Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №21 (966) → Иеромонах Андроник (Пантак): Апостол Петр

Иеромонах Андроник (Пантак): Апостол Петр

№21 (966) / 5 июня ‘18

Беседы с батюшкой

12 июля наша Церковь, весь православный мир отмечают праздник святых апостолов Петра и Павла. Первый вопрос: почему этот праздник так важен, почему он великий, почему ему предшествует пост (в этом году он выдался достаточно большой)?

– У многих верующих людей возникает вопрос даже не столько о значении праздника, сколько о значении поста: три остальные поста – перед Пасхой (Великий), перед Рождеством и перед Успением. Рождество и Успение – двунадесятые праздники, Воскресение Христово – Праздник праздников, а здесь – праздник Петра и Павла, который даже не относится к двунадесятым. Но для христианской Церкви их память имела такое важное значение, что для подготовки к этому празднику было выделено специальное время.

Этот пост появился, судя по всему, в конце IV–V вв.: Апостольский пост упоминает, например, Иоанн Постник (патриарх V века) – он пишет, что Апостольский пост подобен Рождественскому. Скорее всего, этот пост был менее продолжительный, чем сейчас, где-то 7–10 дней. Впоследствии он начал расширяться, сейчас мы начинаем его через неделю после Пятидесятницы. В этом есть еще один смысл: постное время перед праздником Петра и Павла – это еще и пост после Пятидесятницы: мы с Пасхи до Пятидесятницы радовались, праздновали – естественно, перед Пятидесятницей устанавливать пост невозможно и нелогично, но после Пятидесятницы, то есть в память о сошествии Святого Духа и в благодарность Богу за это великое благодеяние Церкви можно установить пост. Судя по всему, совместилась идея поста после сошествия Святого Духа и поста перед праздником Петра и Павла.

А праздник действительно имеет большое значение для всей христианской Церкви: эти два апостола даже среди ближайших учеников Христовых выделяются особенным образом – это два человека, о которых мы больше всего знаем из Священного Писания. Помимо них, наверное, только об Иоанне Богослове мы знаем достаточно много. Плюс ко всему оба они были деятельными учителями Церкви, после них остались в том числе послания, у нас есть Соборное Послание апостола Петра и 14 посланий апостола Павла.

О роли и значении этих апостолов можно говорить очень много. Эти два апостола – как бы два флагмана. В основном важно сказать, что апостол Петр был предводителем, или старшим по уважению, первым среди равных апостолов, которые были со Христом; он много потрудился в обращении бывших иудеев. А апостол Павел был много потрудившимся для обращения язычников и много сделавшим, чтобы апостольская община вышла на проповедь из своей привычной культурной иудейской среды к язычникам – людям, которых апостолы знали плохо. Их культура во многом апостолов удивляла: во многих языческих верованиях, в языческом образе жизни было, с одной стороны, стремление к каким-то добродетелям, а с другой стороны – были абсолютно жуткие пороки… Апостол Петр больше потрудился вначале для обращения иудеев, а апостол Павел сделал много для обращения язычников, поэтому, кстати, его часто называют апостолом язычников. Соответственно, из-за того, что эти два апостола были такими деятельными, передовыми в апостольской общине, церковная память о них тоже отличается особенной теплотой, уважением. Ради них отдельно установлен праздник Петра и Павла.

Давайте, отец Андроник, разберем личности апостолов – думаю, это будет очень интересно. Вспомним Писание. Может быть, это будет интересно в более свободной форме, не так, как мы это слышим в храме или в поучительной беседе. Начнем с апостола Петра: его личность, труды, деятельность.

– Про апостола Петра мы узнаем из Евангелия – он был со Христом практически с самого начала призвания апостолов. О подробностях его призвания мы узнаем из Евангелия от Иоанна. Очень интересный рассказ, как Господь сначала призывает апостола Андрея и Иоанна Богослова: они, будучи учениками Иоанна Крестителя, узнают, Кто такой Христос – Иоанн Креститель указывает на Него, говорит: «Его слушайте», они узнают и понимают, что это Тот Самый Спаситель, Мессия, Который пришел спасти человечество. И вот апостол Андрей, которого мы так и называем – Первозванным, приходит к своему брату Симону и говорит: мы нашли Мессию.

А что для того времени значит сказать «мы нашли Мессию»? Это сложно себе представить: столько тысяч лет люди живут в состоянии Ветхого Завета, когда грех, произошедший некогда в раю, наследует людям последствия, полностью отрывающие их от Бога. Проблема первородного греха Адама и Евы, с которым мы все рождаемся, – то, что человек оторван от Бога, от Божественной жизни (она может в человека поступать только от Бога) – у человека не работает дух, и Божественная жизнь не может проникать внутрь его. Поэтому в Ветхом Завете все люди, в том числе праведные, сходили в долину плача – в ад – и, если даже для праведников там не было особых мучений, все равно люди томились в аду, ожидая Пришествия Спасителя, Который исправит ситуацию. И вот много сотен лет, тысяч лет люди ждут Спасителя, Которого Господь обещал еще Еве. И представьте, приходит к Симону брат и говорит: «Мы нашли Его – вот Он, Тот Самый, Который пришел спасти человечество!».

Естественно, апостол, будущий Петр (тогда его зовут еще Симон) хочет посмотреть, Кто это. Когда апостол Андрей приводит его ко Христу, Господь говорит Петру: «Ты Симон, сын Ионин» – то есть, Он, с порога встречая его, говорит, кто он и чей сын. Естественно, это удивляет: они до этого не встречались. И Христос говорит, что он наречется Кифа, что значит «камень» (по-арамейски – כיפא – «кейпа», или, по-гречески, Πέτρος – «петрос», в русском языке Петр – «камень». Здесь Господь сразу указал на главную черту характера Симона – на его твердость, постоянство. В Священном Писании мы это увидим неоднократно. Апостол Петр как раз показывает добродетель веры как доверие Богу, как уверенность, что Господь не может отступить, не может сделать человеку плохо. Это вера Христу, когда Господь его с Собой берет при воскрешении дочери Иаира, при преображении на Фаворе, при молитве в Гефсиманском саду.

Происходит такая встреча, впоследствии Петр становится одним из ближайших учеников Христа. Есть такое распространенное заблуждение (его можно иногда даже услышать в речи наших православных людей, когда они не особо задумываются о том, что говорят), будто у Христа было мало последователей – 12 человек, и все. На самом деле мы видим, что Господь призвал 12 апостолов, потом еще 70, а потом при Его Вознесении было около 500 человек. Кроме того, вспомним насыщение 5000 пятью хлебами, и так далее. Но среди этих людей было 12 ближайших – 12, которых Сам Господь избрал, чтобы им открывать тайны Царствия Божия. И об апостоле Петре мы в Евангелии еще несколько раз услышим.

Наверное, один из интереснейших моментов, самых известных, который присутствует и на живописных полотнах, – это ночь, когда Господь идет к Своим ученикам по морю, и апостол Петр хочет к Нему пойти. Господь ему велит идти по воде. В какой-то момент апостол Петр начинает тонуть, и тогда он обращается к Спасителю, просит его спасти. Спаситель протягивает Свою руку и вытягивает апостола из морской пучины. В этой истории удивительно даже не то, что апостол Петр ходит по воде (для Христа творить чудеса было нормально, чудеса и до сих пор неотъемлемая часть христианской жизни), и не то, что он начал тонуть (ведь многие делают акцент именно на том, что Петр усомнился, допустил маловерие и начал тонуть, – отсюда делается вывод, как плохо быть маловерным); конечно, мысль имеет место, может в каком-то контексте помочь человеку, но при неправильном ее развитии она приводит к унынию.

Как же правильно?

– Мало кто обращает внимание на то, что сделал апостол Петр в момент, когда начал тонуть.

Мы все время от времени начинаем тонуть в житейских обстоятельствах, в вопросах своей веры – и некоторые начинают делать из этого трагедию. Когда говорят, что апостол Петр усомнился и начал тонуть, заостряют на этом внимание: «Вот, у меня маловерие, у меня в жизни столько суеты, столько проблем – все плохо! Что мне делать?». Отсюда маловерие, сомнение, уныние, проблемы с духовной жизнью.

Это действительно удивительный рассказ: в Евангелие, как мы знаем, вошли не все случаи, произошедшие с апостолами, далеко не все чудеса Спасителя. Но именно эта история рассказывает о человеке, который в своей голове имеет желание в случае наступления тяжелого времени, искушения, когда он начинает тонуть, сразу же обратиться ко Христу.

Обращение ко Христу во всех сложных жизненных ситуациях, когда мы сразу к Нему обращаемся, действительно помогает нам, давая право Спасителю протянуть Свою руку. По большому счету, Он и стоит с протянутой рукой, но мы ее почему-то не берем – у нас часто не возникает понимания, что в любой жизненной ситуации сначала нужно помолиться. Мы все православные, все понимаем, что молитва – это хорошо, это нужно, мы сами можем рассказать о пользе молитвы, но когда начинаем тонуть, почему-то не всегда вспоминаем, что первое наше христианское оружие – это обращение ко Христу.

Что еще мы видим в Евангелии? Один из самых ярких моментов – это исповедание апостола Петра. В чем особенность его исповедания? Когда Христос спрашивает, за кого Его почитают люди, апостолы отвечают: за Илию (который должен прийти перед Мессией), за Иеремию, за одного из других пророков, которые пришли на землю, за нового пророка. Кто-то – за Иоанна Крестителя, которого к этому моменту уже убили в темнице. Спаситель спрашивает: «А вы за кого Меня почитаете?». И здесь апостол Петр говорит очень важные слова: «Ты Христос, Сын Бога Живого». Господь ему отвечает: «Блажен ты, Симон, сын Ионин, потому что тебе открыли это не плоть и кровь, не другие люди, а Сам Отец Небесный».

В чем уникальность исповедания апостола Петра? Мы видим, что Христа в Евангелии Сыном Божиим называют неоднократно, даже бесы. Они говорили: мы знаем, Кто Ты, Сын Божий, Святый Божий. Или люди, над которыми совершено исцеление или чудотворение Спасителя, говорят: «Воистину Человек сей есть Сын Божий».

Здесь же апостол Петр говорит: «Ты Сын Бога Живого». И Господь отвечает: «Вот, это сказал ты по воле Отца Небесного, сказал это действием Божиим». В чем разница? В том, что просто сказать о человеке, что он сын Божий, в то время значило сказать, что он праведник или пророк, поэтому исцеленные люди говорили: «Воистину Человек сей есть Сын Божий» – воистину это Праведник, Чудотворец, Человек, творящий чудеса силой Божией. Но апостол Петр говорит не просто: «Ты Сын Божий», – он говорит: «Ты Сын Бога Живого».

Если мне не изменяет память, в греческом тексте должен стоят определенный артикль, то есть не просто Сын, а конкретно – единственный Сын. Эта фраза «Ты Сын Бога Живого» говорит о Христе не просто как об одном из праведников, а как о Единственном Сыне в своем роде.

Да, времени у нас совсем не остается. Передачу мы посвятили апостолу Петру. Просто соберемся еще раз и продолжим разговор об апостоле Павле. А пока подытожим: завтра такой праздник, заканчивается пост, он был достаточно длинным, сделаем вывод нашей передачи и будем прощаться до новой встречи и беседы об апостоле Павле.

– Очень незаметно прошло время. Личность любого из апостолов удивительна и уникальна, но личности и апостола Петра, и Павла, и Иоанна Богослова, о котором мы достаточно много знаем, – это действительно неисчерпаемая тема. Стоит сказать, что апостол Петр дает нам самый главный урок своей жизнью – урок деятельной веры. Это урок безусловной веры, веры как доверия Богу, причем доверия такого, когда мы вверяем себя Богу. Вот он имел такое желание вверить себя Господу, и Господь это использовал для того, чтобы действовать через апостола Петра. В дальнейшем мы увидим, что апостол Петр пострадает за Христа в Риме, будет распят. Его высочайшее смирение проявится в том, что он попросит распять себя вниз головой. Перевернутый крест, который часто изображается как раз в Риме на месте последних дней жизни апостола Петра, – это крест, на котором распяли святого апостола.

Пример его веры поможет нам сохранять спокойствие, внутреннюю стойкость во время разных испытаний. Если мы доверяем Богу, если готовы понять для себя, что в разных жизненных ситуациях, бурях Господь о нас заботится, видит наш путь, знает, как нас вести, тогда у нас появятся силы для того, чтобы какое-то время потерпеть, не понимая, куда Он нас ведет, что происходит в нашей жизни, что будет потом. Но мы знаем, что все это видит Господь, это Он пытается взять нас за руку и вести по нашей жизни. Если у нас будет такая вера, доверие Богу, то нам будут уже не страшны никакие жизненные обстоятельства. Это не значит, что они не будут происходить, – это значит, что в этих бурях мы будем или идти по воде, или, начав тонуть, обратимся ко Христу. И Он нас возьмет за руку и Сам вытянет из сложных жизненных ситуаций.

И, конечно, об апостоле Павле стоит сказать накануне праздника. Это тоже человек очень ревностный, положивший свою жизнь на служение Христу и ближним. Мы знаем о его чудесном обращении. С какой ревностью он когда-то служил Богу, думая, что христиане – враги Божии, с такой же и даже большей ревностью он потом служил Церкви Христовой. Это тоже для нас пример деятельного отношения к нашей вере. То есть верить – не значит просто сидеть спокойно, ничего не делать и доверять Богу. Верить – значит делать все от нас возможное для ближнего, для соблюдения заповедей Божиих. Пример апостола Петра с его твердой верой и апостола Павла с его горячей христианской проповедью, горячей деятельностью в исполнении заповедей Божиих – это пример очень ярких людей, святых. Он вдохновляет нас на продолжение нашей христианской жизни и на стремление идти по пути в Царствие Небесное. Дай нам Господь иметь и веру твердую, и ревность апостольскую для нашей жизни, чтобы молитвами святых апостолов Петра и Павла Господь направлял нас на нашем жизненном пути, в нашей временной жизни, среди житейских бурь и в конце концов привел нас к вечному Царствию в присутствии Божием.

Записала:
Маргарита Попова

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс