Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №10 (955) → Игумен Фома (Василенко): Встреча с Богом

Игумен Фома (Василенко): Встреча с Богом

№10 (955) / 6 марта ‘18

Беседы с батюшкой

Батюшка, первый вопрос: как произошла Ваша встреча с Богом?

– Моя встреча с Богом произошла чудесным образом, но это не дает мне права относить себя к числу избранных людей. Святые отцы мне этого права не дают. Люди, к разряду которых отношусь я, дети советского времени, не были воспитаны в религиозном плане, довольно огрубевшие в своих земных ошибках. К подобным людям Господь осуществляет такой подход, как чудесное вмешательство в их жизнь, чтобы всем греховным привычкам противопоставить какое-то яркое, незабываемое впечатление. Можно сказать, чтобы пронзить человека этим впечатлением, чтобы тот бросил все, что влекло его раньше, и ушел за Христом, живя этим переживанием и надеясь на получение в вечности этого состояния навсегда.

Когда я только начал ходить в храм, то, конечно, не сразу ощутил присутствие Божие в жизни. Даже были моменты, когда подкрадывалось разочарование: «Ну как же так? Я думал, начну ходить в храм, и все устроится. А тут что-то ничего не устраивается, а даже наоборот». Для начала надо было разрушить то, что у меня еще было, положить новое основание в моей жизни, и я видел, что рушится даже последнее, что было. Однажды после вечерних молитв я засыпал и попал в странное состояние – не сон и не явь, непонятно, что это было; как пишет апостол Павел, «вне тела ли я был, в теле ли, не знаю». Но в эту минуту я увидел икону Иисуса Христа и услышал голос: «Зачем ты так переживаешь? Твои переживания о том, что ничего не получается, напрасны. Ты теперь будешь со Мной». Это прошло, я почувствовал облегчение, и свет этого посещения оставался во мне еще несколько дней – и сейчас он частично остается, но не так ярко, как тогда. Это вселило в меня надежду, укрепило мою веру и дало силы продолжать жизнь, которую я начал в Церкви, по церковным правилам.

Конечно, первое время мне было нелегко: опять же, были старые привычки. Там, где я родился и вырос, храм – это административное здание, переделанное под церковь, окошки в нем невысокие; я стою, молюсь, а личность моя раздваивается: молюсь, а от окошка отхожу – лукавый мне внушал: «Смотри, сейчас твои знакомые будут проходить, увидят тебя в окно – смеяться будут». Храм находился на окраине города, и мои знакомые в тех местах вообще не должны были появляться; настолько явно было вмешательство этой темной силы, которой я, не понимая того, подчинялся до прихода в церковь. Я поддавался – отходил от окошка, стеснялся, был довольно внушаемый в тот момент.

Но после события, о котором я рассказал, и после других событий я мало-помалу укреплялся. Мне очень помогала и церковная библиотека, и, конечно, церковные таинства. Они меня очень изменили, развернули в совершенно другую сторону. Таинства церковные… До сих пор удивляюсь мудрости Божией, как это создано! Таинства есть таинства – пользуйся и не испытывай умом, что за этим стоит.

Часто встречается такая ситуация: люди ищут Бога, и в этом поиске проходят через другие религии, другие учения, где тоже есть представления о Едином Боге, и лишь впоследствии приходят в христианство. Можем ли мы сказать, что в тех учениях и в тех религиях они все-таки – в какой-то мере – Бога уже встречали?

– Можно сказать (с определенной осторожностью), что в любом народе человек, поступающий по страху и совести, Богу угоден. Но, опять же, к этому надо подходить осторожно. А чтобы не обременять себя этими рассуждениями, надо жить в своих рамках.

Вот мы – представители Православной Церкви. Есть ученые люди, которые выходят на диалог между конфессиями – Бог им как-то это открывает. Нам, людям, имеющим недостаточно света от Бога, достаточно узнать то, что требуется лично от нас, и не закидывать свои взоры туда. Оправдание, опять же, в Священном Писании: «Не судите, да не судимы будете». Надо быть очень осторожным в этом. Но мое личное мнение (и я встречал это у некоторых святых отцов), что, возможно, люди встречали Бога – Он же Единый. Каким-то образом они интуитивно это чувствуют. В Церкви мы имеем богатейший опыт – Священное Предание, и письменное, и устное, а в других народах – не знаю... Я предполагаю, что – да. И хотел бы, как любой христианин, переживший благодатное посещение Богом, чтобы и все другие люди могли это пережить. Думаю, и вы, и все хотели бы, чтобы и другим народам Господь каким-то образом открылся и они были бы с Ним.

Как молился преподобный Силуан Афонский, чтобы освятились все народы земли…

– На самом деле Божественная любовь как раз к этому: «Возлюби ближнего, как себя самого». Это ведь не только участвовать в каких-то его земных, бытовых проблемах (что важно – побыть для человека Богом, помочь ему), но еще и вот это... Но тут надо быть осторожным, чтобы не стать, как сектанты, которые ломятся во все двери: «Давай поговорим об этом!». Нужно учитывать желание человека, его добрую волю, хочет он или нет, спрашивает нас об этом или мы это ему навязываем.

Вопрос телезрительницы из г. Красноярска: «Меня зовут Нина Васильевна, я медработник и хотела бы рассказать, как у меня произошла встреча с Богом. У нас проходила практика по 12 часов в день, и я очень поздно возвращалась домой, с последним автобусом. Было очень темно, и вдруг мне неожиданно пришла мысль, так глубоко-глубоко… Я не слышала – была как бы мысль: «Почему ты живешь на этом свете?». Я была молодая – 17 лет, и не задумываешься: учишься, работаешь, кушаешь – и никогда такой мысли не было. Я испугалась. В то время говорили про НЛО, я подняла глаза к небу, думаю: «Господи, откуда это, что это?» – и бегом домой. И потом я стала задумываться: почему у меня мама так рано умерла, почему у меня никого нет, почему люди умирают? И вдруг мне попалось Евангелие, стала читать… Так я стала верующим человеком. Сейчас мне 60 лет. Мне удалось многое сделать для Господа и с точки зрения своей профессии. Так моя жизнь оказалась с Богом».

– Приятно слышать такие свидетельства людей. На самом деле их много. К сожалению, они не имеют широкой огласки, ведь это важно. Иногда я думаю: если бы все люди жили по заповеди Божией – 6 дней делают свои дела, а на 7-й все бросают и приходят в храм – не в супермаркет идут тратить все, что заработали за 6 дней, а в храм. Как было бы хорошо! Машины не ездят, не устраиваются какие-то громкие концерты, все подчинено Богу – как было бы прекрасно на земле! Но это, наверное, утопия, поэтому что имеем...

Хорошо, что есть такие люди, которых мы сегодня услышали (мы сегодня слышим такой рассказ уже второй раз: пока готовились к эфиру, одна из ваших сотрудниц тоже рассказала, что 10 лет назад у нее была встреча с Господом; кажется, она в кому впала). На самом деле человек, у которого есть сердечная чуткость, воспринимает явно многие сигналы, знаки из духовного мира. Есть, конечно, перегибы, когда человек на этом слишком заостряется, без конца слышит какие-то голоса – это уже болезнь. Но если все в меру...

Апостол Павел шел арестовывать христиан – он считал, что поступает правильно, он был очень горячим, был уверен, что служит Богу… И тут Бог является ему и задает вопрос… Вот как мы слышали сегодня об этом от женщины.

Как Вы считаете, всегда ли встреча с Богом – это и призвание?

– Всегда призвание к перемене. Ведь Господь является не так: «Здрасьте, вот Я есть», или: «Посмотрите, какой Я». В этом всегда есть какой-то призыв к перемене – покаянию. В Евангелии красной нитью проходит слово «покаяние» – «изменение», «исправление»: изменение ума. Потому это призвание к чему-то.

Господь призывает человека к Себе. А что значит – к Себе? Кто любит Меня, говорит Он, соблюдет Мои заповеди. И дальше апостолы вполне раскрывают, что тот, кто не любит ближнего, которого видит, не может любить Бога, Которого не видит. Конечно, это призвание. Вот и звонившая женщина сказала, что сделала много для ближних. Она сказала «для Бога», но я думаю, что она имела в виду ближних, ведь она медработник.

В истории Церкви мы видим, что именно врачи, просвещенные Христом, были наиболее плодовитыми и как врачи: святитель Лука, Косма и Дамиан, Кир и Иоанн, великомученик и целитель Пантелеимон и многие другие. Именно просвещение Христом соединяли со своим врачебным умением. Дай Бог, чтобы все врачи у нас были такими. И не только врачи, но и военные, и в любой области, и в ЖКХ...

Вопрос телезрительницы из г. Сочи: «Меня зовут Елена, я бы хотела рассказать свою историю. До 45 лет у меня не было глубокой веры, хотя я знала, что Христос есть. Я даже ходила в церковь и пыталась причащаться, но не получилось: когда называла свои грехи, батюшка говорил, что я „еще не готова, надо что-то почитать”, и так далее. У меня даже было некоторое отчаяние, но я все равно стала читать „Жития святых”, ходить в церковь, и через какое-то время – год или меньше – пустота ушла, душа наконец-то наполнилась радостью. Я поняла, что встреча с Богом произошла, что Господь любит меня и я люблю Господа. Жизнь моя поменялась… Конечно, я грешный человек, много грешила и грешу сейчас, но все-таки стараюсь исправляться, исправлять свою жизнь, свои грехи. Сейчас я очень счастлива: я знаю, что Бог есть, Он рядом, Он любит нас».

– Помоги Господи. Женщина правильно говорит, что она исполнилась радости, стала счастливым человеком, после того как все-таки потрудилась: молилась, ходила в храм, несмотря ни на что. Хотя и не сразу получилось так, как она хотела. И она говорит, что, хотя и грешит, но старается исправляться.

Вот что тоже важно: нужно обратить внимание, что человек, бывает, настолько глубоко попал в греховную колею, что ему бывает трудно выбраться из нее. И второй круг, третий, десятый – так он и ездит по греховному кругу. Но не нужно отчаиваться, терять надежду. Бывает, что Господь не дает руку помощи, а дает человеку возможность показать свое намерение, доказать: «Господи, вот посмотри» – именно не словами, а действиями. Человек не отступает.

Преподобный Марк Афинский прожил в пустыне 90 лет. Бог указал ему место на горе, где он должен был жить в пещере. Он пришел, поселился, а там жили бесы. Тысячу раз в день они сбрасывали его с горы с побоями, а он поднимался опять – тысячу раз в день. В день! Это продолжалось несколько десятков лет. Вот какая у него была сила. Господь ведь знал, какая у него сила, и попускал столько мучить его бесам. Потом бесы отступили от него, и ему стали служить ангелы. Когда к нему в гости пришел один подвижник и увидел, что в пещере никого нет, чудесным образом на столе появилась пища. Преподобный Марк говорит: «Каждый день мне приносят по одному горячему хлебу, прямо из печки, а ради тебя сегодня принесли два хлеба». Но сколько он потерпел, сколько потрудился! Без труда все-таки ничего не бывает.

Бывает труд внешний, бывает внутренний. Человек – инвалид, прикован к постели, внешне трудиться не может, но может внутренне: может молиться, благодарить Бога. Благодарить Бога в этом состоянии трудно, но это единственно правильный выход: благодарить Бога, что у тебя нет возможности грешить. Неизвестно, как ты вел бы себя, будь у тебя деньги, богатство, красота телесная, какие-то умственные способности – как бы ты все это повернул? Трудно бывает справиться человеку с таким «набором». Ведь за все это придется отвечать. Иногда включишь новости – на что люди тратят деньги, причем колоссальные? Но… Бог им судья.

Вопрос телезрительницы из г. Сочи: «Как проходила встреча с Богом у наших предков-славян? Я прочитала такие книги, как „Домострой”, „Сказание о русском народе”, но там больше говорится, как они в поле работали. Может быть, Вы порекомендуете мне почитать православную литературу, где непосредственно говорится, как в Древней Руси люди встречались с Богом?».

– Спасибо за вопрос. Далеко ходить не будем – святой благоверный князь Димитрий Донской. Я думаю, это будет достаточная древность для нашего разговора, – XIV век. Возьмите его житие и внимательно почитайте, как он встречался с Богом накануне решающей битвы; возьмите преподобного Сергия Радонежского, как ему являлась Божия Матерь, и как немного позднее Божия Матерь многократно являлась преподобному Серафиму Саровскому – такие примеры. Конечно, тут нет разговора о тех, кто работал в поле, но я думаю, не важно, где ты работаешь. В поле ли ты, князь ли, монашествующий или святитель, Бог является любому человеку, если он всем сердцем ищет Бога.

Тут можно посоветовать читать жития святых. «Домострой» – это все-таки книга правил, а в житиях святых достаточно примеров того, как и нашим соотечественникам являлся Господь. Возьмем преподобного Александра Свирского – единственный новозаветный святой, которому Бог явился в виде Троицы: можете о нем почитать. Хотя он, конечно, не крестьянин, в поле не работал. Но те святые, которых я назвал (преподобный Сергий Радонежский, Серафим Саровский, Александр Свирский), кстати, трудились на своих огородах, у них был некий участок, который они возделывали для себя. Поэтому можно взять их как пример.

С другой стороны, почему из наших соотечественников я назвал монашествующих? Человек, воспитанный в религиозных начатках, которые у него развивались, начинал приходить к пониманию: для спасения ему необходимо удаляться из общества. Монашество вообще появилось в спокойные времена, когда гонения на христиан уже закончились, можно было спокойно исповедовать свою веру, не скрывать ее и ходить в храм. Но появилась и опасность в этой спокойной обстановке – как говорят: «Дай человеку хлеба и зрелищ, и он забудет Бога», у человека стирается необходимость в молитве, стирается сердечная, внимательная молитва, она бывает уже по привычке, расслабленная. Потому в те времена появляются монашествующие. (Конечно, я никого не призываю к монашеству, это дело каждого, но объясняю, что происходит, когда человек почувствовал, как быть с Богом и без Него).

Если все-таки отвечать строго на вопрос, – есть «Жития святых», есть «Жития русских святых». Можно почитать творения святителя Тихона Задонского, где есть примеры. В общем, надо подружиться с книгой, начать ходить в церковную библиотеку; сейчас есть и много православных сайтов с литературой, например, Азбука.ру. Это очень хороший сайт, я сам им пользуюсь, там очень много книг, – пожалуйста, читайте их.

Когда мы говорим о встрече с Богом, то чаще всего подразумеваем первую встречу. Но ведь для воцерковленного христианина она происходит регулярно. Наверное, есть 3 основных способа встречи – молитва, чтение Священного Писания и участие в таинстве Евхаристии. Можно как-то расставить приоритеты в этих 3-х деланиях, будет ли какое-то из них главным?

– Думаю, все они связаны, но возглавляет их все-таки таинство Причастия. Но чтение и молитву убрать нельзя: это подготовка к самому главному. Причастие – это ведь соединение человека с Богом. Думаю, здесь должна быть совокупность – все-таки лучше их не разделять. Сколько я читал, я не встречал ни одного святого, который не молился бы или ему не было известно Священное Писание. Преподобная Мария Египетская никогда этому не училась, но ее горячее покаяние сподобило ее к тому, что Дух Святой научил ее, – она цитировала Священное Писание. Нет святых, которые угодили бы Богу и обошли бы что-нибудь. Поэтому, думаю, надо все воспринимать в совокупности.

Любовь – совокупность добродетелей. Нельзя говорить: «Я хочу научиться только любить» и думать, что это будет легче. На самом деле добродетель любви – самая трудная и самая высокая, и все остальные добродетели, которым ты учишься, подводят тебя к любви. Это совокупность. Так и здесь.

Батюшка, дайте нашим телезрителям некоторые рекомендации, как быть во время Великого поста.

– Начать Великий пост я всем советую с того, чтобы попросить прощения. Я сам, пользуясь случаем, хочу у всех попросить прощения – простите меня, грешного. Эта традиция пошла от монашествующих, они расходились на Великий пост в пустыню, не знали, увидятся ли еще, поэтому просили друг у друга прощения. Тем самым они смиряли себя: человек гордый прощения просить не будет. Он считает, что у него все в порядке, за что просить прощения? Если что-то не так, то виноват кто-то, но не он. Я лично считаю, что мне нужно попросить прощения у всех. Вот с этого начнем; Великий покаянный канон очень помогает создать правильную атмосферу в сердце на весь Великий пост. И не ослабевать дальше: ходить в церковь на каждое воскресное богослужение, стараться не пропускать какие-то знаковые богослужения. Именно общественная молитва укрепляет человека для домашней молитвы и создает все остальное.

С праздником всех и спасения души!

Записала:
Ксения Сосновская

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс