Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №15 (960) → Митрополит Ташкентский и Узбекистанский Викентий: Мы живем, чтобы жизнью земной, временной приобрести жизнь вечную. Вот наш главный план

Митрополит Ташкентский и Узбекистанский Викентий: Мы живем, чтобы жизнью земной, временной приобрести жизнь вечную. Вот наш главный план

№15 (960) / 10 апреля ‘18

Архипастырь

Сегодня мы начнем, конечно же, с трагедии в Кемерове. Без слез читать сводки, смотреть видео очевидцев, которых сейчас очень много в сети, невозможно. Это вызывает безумную не то что жалость, а обиду, досаду, даже злость: как так, в наше время, это происходит… Как Президент сказал, «что у нас происходит, это ведь не боевые действия», а такие жертвы… Как пережить эту трагедию, как осознать утрату близких? Как найти нужные слова для людей? Чем мы, простые верующие, можем помочь им?

– Действительно, для нас это большая трагедия, очень большая скорбь. Все мы сопереживаем, молимся. Вся Русская Православная Церковь по благословению Святейшего Патриарха Кирилла совершает молитвословия о упокоении усопших рабов Божиих, которые в этой трагедии отошли ко Господу. В том числе в Узбекистане, в Среднеазиатском митрополичьем округе, во всех храмах Узбекистана, Ташкентской епархии мы проводили панихиды, литии, со скорбью в душе поминали усопших – и детей, и взрослых. Конечно, для нас это непонятно, очень много вопросов. Сказать что-то утешительное тем, кто сейчас имеет такую большую скорбь, очень сложно. Но для верующего человека есть слова утешения.

Это должен быть, наверное, человек очень верующий, который поймет...

– Да, есть такое утешение. Мы можем сказать, что они не умерли, не исчезли, не пропали – они перешли в другую жизнь, намного лучшую, чем эта: они пошли в ту жизнь, где нет скорбей, болезней – там радость, там утешение.

Конечно, если мама лишилась сына или дочери, которые только начали свою жизнь, младенцы, – это все очень тяжело пережить. Родители всегда хотят, чтобы дети выросли большими, чтобы были опорой в старости. Здесь получилось по-другому. Но мы должны подчиняться воле Божией, молиться за наших усопших – этим самым совершается чудесное исцеление болезни, которая сейчас есть у родителей. И у всех нас, конечно. Больше будем молиться Богу, обращаться к Нему, чтобы Он помиловал, простил, принял их в Своих обителях Небесных, с надеждой, верой в то, что они живы, нуждаются в наших молитвах, а мы нуждаемся в их молитвах. Такая связь между земной жизнью и жизнью Небесной, между Церковью земной и Церковью Небесной дает нам утешение и избавление от скорби. Больше будем полагаться на волю Божию, не будем задавать разные вопросы себе...

Сейчас очень много вопросов звучит.

– Мы этим сами наносим еще большую боль душе – мы не выходим из этого состояния. А стоит немножко остановиться и сказать: это случилось, очень тяжело, но дай Бог, чтобы Господь помиловал и меня, и моих детей. Надеемся, что Господь утешит. Еще одно утешение есть у нас – мы верим, что если будем жить праведной жизнью, то Господь нас соединит с нашими детьми, ушедшими безвременно из этой жизни, что мы встретимся с ними, будем жить вечно с ними. Поэтому сейчас перед нами цель – так жить, так себя вести в этой жизни, чтобы сподобиться той жизни, которой они сподобились сейчас крестной смертью, смертью мучеников.

Мы знаем, что через такие страдания Господь прощает все грехи, ведомые и неведомые, надеемся, что по нашей вере, по милости Божией Господь даст им утешение и вечное благо. А вот нам нужно подумать, как бы тоже достигнуть вечного блага, живя здесь, на земле, в мире и согласии со своей совестью, с верой в Бога, с надеждой на милосердие Божие, с желанием жить благочестиво, богоугодно, чтобы, когда Господь призовет, мы могли увидеться с нашими родными и близкими, со своими детьми и там вечно радоваться со Христом.

Если такое будет, то эта боль скоро пройдет. Наоборот, она перейдет в какое-то особое состояние души, ибо мы идем по правильному пути, и Господь за это будет награждать.

Если же мы будем осуждать, недовольствовать, роптать, обвинять кого-то, то нанесем еще большую боль, еще больше страданий – это, конечно, нежелательно. Нужно, чтобы мы успокоились, утешились и с верой, с любовью к Богу жили на этой земле – жить надо дальше, трудиться, подвизаться, очищать свою душу: мы должны подумать о своей душе, о вечной жизни. Конечно, эта трагедия еще больше нас призывает к тому, чтобы мы подумали...

...о внимательности к себе и близким.

– Да. Надо попоститься, помолиться, чтобы Господь воскресил нашу душу для вечной жизни в праздновании великой Пасхи Христовой, праздника Воскресения Христова. Пасха Христова – это время, к которому мы должны прийти с воскрешенной душой, верой, чистотой сердца, с тем, чтобы мы больше были обращены взором своим в Небо, в Царство Божие, как и призывает Господь: о горнем помышляйте, а не о земном. Такой должен быть наш духовный настрой.

Надеемся, что с Божией помощью Господь пошлет утешение, радость духовную, и она отнимет скорбь, страдание, мучение, которые сейчас испытываем все мы, но особенно, конечно, те, кто лишился своих детей или родных и близких.

Я думаю, можно перейти к вопросам телезрителей. Один из вопросов: чем живет сейчас православный Узбекистан? Очень соскучились наши телезрители по Вам.

– Милостью Божией, Божиим благоволением жители Узбекистана живут в мире, согласии, любви друг к другу. Мы очень рады, что в нашей республике и православные, и мусульмане (а мусульмане у нас в большем числе) не испытывают никаких трудностей, никаких озлоблений, нет напряженности между православными и мусульманами (или другими религиозными конфессиями и национальностями). Но что касается непосредственно православных, – тоже милостью Божией мы живем так, что имеем возможность ходить в церковь, молиться, выполнять свой христианский долг: каждый, кто имеет желание, может прийти в церковь в воскресные и праздничные дни, участвовать в богослужениях, исповедоваться, причащаться Святых Христовых Таин. Сейчас люди во множестве приходят в церковь, чтобы исповедоваться, причаститься, пособороваться. Люди ведут обычную жизнь православных христиан.

Очень важно, что нам никто не мешает – даже наоборот, содействуют. Дай Бог, чтобы такое время было как можно дольше, чтобы как можно больше людей приходили в Церковь, а те, кто был отвращен от Церкви какими-то путями прошлого атеистического советского времени, возвратились бы в ее лоно. Многие были отторгнуты от Церкви, сейчас они возвращаются, слава Богу. Многие взрослые люди сейчас принимают таинство Крещения, есть и младенцы. Слава Богу, что на наших службах много молодежи, много младенцев.

В том числе и коренного населения?

– Есть и коренное население. Радует, что вера не угасает, наоборот, преумножается. Мы проводим огласительные беседы – у нас 12 бесед перед тем, как принять таинство Крещения.

Основательная подготовка!

– Да. Поначалу люди недоумевают, думают, что не смогут, что заняты: работа и так далее. Но, побывав на нескольких наших занятиях, забывают свою занятость, приходят и радуются, благодарят, даже желают еще больше проводить этих занятий! Мы делаем дополнительные для них. Так что есть хорошие результаты нашей деятельности. Мы рады, что Господь нам помогает.

Вопрос телезрительницы: «У меня папа умер, еще нет 40 дней. Мне он приснился. Стоит ли верить этим снам и обращать на них внимание до 40 дней?».

– Почему вы связываете это со сроком в 40 дней или после 40 дней?.. Эти сны могут быть в любое время. К сожалению, есть такое поверье, что до 40 дней нельзя передавать вещи умершего нуждающимся или еще что-то делать. Наоборот, до 40 дней нужно как можно больше добра делать, как можно больше дел милосердия совершать, как можно больше молиться за усопшего, чтобы Господь простил его согрешения и в 40-й день, когда будет временный суд над этой душой, простил множество его грехов и даровал ему то место, которое было бы более благоприятно для его души.

Такие сны, может быть, это и есть призыв больше молиться, больше делать добро – возможно, он чувствует нужду в этом, в какой-то степени он просит помощи. Поэтому надо молиться, надо ходить в Церковь. Если до этого времени вы не ходили в церковь, не исповедовались, не причащались (может быть, и у усопшего не было такой возможности), то сейчас ближайшие родственники должны это делать. Это дело, которое будут делать родственники, ближайшие люди – исправлять свою жизнь ради себя, ради своего усопшего, – принесет большую помощь самому усопшему. Человек не был в храме, не исповедовался, не причащался, не молился дома утренними, вечерними молитвами, а сейчас он это все делает – это как раз призыв усопшего для исправления человека в православной жизни, церковной, это помощь и себе, и усопшему.

Вопрос телезрительницы: «Господь подает для духовного развития человека только семена добродетелей. Как взрастить в себе любовь, смирение и другие добродетели?».

– Когда мы крестились, Господь дал нам семя благодати Божией, которое мы должны взращивать в течение всей своей жизни. Как обычное семя должно получать и тепло, и свет, и влагу, так и в духовной жизни мы должны дать соответствующие для возрастания духовного семени добродетели – ту жизнь, то отречение от своей воли, которые необходимы, чтобы это семя имело возможность возрастать беспрепятственно.

Что препятствует возрастанию семени Господня? Наша воля, наше непослушание. А Господь говорил нам: кто хочет следовать за Мной, отрекись от своей воли, возьми крест свой и следуй за Мною. Отречение от воли очень важно для нас, ведь Господь постоянно стучится в двери нашего сердца и направляет нас на путь духовной жизни, чтобы мы уклонились от зла и творили добро. Мы не хотим и не слушаемся, а говорим: вот мне нравится, я хочу так жить… Конечно, Господь один раз, второй раз стучится, чтобы мы отреклись от той или иной духовной нашей привязанности... Мы препятствуем возрастанию этого семени.

Нужно быть внимательными к голосу Божию, который через нашу совесть от Господа идет: мы должны исполнять то, что Господь требует, сейчас. Господь один раз стучится, второй раз стучится, в третий раз, в десятый, а потом этот голос становится для нас совсем неслышным, и уже мы начинаем обвинять: почему Господь не помогает? Он помогает… Тебе стучали, тебя вразумляли, призывали, а ты говоришь: нет, я еще хочу пожить, хочу этим грехом еще понаслаждаться. Поэтому и получаем. Когда уже немножко вразумляемся, понимаем, тогда уже нужно применять большие усилия: камень на нашей душе уже сложился нашим непослушанием, и надо прикладывать усилия, чтобы его разломать на куски, искоренить из нашей души.

Кстати, бывают разные сигналы от Бога. Иногда, бывает, что-то случится плохое, батюшка говорит: прежде всего подумай, что ты не так делаешь – не обвиняй кого-то, если украли у тебя; ты заболел – не заразили тебя (может, и заразили, но надо подумать, что же такое случилось, что ты не так сделал, если тебя постигло несчастье)… И об утренних и вечерних молитвах, обязательности их прочтения: обязательно ли следовать правилу? Или можно молиться своими словами?

– Есть келейное правило для монаха, есть для мирянина. Конечно, это нужно исполнять, это послушание Церкви, значит – Богу. Другая проблема – что есть лень, нам не хочется молиться, мы читаем очень невнимательно. А потом говорим: все равно я невнимательно читаю, зачем все читать? Почитаю 2–3 молитвы – и хватит.

Да, но зато я почитаю их внимательно.

– И все равно эти 2 минуты тоже не читает внимательно, а только сам себя утешает. Надо себя настроить и выполнить послушание Церкви, послушание Богу – если послушание постараться выполнить с начала до конца, мы увидим, что Господь нам будет помогать. Когда же мы проявляем свою волю, тогда начинаются немощи, слабости. Тогда мы говорим: не буду читать эти молитвы, лучше своими словами почитаю.

Да, можно читать своими словами, это не запрещается. Пожалуйста, мы молимся, должны молиться, всегда молимся: по улице идем, что-то делаем – молимся, обращаемся к Богу: «Господи, прости, Господи, помоги, Господи, благослови» – и так далее. Мы всегда молимся – это не возбраняется, но молитвы, которые составили наши святые отцы, которыми они молились в свое время, Богу угодны. Почему не последовать их примеру – их исполнять и получить от Бога благословение? Ведь почитать эти молитвы – 10–15 минут.

А у нас впереди целый день, часами сидим где-то, что-то делаем не то, а когда надо 15 минут – у нас начинаются проблемы: почитать – не почитать, а, может быть, я своими словами почитаю… Такое у нас лукавство, с ним надо бороться.

Даже если не получается читать (и не хочется, и невнимателен, и понимаешь, что просто губами шевелишь), все равно молиться?

– Надо понуждать себя; как святые отцы говорили, это наша греховная природа, ее нужно заставлять – иногда легко дается, иногда очень тяжело дается, но надо работать. Это труд, и его выполняли все наши святые отцы и подвижники. У них тоже так бывало – когда-то прямо льется душа, а когда-то ничего не идет, и они все равно молились, плакали, просили у Бога помощи.

Господь поначалу дает возможность, чтобы мы хорошо молились даже без особых трудностей: показывает, что молитва имеет очень благотворное влияние на нашу душу, на нашу жизнь. Но бывает, что Господь чуть-чуть отступает, чтобы испытать нашу веру, нашу преданность Богу. Если мы видим лень, слабость, тем самым мы сознаем, что Господь показал нашу немощь. Мне из этой немощи, на основе этой немощи нужно произносить молитву. Так отцы нас и учат: мы должны молиться, сознавая свою немощь, свою греховность. Когда у нас есть такое, как раз Господь и показывает в эти моменты жизни: да, у тебя немощь, ты немощен. Начинаешь молиться – смотришь, первая молитва не пошла, вторая тоже никак, а третья уже хорошо пошла – я себя понудил. И Господь, видя наше усердие, дает нам нормальную, хорошую молитву.

Вопрос: «Что делать, если после Исповеди чувствуешь какую-то тяжесть, нет утешения?».

– Мы знаем, что когда чистосердечно каемся, то отходим от таинства Исповеди умиротворенные, есть радость, утешение, облегчение. Но когда этого не бывает, значит, мы не совсем правильно покаялись, не совсем чистосердечно. Значит, мы что-то сделали не так, как требуется от кающегося грешника. Ведь одно дело, что мы говорим свои грехи, а другое дело, что мы должны еще подумать, чтобы Господь помог нам исправить грехи, которые мы совершаем постоянно. Если есть такое намерение, которое Господь целует («Господи, прости меня, я виноват, но я хотел бы исправиться и больше не повторять эти грехи, особо тяжкие»), то, конечно, Он за это награждает и радостью, и миром, и утешением, и помощью. Когда просто так, когда человек вроде бы покаялся, но не совсем...

...зачитал по бумажке.

– Да, зачитал...

И много раз повторяющееся...

– Поэтому Господь мудро с нами поступает – как с младенцами. Может быть, поначалу расскажем все, что есть, – и получили какое-то утешение. А потом то же самое рассказываем, а утешения нет. Что это значит? Господь хочет от нас большего – не только сказать, что я грешный, а еще больше осознать греховность, с умилением, действительно раскаяться в своей греховности и пожелать исправиться. Даже если есть твердое намерение, что надо исправиться, – тогда Господь потихонечку нас подводит к настоящему покаянию. Поэтому не надо смущаться, надо хорошо подумать: раз утешения не случилось, значит что-то от меня Господь требует. Я должен постараться посмотреть на себя, увидеть себя, вновь прийти к покаянию, но уже с другим настроем.

Вопрос, наверное, последний на сегодня: как правильно планировать свою духовную жизнь, уместно ли вообще планирование?

– Конечно, мы должны знать цель нашей жизни. Мы живем для того, чтобы жизнью земной, временной, скоропреходящей приобрести жизнь вечную. Вот наш главный план.

И если это у нас есть, и мы хотим достигнуть Царства Божия и вечной жизни, то должны жить пред Богом так, чтобы эта жизнь удерживала нас от поступков, не соответствующих тому, что может привести нас в Царство Божие, вечное и блаженное. От всего лишнего, что у меня есть в этой жизни – личной, общественной, что мешает мне достигнуть Царствия Божия, я должен отказаться. Это разные привязанности, страсти. А чтобы мы замечали это в себе, мы должны быть более внимательны к себе: очень важно в нашей жизни быть внимательным, а совесть нам все равно подскажет, что правильно, а что неправильно, что хорошо, что плохо.

Это очень тяжелая ситуация в нашей современной духовной жизни, что стерта грань между добром и злом, между тем, что Богу угодно и не угодно. Мы об этом не думаем. Как все живут, так и я живу. Как все поступают, так и я поступаю. Значит это хорошо. Это не совсем правильное понятие о жизни, о своем спасении, о духовной жизни в современном обществе. Люди живут по-разному, но я как христианин должен жить так, как подобает православному христианину. Если я считаю (и совесть мне подсказывает), что это неправильно, не совсем по-христиански, то я должен от этого отказаться и делать то, что приводит меня к исполнению воли Божией. Это будет тот путь, что приведет нас в Царство Божие. Это есть план нашей земной жизни.

Спасибо Вам за беседу. Думаю, последнее слово Вам необходимо сказать: мы редко встречаемся и благодарим Вас за то, что Вы находите время побывать вместе с нами, нашими телезрителями – давайте подытожим нашу программу.

– Спасибо большое! Я благодарю всех телезрителей. Дай Бог, чтобы советы или слова нашей беседы были спасительны для нас, как урок назидания, чтобы применять в своей жизни, чтобы возрастать от силы в силу до полной меры возраста Христова. И, конечно, достойно встретить праздник Воскресения Господа нашего Иисуса Христа. Всех вас поздравляю с наступающими праздниками.

Я обращаюсь ко всем нашим телезрителям еще раз: благодарим, что вы активно участвуете в жизни нашего канала «Союз». Обращаюсь с просьбой, чтобы не забывали помогать нашему каналу: конечно, нужна ваша помощь, ваши пожертвования, которые вы щедро и с любовью делаете… Благодарим за пожертвования и просим, чтобы вы и впредь нас не оставляли своей помощью, чтобы канал мог дальше работать и приносить пользу всем нам.

Записала:
Маргарита Попова

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс