Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №06 (951) → Картина Андрея Ивановича Иванова «Амвросий Медиоланский воспрещает императору Феодосию вход в храм»

Картина Андрея Ивановича Иванова «Амвросий Медиоланский воспрещает императору Феодосию вход в храм»

№06 (951) / 2 февраля ‘18

Хранители памяти

Окончание. Начало в №3 (948) – №5 (950) 2018

Светлана Степановна Степанова, куратор выставки, доктор искусствоведения, научный сотрудник отдела живописи XVIII – первой половины XIX вв. Государственной Третьяковской галереи: – Автор и исследователь просто не соотнес это упоминание в архивах с картиной, которая к тому времени уже поступила в собрание Третьяковской галереи. И когда мы углубились в архивы, возникла действительно очень интересная история.

Оказалось, что наше полотно принадлежит ко второму заказу для миссии в Пекине – первый заказ был еще в 1823 г., когда обер-прокурор Александр Николаевич Голицын (князь) написал президенту Академии художеств Андрею Николаевичу Оленину с просьбой подыскать исполнителей для разработки проекта нового иконостаса пекинской Сретенской церкви и написания новых образов. Предполагалось, что эти работы выполнит группа художников, но получилось так, что весь заказ взял в свои руки Андрей Иванович Иванов.

Видимо, этот заказ был выполнен настолько хорошо, что уже через несколько лет, в 1828г., по просьбе тогдашнего председателя этой миссии архимандрита Петра, заказ поступил уже непосредственно к Андрею Ивановичу Иванову – написать еще 4 большие картины, чтобы поместить их в том же Сретенском храме. Сложный и срочный заказ. Его полагалось уже по приготовленным Ивановым эскизам выполнить к декабрю 1829 г.: в 1830-м году в Китай отправлялась очередная, 11-я миссия, и с ней должны были отправиться в Сретенский храм эти 4 картины. Заказ был исполнен в срок, о чем свидетельствует дата на нашем полотне.

В 1820-е гг. Андрей Иванов выполняет очень много церковных заказов. Можно сказать, что пик его творческого взлета пришелся на первое десятилетие XIX в. Я хочу напомнить любителям искусства, что он был сиротой: безродный подкидыш из московского воспитательного дома был отдан в 6-летнем возрасте в воспитательное училище при академии и потом уже прошел все ступени академического образования и в 1797 г. закончил академию с большой золотой медалью. К сожалению, его академической работы не сохранилось – это была композиция на сюжет «Ной после потопа, выходящий из ковчега и приносящий жертву Богу» (нужно сказать, что многие работы Андрея Иванова по тем или иным причинам не дошли до наших дней, особенно церковные его произведения).

Он был одним из членов Вольного общества любителей словесности, наук и художеств. Одним из организаторов этого общества, его идейным вдохновителем был Иван Пнин, редактор бестужевского журнала. И вот мы и многие исследователи полагают, что картина из нашего собрания «Смерть Пелопида», написанная в 1804 году, написана как бы в память об этом человеке. Картина изображает смерть защитника Фив и горе, отчаяние, которое охватило его сподвижников.

В 1810-е гг. он пишет самые известные свои станковые картины, они находятся в Русском музее. Это «Подвиг молодого киевлянина» и «Мстислав Удалой, побеждающий в битве касожского князя Редедю». Нашему же собранию принадлежат два замечательных маленьких портрета, написанных, как мы полагаем, после избрания Иванова в академики. Он получил это звание в 1803 г. за картину, которая называлась «Адам и Ева под деревом после изгнания из рая». Несмотря на, казалось бы, драматический сюжет, картина проникнута очень светлым, сентиментальным, трогательным чувством и, наверное, неслучайно. К этому времени он был уже женат, и на этих двух маленьких портретах предстает сам художник в академическом мундире и его супруга в образе весталки – хранительницы домашнего очага.

Итак, картины отправились с 11-й миссией в 1830 г. в Пекин. Впервые к этой миссии приписывались не только духовные лица и историки-китаеведы, но и художник. И, конечно, Андрей Иванов хотел отправить с этой миссией своего сына Александра. Но сын, видимо, этому очень воспротивился. Желание отца понятно: художнику полагалось жалование на весь период пребывания в Китае, а это 500 рублей серебром в год, а по возвращении пенсион, чины и награды, то есть уже вполне обеспеченное будущее. В результате с этой миссией отправился в Китай художник Антон Легашев. Впоследствии разные художники отправлялись с этими миссиями, в частности, Иван Иванович Чмутов: ему принадлежит замечательный рисунок с изображением службы в этом пекинском храме. И мы видим, что на этой картинке присутствуют по облику китайцы; это так называемые албазинцы – потомки русских казаков, защитников крепости Албазин на Амуре, которые в свое время попали еще в конце XVII в. в плен и поселились в Пекине. И, собственно, Русская духовная миссия была одна из первых русских миссий за рубежом – возникла как раз чтобы окормлять потомков албазинцев.

Конечно, справедливо возникает вопрос, что же случилось с этими работами Андрея Иванова? Получается, что в результате выполнения этих 2-х заказов он написал в общей сложности 18 работ для Сретенского храма. Есть издание 1916 г., посвященное истории китайской миссии, и там упоминается о 4-х больших картинах профессора Андрея – тогда они еще благополучно существовали в этом храме, но с 1924 г. Сретенская церковь использовалась под склад ненужной мебели. Куда делись все работы, его украшавшие? Неизвестно… Южное подворье, все постройки, все предметы перешли, по распоряжению советского правительства, китайскому. В настоящее время на этой территории находится муниципальный парк. Сретенскую церковь, которую в XVIII в. построили по китайской технологии, и она даже выдерживала землетрясения, разобрали в 1991 г.

Вы знаете, я даже полагаю, что эта ошибка, вкравшаяся в название нашей картины, послужила в какой-то мере ее спасением – ее, видимо, сочли исторической композицией на исторический сюжет, а не чисто религиозный. Возможно, кто-то из членов советского посольства вывез ее в Советский Союз. Когда она попала к Арендтам и при каких обстоятельствах, мы тоже не знаем. В музее она с 1968 г.

Мы завершили рассказ о полотне «Амвросий Медиоланский воспрещает императору Феодосию вход в храм» русского живописца Андрея Ивановича Иванова.

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс