Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №10 (955) → Протоиерей Димитрий Смирнов: Укрепление веры зависит от знания Евангелия

Протоиерей Димитрий Смирнов: Укрепление веры зависит от знания Евангелия

№10 (955) / 6 марта ‘18

Беседы с батюшкой

Первый вопрос: «Сегодняшнее воскресенье называют Неделей о Страшном Суде по Евангельскому чтению, где Господь говорит о Втором Пришествии и о Суде над людьми. Господь говорит о добрых и злых поступках людей, но ничего не говорит о вере людей. Почему? Неужели главное – поступок, а не вера?».

– Нет, конечно, главное – вера. Просто эта притча, которую Господь произнес и которую мы именуем так убедительно и красочно Страшным Судом для пущего запоминания, говорит, что для веры главное – результат. И вера должна проявляться в жизни человека, ведь то, чего Господь от нас требует, противоположно обычному поведению грешного человека, которое нужно оставить. Лень или многопопечительность, жадность, которые мешают нам творить добрые дела, – это все мы должны по милости Божией преодолеть. Вера без дел мертва.

А дела без веры имеют вес в глазах Божиих? Ведь немало людей, добрых от рождения, от воспитания...

– Нам известно, что это приятно для Господа, но все-таки без веры невозможно угодить Богу. То есть Господь их, конечно, замечает, но они не спасительны для человека – спасительны только дела веры.

Воспитан или от природы добр, то есть Господь человеку дал доброту, – какая ему на это благодать есть? Никакой. Другое дело, если бы он был злой, а из-за веры не дает себе делать зло и вопреки своей подлой натуре делает добро – вот это очень ценно перед Богом, это значит, его коснулась преображающая сила благодати Святого Духа. Это просто есть свидетельство, что человек под влиянием христианской веры и благодати Святого Духа стал другим, стал новой тварью. Это такое свидетельство. Вот Господь и ищет Себе таких свидетелей.

Человек может совершать добрые поступки из тщеславия. Создать фонд, собирать деньги, не вкладывая от себя ни рубля, даже живя с этого – при организации фонда по закону вполне допустимо какую-то часть себе забирать на зарплату, на автомобиль, на 120-этажный дом с лифтами, на вертолетную площадку на крыше – на все. И с этого всего благотворить, конференции всякие собирать в разных городах мира, греметь на радио, телевидении, в интернете, газетах, журналах. И дела делать явно добрые, бесспорно. Но, к сожалению, это не приносит спасения, ибо не преображает душу человека.

То есть только то дело, которое преображает человека, Богу угодно?

– Да, вот поэтому Господь и говорит: «Голоден был – и вы накормили Меня...». Кто-то там голоден, я ужинаю, и тут какие-то вопросы возникают... «Вчера приходи»...

Поэтому очень важно для нашего Спасителя именно это. И это Он говорит не для всех, а только для тех, кто в Него уверовал как в Сына Божия. Людям вне Церкви это вообще непонятно.

Вопрос телезрительницы: «Когда началась революция, большевики стали уничтожать мощи святых. А вот почему-то Ленин до сих пор не убран с центральной площади Москвы...».

– Нет, обождите. Я за большевиков прошлых и теперешних вообще не отвечаю. Почему вопрос ко мне? Вот я вам благословляю: возьмите его сегодня и вытащите, на такси деньги дам.

Нет, я хотела, чтобы как-то законно это было. Либо петицию какую-то подать..

– Пожалуйста, пишите петицию, собирайте народ... Какие вопросы? Дело в том, что по нашей Конституции, которую, к сожалению, никто не читает (можно так резко сказать), у нас в стране источником власти является народ. Так как весь народ (140 000 000) не может управлять государством, нужны менеджеры, действующие от имени народа, которым народ доверил. Народ их выбирает: одних, чтобы вырабатывали законы, а другие являются исполнительной властью – начиная с президента, и так вся вертикаль. И мы должны им поручать: убрать это все безобразие с Красной площади. Но надо, чтобы наша исполнительная власть знала, что этого хотят не 2 человека (вы и я), а миллионов 15. Тогда, глядишь, проведут плебисцит и увидят, что большинство за то, чтобы его оставить: у нас очень любят Ленина, Сталина, Дзержинского – тех, кто их недолюбливал, уже давно расстреляли, а дети их так были этим напуганы, что боятся до сих пор, поэтому нужно еще и большую пропаганду вести. Правда, это уже сдвигается, стали потихонечку говорить – обычно по ночам по телевизору рассказывают про дедушку Ленина, про его личную жизнь, про его беспричинную злобу к русскому народу. Кое до кого доносится, но обычно люди в это время спят.

Очень жаль. Просто хотелось показать, что они сами себе противоречат и сами не исполняют свои же «заветы» мнимые.

– Это все понятно. Человек вообще противоречивое существо. Вот сейчас все ругают то, что произошло на Украине. Произошел переворот, люди захватили власть и провели выборы, в которых не участвовала большая часть народа Украины. То есть выборы нелегитимные, тем не менее, те продолжают властвовать. Это неправильно, ведь переворот – это незаконно.

Но то же самое произошло и в России. Первый закон какой был? «Земля крестьянам». А крестьянин что получил? Ему даже паспорт не давали, он стал крепостным. А второй закон – о войне. Получили гражданскую войну, а декрет был о мире. А третий закон, о котором вообще молчат, – об Учредительном собрании; его на следующий день разогнали. То есть ни один из так называемых ленинских декретов не был выполнен, и большевики совершенно исказили их форму.

То есть противоречия есть всегда, это сплошь и рядом. Демагогия – сколько угодно. Возьмите любой том Ленина или какую-нибудь отдельную работу (допустим «Государство и революция») почитайте. И что произошло буквально в скором времени? Все наоборот тому, что он писал.

Поэтому что вы удивляетесь противоречию? Так же и все поступают. И в Америке так же: демократия демократией, а попробуй пикни – тут же с работы уволят, и так далее. Все не так-то просто.

Да, христианство всегда было гонимо.

– И начинаются гонения обычно в семье. Поэтому что тут удивляться? Но если вам охота посвятить этому жизнь (ведь разные существуют проекты, люди устремляются к каким-то своим целям), вы можете заняться этим – и пожалуйста.

Многие люди хотят перемен...

– А люди-то советские. А что такое советский человек? Чем он отличается, как в известном анекдоте, от англичанина? Англичанин, когда в его доме прохудилась крыша, лезет на нее по лестнице и чинит. А что делает советский человек? Он пишет письмо президенту: вот у меня то, у меня это, у меня давно не было ремонта... Совершенно другой менталитет. Как в песне поется, опять же советской: «Не надо думать – с нами тот, кто все за нас решит». Самое трудное на свете – это принимать решения. Народ совершенно отвык от того, чтобы принять на себя хоть какую-то ответственность.

Следующий вопрос: «Меня часто посещают сомнения в вере. Скажите, это нормально или я что-то не понимаю?».

– Всякое бывает. И апостолов, как мы знаем, посещали сомнения в вере. И очень много Господь сделал такого, что служило укреплению веры. Святая Церковь рассматривает, например, воскрешение Лазаря. Господь это сделал, чтобы в дальнейшем было легче уверовать в Воскресение Христово: Господь заботился, чтобы Его ученики не сомневались. Хотя жены-мироносицы, которых Господь сподобил видеть Себя Воскресшим первыми, пришли к апостолам – и те засомневались. Петр и Иоанн побежали проверять; Иоанн не входя в гроб уверовал, – Петр еще нет. Все это процесс. Для падшего человеческого сознания неверие естественно. Вообще, неверие – это, конечно, болезненная вещь в духовном плане. Неверие – это болезнь человечества. С этого началось грехопадение. Адаму и Еве Господь сказал, а они думают: «А прав ли Бог?». А мы теперь мучаемся.

Господь являл Своим ученикам для укрепления веры чудеса и знамения. А нам как укрепляться в вере?

– Мне один старец (Царство ему Небесное) сказал, что укрепление веры зависит от знания Евангелия, и советовал мне постоянно читать Евангелие: действительно, не только укрепляет в вере, но и как-то просвещается то место, где у человека должен быть ум, и потом еще многое открывается. Читаешь в первый раз или четырехсотый – большая разница: открывается что-то такое, что ты никогда вроде и не видел, не замечал, только как-то так умом скользил, а тут вдруг приходит понимание годик на 40-й. Так что очень полезно такое упражнение.

Вопрос телезрительницы из Тамбовской области: «Бытует мнение, что венчаные супруги, окончив свой жизненный путь, встречаются на небесах. А если один из супругов помилован, а другой нет, то как?».

– В 16-й раз рассказываем: заблуждаетесь, не зная Писаний, ни силы Божией, ибо в воскресении ни женятся, ни выходят замуж, но пребывают, как Ангелы Божии на небесах – не разводятся, не дерутся, не рожают детей. Насчет встреч – это возможно. Я был свидетелем, когда такие встречи происходили около постели умирающих. Когда человек умирает, его часто выходят встречать его родственники. Среди них может оказаться и умерший супруг. А что бывает там – нам это не открыто. Поэтому не надо гадать. Может, встретимся, может, нет. Я только одно знаю твердо, что Господь Отец Небесный нас очень любит и ничего дурного нам не желает. И если мы угодим Ему в этой жизни, Он окажет нам милости и в вечности. А конкретно сказать, встретимся или не встретимся, – это такие сказки, которые люди придумывают, чтобы себя утешить.

Да. Главный вопрос должен быть – угодил ли я Богу, прожив жизнь? Господь доволен тем, как я прожил жизнь? По-христиански или нет? Вот это главное. Конечно, и отец, и мать, и детки играют в нашей жизни определенную роль (и немалую), но не главную. А главное в нашей жизни – взаимоотношения наши и Христа Бога нашего. Он – наш Создатель, наш Учитель, наш Искупитель. Вот это главное... Конечно, ты и с детьми должен по-христиански – не так: «Ой, я на работе была членом профсоюза, дел было много, некогда было детьми заниматься, Вы уж сами должны понять, время было такое». А времена Юлиана Отступника были хорошие, что ли? Гонение на христиан, но все равно христиане старались воспитать своих детей по-христиански. Прекрасная семья Григория Богослова, Василия Великого – сколько святых одно семейство принесло! То есть: «Господь, Ты мне дал дитя, вот я возвращаю назад: воспитали хорошего, доброго, умного, образованного христианина».

Вопрос телезрителя: «У меня вопрос по поводу антихриста. Всем известно, что он придет. Подскажите, придет ли он сам или по воле Божией?».

– Антихрист есть воплощенное зло – Бог не может творить зла, даже если бы захотел. Почему? Это противно Его Божественной природе…Однажды пришел антихрист – не главный, а помельче. Например – Владимир Ильич (не к ночи будет помянут, но раз уж мы сегодня о нем говорили благодаря замечательной женщине, с которой начали диалог). Он пришел не потому, что на то была воля Божия. Это была воля безбожия, и его самого, и всего нашего народа, и тех людей, которые ему дали деньги на революцию. Тогда революции не были оранжевые, синие, фиолетовые, розовые – они были кровавые. Он, как садист, очень любил расстреливать. Вот такого человека поставили, и он за деньги, которые ему дали, сумел благодаря своей энергии воплотить это в жизнь. Он царствовал недолго, примерно столько же, сколько будет царствовать и антихрист. Такие вопросы очень простые. Вы думали, что нашли такой вопрос, который поставит в тупик? Нет, на это давно есть ответы, еще в древние времена люди это прекрасно понимали.

Вопрос телезрительницы: «Есть люди разных вероисповеданий, и у всех есть такое учение, что надо жить по-доброму. И они, сами того не зная, выполняют заповеди христианства. Мне интересно, куда эти люди попадают после смерти – в рай или в ад?».

– Дело в том, что после смерти никто никуда не попадает. Это просто такое условное название, которое взято из Священного Писания, но это чтобы человеку было удобнее понять. Например, человек хорошо окончил школу – он никуда не попадает. Но ему могут дать медаль (золотую или серебряную), и благодаря этой медали он может без экзаменов попасть в любой вуз, в какой захочет, – такая у него есть привилегия.

Так и человек, который творит правду Божию, угодил Господу, и Господь берет его к Себе: туда, где Он Сам с ангелами пребывает. А тот, который не угодил, туда не попадает. Мы, люди, условно называем первое – раем, а второе – адом. Ад – это место, где нет Бога: полно людей, которые не хотят ни Бога, ни христианства… Когда Христос придет, одни узнают Его, а другие отвергнут.

Если человек угодил Богу, Бог берет его к Себе. А уж чем он угодил, как он угодил...

– Да, это очень многообразно. Рай вообще у нас в сердце, и не мы в него попадаем, а он в нас. Если у нас в сердце зависть, обида, осуждение, скверные слова, лень, то что у нас внутри? У нас внутри ад. Мы наследуем то, что у нас внутри.

Не то что человека берут и переносят, как дерево пересаживают с одного места на другое – нет, совсем не так. Человек в течение жизни сам в своем сердце либо выращивает прекрасный сад, где прекрасные растения, изумительные цветы добродетели, благоухания всяких прекрасных поступков, либо выращивает все отвратительное – грязные слова, хамство, грубость, злобу и так далее (значит, он выращивает в себе ад). Поэтому никто никуда не попадает, сам человек это взращивает в себе.

Вопрос: «Как справляться с внезапными мгновенными приступами гнева? Осознание неправильности приступов приходит сразу после поступка, но ведь уже поздно. Хочу научиться с этим справляться вовремя. Может, есть какие упражнения, молитвы?».

– Есть, сколько угодно. Но самые простые такие: 1-е упражнение – осенение себя крестным знамением с молитвой «Господи, помилуй», 2-е упражнение тоже очень хорошее – добавление к крестному знамению и молитве «Господи, помилуй» земного поклона. А 3-е – выпить глоток или полстакана святой воды, которая непонятно зачем стоит у нас в доме, а ею надо пользоваться: когда тебя обуревают, допустим, гнев, или досада, или осуждение, перекрестился, сделал земной поклон, выпил полстакана святой воды – и все уходит.

Это если гнев живет. А вспышка – она же как молния...

– Нет, чтобы вспышка произошла, нужен горючий материал. Вот этими орудиями христианской аскетики мы этот материал опять приводим в состояние не горения, а покоя. Чтобы совсем исчезла наша гневливость, это подвиг, и только благодать Святого Духа может нас очистить от гнева совсем.

Открывает человек утром форточку – там идет термоядерная война. Если у него нет гнева, он закроет форточку и начнет спокойно принимать меры к тому, чтобы сохранить свое семейство. Гнев не творит правды Божией: когда человек в гневе, ум его помрачается.

Люди это понимают, а поймать не могут.

– Нет, ошибки возможны, но надо задаться такой целью: молиться Богу хотя бы утром и вечером о том, чтобы Господь от этого избавил. Есть люди, у которых гневливость – главная страсть. Святые отцы рекомендуют именно против главной страсти направить все усилия. Потом, когда она будет благодатью тесниться, тогда можно уже и к другим перейти.

Записали:
Елена Кузоро,
Нина Кирсанова

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс