церковь является Небесным Иерусалимом, где соединяются Небо и земля – Церковь земная и Церковь Небесная, где молятся за Божественной литургией и те, кто живет, и ушедшие в вечную жизнь, и святые и ангелы: это действительно уже Иерусалим Небесный. В нем – в горе святей Его – мы и должны собираться на общественную молитву, чтобы прославлять имя нашего Господа. В этом заключается великая сила и великая тайна нашего служения.

Очень сильный псалом: с одной стороны, порицает иудеев, с другой – призывает нас всегда возносить имя Господа, служить Ему и поклоняться горе святой Его, помнить о всех делах, которые Господь сделал ради нас, грешных и недостойных, и быть благодарными Богу. Благодарность – самое важное качество человеческой души. Потому что неблагодарность порождает многие пороки и не дает возможности увидеть святость нашего Бога и то, что Господь каждого из нас призывает к освящению своей души и своего тела, то есть приготавливает нас к вечной жизни. (Продолжение в следующем номере)

Записала:
Нина Кирсанова

 

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс