Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №07 (952) → Архимандрит Савва (Мажуко): Человек это святыня

Архимандрит Савва (Мажуко): Человек это святыня

№07 (952) / 5 февраля ‘18

Свет невечерний

Принято считать, что настоящий христианин озабочен, взволнован, интересуется только спасением души, поскольку все связанное с телом есть тлен, соблазн, искушение. Но действительно ли так учит нас Евангелие и это ли есть учение Церкви? Ведь мы знаем, что самый главный праздник в круге богослужебной жизни православной Церкви – это Пасха.

Это не просто память, что Христос Воскрес, т.е. победил смерть в Своем теле, но это еще и воспоминание будущего события, всеобщего воскресения, когда каждый из нас войдет в Царство Небесное, в тот будущий мир, который Господь для нас уготовил, – войдет в него с телом. Не только с душой.

Мы сегодня поговорим на очень важную тему: тело человека – это благословение или проклятье? Мы видим, что память о Пасхе пронизывает не просто христианскую мысль текстами Священного Писания, святых отцов, но и христианское богослужение. И среди прочих жестов богослужебных мне наиболее близок, очень нравится момент, когда священник кадит храм (это очень древний жест почитания, воздаяния чести, особый, священный): кадит иконы, иконостас, Царские врата, поскольку иконы – это образ вечного, образ святых, Христа Спасителя, Божией Матери, и, конечно, жест почитания, каждения святого образа. А вот священник поворачивается и говорит молящимся, и начинает кадить каждого из нас. Стоят дед, старушка, взрослый мужчина и недоумевают: почему, собственно, нас кадят, как иконы?

Некоторые говорят, что это связано с тем, что злых духов прогоняют – ничего подобного. Это жест почитания. Почему? Каждый из нас есть икона, каждый из нас – храм. Апостол Павел неоднократно останавливает на этом свое внимание. Он говорит, что Воскресение Христово есть заповедь о нашем воскресении.

Весть, что каждый из нас воскреснет в своем теле заставляет нас думать, что тело так же важно, как и душа. Это совершенно необычно для античного мира. Когда апостол Павел проповедовал в афинском ареопаге – в Книге Деяний об этом сообщается подробно, – его очень внимательно слушали до тех пор, пока он не сказал, что Христос, хотя он не назвал имя Христа, открыл нам тайну воскресения телесного: смерть будет побеждена, тело будет спасено. И тут его освистали, просили уйти из собрания: для античного мира тело есть гробница для души, тело – это искушение, это грязь. Неоплатоник Платин стыдился того, что он живет в теле, один из его учеников называл его, тело, просто мешком с нечистотами: тело – это грязь, чем быстрее от него освободишься, тем лучше, нужно спасать душу.

Но христианство так не учит. Тело так же важно, как и душа. И именно поэтому в христианстве появилось учение о целомудрии. Само слово, конечно, не из христианского обихода, сокращенный термин греческой этической мысли, т.е. некоторая цельность. Почему пришелся христианской мысли ко двору этот термин? Целомудрие – целостное мудрование. Мы не расщепляем человека. Душа без тела – это не человек, это привидение – может быть, доброе, может быть, не очень. Тело без души – просто труп, тоже не человек. А Христос пришел спасти всего человека – не душу, но человека в его историческом бытии, человека в теле. Поэтому именно в христианстве так подчеркивается добродетели телесной чистоты, но при этом тело никак не унижается. Тело – это храм Святого Духа.

Апостол Павел говорит, обращаясь к коринфянам, говорит: Разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас? Вы Церковь. Если я оскверняю свое тело, – как оскверняю? Нечистыми поступками: если вы изменяете своей супруге, если вы ведете какую-то жизнь нецеломудренную, нечистую, вы оскверняете Церковь, т.е. совершаете кощунство – тот самый грех, который жутко в памяти остался в нашем народе со времен коммунистических завоеваний, когда разрушались Церкви, иконы рубились топорами, сжигались, осквернялись святыни.

Каждый человек – это святыня: мое тело – не просто душа, но и тело – нуждается в благоговейном отношении, поскольку несет в себе образ Божий. Я сосуд благодати, некоторое хранилище Святых Даров, ведь я причащаюсь Тела и Крови Христовой, Тело и Кровь Христова входит в меня, делая меня причастным к Божественной жизни. И поэтому в Православной Церкви существует почитание мощей. Не поклонение, как Божественному чему-то, а именно почитание, потому что тело человека – это сосуд благодати.

У нас есть мощи святых угодников, перед которыми люди получают большое утешение. Достаточно просто прийти к останкам, постоять рядом с этой Церковью, с храмом Святого Духа, который представляет из себя мощь останков святых людей, чтоб почувствовать, что это были удивительно чистые, святые люди… Само слово «мощи» говорит, что это нечто сильное, мощное – это телесная оболочка, пропитанная Духом Святым.

И поэтому мы должны с вами ясно и четко себе представлять двойственность положения человека в мире. С одной стороны, тело не есть проклятие, тело есть благословение. И более того, Григорий Нисский говорит, что человек выше ангелов именно потому, что у него есть тело. И святитель Григорий Валаам, наш великий мистик и исихаст, подвижник благочестия, афонский монах, старец, говорит, что мы выше ангелов: ангелы сотворены для человека, – именно выше тем, что у нас есть руки, у нас есть тело и мы можем своими руками что-то творить, мы можем говорить, печь пироги – и даже этим простым жестом мы выше ангелов.

Но тело и есть источник соблазна – искушения рождаются в сердце человека, который несет ту болезнь греха. И от этого соблазна и искушения в равной мере страдают и душа, и тело человека. И мы должны не погребать свое тело какими-то экспериментами, а учиться преображать его – сначала освоив его энергию, научившись сдержанности, научившись разумному уходу за своим телом, с тем, чтобы выполнить самый главный завет Божий для человека, поскольку Господь сотворил человека для радости. Но радоваться можно только чистой радостью, нетленной, святой, неприместной какому-то греху или нечистоте. Научиться вот этой подлинной радости – это и есть путь святости.

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

В других номерах:

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс