Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №12 (957) → Протоиерей Андрей Панков: Блудная страсть

Протоиерей Андрей Панков: Блудная страсть

№12 (957) / 20 марта ‘18

Беседы с батюшкой

Напомню, дорогие телезрители, что мы уже встречались с батюшкой в Рождественском посту, обсуждали некоторые страсти, и сегодня пришла очередь страсти блудной. В одной из предыдущих наших бесед мы говорили, что у каждой страсти есть основа. С чего берет свое начало блудная страсть?

– Как правило, это извращение естественной силы человека. Например, радость от принятия пищи (так как пища тоже в некотором смысле дар Божий) может быть извращена в чревоугодие. Равным образом происходит и с блудной страстью. Естественное стремление человека в супружеской жизни извращается в блуд, доводится до некоторой крайности и приводит к уничтожению человека. Вообще, блудная страсть – это тема, о которой довольно трудно говорить: рассуждая об этих вопросах, находишься между двумя положениями. В Послании к Ефесянам апостол Павел говорит, что блудные подробности вовсе не должны именоваться у христиан, но, с другой стороны, по степени распространения блудная страсть в современном обществе, пожалуй, занимает одно из доминирующих положений, потому вовсе обходить эту тему нельзя. Поэтому мы с вами и говорим об этой проблеме.

Меня всегда поражает, что в православном отношении к страстям всегда есть некая здравость. Начать же нашу беседу я бы хотел со слов ангелов, которые сказали блаженной Феодоре, после того как они миновали заставы блудной страсти: «Радуйся, ибо немногие проходят эти мытарства без того, чтобы запнуться на них. Мир погружен в тину сластолюбия и блуда, и хвалятся заставы блудных мытарств о том, что они больше всего пополняют огненное родство во аде». Нужно понимать, что эти слова относятся к X веку, к христианской Византии. Что можно говорить о нашем XXI веке, который, к сожалению, в блудной страсти практически дошел до глубины падения античного мира? Подтверждение этому мы видим вокруг себя – развал семьи.

Статистика разводов свидетельствует, что более половины сочетавшихся браком разводятся после 1-го года жизни. Естественно, развал семьи влияет на вопросы воспитания, вопросы рождаемости. И именно блудная страсть – причина падения рождаемости: все вопросы, ее касающиеся, имеют подлинную сторону, связанную со страданиями, которые приносятся и детям в семьях, и женщинам, которые доверились, пошли на брак и в итоге вынуждены воспитывать своих детей в одиночестве.

Это и разводы – развод трагедия не только для женщины, но и для мужчины. Для мужчины это всегда некий апокалипсис в миниатюре, и после такого рода разочарований многие впадают в страсть алкоголя, чтобы пережить эту боль. И в финале мы получаем общество, значительно более ослабленное в отношении семейного тепла, взаимного понимания, укрепления родственных связей. Все это стремительно разрушается, и причина тому – не что иное как блудная страсть.

Святые отцы говорят в своих творениях о причинах этой страсти и средствах противостояния ей. Она очень распространена, и каждому православному христианину следует знать, как ему надо поступать, как бороться с этой страстью. Большинство святых отцов, аскетов однозначно утверждают, что до конца побороть ее крайне сложно, и только великие подвижники, приблизившиеся к совершенству, сумели полностью угасить в себе блудную страсть.

Преподобный Иоанн Лествичник в своей знаменитой книге говорит, что блудное падение у новоначальных, как правило, бывает от наслаждения снедями, то есть от насыщения чрева, у средних – от высокоумия и от того, что бывает у новоначальных, а у тех, кто приближается к совершенству, это бывает только лишь по причине осуждения ближнего. Еще преподобный очень хорошо подмечает в своих сочинениях, что блудная страсть произрастает в сердце человека от нескольких причин. Первая из них – это пресыщение чрева. Вторая – пресыщение сном, покоение себя. Третья – шутки, смех, праздность. Четвертая – стремление наряжать себя в красивые одежды. В соответствии с этим нужно понимать, что если человек сталкивается с такого рода противостоянием внутри себя, то для преодоления его надо обратить внимание на эти 4 направления. Это значит – есть в меру. А если человеку тяжело преодолеть внутренние порывы блудной страсти, то, соответственно, утеснять себя в пище, спать в меру, воздерживаться от праздности, шуток, развлечений и стараться одеваться в то, что не возбуждает твое собственное тщеславие.

Конечно, противостояние блудной страсти порой требует колоссального внутреннего напряжения. Я обращал внимание, что люди светские, далекие от Церкви, от Евангелия, всегда с некоторыми шутками и смехом относятся к этой тяжелейшей внутренней борьбе. У преподобного Кира Александрийского есть очень интересная фраза – он говорил, что если ты не имеешь блудных помыслов, это означает то, что ты имеешь дела. Ибо какие могут быть помыслы, если ты непрестанно согрешаешь и по причине внутреннего нечувствия не противостоишь блудной страсти? Окружающий мир, к сожалению, погружен в эту страсть, и разговоры о противостоянии ей для большинства светских людей смешны и в плане приложения к жизни немыслимы. Только верующий человек, понимающий суть процессов, происходящих в его сердце, его душе, осознает свой долг и необходимость противостоять этой страсти и прилагает все усилия, чтобы ее обуздать.

У преподобного Иоанна Лествичника есть очень хорошая мысль по этому поводу. Он говорит: если борешься с блудной страстью через труды, то как бы связываешь ее слабой веревкой. Если противостоишь ей воздержанием и утеснением себя в отношении сна, то ты связал ее железными оковами. Если же ты борешься смиренномудрием, терпением и жаждой, то ты подобен Моисею, который поразил «египтянина» и скрыл его в «песке». Под песком же разумей смирение – оно не производит пажити для страстей. Это очень красивая фраза, которая объясняет суть борьбы с блудной страстью. Святые отцы говорят и о том, что полная победа над этой страстью есть дар Божий и не может быть результатом лишь собственных аскетических упражнений и противостояния.

Святые отцы утверждают, что блудная страсть полностью поражается смирением. Но смирение есть не что иное как дар. Пожалуй, надо ощутить некую сладость, некую радость от присутствия благодати Божией в связи с тем, что человек смиряет себя перед ближним. Конечно же, для окружающего мира это немыслимое дело по той причине, что смирение противно гордому сердцу. И, как мы с вами уже говорили, смирение, к сожалению, приобретается не иначе, как через унижение, через попрание своей собственной воли. А для человека неверующего это немыслимо.

Возвращаемся к теме о дарах Господа, о тех добродетелях, которые Он ниспосылает при борьбе…

– Тема блуда присутствует многообразно, многократно в современных книгах, фильмах и окружена неким ореолом романтизма: его путают с любовью. Православная Церковь всегда говорила, что блуд является насмешкой над любовью, пародией, циркачеством.

В «Отечнике» епископа Игнатия (Брянчанинова) есть очень интересная история, которую я всегда привожу по этому поводу. Там говорится о монахе, который пришел в обитель вместе с малолетним сыном, – так сложилась жизнь. Мальчик был воспитан в обители, но, когда он достиг возраста зрелости, испытал на себе уколы блудной страсти и, не имея сил их терпеть, обратился к своему отцу с тем, чтобы тот отпустил его в мир. Отец длительное время увещевал своего сына, но это внутреннее противостояние не ослабевало в том, и он снова обратился к отцу уже с твердой уверенностью уйти в мир. И отец ответил: «Я отпущу и благословлю тебя, если ты сделаешь следующее: возьми, по древнему обычаю, 40 хлебов и листья финиковой пальмы и ступай на 40 дней в пустыню. Молись там, совершай монашеский труд, связанный с плетением веревок, и Господь все откроет тебе. После 40 дней я тебя благословлю». Юноша уходит в пустыню, и на 20-й день, когда он плел веревки, явилось ему ужасное привидение в виде женщины-эфиоплянки ужасного вида и весьма смердящей. В ужасе он начал ее отталкивать, а она говорит: «Я есть та, которую жаждет весь мир, та, которую считают сладостной и желанной. Но благодаря твоему послушанию, которое ты совершаешь здесь, в пустыне, по отношению к твоему отцу, Бог не попустил мне соблазнить тебя – ты видишь меня такой, какая я есть на самом деле». После этого видение исчезло.

Юноша увидел, что подлинная суть блуда – это уродство, злосмрадие. Внутренний ужас так потряс его, что он вернулся к своему отцу и сказал: «Я увидел достаточно и более не прошу тебя благословить меня уйти в мир». И отец добавил: «Если бы ты проявил терпение, не испугался и пробыл в пустыне все 40 дней, то увидел бы большее». Такая удивительная история, открывающая нам подлинное содержание того, что в мире окружено ореолом романтичности, соблазна.

Вопрос телезрительницы из Кировской области: «Сейчас мне 74 года, с мужем мы прожили 40 лет, я никогда ему не изменяла, но в душе мне не нравилось жить с ним, мечтала о другом. Это тоже считается блудом?».

– С точки зрения Евангелия – безусловно. Господь в Своих проповедях возводит любовь до некоей высшей точки и называет блудом не просто совокупление, но даже взгляд с вожделением.

Очень жаль. Это грех, требующий покаяния, и грех, тоже разрушающий душу. Хотел бы добавить, что Церковь, безусловно, должна противостоять потоку пропаганды этой страсти, который мы видим в окружающей жизни, искажению понятия о семье (например, такому, что называется «гражданский брак»). По сути своей гражданским он не является, будучи блудным сожительством. Конечно, в этой ситуации, как правило, страдает женщина – по той причине, что мужчина не желает, боится или не может брать ответственность за свою избранницу. Уже в самом этом факте присутствует предательство, ведь трусость – это всегда предательство. Если человек не готов брать ответственность, то к чему все? И как в этой ситуации относиться к рождению детей? Человек приходит в мир, и заведомо в отношениях отца и матери есть ненормальность.

Кроме того, гражданский брак плох еще и тем, что каждой девушке Господь дает некое сокровище, некий капитал, некое приданое, связанное с ее молодостью и привлекательностью. И если она относится к этому легкомысленно, этот капитал очень быстро растрачивается – значительно быстрее, чем у мужчины. И в финале – проходит время, а женщина не способна создать семью. Это драма и трагедия.

Вопрос телезрительницы из г. Севастополя: «В Новом Завете есть стих, где говорится, чтобы с блудниками и прелюбодеями за одним столом не есть и не пить. Как это понимать, если есть родственники, близкие, которые живут в блуде, то есть без брака? Как бы я ни пыталась им потихонечку говорить, давать книги о блудной страсти, советовать, чтобы смотрели телеканал «Союз», – пока бесполезно. Я молюсь, молюсь неустанно, переживаю, а там – как Господь Бог даст. Но раз это близкие родственники, естественно, приходится вместе с ними отмечать праздники и прочее. Если родственник живет с этой женщиной в блуде, я не хочу сидеть с ними за одним столом. Брата я приму, но с этой женщиной за одним столом я не могу сидеть. До такой степени, что просто хочется закричать от боли».

– О еде за одним столом с блудниками и прелюбодеями в Евангелии говорится в контексте того, что Господь как раз не гнушался сесть за один стол с людьми, которые в еврейском обществе считались отвергнутыми, недостойными и нечистыми.

Господь говорит в Евангелии, что Сын Человеческий пришел в мир, чтобы призвать людей к покаянию: «Не здоровые нуждаются во враче, но больные». Поэтому Господь встречался и с мытарями, и с людьми отвергнутыми, и с представительницами наиболее древней профессии в том числе – то есть с теми, с кем правоверные иудеи даже не желали говорить, не входили в их дом и не разделяли с ними пищу.

Что касается конкретной драмы, происходящей в семье, – блудного сожительства, я думаю, все-таки надо увещевать брата и, может быть, даже эту женщину в надежде, не покаются ли они, не придут ли к осознанию, что нужно расписаться, обвенчаться в церкви и создать хорошую, крепкую семью. Не надо терять надежды. Надо молиться за них.

К сожалению, это весьма распространенное явление – мы очень часто сталкиваемся с понятием гражданского брака, который браком вовсе не является. Но если люди не слушают, что тоже бывает нередко, то, наверное, надо отдать все в руки Божии и молиться за таких людей. Это есть проявление блудной страсти, это болезнь души, и, как всякая болезнь, она имеет весьма горькие последствия. Есть разные люди, – одни имеют разум от Господа и учатся на чужих ошибках, а большинство учится на своих. Поэтому надо молиться за таких людей и надеяться, что в свое время они придут к покаянию и исправят свою жизнь.

Что хочется сказать еще? Очень интересно читать жития древних подвижников, которые опытно прошли искус блудной страстью. Поражает, что противостояние этой страсти у многих святых отцов-подвижников занимает месяцы или годы, то есть это борьба с помыслом. Это очень трудно себе представить – месяцы или годы! Читаешь «Лавсаик» (или патерик) – приходит к старцу монах и говорит: «Отче, я 5 лет сражаюсь с помыслом, помоги мне, наставь, поддержи». Старец спрашивает: «Хочешь ли, я помолюсь Господу – и Он отнимет от тебя этот помысел?». И монах отвечает: «Нет, отче, помолись только, чтобы Господь дал мне силу ему противостоять. Хотя и грешный я человек, но понимаю, что в этой борьбе приобретаю искус». И, как написано в патерике, старец говорит: «И прославил я Господа, уразумев, что через противостояние страсти, в том числе и блудной, и посредством терпения соделывается великое дело спасения вечной души».

Конечно, подобного рода повествования очень вдохновляют, они содержат надежду, что, может быть, и ты в какой-то малой степени можешь противостоять страсти и подражать подвижникам, которые своим примером спустя сотни лет и даже тысячелетий продолжают вдохновлять нас на противостояние этой страсти.

Мне всегда нравилось и нравится, что Церковь по отношению к миру, его пониманию семейной жизни, взаимоотношений мужчины и женщины остается аутсайдером, то есть сообществом людей, служащих Христу и дерзнувших думать иначе, дерзнувших идти против общественного мнения, против порядков, которые навязываются нам миром. Конечно же, с Божьей помощью Церковь совершает свою великую миссию в сохранении света в мире, в том числе в этом вопросе.

Ибо любовь между мужчиной и женщиной, безусловно, благословлена Богом, это есть великая радость и великая тайна. Но ответы на то, как ее сохранить, как развить ее в своем сердце, знает только Церковь. Только в древних книгах можно прочитать, с какой яростью бились древние подвижники, чтобы сохранить в себе этот свет, это правильное отношение.

Конечно, это великий подвиг и великая радость, если человек находит в себе мужество и твердость противостоять этой страсти. Победа всегда наполняет душу человека радостью. И я благодарю Бога, что, будучи пастырем и исповедуя людей, общаясь с прихожанами, я встречаю в наши дни такие примеры. Это удивительно, ни на что не похоже и всегда наполняет душу оптимизмом, радостью о том, что подвиг противостояния, в том числе и блудной страсти, не просто остался в древних книгах, но это мужественное противостояние, внутренняя твердость являются в избранниках Божьих. Они просто приходят в храм, молятся среди прочих прихожан, стоят у какой-то иконы, а в их сердцах совершается великое дело. Когда священник сталкивается с подобным, это всегда становится поводом для его личного вдохновения и личной радости.

Конечно, очень тяжело видеть примеры падения, внутренней слабости. Всегда прощаешь человека и поддерживаешь его, но особенность блудной страсти такова: сначала бесы тебе говорят, что Бог все простит и ради любви можно все, но, когда падаешь, они ввергают тебя в бездну отчаяния и представляют Бога неумолимым Судией. Долг священника – поддержать человека, обогреть, укрепить в его труде, наставить и открыть ему ту подлинную сущность, которая присутствует в его жизни (связанную, в том числе, и с блудной страстью).

Я бы хотел пожелать всем нашим телезрителям, чтобы Господь укрепил их в противостоянии не только блудной страсти, но и всем страстям. Чтобы дал силы совершать в Великом посту великое дело воздержания, великое дело очищения своей собственной души, благословил их, очистил сердца и приуготовил всех нас к светлому празднику Пасхи Христовой, которая еще не очень близко. идет только вторая седмица.

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

Записала:
Ксения Сосновская

 

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс