Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №10 (955) → Протоиерей Григорий Григорьев: Великий пост – великая радость

Протоиерей Григорий Григорьев: Великий пост – великая радость

№10 (955) / 6 марта ‘18

Беседы с батюшкой

Мы продолжаем цикл передач «Ветер радости», и наша сегодняшняя тема «Великий пост – великая радость».

– Дорогие братья и сестры, вы знаете, что каждый последний четверг месяца в цикле передач «Беседы с батюшкой» наша передача «Ветер радости». Ветер радости – это Господь, наполняющий паруса души каждого человека. Почему «Ветер радости»? Мы живем во время Первого Пришествия Христа, когда Господь является любящим Отцом.

И вот чтобы понять, что пост – это время великой радости, я сегодня хочу вспомнить нескольких святых, начиная с ветхозаветного пророка Исаии (что именно он говорил о посте) и кончая современными. Начну с пророка Исаии. Хочу процитировать очень кратко то, что он говорил о посте, тогда не было Великого поста – просто о посте: «Взывай громко, не удерживайся; возвысь голос твой, подобно трубе, и укажи народу Моему на беззакония его, и дому Иаковлеву – на грехи его. Они каждый день ищут Меня и хотят знать пути Мои, как бы народ, поступающий праведно и не оставляющий законов Бога своего; они вопрошают Меня о судах правды, желают приближения к Богу: «Почему мы постимся, а Ты не видишь? Смиряем души свои, а Ты не знаешь?». – Вот, в день поста вашего вы исполняете волю вашу и требуете тяжких трудов от других. Вот, вы поститесь для ссор и распрей и для того, чтобы дерзкою рукою бить других; вы не поститесь в это время так, чтобы голос ваш был услышан на высоте» (Ис. 58, 1–4).

Пророк Исаия обличает ветхозаветных иудеев, которые соблюдали именно внешнюю часть поста, но духовно не изменялись. Далее он говорит следующее: «Таков ли тот пост, который Я избрал, в день, в который томит человек душу свою, когда гнет голову свою, как тростник, и подстилает под себя рубище и пепел? Это ли назовешь постом и днем, угодным Господу? Вот пост, который Я избрал: разреши оковы неправды, развяжи узы ярма, и угнетенных отпусти на свободу, и расторгни всякое ярмо; раздели с голодным хлеб твой, и скитающихся бедных введи в дом; когда увидишь нагого, одень его, и от единокровного твоего не укрывайся.

Тогда откроется, как заря, свет твой, и исцеление твое скоро возрастет, и правда твоя пойдет пред тобою, и слава Господня будет сопровождать тебя. Тогда ты воззовешь, и Господь услышит; возопиешь, и Он скажет: «Вот Я!». Когда ты удалишь из среды твоей ярмо, перестанешь поднимать перст и говорить оскорбительное, и отдашь голодному душу твою и напитаешь душу страдальца: тогда свет твой взойдет во тьме, и мрак твой будет как полдень; и будет Господь вождем твоим всегда, и во время засухи будет насыщать душу твою и утучнять кости твои, и ты будешь, как напоенный водою сад и как источник, которого воды никогда не иссякают.

И застроятся потомками твоими пустыни вековые: ты восстановишь основание многих поколений, и будут называть тебя восстановителем развалин, возобновителем путей для населения. Если ты удержишь ногу твою ради субботы от исполнения прихотей твоих (то есть речь идет о субботнем посте) во святый день Мой, и будешь называть субботу отрадою, святым днем Господним, чествуемым, и почтишь ее тем, что не будешь заниматься обычными твоими делами, угождать твоей прихоти и пустословить, – то будешь иметь радость в Господе, и Я возведу тебя на высоты земли и дам вкусить тебе наследие Иакова, отца твоего: уста Господни изрекли это» (Ис. 58, 5–14).

Пророк Исаия как бы и нас обличает этими своими словами – мы иногда постимся как ветхозаветные иудеи: у них всего лишь речь шла о посте в субботу, который призывал хотя бы один день в неделю совершать добрые дела, помогать бедным, быть братом всем окружающим людям, и если человек исполнит хотя бы это, и дух любви к окружающим (возлюби ближнего, как самого себя) будет хотя бы раз в неделю – то будешь иметь радость о Господе. Это ветхозаветный пророк, VII век до нашей эры.

Что же говорит митрополит Антоний Сурожский о современном Великом посте? Короткая цитата: «В отличие от того, что считают и чувствуют многие, период духовного напряжения Великого поста это время радости, потому что это время возвращения домой, время, когда мы можем ожить. Это должно быть время, когда мы отряхиваем с себя все, что в нас обветшало и омертвело, для того чтобы обрести способность жить, – жить со всем простором и глубиной, к которым мы призваны. Пока нам недоступен, непонятен этот момент радости, у нас будет получаться чудовищная и кощунственная пародия, мы, будто бы во имя Божие, превратим жизнь в сплошное мучение для самих себя и для тех, кому придется расплачиваться за наши бесплодные потуги стать святыми».

Приснопамятный Владыка Антоний говорит, что если нет радости в посте, то такой пост не пойдет на пользу, не даст нам возможности избавиться от ветхого человека. Пост – это время жизни по заповедям Божией любви, это время, когда человек любит Бога – и ближнего, как самого себя. Если мы этого не достигаем, если мы только соблюдаем ветхую часть поста, если мы ограничиваем себя и своих близких без духа любви, то такой пост будет только в осуждение.

Вспоминается такая притча: разбойники напали на странника, убили его и ограбили. Когда они заглянули в его котомку, там был кусок хлеба и кусок сала. Разбойники были очень голодны и съели хлеб, а сало есть не стали: был Великий пост, а есть сало в пост – это великий грех.

Мы с вами не уподобляемся ли ветхозаветным иудеям и тем разбойникам, которые убивают ближних своих всяким словом, сказанным с гневом, с раздражением? Очень хорошо бы, чтобы мы об этом подумали.

Вопрос телезрительницы из Санкт-Петербурга: «Сейчас Великим постом в будние дни на службах в храмах читаются отрывки из ветхозаветных Книг пророков. В частности, у пророка Исаии упоминается имя Господь Саваоф. Мне непонятно – кто это, что это?».

– Великим постом мы читаем Исход, читаем, как был сотворен мир, читаем об Адаме, о райском саде, в том числе читаем и пророка Исаию. У Бога было несколько имен, и одно из имен было Саваоф (ивр. צבאות, Цеваот, мн. число от ивр. צבא, цава – воинство, войско; «Господь Воинств»). Но на самом деле мы знаем, что Бог есть любовь – для нас, новозаветных христиан, христиан, живущих в духе Божественной любви, Бог – это любовь, Бог – это ветер радости, ветер, который охватывает всю вселенную…

Я хочу продолжить мысль, что Великий пост – время великой радости, и процитировать некоторые мысли из «Дневников» протопресвитера Александра Шмемана, который следующим образом оценивал духовное состояние современных людей: «Начало «ложной религии» – неумение радоваться, вернее – отказ от радости. Между тем, радость потому так абсолютно важна, что она есть несомненный плод ощущения Божиего присутствия. Нельзя знать, что Бог есть, и не радоваться. И только по отношению к ней – правильны, подлинны, плодотворны и страх Божий, и раскаяние, и смирение. Вне этой радости они легко становятся «демоническими», извращением на глубине самого религиозного опыта. Религия страха. Религия псевдосмирения. Религия вины: все это соблазны, все это «прелесть». Но до чего же она сильна не только в мире, но и внутри Церкви... И почему-то у «религиозных» людей радость всегда под подозрением. Первое, главное, источник всего: «Да возрадуется душа моя о Господе...», как говорит псалмопевец. Страх греха не спасает от греха. Радость о Господе спасает».

Великий пост – это время восстановления радости о Господе, поста от греха, время не нарушать Божиих заповедей, жить в духе Божественной любви. Если мы не находим в себе этой радости, то следует задать вопрос: почему мы ее потеряли?

Батюшка, позвольте мне дополнить вопрос нашей телезрительницы о имени Господа Саваофа: «Саваоф» переводится как «Глава воинств». Мы, христиане, – воины Христовы. А Великий пост – часто возникает ощущение, что это время достаточно унылое, и воины смотрятся как-то не очень уверенно в такой атмосфере. Какими, Вы считаете, должны быть воины Христовы?

– Понимаете, Господь, как Полководец, как Саваоф, – вопрос, несомненно, важный, полезный, нужный, но он не совсем по теме передачи, поэтому я не стал вообще развивать эту тему.

Воины Христовы – это люди, живущие в духе любви, люди, которые навигатор своей души направили на Царствие Небесное, главной целью своей жизни видят стяжание благодати Святого Духа и доверяют Богу.

Воины Христовы – это единство в духе доверия Господу Богу и Спасу нашему Иисусу Христу. Я не считаю, что всегда надо давать ответы на все вопросы. Потому что, в конце концов, можно открыть энциклопедию, можно посмотреть в интернете ответы на эти вопросы. Мы в цикле передач «Ветер радости» все-таки хотим осветить именно духовную часть.

Вопрос телезрителя: «Я думаю, чтобы жизнь прожить, надо накопить чувство любви в душе (а не грехов накопить) и достичь Царства Небесного. А Вы как считаете?».

– Спасибо большое: у вас вопрос по теме. Мы считаем, что грех – это талант без Бога, талант без любви, талант без радости. Не с грехами следует бороться человеку: борьба с грехом фиксирует на грехе и усиливает его, а приближаться к Богу; когда душа человека наполнится ветром радости, все грехи превратятся в таланты.

Вы задали очень хороший вопрос, и мы с вами в этом вопросе полностью солидарны. И вот именно Великий пост следует использовать, чтобы получить ветер радости. Вы, конечно, меня спросите: а где его брать? Отвечаю: регулярно причащаться, минимум раз в неделю, лучше – два раза в неделю – на Божественной литургии в субботу или в воскресенье, и на Литургии Преждеосвященных Даров в среду или в пятницу: специально даны дополнительные Литургии – если бы достаточно было раз в неделю причащаться в посту, то зачем было создавать Литургию Преждеосвященных Даров?

В посту надо причащаться как можно чаще, а на последней Страстной седмице – каждый день, если есть такая возможность (понедельник, вторник, среда, четверг, – в пятницу Литургии нет). Поэтому вы правильно все понимаете. Грехи – это таланты без духа любви, без ветра радости…

Я хочу продолжить, лучше, чем сказал протопресвитер Александр Шмеман, думаю, никто из нас не скажет: «Мир сей – веселится, но он как раз безрадостен...». Многие православные люди путают радость о Господе с весельем мира. Ничего общего в радости мира нет: радость может быть только от Бога, свыше – не от мира радость, а от Бога. Бог может в мире проявляться, но радость может быть только от Бога: «...но потому и христианство вошло в мир как радость. Не только радость о спасении, но спасение как радость. Только подумать – мы каждое воскресенье «трапезуем» со Христом, «за Его трапезой, в Его Царствии», а потом погружаемся в свои «проблемы», в страх и мученье... Бог спас мир радостью, „но печаль ваша в радость будет”, и „радости вашей никто не отнимет от вас” – говорит апостол любви Иоанн Богослов».

Действительно, получить радость, которой никто не отнимет от нас... Великий пост – это время остановки, время консервации жизненной суеты. Пост, всевоздержание – это попытка отрешиться от всего земного, ветхого, чтобы получить эту радость. Это форма, которая должна быть наполнена содержанием – подобием Божиим, время максимального восстановления подобия Божия.

Но если ветер радости не наполняет душу человека, то пост мало даст результата. Протопресвитер Александр Шмеман сокрушается, что эта радость – которая изначально была сутью, тональностью, смыслом, духовным состоянием Православия, когда Господь говорит: «По тому узнают, что вы Мои ученики, что будете иметь любовь между собою» – куда-то исчезла. Очень важно Великий пост посвятить поиску этого.

Вопрос телезрительницы: «Я очень боюсь причащаться: в моей жизни очень много близких и знакомых погибло от алкоголя. Я очень боюсь, чтобы мне тоже не впасть в зависимость. Алкоголь вообще не употребляю».

– Лукавый, конечно, всевозможными путями отводит людей от Причастия. Но поверьте мне, человеку, который не принимает спиртные напитки почти 40 лет и который причащается ежедневно. Священники потребляют Чашу, в Чаше нет алкоголя, это Кровь Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. К тому же дозировка, которую человек получает в лжице, никакого отношения к этой теме не имеет. Это просто искушение. Надо это преодолеть и прийти на Причастие.

Я хочу продолжить тему радости. «Сила греха не в соблазне очевидного зла, а в скованности души всякой мелочью, страстишками, в невозможности для нее, души, „невозбранно дышать небом...”. Но чтобы бороться с этим, недостаточно просто призывать к церковности и молитве. И церковность может быть, и часто бывает, мелочной, и молитва – эгоцентрической. Всегда все тот же вопрос – „о сокровище сердца”. О том, в чем радость... Без радости и церковность, и молитва безблагодатны, ибо их сила – в радости. Религия стала синонимом «серьезности», не совместимой с радостью. И потому она так слаба. От нее хотят ответов, мира, смысла, а она только в радости. Это ее ответ, включающий в себя все ответы».

Радость о Господе. Возрадуется душа моя о Господе – это высший ответ религии о смыслах жизни. Мой „богословский” вопрос: почему видение, опыт, передаваемые, раскрываемые в богослужении Церкви, давно уже не формируют, не определяют собою ни богословия, ни благочестия? Думаю об этом каждый день, стоя на светозарных, Пасхальных литургиях этой недели. Люди православные, с одной стороны, любят все это, а с другой – не живут этим. Почему? Богословие – потому, мне кажется, что оно не знает, что делать с опытом, радостью, прозрачностью, то есть таинством в подлинном, эсхатологическом смысле этого слова. А благочестие – потому, думается, что оно насквозь пропитано религиозным эгоцентризмом. «О Тебе радуется, Благодатная, всякая тварь»: тут все дело в радовании о другом, в любовании другим, и это значит – в онтологическом смирении, которое одно делает радование, любование возможными, а вот этой-то обращенности на другого – на Бога, человека, мир – и нет в религиозности. Христианство дарует свободу и требует от человека свободы, свободы, прежде всего, от порабощенности собою, свободы зрения, слуха, обращенности ума и сердца. Ибо только в этой свободе загорается «радость о...», любование, только в ней все становится прозрачным и восстанавливается утраченная в первородном грехе целостность. Историческое благочестие – это, по сути дела, «узость и теснота». И оно отравляет «церковность» больше, чем что-либо другое... Все в мире «скучно», пока не коснется его луч Духа, радости, свободы... Пока луч этот не сделает всего «прозрачным», и тогда душа поет: «О Тебе радуется...».

Вот тот поиск, который следует проводить Великим постом, – это главная, центральная часть Великого поста.

Вопрос телезрительницы из Астрахани: «Можно ли читать в пост акафисты? Существует мнение, что повторяющиеся все время в акафисте слова «Радуйся, Благодатная...» – все время «радуйся, радуйся!» – не соответствуют настроению самого поста».

– В церковной традиции постом читают каноны, это наша традиция. Это не значит, что, если вы прочитаете акафист, это будет грех, но, в общем-то, мы читаем каноны: так установлено Церковью, постановлениями Архиерейских Соборов, Синодом. Поэтому мы выполняем это правило, то есть воздерживаемся. Но если вдруг вы дома в домашней келейной молитве захотите прочитать акафист, греха никакого не будет. Вы говорите, что нельзя потому, что возрадуется душа о Господе. Так в канонах тоже сплошная радость: посмотрите, ведь на самом деле через покаяние, осмысление своей немощи приходит великая радость. Я хочу сказать, что, с моей точки зрения, каноны не менее радостны, чем акафисты.

Батюшка, Вы много сегодня сказали, какая радость – Великий пост. Но чем тогда отличается Пасхальная радость?

– Пасхальная радость – это радость воскресшей души. Радость Великого поста – это радость предвкушения воскресения души, радость предвкушения вечности. Великий пост – это предтеча Пасхи. Как Пророк, Предтеча и Креститель Господень Иоанн говорил: «Я крещу вас водою, но идет Сильнейший меня, у Которого я недостоин развязать ремень обуви; Он будет крестить вас Духом Святым и огнем.

Лопата Его в руке Его, и Он очистит гумно Свое и соберет пшеницу в житницу Свою, а солому сожжет огнем неугасимым».

Весь Великий пост – это радость о Господе в предвкушении Воскресения. Это радость проявления нашего доверия к Богу, любви к Нему: мы знаем, что закончится пост Светлым Христовым Воскресением, и вместе с Ним воскреснут наши души, то есть радость предвкушения встречи с Воскресением. А Пасха – это радость Воскресения, это самое светлое, самое радостное состояние духа человека. То есть Великий пост – это великая радость, а Пасха – это радость Воскресения, как если бы мы верили, надеялись, знали и радовались от этого и вдруг воскресли бы из мертвых.

Знаете, можно сравнить: наша земная жизнь – это ожидание воскресения. Мы все равно сомневаемся: а вдруг нет вечности? У каждого человека мелькают эти мысли, и сомнения эти благочестивые – мы сомневаемся в том, что значимо для нас. А Пасха – это когда с души сомненье скатится: будет правда Воскресения.

Великий пост – это радость, которую мы видим, как сказал апостол Павел, как бы сквозь тусклое стекло, гадательно. А Пасха – это прозрачность Воскресения о Господе.

Благословите, батюшка, в завершение программы.

– Дорогие братья и сестры, в довершение нашей темы «Великий пост – великая радость» мне вспоминаются слова праведного Иоанна Кронштадтского: «Если в сердце нет радости, значит там прилег дьявол». Вот чтобы дьявол не «прилег» в нашем сердце, радуйтесь о Господе. Божие благословение да пребудет со всеми вами!

Записала:
Нина Кирсанова

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс