Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №14 (959) → Архимандрит Савва (Мажуко): Что есть Церковь

Архимандрит Савва (Мажуко): Что есть Церковь

№14 (959) / 4 апреля ‘18

Свет невечерний

– Друзья мои, братья и сестры, сестрички и братики, как это здорово, что мы состоим в таком родстве во Христе и можем называть друг друга не по имени и отчеству, а обращаться как к близкому человеку. Например, к вполне взрослому успешному мужчине, может быть, и бородатому, обращаться, как к братишке, хотя он с нами не состоит в родстве, как будто бы не единокровный нам, но мы-то с вами – люди, живущие Евхаристией, Причастием, люди, которые имеют величайшую радость (может быть, самую большую в этой жизни!) участвовать в Божественной литургии – знаем, что на самом деле мы единокровные, единотелесные.

И вот об этом, друзья мои, нам следует поговорить подробнее, ибо в Русской Церкви, в нашей с вами родненькой Русской Церкви есть некоторые проблемы, с которыми, не сталкиваются, например, люди западных Церквей, и, может быть, в других православных Церквах это не очень актуальная проблема. О чем я говорю? О том, что в нашей церковной истории был период, который создал некоторый зазор между Церковью практикующей, фактической, и Церковью, которая принадлежит русскому Православию номинально. То есть людей, крещенных в Православии, на порядок больше, чем тех, кто реально посещают храмы Божии, причащаются Тела и Крови Христовой, тех, кого в богословской литературе называют практикующими верующими.

И вот, друзья мои, мы задаем себе вопрос: эти люди, православные, верующие, те, кто крещены в детстве, воспитывались в нашей культуре, но ни разу не причащались, не ходят в храм, не читали Писание, вообще находятся вне церковной культуры, наши или не наши? Как нам с ними быть?

Почему этот вопрос важен? Периодически у нас возникают очень серьезные споры даже на самом высоком уровне. Церкви выдвигаются серьезнейшие претензии со стороны людей, которые как будто бы крещены в Православии, носят православные имена, но говорят: «Здесь вы неправы! Здесь почему-то роскошь у духовенства!» или «вы поступили здесь неправильно!», «почему вы молчите?!». Много вопросов, которые я здесь не буду упоминать, – вы все прекрасно в них осведомлены, – но при здравом рассуждении мы с вами понимаем, откуда возникают эти вопросы. Даже не из самой ситуации какого-то конфликта – они как раз возникают из этого зазора, когда люди, произнося слово «Церковь», привносят в него чуждое ему значение. Что я имею в виду?

Когда светский человек, хоть и крещенный в Церкви, говорит «Церковь», он имеет в виду иерархическую структуру, некоторую институцию, клерикальный институт или, как говорят (наши что ли противники), «организация попов». То есть «Церковь» равно «попы», «Церковь» равно «священники»: епископат, который включает патриарха, митрополитов, епископов, священников, диаконов – вот это Церковь.

А мы, люди церковные, произнося слово «Церковь», имеем в виду Тело Христово – всех тех, кто причащается от Чаши Христовой. То есть не только патриархов, митрополитов, епископов, но и всякого человека, даже старенькую бабушку и малыша или же человека, который никогда не планировал стать священником и, может быть, никогда и не будет им, но остается частью Церкви. Вот такое семантическое различие присутствует в нашем словоупотреблении. С чем это связано? Почему мы, употребляя одно и то же слово, привносим разные значения?

Это, друзья мои, ситуация совершенно ненормальная. Почему? По простой причине: так разделяться – противоестественно для человеческого общества, а эта ситуация опрокинута и на церковную жизнь. Даже мы, церковные люди, иногда не понимаем, не отдаем себе отчета, что «мы – Церковь», а «не попы – Церковь», ведь попы – это тоже наше общество, они ведь из церковной общины появляются. И государство так же работает – оно не само по себе, мы имеем полное право контролировать государственные институции, поступать на государственную службу, привносить какие-то изменения, выражать какие-то инициативы и так далее, но это другой вопрос.

Что важное для нас, церковных людей, исходит из этой простой коррекции семантики, исправления значения слова? Если мы говорим, что Церковь – мы, наша семья, это налагает на нас большую ответственность. За последнее время, за советские и перестроечные годы мы привыкли к тому, что церковь строит… Кто? Батюшка. Воскресную школу ведет или открывает кто? Батюшка. Проповеди говорит, лекции читает? Батюшка. Инициативы все выдвигает, дает благословение? Батюшка. Все у нас сведено к роли священника: он и строитель, и писатель, и проповедник, и режиссер, и актер, и звонарь, и регент, и… Это совершенно ненормально! Почему? За Церковь отвечаем мы все: если ты прихожанин Церкви, значит, ты отвечаешь за нее, за этот храм, за его ремонт, за то, как там обучаются детки, за то, что в этот храм нужно купить, как ему надо помочь. Если ты, будучи нормальным мужчиной, благочестивым, верующим человеком, видишь, что Церкви не хватает священников, но не идешь в священники, а где-то в стороночке что-то критикуешь, – ты не прав, брат, не прав, братишка: Церковь наша – значит, мы все за нее отвечаем.

Друзья мои, есть в этом какой-то очень большой смысл и даже урок для нашей сегодняшней действительности. Мы должны как-то определить – мы в Церкви или не в Церкви? Если ты не православный, то православным себя не называй, не крести своих детей, не венчайся, не претендуй на отпевание, молитвы и записки. Давайте будем честны, потому что православный человек – это человек, который живет жизнью своей общины, ее тревогами, заботами, праздниками, ведь это наше дело: праздник – это наш праздник, ремонт – это наш ремонт, мероприятие какое-то, собираем бедным или деткам деньги – это мы собираем. Строим храм – это мы все вместе строим: мы – община, мы за все отвечаем.

И если мы видим, например, что священник или епископ ведет себя, с нашей точки зрения, неправильно – зададим ему вопрос. Но вы должны сами быть внутри церковной ограды: вы вложились в свою церковь, общину, значит, вы и имеете полное право задавать вопросы, высказывать инициативы, но и жертвовать собой, своим временем, своими средствами ради своей семьи – своей Церкви.

Записала:
Мария Матуленко

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

В других номерах:

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс