Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №09 (954) → Протоиерей Димитрий Беженарь: Не всякому духу верьте

Протоиерей Димитрий Беженарь: Не всякому духу верьте

№09 (954) / 1 марта ‘18

Беседы с батюшкой

Сегодня мы продолжим тему благоразумного отношения к информации, и название сегодняшней встречи – «Не всякому духу верьте». Тема эта актуальна – в последнее время очень распространилось такая практика, как ретрит. Может быть, не все знают, что это такое, поэтому поясню: это поездки на лоно природы, где люди в отрыве от социума, социальных связей занимаются духовными упражнениями, или, точнее, психофизическими упражнениями. Безопасны ли эти поездки, ретриты, эти упражнения?

– Тема очень актуальная. В первую очередь, ретритами интересуются люди светские. В переводе с английского слово retreat («ретрит») означает «уединение, удаление от общества людей». Под руководством инструктора люди, обремененные современным ритмом жизни, хотят на 7–20 дней или на более продолжительный срок отлучиться из социума, отключить телефон, интернет и поехать, как правило, в Юго-Восточную Азию (хотя бывают и другие живописные, экзотические места), чтобы предаваться там якобы духовным упражнениям. Как говорят пропагандисты-ретристы, эти упражнения как бы не имеют связи с какой-то конкретной духовностью.

Сколько можно увидеть рекламных роликов, где инструкторы – улыбающиеся милые барышни – рассказывают, что такое ретрит, зачем на него приезжать! Они всегда говорят примерно следующее: вы удаляетесь от общения с людьми и попадаете в поле высоких духовных вибраций. Все проходит под руководством инструкторов, которые, как говорят сами пропагандисты ретрита, свою личность убирают в ноль, чтобы их сознание никак не мешало пропускать какие-то высокие вибрации из высших духовных планов. Говорят, что это якобы не имеет никакого отношения к вашей религиозной принадлежности, ваша вера и убеждения не имеют никакого значения. Главное – это почувствовать гармонию, спокойствие, разобраться с собой, научиться якобы владеть своими эмоциями. Свои негативные эмоции трансформировать в эмоции положительные. Естественно, человек, оторванный от религиозной традиции, Православия (даже если по факту Крещения он православный, но оторван от веры – не живет христианской жизнью), легко соглашается на такие приглашения.

Очень важно по порядку рассмотреть, на что стоит обратить внимание светскому человеку и на что обращать внимание человеку более или менее верующему (по крайней мере, считающему себя таковым) – у светского человека один взгляд на жизнь, и даже у того, кто говорит: я верующий, христианин, но без фанатизма. Им надо посмотреть на эти психофизические практики немного в ином ключе.

Простой пример, который понятен каждому человеку, даже далекому от всякой религии. Что надо сделать в первую очередь, когда мы покупаем в аптеке лекарственные средства? В первую очередь, надо познакомиться с инструкцией – даже на коробочке с лекарством написано: «Ознакомьтесь с инструкцией». Надо узнать, каковы показания к применению, какие могут быть побочные действия, последствия передозировки, какое взаимодействие с другими лекарственными средствами.

А здесь вам говорят, что вы якобы достигнете гармонии, научитесь владеть своими чувствами, раскроете свой внутренний духовный потенциал под руководством какой-то симпатичной инструкторши, которая будет ретранслятором неких высших духовных энергий из высших духовных планов. Почему современному человеку, человеку прагматичного ума, не задаться вопросами: «А что это за планы? Эти высшие духовные планы – это что или кто? Эти планы личностны? Они духовны или материальны? Если они духовны, если они личностны, очень важный вопрос – эти духовные планы нравственно нейтральны? Или они добрые? Или злые? Они правдивы или лживы?» – вопросы очень немаловажные: с открытой душой и распростертыми объятиями соглашаться, может быть, на сомнительный по своим последствиям для вашей души тренинг – очень и очень небезопасно. Ведь прежде чем принимать лекарство, мы обязательно смотрим, не будет ли передозировки? То же – и когда с этих «высших планов» в вашу душу будет проникать непонятно какая энергия и вибрация.

Светский человек, наверное, меньше задумывается об этом, чем человек церковный…

– В чем успех ретритов, которые стали частью общего наступления восточного мистицизма на сознание европейцев, американцев, граждан России и стран СНГ – вообще современных людей? Широкой поступью двигается восточный мистицизм. А особенность его такова, что он опирается на опыт и как бы говорит, что вера, доктрины отходят на второй план. То есть не важно, как вы веруете, самое главное – опыт: попробуйте – и увидите, что это действует.

Знаете, как это импонирует современным людям: «Ведь я же могу попробовать! И я действительно чувствую, что появляется какая-то внутренняя гармония». Человек 10–15 дней без интернета, телефона, ни с кем не общается, море, солнце, тропические фрукты – и ему стало как будто легче.

Он просто отдохнул.

– Видите ли, инструкторы-ретритеры говорят, что это не отдых, а работа – очень напряженная работа под руководством опытных специалистов: в том-то и дело, что это не отдых, не каникулы, а работа над собой с некими духовными реальностями. И акцент делается на то, чтобы вы попробовали и увидели, что вам это помогает. Опыт ставится во главу угла.

Вы сказали, что светские люди, как правило, едут на ретриты в поисках покоя, гармонии. А если они все-таки находят там и покой, и гармонию? Может быть, ничего предосудительного в этом нет?

– Чем восточный мистицизм импонирует человеку? Как я уже говорил ранее, тем, когда говорят: попробуйте – и вы увидите, что это действует. Человек пробует. В первый раз едет на ретрит, попадает в какую-то экзотическую обстановку в окружении единомышленников, начинает что-то выполнять, медитировать. Там есть жесткие правила, диета. И он начинает чувствовать в себе какие-то изменения.

Но у светского человека, который не ведет духовной жизни, нет критериев для сравнения. С чем сравнить то духовное состояние, которое у тебя сейчас? Подлинного смирения у человека, может быть, нет, что такое покаяние, он не знает, опыта молитвы не имеет. С чем ему сравнить то, что с ним сейчас произошло? Конечно, он чувствует, что ему немножко лучше, чем когда он в суете в офисе, на работе, его постоянно давят заботы: надо позвонить, надо договориться. Естественно, не имея критерия сравнения с духовным состоянием, он действительно может почувствовать, что ему лучше, но это состояние душевное, а не духовное.

И самое главное, на что надо обратить внимание, дорогие друзья. Чем еще завоевывает позиции восточный мистицизм? Поначалу у тебя нейтральные ощущения, которые как бы не касаются твоего мировоззрения. Но посмотрите в интернете ролики с людьми, которые уже регулярно ездят на ретрит, – они говорят: «Наконец-то с тобой произойдет пробуждение, после которого ты начнешь по-другому смотреть на жизнь. Ты начнешь радоваться жизни, и все то, во что ты когда-то верил, чего боялся, к чему стремился, отойдет на задний план».

Это как раз касается мировоззрения.

– В том-то и дело. Видите, поначалу, когда человека только приглашают, он не задумывается, что на него снизойдет какая-то высшая вибрация с высших анонимных планов и окажется, что то, во что он верил раньше, что любил, к чему стремился, чего боялся, – все отойдет на задний план. Он станет иным. Но каким иным? Станет ли он духовным? Станет ли более нравственным? Станет ли ответственнее, будет ли по-настоящему любить ближних?

И тут есть еще один важный нюанс, дорогие друзья. Если кто-то из ваших знакомых, друзей (хуже всего – родственников) попал под влияние ретритов, обратите внимание на следующее. Восточный мистицизм ориентирован на то, чтобы ты свою внутреннюю гармонию, якобы душевную, достигал за счет отрешения от окружающих людей – ближний воспринимается как источник внешнего раздражения. Некоторые рекламные ролики о ретритах так и говорят, что молодые мамы могут оставить свое чадо на 10–20 дней с кем-то другим. Отказаться от своего ребенка. Временно, конечно, но ты отрешаешься от самых близких тебе (мужа, жены, детей), чтобы достичь внутренней гармонии. Гармония за счет чего? За счет того, что ты отрешаешься от ближних.

Если христианство учит, что самая главная заповедь – это любовь к Богу и ближнему как к самому себе, то здесь ты разрубаешь все связи с окружающими и как бы самоустраняешься. Это очень опасно, это все более и более ведет к возрастанию эгоизма.

Чем отличается дух мирный, который должен стяжать христианин, от покоя и гармонии, которые обещают на ретритах?

– И не только на ретритах, но и во множестве других психофизических практик индуизма и буддизма. Нюанс в том, что христианская аскетика опирается на заповеди о любви – к Богу и к ближнему, как к самому себе. Из Евангелия мы знаем: когда Господь отвечал на вопрос законника, какая заповедь большая в Законе, то это не обрезание, не почитание субботы, не что-то другое, – «один законник встал и, искушая Его, сказал: Учитель! что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную? Он же сказал ему: в законе что написано? как читаешь? Он сказал в ответ: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всею крепостию твоею, и всем разумением твоим, и ближнего твоего, как самого себя. Иисус сказал ему: правильно ты отвечал; так поступай, и будешь жить. Но он, желая оправдать себя, сказал Иисусу: а кто мой ближний», подразумевая, что есть некие ближние, которым он обязан что-то сделать, – они члены его семьи или сотрудники, а есть люди, которыми он может пренебречь. И Господь ответил ему, что ближний – это тот, кто оказался рядом с тобой и которому ты можешь помочь: кто в твоей помощи нуждается, тот и есть твой ближний. Вот основа христианской аскетики, и она приносит мирный дух.

Мирный дух – это действие благодати Божьей. А восточный мистицизм, как я раньше сказал, построен на эгоизме, на том, чтобы постепенно отсекать все связи с другими людьми как с внешними раздражителями. В книге йога Шивананды о самадхи-йоге, своего рода учебном пособии для людей, которые хотят в эту мистику углубиться, сказано, что успех йога достигается за счет полного отрешения от всего окружающего мира. Ты никого не замечаешь, никого не видишь, никого не слышишь. Даже если рядом человек, который нуждается в помощи, ты должен своими упражнениями, медитацией заставить себя не видеть, не слышать, не откликаться, не волноваться по поводу всего этого. Вот в чем суть этого восточного мистицизма – формируется эгоизм за счет полного отрешения от всех окружающих.

В чем духовная опасность таких психофизических практик для православного христианина?

– Не только для православного христианина, а вообще для любого человека (но для христианина, конечно, в первую очередь: ему больше дано и с него будет больше спрошено) – таким образом мы нарушаем установленный Богом запрет на контакт с миром падших духов. Чтобы это понять, надо вспомнить в общих чертах, что после грехопадения наших праотцев Адама и Евы человечество оказалось вне райских врат, как пишут преподобный Макарий Великий в своих «Беседах» и преподобный Иоанн Дамаскин в книге «Точное изложение Православной веры». Святитель Игнатий (Брянчанинов) в 4-м томе «Слово о смерти», как бы суммируя предыдущий опыт святых отцов, формулирует: великой милостью Божьей к человечеству было то, что Бог облек наших праотцев в кожаные ризы. Под кожаными ризами подразумевается эта дебелая плоть, которую мы носим сейчас, плоть, подобная пеленам, которыми пеленают ребенка, чтобы он рос более здоровым, чтобы члены его тела правильно развивались. Так и дебелость плоти необходима для правильного возрастания нашей души, потому что мы находимся в окружении падших духов злобы, подпав под их влияние и дав им права над собой в результате грехопадения праотцев. То есть человечество живет вне райских врат, в окружении падших духов.

Господь защитил нас этой дебелой плотью от их воздействия. Мы их визуально не видим, мы их не слышим, не соприкасаемся с ними. Они воздействуют на нас только через помыслы, и за счет этого человек удобопреклонен и к добру, и ко злу. Падшие духи удобопреклонны только ко злу, а воля человека колеблется. И самовольное снятие кожаных риз, самовольное проникновение в мир духов, без воли Божьей, – вот в чем опасность всех этих психофизических восточных опытов.

Ретриты говорят: «С высших духовных планов мы черпаем энергию и ретранслируем ее через себя». А что это за энергия? Почему этот уважаемый инструктор не сказал нам, что это за энергия? Точно ли он отвечает за то, из каких энергий хватает эту вибрацию? А может быть, эта вибрация потом замучает его самого? Как потом с этой вибрацией быть? Поэтому такое самовольное проникновение в духовный мир чревато катастрофическими последствиями для нашей бессмертной души.

Почему же эти практики так популярны, причем среди людей, которые были крещены в детстве и сами относят себя к Православию?

– Как неоднократно говорят такие люди, они считают себя «верующими, но без фанатизма». А что это значит? Это значит – практически неверующий. Если он крестик носит, то ради красоты, в храм не ходит практически никогда, а если зайдет, то за святой водой, яблоки освятить, в Пасху на крестный ход – и все. Таким поверхностно верующим людям как раз и импонирует то, что восточный мистицизм ориентируется на опыт: попробуй – и увидишь, что это действует. И когда человек видит, что в нем начинает что-то меняться, появляется якобы некая гармония, он этот опыт, не имея духовного критерия, не зная, с чем его сравнить, воспринимает как нечто полезное.

Отец Димитрий, какую полезную литературу Вы могли бы посоветовать почитать нашим телезрителям о восточном мистицизме, чтобы прояснить картину?

– Дорогие друзья, если кто-то из вас действительно хочет разобраться в этом вопросе, очень рекомендую замечательную работу одного из выдающихся богословов и миссионеров XX века – святителя Николая Сербского (Велимировича), которая называется «Стеклянные глаза Индии»; она издавалась в сборнике его трудов. И другую его работу, которая называется «Теодум», состоящую из отдельных законченных статей о восточном мистицизме, где дается оценка йоги, буддизма, индуизма. Это очень глубокая, основательная богословская работа.

Еще могу порекомендовать замечательную книгу отца Серафима (Роуза) «Православие и религия будущего». В 3-м томе сочинений Паисий Святогорец тоже говорит об индуизме и восточном мистицизме. Есть целая глава, посвященная прелести, беснованию – увлечение этим восточным мистицизмом приводит к прелести и беснованию, когда человек подпадает под власть злых духов. Очень хороша книга священника Владимира Елисеева «Православный путь ко спасению и восточные и оккультные мистические учения».

Я бы хотел закончить нашу передачу, зачитав из «Отечника» святителя Игнатия (Брянчанинова) некоторые очень важные мысли, актуальные для нашего времени и нашей сегодняшней темы, которые помогут укрепить нашу веру и будут согревать нашу душу: «В последнее время, – сказал один из духоносных отцов, – те, которые поистине будут работать Богу, благоразумно скроют себя от людей и не будут совершать посреди них знамений и чудес, как в настоящее время (это говорил один из древних отцов Церкви. – Прот. Д. Б.). Они (т.е. подвижники последних времен. – Прот. Д. Б.) пойдут путем делания, растворенного смирением, и в Царствии Божием окажутся бóльшими отцов, прославившихся знамениями. Какое основательнейшее наставление и какое утешение для нас в этих пророческих словах знаменосного и духоносного отца! По причине умножения соблазнов, по причине всеобщности господства их (соблазнов, и мы сегодня об этом как раз говорили. – Прот. Д.Б.), по причине забвения Евангельских заповедей и пренебрежения ими всем человечеством – необходимо для желающего спастись удаление от общества человеческого в уединение наружное и уединение внутреннее. По причине иссякновения благодатных руководителей, по причине умножения лжеучителей, обманутых бесовскою прелестию и влекущих весь мир в этот обман, необходимо жительство, растворенное смирением, необходимо точнейшее жительство по Евангельским заповедям, необходимо соединение молитвы с плачем о себе и о всем человечестве, необходима осторожность от всякого увлечения разгорячением думающим совершать дело Божие одними силами человеческими, без действующего и совершающего Свое дело Бога. «Спасаяй да спасет свою душу» (Быт. 19,17), сказано остатку христиан Духом Божиим. Себя спасай! Блажен, если найдешь одного верного сотрудника в деле спасения, и это великий и редкий дар в наше время.

Остерегись, желая спасти ближнего, чтобы он не увлек тебя в погибельную пропасть (здесь подразумеваются те, которые, еще не упорядочив самих себя, уже стараются спасать весь мир). Последнее случается ежечасно. Отступление попущено Богом: не покусись остановить его немощною рукою твоею. Устранись, охранись от него сам, и этого с тебя достаточно. Ознакомься с духом времени, изучи его, чтобы по возможности избегнуть и влияния его».

Как раз о «духе времени» мы сегодня и говорили – это попытка всевозможными оккультными учениями достигать мнимых спокойствия и гармонии за счет отчуждения от окружающих людей.

Господь да благословит вас, дорогие братья и сестры, и будьте осторожны с информацией, особенно с информацией на духовную, а точнее – псевдодуховную тему.

Записала:
Ксения Сосновская

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс